Решение по делу № 33а-4863/2020 от 24.04.2020

33а-4863/2020; 2а-1104/2020 ~ М-6136/2019

59RS0004-01-2019-008537-09

Судья Подгайная Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 июля 2020 года город Пермь

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Никитиной Т.А.

Судей Котельниковой Е.Р., Чулатаевой С.Г.

При секретаре Греховой Е.В.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федоровой Татьяны Александровны на решение Ленинского районного суда города Перми от 03 февраля 2020 года, которым постановлено:

«в удовлетворении административного искового заявления Федоровой Татьяны Александровны, действующей в интересах несовершеннолетней Ф. к департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке, возложении обязанности о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного на территории города Перми, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения аукциона, отказать»,

Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., изучив материалы дела, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Федорова Т.А. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми в предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке.

Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми предоставить в аренду земельный участок, расположенный на территории города Перми с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения аукциона.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что в интересах ребенка – инвалида Ф., которая приходится ей дочерью, она обратилась с заявлением в департамент земельных отношений администрации города Перми о предоставлении земельного участка, расположенного на территории города Перми в аренду, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке без проведения аукциона.

Административный ответчик в своем решении в предоставлении земельного участка отказал.

Не согласившись с данным отказом, административный истец обратилась с настоящим административным иском в суд.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Федорова Т.А., считает его незаконным, вынесенным с нарушением норм действующего законодательства.

В судебное заседание Федорова Т.А. не явилась, извещалась, ее представители К., О. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить.

Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещались.

Изучив материалы дела в соответствии с положением статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей административного истца, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела Федорова Т.А. является матерью ребенка–инвалида - Ф. /л.д.10,11/.

06.09.2019 года административный истец обратилась с заявлением в департамент земельных отношений администрации города Перми, в котором просила предоставить её семье, имеющей в составе ребенка – инвалида земельный участок на праве выкупа для индивидуального жилищного строительства/л.д. 27/, согласно приложению вместе с данным заявлением административный истцом была представлена копия паспорта, свидетельство о рождении, справка инвалида.

Указанное заявление было рассмотрено департаментом земельных отношений администрации города Перми и в письме от 07.10.2019 года № 21-01-07-И-7245 административному истцу было указано, что по информации, имеющейся в администрации города Перми Федорова Т.А. и ее семья на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоит.

Кроме этого разъяснено, что порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, урегулирован ст.ст. 39.14 – 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Также в ответе разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, являющиеся собственниками зданий и сооружений. Следовательно, оформление земельного участка в собственность возможно только после строительства жилого дома и регистрации прав на данный объект недвижимости/л.д.30.31/.

Полагая, что данный отказ является незаконным административный истец обратилась с настоящим административным иском в суд.

Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 39.6,39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 2,17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Решение Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 года, исходил из того, что административным истцом доказательств отсутствия жилых помещений пригодных для проживания не представил, в связи с чем отсутствуют основания для вывода о наличии нуждаемости административного истца и членов ее семьи в улучшении ее жилищных условий.

Кроме этого суд исходил из обстоятельств того, что из материалов дела не следует, что административным истцом при обращении к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка представлялись доказательства, подтверждающие нуждаемость Ф. в улучшении жилищных условий.

Также суд принял во внимание, что в оспариваемом ответе содержатся разъяснения действующего законодательства, регулирующие порядок предоставления гражданам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, с приложением бланков заявлений, порядка приобретения земельных участков, в связи с чем пришел к выводу о том, что оспариваемый ответ носит информационный характер и прав административного истца не нарушает.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, исходя при этом из следующего.

В соответствии с положениями части 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (подпункт 14 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В соответствии с положениями подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий, исходя из критериев, установленных статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.

С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса нахождения инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.

Основания признания нуждающимися установлены статьей 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что доказательств наличия какого либо из оснований, перечисленных в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, для постановки административного истца на жилищный учет Федоровой Т.А. при обращении с заявлением в департамент земельных отношений администрации города Перми представлено не было, как и не представлено данных доказательств при рассмотрении судом первой инстанции. В установленном порядке административный истец малоимущей не признана.

Кроме этого по запросу судебной коллегии была представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах Федоровой Т.А. на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимости по состоянию на 22.06.2020 года, согласно которой административный истец Федорова Т.А. имеет на праве собственности жилое помещение по адресу: **** площадью 31,1 кв.м., дата государственной регистрации права - 25.03.2016 года, данные о государственной регистрации прекращения права отсутствуют, жилое помещение по адресу: ****, площадью 50,1 кв.м., дата регистрации права – 04.03.2014, сведения о государственной регистрации прекращения права отсутствуют; жилое помещение по адресу: **** общей площадью 94,5 кв.м. общая долевая собственность в праве - 1/4, дата регистрации права - 18.06.2014 года, сведения о регистрации прекращения права отсутствуют.

Поскольку состав семьи административного истца составляет три человека, а суммарная общая площадь всех указанных жилых помещений составляет 104,7 кв.м., наличие нуждаемости в улучшении жилищных условий не установлено, данное обстоятельство, вопреки требованиям части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации опровергнуто не было.

При этом представленный в материалы дела суду апелляционной инстанции договор найма, по которому административный истец передала нанимателю во владение и пользование за плату жилое помещение по адресу: ****, является гражданско –правовой сделкой заключенной административным истцом своей волей и в своем интересе и не может являться основанием для установления нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Доказательств наличия иных оснований признания административного истца нуждающейся в улучшении жилищных условий (в том числе по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации) представлено не было.

Принимая во внимание все изложенное выше, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что оспариваемый ответ изложенный письме от 07.10.2019 года № 21-01-07-И-7245 прав и законных интересов административного истца не нарушает.

Судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда города Перми от 03 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федоровой Татьяны Александровны без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-4863/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Федорова Татьяна Александровна, в интересах н/л Федоровой Елизаветы Андреевны
Информация скрыта
Ответчики
Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Никитина Татьяна Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
24.04.2020Передача дела судье
28.04.2020Судебное заседание
15.06.2020Производство по делу возобновлено
15.06.2020Судебное заседание
22.06.2020Судебное заседание
08.07.2020Судебное заседание
10.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2020Передано в экспедицию
08.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее