Дело № 2а-1536/2021
УИД № 13RS0023-01-2021-003030-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 августа 2021 года город Саранск
Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в составе: судьи Чибрикина А.К.,
при участии в деле:
административного истца – Абушаевой З.Х., её представителя Федотова Ю.Г., действующего на основании доверенности от 31.03.2021,
административного ответчика - судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Ленинскому району г.о. Саранск УФССП России по Республике Мордовия Голубевой Л.В.,
второго административного ответчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия,
рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному иску Абушаевой З. Х. к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по Ленинскому району г.о. Саранск УФССП России по Республике Мордовия Голубевой Л. В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия о признании незаконным бездействия, выразившегося в не разрешении и не предоставлении ответа на ходатайство от 15 июня 2021 г. об ознакомлении с материалами сводного исполнительного производства, обязании судебного пристава-исполнителя устранить допущенные нарушения,
установил:
административный истец Абушаева З.Х., являясь взыскателем по исполнительным производствам № 42394/19/13015-ИП от 23.04.2019, № 46641/19/13015-ИП от 07.05.2019, № 39533/21/13015-ИП от 07.04.2021, объединённым в сводное исполнительное производство № 130752/19-13015-СД, 15 июня 2021 г. через своего представителя Федотова Ю.Г. обратилась в адрес административного ответчика с ходатайством об ознакомлении с материалами данного сводного исполнительного производства, в том числе и с материалами упомянутых исполнительных производств. Однако в установленный Федеральным законом от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Федеральный закон N 229-ФЗ) десятидневный срок, от административного ответчика ни постановления, ни ответа на обращение не поступило, что, по мнению административного истца, влечет нарушение её прав как взыскателя.
В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации), если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Указанное положение применяется самостоятельно, независимо от условий, при которых допускается рассмотрение дела в порядке упрощенного производства на основании части 1 статьи 291 КАС Российской Федерации, исходя из того, что у участников судопроизводства имелась возможность дачи объяснений, представления возражений и письменных доказательств по делу.
По настоящему административному делу все стороны были надлежащим образом извещены о дне судебного заседания, однако не явились, о наличии уважительных причин неявки не сообщили, их явка обязательной не являлась и судом обязательной не признана.
Представителем административного истца Федотовым Ю.Г. направлено заявление о невозможности участия в данном судебном заседании ввиду участия в судебном заседании в Арбитражном суде Нижегородской области, об отложении рассмотрения настоящего дела не просил. Так же им в указанном заявлении сообщено, что фактически требования заявителя удовлетворены, им начато ознакомление с материалами сводного исполнительного производства, в связи с чем требования изложенные в настоящем административном иске он не поддерживает.
Указание представителем административного истца на то, что заявленные административные требования он не поддерживает, суд не расценивает как отказ от данных требований, поскольку он не отвечает установленным требованиям КАС Российской Федерации к данного рода заявлениям, а именно не содержит данных о том, что заявителю понятны последствия отказа от административного иска.
Суд принял решение о переходе к упрощенному (письменному) производству по делу в соответствии с частью 7 статьи 150 КАС Российской Федерации
Статьями 218 и 360 КАС Российской Федерации, ч. 1 ст. 121 Федерального закона N 229-ФЗ закреплено право граждан, организаций, иных лиц оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В статье 1 Федерального закона N 229-ФЗ установлено, что данный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях, исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Федерального закона N 229-ФЗ ).
В статье 50 Федерального закона N 229-ФЗ предусмотрено, что стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Право на ознакомление с материалами исполнительного производства является безусловным правом взыскателя.
При этом Федеральный закон N 229-ФЗ не регулирует порядок, процедуру и сроки ознакомления стороны исполнительного производства с материалами исполнительного производства.
Согласно части 2 статьи 64.1 Федерального закона N 229-ФЗ заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Если иное не предусмотрено данным Законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства (часть 5 статьи 64.1 Федерального закона N 229-ФЗ).
Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 7 статьи 64.1 Федерального закона N 229-ФЗ).
В силу части 6 статьи 64.1 Федерального закона N 229-ФЗ в случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Законом.
В соответствии с пунктом 1.3 Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденных ФССП России 11 апреля 2014 г. N 15-9 (далее - Методические рекомендации), в порядке статьи 64.1 Федерального закона N 229-ФЗ подлежат рассмотрению заявления (ходатайства), по результатам рассмотрения которых должностным лицом службы судебных приставов принимается соответствующее процессуальное решение, за исключением случаев, когда Законом установлен особый порядок рассмотрения заявлений.
Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств), в том числе содержащие ссылку на статью 64.1 Закона об исполнительном производстве: обращения лиц, участвующих в исполнительном производстве, с требованиями сообщить о ходе исполнительного производства.
Следовательно, заявления о предоставлении информации о ходе исполнительного производства, о проделанной работе по исполнению требований исполнительного документа не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств) и рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Согласно части 1 статьи 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 указанной статьи.
Из материалов дела следует, что Абушаева З.Х., является взыскателем по исполнительным производствам № 42394/19/13015-ИП от 23.04.2019, № 46641/19/13015-ИП от 07.05.2019, № 39533/21/13015-ИП от 07.04.2021, объединённым в сводное исполнительное производство № 130752/19-13015-СД. Её представителем Федотовым Ю.Г. 15 июня 2021 г. в адрес ОСП Ленинского района го Саранск УФССП России по Республике Мордовия направлено ходатайство об ознакомлении с материалами данных исполнительных производств – фактически о предоставлении информации о совершенных исполнительских действиях по указанному исполнительному производству, сроках их совершения, поступившее в отделение судебных приставов 18.06.2021.
Судебным приставом-исполнителем Голубевой Л.В. на данное ходатайство дан ответ от 02.07.2021, согласно реестру отправки исходящей корреспонденции, а именно направлена сводка по исполнительным производствам, содержащая сведения о ходе исполнительного производства, о датах совершения отдельных исполнительских действий.
Считая, что со стороны судебного пристава-исполнителя имеет место бездействие, выразившееся в не предоставлении ответа на указанное выше ходатайство от 15 июня 2021 г. об ознакомлении с исполнительным производством, Абушаева З.Х. обратилось в суд за признанием указанного бездействия незаконным.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Разрешая заявленные требования, суд, проанализировав положения Федерального закона N 229-ФЗ, Федерального закона N 118-ФЗ от 21 июля 1997 года "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", Методические рекомендации по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденные ФССП России 11 апреля 2014 года N 15-9, оценив по правилам статьи 84 КАС Российской Федерации доказательства, имеющиеся в материалах дела, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Абушаевой З.Х., поскольку материалами дела достоверно установлено, что поданное административным истцом ходатайство, содержащее просьбу об ознакомлении с материалами исполнительного производства, подлежало рассмотрению в порядке Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", что и было сделано судебным приставом-исполнителем, ответ на данное ходатайство направлен в установленные законом сроки, бездействия со стороны судебного пристава-исполнителя, повлекшего нарушение прав, свобод и законных интересов взыскателя, не установлено.
Из частей 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее частью 1 статьи 19, закрепляющих равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 года N 2-П, от 16 марта 1998 года N 9-П, от 15 февраля 2016 года N 3-П).
Применительно же к административному судопроизводству таким федеральным законом является Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, который, согласно части 1 статьи 1, регулирует порядок осуществления административного судопроизводства.
Процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Таким образом, исходя из содержания указанной нормы, решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Данное регулирование позволяет получить эффективную судебную защиту только нарушенных прав и свобод граждан.
Отказывая в удовлетворении требований административному истцу суд пришёл к выводу о том, что указанной совокупности условий не имеется. Права и законные интересы Абушаевой З.Х., с учётом того, что ее представитель Федотов Ю.Г. начал ознакомление с материалами исполнительного производства, что следует из его заявления от 04.08.2021, адресованного суду, не нарушены.
Поскольку совокупности поименованной в процессуальном законе обстоятельств не установлено, суд на основании пункта 2 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований административного иска Абушаевой З. Х. к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по Ленинскому району г.о. Саранск УФССП России по Республике Мордовия Голубевой Л.В. Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия о признании незаконным бездействия, выразившегося в не разрешении и не предоставлении ответа на ходатайство от 15 июня 2020 г. об ознакомлении с материалами сводного исполнительного производства, обязании судебного пристава-исполнителя устранить допущенные нарушения отказать.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд города Саранска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья А.К. Чибрикин