Дело № 2-858/2020
10RS0017-01-2020-001012-50
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 сентября 2020 г. г.Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Буш В.Е.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.К.С. к администрации Сортавальского муниципального района и Министерству социальной защиты Республики Карелия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,
установил:
иск заявлен по тем основаниям, что С.К.С. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения жилым помещением состоит на учете в администрации Сортавальского муниципального района. Истец просила возложить на администрацию Сортавальского муниципального района обязанность предоставить жилое помещение согласно действующему законодательству во внеочередном порядке.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования.
Ответчики представителей в суд не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела, представили письменные объяснения, просили о рассмотрении дела без участия их представителей.
Администрация Сортавальского муниципального района указала, что <Дата обезличена>г. установлен факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении, <Дата обезличена> она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под <Номер обезличен>. С <Дата обезличена> истец проходит обучение в ГАПОУ РК «Сортавальский колледж», окончание обучения – <Дата обезличена> Жилые помещения предоставляются по завершении получения профессионального образования.
Министерство социальной защиты Республики Карелия указало, что с <Дата обезличена>г. полномочиями по формированию сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями наделены органы местного самоуправления. Сортавальскому муниципальному району предусмотрена субвенция на осуществление государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере 6552000 руб.
Заслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18лет.
Пунктом 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ предусмотрено формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 ст. 8 закона, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список)
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 ст. 8 закона, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
Таким образом, законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ. К их числу относятся, в частности, необеспеченность жилым помещением, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
Согласно положениям ст. 3.1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закон от 28.11.2005 № 921-ЗРК и п.п. 3, 4, 6 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2013 № 129-П, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов принимают решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанным лицам и заключают с такими лицами договоры найма специализированного жилого помещения по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа.
По делу установлено, что решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от <Дата обезличена> С.О.В., <Дата обезличена> года рождения, была лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери С.К.С., <Дата обезличена> года рождения. Распоряжением Главы администрации Сортавальского муниципального района от <Дата обезличена> <Номер обезличен> бабушка С.Н.Ф. назначена опекуном ребенка.
Заключением администрации Хелюльского городского поселения от <Дата обезличена> <Номер обезличен> установлено, что семья С.Н.Ф., состоящая из пяти человек, проживает в квартире площадью <Номер обезличен> кв.м по адресу: <Адрес обезличен>, не обеспечена учетной нормой жилой площади.
Согласно справкам о регистрации по адресу: <Адрес обезличен> зарегистрированы по месту жительства истец, ее биологическая мать С.О.В., бабушка С.Н.Ф., дядя С.А.В. и тетя М.Т.В.
Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района от <Дата обезличена> <Номер обезличен> установлен факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <Адрес обезличен>
<Дата обезличена> истец обратилась в администрацию Сортавальского муниципального района с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
На основании приказа Министерства социальной защиты Республики Карелия от <Дата обезличена> <Номер обезличен> она была включена в вышеуказанный список в раздел «Сортавальский муниципальный район» под номером 49.
Жилых помещений на праве собственности истец не имеет, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В настоящее время истец проходит обучение в ГАПОУ РК «Сортавальский колледж» по специальности «ветеринария» на очном отделении на бюджетной основе, окончание обучения – <Дата обезличена>
На момент рассмотрения дела право истца на обеспечение жилым помещением в установленном порядке не реализовано.
На обращение истца письмом от <Дата обезличена> администрация Сортавальского муниципального района сообщила, что <Дата обезличена>г. она включена Министерством социальной защиты Республики Карелия в поименованный список. По состоянию на <Дата обезличена> ОСП по г.Сортавала УФССП России по Республике Карелия возбуждено 11исполнительных производств, предметом исполнения по которым является предоставление специализированных жилых помещений. Жилое помещение будет предоставлено истцу на основании заявления после исполнения решений суда.
По своей сути формирование органом местного самоуправления и субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование указанного списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Обучение истца в профессиональном учебном заведении само по себе не является обстоятельством, освобождающим ответчика от исполнения обязанности предоставить истцу жилое помещение.
При таких обстоятельствах суд, оценивая доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из положений ч. 2 ст. 195 ГПК РФ, считает, что требование истца является законным и обоснованным, на ответчика – администрацию Сортавальского муниципального района должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения на территории Сортавальского городского поселения (по месту жительства истца), учитывая требования абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, по завершении получения ею профессионального образования в ГАПОУ РК «Сортавальский колледж».
На основании п. 3 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2013 № 129-П, предоставляемое истцу жилое помещение должно находиться по месту ее жительства в границах Сортавальского муниципального района.
В иске к Министерству социальной защиты Республики Карелия надлежит отказать, поскольку в силу положений вышепоименованных нормативных правовых актов оно не наделено полномочиями по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и приравненных к ним категорий граждан.
На основании ст. 98 ГПК РФ с администрации Сортавальского муниципального района в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины 300руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Сортавальского муниципального района обязанность предоставить С.К.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения на территории Сортавальского муниципального района по завершении получения ею профессионального образования в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Республики Карелия «Сортавальский колледж».
Взыскать с администрации Сортавальского муниципального района в пользу С.К.С. расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 300 руб.
В иске к Министерству социальной защиты Республики Карелия отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Сортавальский городской суд Республики Карелия.
Судья В.Е. Буш
Мотивированное решение в порядке ч. 2 ст. 199 ГПК РФ
изготовлено <Дата обезличена>