Решение по делу № 2-705/2021 от 12.08.2021

УИД 37RS0021-01-2021-000927-16

Дело № 2-705/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Фурмановский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Смирновой А.А.,

при секретаре Грибковой А.А.,

с участием:

прокурора – помощника Фурмановского межрайонного прокурора Сосниной О.В.,

истца Михайлова С.В.,

представителя ответчика – Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району Гаймаловой Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по исковому заявлению Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах Михайлова С.В., к Территориальному управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав инвалидов,

У С Т А Н О В И Л:

Фурмановский межрайонный прокурор, действуя в интересах Михайлова С.В., обратился в суд с иском к ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав инвалидов.

Исковые требования обоснованы тем, что Фурмановской межрайонной прокуратурой по обращению Михайлова С.В. проведена проверка соблюдения ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району требований законодательства о социальной поддержке и защите прав инвалидов. В ходе проверки установлено, что Михайлов С.В. с <ДД.ММ.ГГГГ> пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по жилому помещению: <адрес>, в виде ежемесячной денежной выплаты по категории инвалид (инвалидность I группы, бессрочно). Михайлов С.В., как заявитель <ДД.ММ.ГГГГ> обратился в ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району с заявлением о перерасчете ЕДВ ЖКУ в связи с «новыми услугами». В ходе рассмотрения данного заявления органом социальной защиты выявлено следующее. С <ДД.ММ.ГГГГ> в жилом помещении, в котором проживает заявитель, установлен прибор учета на горячую воду, с <ДД.ММ.ГГГГ> - прибор учета на газ (на приготовление пищи), с <ДД.ММ.ГГГГ> - индивидуальный счетчик на холодную воду, водоотведение, добавлены новые услуги в части оплаты ОДН. С <ДД.ММ.ГГГГ> установлен двухтарифный счетчик на электроснабжение. С <ДД.ММ.ГГГГ> появилась новая услуга по обращению с ТКО. Кроме того, в период с <ДД.ММ.ГГГГ> неоднократно изменяется количество зарегистрированных граждан по адресу регистрации Михайлова С.В., что влияет на размер выплаты. Документы, содержащие сведения о произошедших изменениях, были получены ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району лишь в <ДД.ММ.ГГГГ>. Дополнительно органом социальной защиты сделаны запросы в соответствующие ресурсо-снабжающие организации для правильного перерасчета ЕДВ ЖКУ. На основании предоставленных документов и полученных сведений из организаций ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району произведен перерасчет выплаты, в результате чего выявлена переплата в размере 7.598 рублей 32 копеек за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>. В связи с несвоевременным сообщением Михайловым С.В. об обстоятельствах, влияющих на изменение размера предоставляемой ему ЕДВ ЖКУ, и возникшей переплате, ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району принято решение об удержании с заявителя сумм переплаты за весь период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>. Считает указанное решение незаконным, поскольку у ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району при исполнении обязанности по осуществлению межведомственного взаимодействия для получения необходимых сведений в целях обеспечения реализации гражданами прав на получение мер социальной поддержки имелась возможность получить информацию о совершении гражданами - получателями мер социальной поддержки действий, приводящих, в том числе, к изменению состава семьи, предоставляемых коммунальных услугах в рамках межведомственного взаимодействия, без непосредственного обращения самих граждан в уполномоченный орган, что имеет важное значение для реализации прав на получение мер социальной поддержки, в том числе инвалидами, к которым относится Михайлов С.В. Нормы регионального законодательства не позволяют отделу территориального управления Департамента при выявлении факта переплаты ежемесячной денежной выплаты производить в бесспорном порядке ее удержание из полагающейся гражданину ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг. При этом несмотря на то, что ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району решение о приостановлении выплаты ЕДВ ЖКУ Михайлову С.В. не принималось, фактически данную выплату Михайлов С.В. не получает, что нарушает его законные права и интересы. Кроме того, ТУСЗН по Фурмановскому району удержание с Михайлова С.В. выявленных сумм переплат производится не за три года со дня, когда уполномоченный орган узнал о наличии переплаты по ЕДВ ЖКУ, то есть с момента принятие решения о перерасчете размера ЕДВ ЖКУ - <ДД.ММ.ГГГГ>, а за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ>, что ухудшает гражданские права Михайлова С.В. Просит признать незаконными решение ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, а также действия ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району в отношении Михайлова С.В. по удержанию с него как излишне выплаченных сумм ежемесячной денежной выплаты за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> по оплате жилищных и коммунальных услуг; возложить на ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району обязанность произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты, причитающейся Михайлову С.В. за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> и возобновить предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Прокурор неоднократно изменял исковые требования, окончательно просил суд признать действия ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району по удержанию с Михайлова С.В. сумм, причитающихся ему ежемесячной денежной выплаты по оплате жилищных и коммунальных услуг незаконными, вернуть Михайлову С.В. удержанные с <ДД.ММ.ГГГГ> денежные средства, причитающихся денежных выплат по оплате жилищных и коммунальных услуг (л.д. 243).

Прокурор – помощник Фурмановского межрайонного прокурора Соснина О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Истец Михайлов С.В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал, просил их удовлетворить, дополнительно пояснил суду, что с <ДД.ММ.ГГГГ> является инвалидом 1 группы в связи с неврологическим заболеванием, всеми вопросами по назначению ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг занималась его мама, которая умерла <ДД.ММ.ГГГГ> О том, что нужно сообщать в ТУСЗН об установке счетчиков Михайлов С.В. не знал, о том, что в квартире был кто-то еще зарегистрирован Михайлов С.В. также не знал, в его собственности находится 2/3 доли квартиры, 1/3 доли квартиры находится в собственности бывшего сожителя мамы истца. Михайлов С.В. не давал ТУСЗН согласия на удержание ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг.

Представитель ответчика ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району Гаймалова Л.Р. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, оглашенных в судебном заседании и приобщенных судом к материалам гражданского дела (л.д. 122-124). Дополнительно пояснила суду, что действия ТУСЗН соответствуют положениями Закона Ивановской области от 13.11.2008 № 132-03 «О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг», Правилам предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области от 15.12.2008 № 329-п, Административному регламенту предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденным приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской области от 28.04.2018 № 13. Дополнительно пояснила суду, что в <ДД.ММ.ГГГГ> сумма переплаты ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг удержана с Михайлова С.В. полностью, он вновь начнет получать ежемесячную выплату.

Представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения Ивановской области Ивина А.И., извещенная надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не уведомила. Ранее участвующая в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 137-141). Дополнительно пояснила суду, что в силу норм регионального законодательства суммы переплат ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг в судебном порядке взыскивается только с лиц, которые на момент выявления переплаты перестали быть получателями ежемесячной выплаты; с лиц, продолжающих получать ежемесячную денежную выплату на оплату коммунальных услуг сумма переплаты удерживается в бесспорном порядке.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ст. 3 Закона Ивановской области от 13.11.2008 № 132-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» предоставление гражданам ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодных денежных выплат на оплату топлива осуществляется органами, уполномоченными Губернатором Ивановской области. Правила предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера, а также порядок предоставления, расходования и учета средств, выделенных на реализацию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливаются Правительством Ивановской области.

Согласно п. 1 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных постановления Правительства Ивановской области от 15.12.2008 № 329-п ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодная денежная выплата на оплату топлива (далее - выплаты) устанавливаются гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании в том числе Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно п. 11 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных постановления Правительства Ивановской области от 15.12.2008 № 329-п в случае обнаружения уполномоченными органами признаков, указывающих на то, что сведения, содержащиеся в представленных заявителем или полученных в порядке межведомственного взаимодействия документах, могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, уполномоченные органы проводят дополнительную проверку таких сведений путем направления официальных запросов в организации, располагающие данными сведениями, или путем осуществления межведомственного информационного взаимодействия с указанными организациями на основании соответствующих соглашений.

Согласно п. 15 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных постановления Правительства Ивановской области от 15.12.2008 № 329-п размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется исходя из объема мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ивановской области.

Согласно п. 15 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных постановления Правительства Ивановской области от 15.12.2008 № 329-п получатель ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг один раз в год вправе обратиться в уполномоченный орган за перерасчетом размера указанной выплаты за предыдущий календарный год и (или) корректировкой объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год по всем видам жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых получателю. Уполномоченный орган на основании представленных получателем документов, содержащих сведения о фактических объемах потребления коммунальных услуг и размерах произведенных платежей за жилое помещение и коммунальные услуги за предыдущий календарный год, в течение 30 дней с даты приема документов производит перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за предыдущий календарный год и (или) корректировку объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год или принимает решение об отказе в перерасчете размера указанной выплаты за предыдущий календарный год (корректировке объемов потребления жилищно-коммунальных услуг на текущий календарный год) и направляет (вручает) соответствующее решение получателю ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно п. 20 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных постановления Правительства Ивановской области от 15.12.2008 № 329-п получатель выплаты в течение десяти дней после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера выплаты, ее приостановление либо прекращение права на ее получение (изменение места проживания (жительства, пребывания) получателя выплат, состава семьи по месту его проживания, основания получения мер социальной поддержки, видов предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, исполнителя (поставщика) жилищно-коммунальных услуг; установление общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета; прекращение предоставления отдельных видов жилищно-коммунальных услуг; перерасчет размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в связи с временным отсутствием гражданина более 3 месяцев), обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.

Согласно п. 35 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утвержденных постановления Правительства Ивановской области от 15.12.2008 № 329-п 35 в случае если получатель выплаты в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 20 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг средства засчитываются в счет будущей выплаты, а при отсутствии права на получение выплаты в последующие месяцы эти средства возвращаются получателем в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата указанные средства взыскиваются в судебном порядке.

Согласно п. 3.13.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской обл. от 28.04.2018 № 13, основанием для начала административной процедуры возврата денежных средств при необоснованном получении государственной услуги является принятие соответствующего решения в случае выявление факта переплаты в результате перерасчета размера выплат, произведенного в соответствии с разделом 3.10 Административного регламента. В этом случае денежные средства, излишне выплаченные получателю, засчитываются в счет будущих выплат, а при отсутствии права на получение выплат в последующие месяцы эти средства возмещаются получателем добровольно. При отказе от добровольного возврата - взыскиваются в судебном порядке.

Согласно п. 3.13.5 Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской обл. от 28.04.2018 № 13, в случае отказа заявителя, получающего государственную услугу, от добровольного возмещения необоснованно полученных денежных средств, специалист, ответственный за подготовку проектов решений, готовит расчет переполученных заявителем сумм и информирует руководителя территориального органа социальной защиты населения или лицо, уполномоченное приказом руководителя территориального органа социальной защиты населения, о факте отказа заявителя возмещать переполученные суммы в добровольном порядке.

Согласно п. 3.13.7 Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской обл. от 28.04.2018 № 13, расчет необоснованно выплаченной суммы, решение о взыскании неправомерно выплаченной суммы, заявление о согласии и способе возмещения неправомерно полученной суммы приобщаются к персональному делу гражданина, по которому выявлена неправомерная выплата.

Согласно п. 3.13.8 Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской обл. от 28.04.2018 № 13, процедура осуществляется до полного погашения средств. Максимальный срок выполнения административной процедуры по организации учета и возврату неправомерно полученных гражданами денежных средств не ограничен.

Судом установлено, что Михайлов С.В., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, является инвалидом 1 группы, <ДД.ММ.ГГГГ> ему повторно установлена первая группа инвалидности, повторно, по общему заболеванию, бессрочно (л.д. 9).

Михайлов С.В. зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРН Михайлов С.В. является собственником 2/3 долей в праве общей долевой собственником квартиры по адресу: <адрес>, собственником 1/3 доли квартиры является ФИО 1 (л.д. 59-63).

Согласно поквартирной карточке в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрированы ФИО 1, Михайлов С.В., ФИО 2 и ФИО 3 (л.д. 68).

<ДД.ММ.ГГГГ> Михайлов С.В. обращался в Территориальное управление социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району с заявлением о предоставление государственной услуги, просил назначить ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>, по категории инвалид 1 группы. Согласно п. 5 заявления Михайлов С.В. принял на себя обязательство в течение 10 дней после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг либо прекращение права на ее получение (изменение места проживания, состава семьи, основания получения мер социальной поддержки, видом предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, установление общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета; прекращение предоставления отдельных видов жилищно-коммунальных услуг) предоставить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события (л.д. 206).

Решением Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району от <ДД.ММ.ГГГГ> Михайлову С.В. назначена ежемесячная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 589 рублей 75 копеек (л.д. 29).

Решением Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району от <ДД.ММ.ГГГГ> Михайлову С.В. назначена ежемесячная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 573 рублей 58 копеек в отопительный сезон (октябрь-апрель), 274 рублей 75 копеек (май-сентябрь) (л.д. 30).

<ДД.ММ.ГГГГ> Михайлов С.В. обратился в Территориальное управление социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с новыми услугами (л.д. 76).

Территориальное управление социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району в ходе рассмотрения заявления Михайлова С.В. от <ДД.ММ.ГГГГ> перерасчете ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установив, что с моменты назначения данной выплаты неоднократно изменялся круг лиц, зарегистрированных в квартире, факты установки счетчиков потребления горячей воды, холодной воды, газа, установку двухтарифного счетчика потребления электроэнергии, произведя расчет (л.д. 78-90), установило, что в период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> имелась переплата ежемесячной денежной выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за указанный период сумма переплаты составила 7.598 рублей 32 копейки.

В связи с чем Территориальное управление социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району <ДД.ММ.ГГГГ> приняло решение <№> о перерасчете размера ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в сумме 7.598 рублей 32 копеек (л.д. 22, 77), о чем уведомило Михайлова С.В. (л.д. 114).

Как следует из информации о выплатах Михайлову С.В. ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с <ДД.ММ.ГГГГ> Территориальное управление социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району средства ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг удерживаются в счет погашения переплаты (л.д. 207-208)

По данным фактам Фурмановский межрайонный прокурор обращался в адрес Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району с представлением об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав инвалидом (л.д. 15-16), которое оставлено без удовлетворения (л.д. 18).

В соответствии с ч. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 этого Кодекса.

Согласно ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Правовые позиции, относящиеся к применению данных положений закона, в настоящее время содержатся в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020, где также указано, что излишне выплаченные в качестве мер социальной поддержки денежные средства в силу положений п. 1 ст. 1102 и подп. 3 ст. 1109 ГК РФ должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки, при этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Таким образом, действия Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району по удержанию с ноября 2020 г. суммы переплаты ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за счет текущих ежемесячных выплат во внесудебном порядке противоречат положениям ч. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, действия Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району противоречат п.п. 3.13.5. и 3.13.7. Административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного приказом Департамента социальной защиты населения Ивановской обл. от 28.04.2018 № 13, из которых следует, что удержание сумм ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг во внесудебном порядке возможно только в случае наличия заявления о согласии и способе возмещения неправомерно полученной суммы. Как установлено в судебном заседании Михайло С.В. согласия на удержание сумм переплаты ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не давал.

Таким образом Территориальное управление социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району для взыскания с Михайлова С.В. суммы переплаты ежемесячной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно было обратиться в суд и предоставить доказательства недобросовестности со стороны получателя денежных средств, поскольку излишне выплаченные Михайлову С.В. социальные выплаты в силу положений ст. 1102 и ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем только в случае установления недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Аналогичная позиция изложена в п. 12 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.06.2020, согласно которому удержание органом социальной защиты населения излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в отсутствие согласия гражданина не допускается. В случае отказа гражданина добровольно возвратить излишне полученные денежные средства вопрос о возможности их взыскания органом социальной защиты подлежит разрешению в судебном порядке.

На основании изложенного суд, установив, что Михайлов С.В. согласия на удержание излишне выплаченных гражданину ежемесячных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не давал, решения суда о взыскании с Михайлова С.В. переплаты ежемесячных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не имеется, учитывая, что Михайлов С.В. является одиноко проживающим инвалидом 1 группы, приходит к выводу, что иск Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах Михайлова С.В., к Территориальному управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав инвалидов подлежит удовлетворению.

Поскольку суд пришел к выводу, что действия Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району по удержанию с Михайлова С.В. сумм, причитающейся ему ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, противоречат закону, ответчик обязан вернуть Михайлову С.В. удержанные с <ДД.ММ.ГГГГ> денежные средства, причитающихся ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Иск Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах Михайлова С.В., к Территориальному управлению социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району об устранении нарушений требований законодательства в сфере социальной поддержки и защиты прав инвалидов удовлетворить.

Признать незаконными действия Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району по удержанию с Михайлова С.В. сумм, причитающейся ему ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Возложить на Территориальное управление социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району обязанность вернуть Михайлову С.В. удержанные с <ДД.ММ.ГГГГ> денежные средства, причитающихся ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: ________________

Мотивированное решение в окончательной форме составлено <ДД.ММ.ГГГГ>

2-705/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Михайлов Сергей Владимирович
Фурмановская межрайонная прокуратура
Ответчики
ТУСЗН по Фурмановскому муниципальному району
Другие
Департамент социальной защиты населения Ивановской области
Гаймалова Лилия Ренатовна
Груздева Ольга Николаевна
Ивина Анастасии Ильдаровна
Суд
Фурмановский городской суд Ивановской области
Судья
Смирнова Альбина Александровна
Дело на странице суда
furmanovsky.iwn.sudrf.ru
12.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2021Передача материалов судье
17.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2021Судебное заседание
15.09.2021Судебное заседание
28.09.2021Судебное заседание
08.10.2021Судебное заседание
19.10.2021Судебное заседание
11.11.2021Судебное заседание
15.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее