Председательствующий по делу

судья Терновая Ю.В.

Дело №33-3922/2021

(№ дела в суде 1-й инст. 2-952/2021)

УИД 75RS0027-01-2021-001513-94

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе

председательствующего судьи Погореловой Е.А.,

судей Малолыченко С.В., Радюк С.Ю.,

при секретаре Разумове С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 30 ноября 2021 г. гражданское дело по иску Стибленко М. Б., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Стибленко С. В., по иску Стибленко В. А., Стибленко Э. В., Стибленко А. В. к администрации муниципального района «Шилкинский район», администрации городского поселения «Шилкинское», Правительству Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края, УМВД России по Забайкальскому краю, Министерству финансов Забайкальского края, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, Управлению по вопросам миграции УМВД России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, признании права на получение финансовой помощи, обязании включить в список пострадавших и выплатить финансовую помощь в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации,

по апелляционной жалобе истцов

на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 17 сентября 2021 г., которым постановлено:

«Исковые требования Стибленко М. Б., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Стибленко С. В., Стибленко Э. В., Стибленко А. В., Стибленко В. А. оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Малолыченко С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истцы Стибленко М.Б., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Стибленко С.В., Стибленко В.А., Стибленко Э.В., Стибленко А.В. обратились в суд с иском, указывая на то, что, проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение оказалось в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Шилкинского района Забайкальского края в июле 2021 г., в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реке Кия. На момент ЧС истцы фактически проживали в вышеуказанном жилом помещении, вели совместное хозяйство, приобретали совместно имущество. В результате ЧС истцы утратили имущество первой необходимости полностью, при этом администрацией муниципального района «Шилкинский район» истцам было отказано во включении в список на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации, поскольку жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в 2018 г. было признано аварийным и подлежащим сносу. Однако истцы постоянно проживают в данном жилом помещении.

На основании изложенного, истцы просили суд первой инстанции, признать их пострадавшими в результате ЧС, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район» в июле 2021 г., установить факт их постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, для получения единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2021 г. на территории Забайкальского края.

Признать за истцами право на получение единовременной материальной помощи в размере 50 000 руб. и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в размере 500 000 руб. за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2021 г. на территории Забайкальского края.

Обязать ответчиков включить истцов в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, в результате чрезвычайной ситуаций, вызванной паводком из-за сильных дождей, прошедших в июле 2021 г. на территории Забайкальского края.

Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить истцам единовременную материальную помощь в размере 50 000 руб. и финансовую помощь в связи с полной утратой имущества в размере 500 000 руб. за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождами, произошедшими в июле 2021 на территории Забайкальского края (л.д. 4-6).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 127-130).

В апелляционной жалобе истцы выражают несогласие с вынесенным решением, просят его отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование своих требований истцы указывают на то, что, несмотря на утверждение ответчика о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в 2018 г. аварийным и подлежащим сносу, истцы постоянно проживали в данном жилом помещении, приобретали совместное имущество. Также истцы ссылаются на положения ст. 20 Гражданского кодекса РФ, ст. 1, 2, 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан на свободу пердвижения, выбор места прибывания и жительства в пределах РФ». С учетом факта постоянного проживания в вышеуказанном жилом помещении истцы считают, что имеют право на получение единовременной материальной и финансовой помощи, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене как незаконное (л.д. 138-139).

Истцы, ответчики, участвующие в деле, в зал судебных заседаний не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей не направили.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав истца Стибленко М.Б., судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 г. «О судебном решении»).

Постановленное судом решение указанным требованиям соответствует.

В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В п. 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Подпунктом «л» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2019 №1928 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

Данные Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации (далее - резервный фонд), бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в части чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

Подпунктами «в», «г» п. 4 Правил №1928 предусмотрено, что трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 тыс. рублей на человека).

Для определения предельного объема бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой ими имущества первой необходимости, и (или) граждан, которым такая помощь была оказана за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в случае ликвидации чрезвычайной ситуации федерального или межрегионального характера (пп. «б», «в» п. 6 Правил №1928).

Согласно п. 11 Правил №1928 критериями утраты имущества первой необходимости являются:

а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;

б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.

При этом п. 2 Правил № 1928 определено, что в целях настоящих Правил под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и отопительный котел (переносная печь).

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46 с последующими изменениями в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, с 22 июня 2021 г. введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края в границах, в том числе муниципального района «Шилкинский район».

Постановлением Главы администрации городского поселения «Шилкинское» от <Дата> № определены границы зоны действия режима чрезвычайной ситуации в городском поселении «Шилкинское». Согласно данному постановлению жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находилось в зоне затопления 22.07.2021.

Пунктом 10 вышеназванных Правил № 1928 предусмотрено, что предоставление трансфертов из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, проводимых в целях, предусмотренных пп. «в» и «г» п. 4 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий:

а) в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи:

постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;

б) в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости:

постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Аналогичные условия предоставления единовременной материальной и финансовой помощи гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края в 2021 г., предусмотрены соответствующими Порядками оказания помощи, утвержденными постановлениями Правительства Забайкальского края.

В частности, в соответствии с п. 4 Порядка оказания единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 г., утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 22.06.2021 № 212 (ред. от 09.08.2021), установлено, что предоставление пострадавшим гражданам выплаты осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Забайкальского края следующих условий:

1) постоянное (фактическое) проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации;

2) нарушение условий жизнедеятельности пострадавшего гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Согласно п. 5 Порядка оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 г., утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 13.07.2021 № 253 (ред. от 09.08.2021), предоставление пострадавшим гражданам выплат осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Забайкальского края следующих условий:

1) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;

2) утрата пострадавшим гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Как следует из анализа приведенных выше норм, обязательными условиями для получения гражданами названных единовременных денежных выплат являются: постоянное проживание гражданина на момент возникновения чрезвычайной ситуации в жилом помещении, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации, в котором он зарегистрирован по месту жительства, и частичная или полная утрата имущества первой необходимости, находившегося на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно ответу администрации городского поселения «Шилкинское» от <Дата> на обращение истца Стибленко М.Б., ей было отказано в обследовании дома, расположенного адресу: <адрес> на предмет утраты имущества первой необходимости, поскольку заключением межведомственной комиссии № от <Дата> данное жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу. Взамен утраченного жилого помещения собственнику выдан государственный сертификат, оказана материальная и финансовая помощь. Жилое помещение исключено из жилищного фонда городского поселения «Шилкинское». Повторное оказание материальной и финансовой помощи в утраченном жилом помещении не предусмотрено действующим законодательством.

В судебном заседании истцы не отрицали вышеуказнные факты. Кроме того, факт проживания истцов по адресу: <адрес>, в момент паводка подтвержден свидетелями Золотухиной В.С., Номоконовой Л.Г.

Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь вышеназванным правовым регулированием, исходил из того, что приведенными нормами действующего законодательства право на получение материальной и финансовой помощи имеют граждане, постоянно проживанию в жилом помещении, которое попало в зону затопления в результате ЧС, и у которых было утрачено имущество первой необходимости. При этом истцы, получив государственный жилищный сертификат и реализовав его, по своему усмотрению, заведомо зная о том, что вышеуказанное жилое помещение непригодно для проживания, продолжили в нем проживать, принимая на себя риск утраты своего имущества. Оказание единовременной материальной и финансовой помощи в указанном случае не предусмотрено действующим законодательством.

Проверяя законность и обоснованность принятого судом решения, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Как верно указал суд первой инстанции, действующим правовым регулированием не предусмотрена возможность вновь претендовать и получать материальную и финансовую помощь при затоплении в результате чрезвычайной ситуации помещения, которое в установленном порядке признано аварийным и подлежащем сносу.

Судебная коллегия учитывает, что после затопления жилого помещения по адресу: <адрес>, в 2018 г., которое впоследствии было признано аварийным и подлежащим сносу, истцы получили материальную и финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости, а также государственный жилищный сертификат, который реализовали, приобретя квартиру.

Так, из объяснений истца Стибленко М.Б. в суде апелляционной инстанции следует, что в летом 2019 г. их семьей была приобретена трехкомнатная квартира в <адрес>, вместе с тем, они продолжили проживать в ранее затопленном помещении.

Таким образом, истцы получили государственные гарантии в виде возмещения ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, в том числе были обеспечены новым жилым помещением, вместе с тем, на свой страх и риск продолжили проживать в непригодном для проживания помещении, фактически приняв на себя риск утраты имущества.

Кроме того, судебная коллегия также учитывает и тот факт, что в данном случае речь идет о помещении, которое не отвечает требованиям жилого помещения, поскольку оно было признано аварийным, подлежащим сносу, а потому не пригодным для проживания.

Поскольку целью материальной и финансовой помощи пострадавшим от паводков, произошедшим в июле 2021 г. является государственная поддержка граждан, утративших имущество первой необходимости в результате данных паводков, а истцы имеют в собственности жилое помещение, пригодное для проживания, по своему желанию после 2018 г. продолжили проживать в помещении, признанным аварийным и подлежащим сносу, администрация городского поселения «Шилкинское» обоснованно отказала истцам в обследовании дома, расположенного адресу: <адрес>, на предмет утраты имущества первой необходимости.

Ссылка истцов на положения ст. 20 Гражданского кодекса РФ, ст. 1, 2, 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан на свободу пердвижения, выбор места прибывания и жительства в пределах РФ» не имеет юридического значения для настоящего дела, поскольку факт проживания истцов по адресу: <адрес> не ставился под сомнение ответчиками или судом первой инстанции.

В целом доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они являлись предметом судебного разбирательства и в решении им дана надлежащая оценка. Доводы жалобы не опровергают правильных выводов суда и не могут явиться основанием для отмены решения. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 17 ░░░░░░░░ 2021 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                    ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░                                ░.░. ░░░░░░░░░░░

                                    ░.░. ░░░░░

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01.12.2021.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку
16.11.2021Передача дела судье
30.11.2021Судебное заседание
17.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2021Передано в экспедицию
30.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее