Дело № 88-22284/2022
34RS0006-01-2020-003502-32
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 26 июля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В.,
судей Губаревой С.А., Авериной Е.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ГБУЗ «Волгоградский областной кинический противотуберкулезный диспансер», Государственному учреждению – отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области о возложении обязанности внести изменения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, назначении досрочной трудовой пенсии, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости по кассационной жалобе ФИО2 на решение Советского районного суда г. Волгограда от 19 ноября 2020 года, дополнительное решение Советского районного суда г. Волгограда от 7 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ГБУЗ «Волгоградский областной кинический противотуберкулезный диспансер, государственному учреждению - центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №2, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просила признать выполнение ФИО2 работы в период с 14 июля 1997 года относящейся к Списку № 2 раздел XXIV позиция 2260000а, утвержденный постановлением КМ СССР от 26 января 1991 года №; признать незаконными действия ГБУЗ ВОПБ, выразившиеся в непредставлении справки, уточняющей особый характер работы; признать незаконным бездействие ГБУЗ ВОПД, выразившееся в не начислении и неуплате в отношении ФИО2 за периоды с 14 июля 1997 года страховых взносов по дополнительным тарифам; обязать ГБУЗ ВОПД произвести начисление и уплату в отношении ФИО2 в периоды с 14 июля 1997 года страховых взносов по дополнительным тарифам; обязать ГБУЗ ВОПД представить в Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району г. Волгограда уточняющие сведения по коду вредных и тяжелых условий труда, начислении и уплате страховых взносов по дополнительным тарифам для занесения в индивидуальные сведения застрахованного лица ФИО2; обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району г. Волгограда произвести корректирование сведений индивидуального персонифицированного учета на ФИО2 за период с 14 июля 1997 года; признать право ФИО2 на получение досрочной страховой пенсии по старости со дня обращения за указанной пенсией; включить периоды работы ФИО2 с 14 июля 1997 года в периоды работы, подлежащие включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение; обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району г. Волгограда назначить ФИО2 досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения за указанной пенсией.
Решением Советского районного суда г. Волгограда от 19 ноября 2020 года отказано в удовлетворении требований ФИО2 к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Волгоградский областной кинический противотуберкулезный диспансер, государственному учреждению – центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 2 о признании выполнение работы с 14 июля 1997 года относящейся к Списку №, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №, признании незаконными действия ГБУЗ ВОПБ, выразившиеся в непредставлении справки, уточняющей особый характер работы; бездействия ГБУЗ ВОПД, выразившиеся в не начислении и не уплате в отношении истца с 14 июля 1997 года страховых взносов по дополнительным тарифам, возложении обязанности по их уплате, признании права на получение досрочной страховой пенсии с момента обращения в пенсионный фонд, включении периода работы с 14 июля 1997 года в стаж, дающий право на досрочной назначение пенсионное обеспечение, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения – 11 декабря 2019 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 5 августа 2021 года гражданское дело возвращено в суд первой инстанции для совершения процессуальных действий, предусмотренных статьей 201 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Дополнительным решением Советского районного суда г. Волгограда от 7 сентября 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО2 к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Волгоградский областной кинический противотуберкулезный диспансер, государственному учреждению – центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №2 о возложении обязанности произвести корректировку сведений индивидуального персонифицированного учета за период с 14 июля 1997 года отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 марта 2022 года решение Советского районного суда г. Волгограда от 19 ноября 2020 года и дополнительное решение Советского районного суда г. Волгограда от 7 сентября 2021 года оставлены без изменения.
В кассационной жалобе ФИО2 просит отменить судебные постановления, принять по делу новое решение, в связи с тем, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В обоснование жалобы указано, что судами нижестоящих инстанций ошибочно не учтены 8 лет стажа, дающего права на досрочное назначение пенсии, в период с 1997 года по 2000 год, с 2007 года по 2012 год в должности лаборанта, тем самым нарушены конституционные права заявителя, закрепленные в статье 39 Конституции Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции представитель ОПФР по Волгоградской области (до реорганизации Центр ПФР № 2 по установлению пенсий в Волгоградской области) в судебное заседание не явился, представил возражения на кассационную жалобу, в которых содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что ФИО2 1 декабря 1997 года ФИО2 зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования.
Решением ГУ – центра установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Волгоградской области № 2 от 28 декабря 2020 года ФИО2 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Указанным решением определено, что периодов работы, подлежащих включению в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не имеется. Специальный стаж в связи с осуществлением лечебной деятельности, составляет 21 год 5 месяцев 23 дня, право на досрочное назначение страховой пенсии в настоящее время не определяется.
В период с 14 июля 1997 года по 1 июня 2000 года, на основании приказа от 11 июля 1997 года №, ФИО2 работала в должности лаборанта клинической лаборатории ММУ «Противотуберкулёзный диспансер №».
1 июня 2000 года ФИО2 уволена в порядке служебного перевода в ММУ «Наркологический реабилитационный центр» (приказ от 26 мая 2000 года №).
Приказом № от 10 сентября 2007 года ФИО2 с 11 сентября 2007 года принята на должность фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории в ГУЗ «Волгоградский областной противотуберкулезный диспансер №», где осуществляет трудовую деятельность по настоящее время.
Должностные обязанности ФИО2 закреплены в должностной инструкции фельдшера-лаборанта, утвержденной 27 июля 2015 года, согласно которым фельдшер-лаборант обязан:
Выполнять лабораторные исследования по разделу, определяемому врачом клинической лабораторной диагностики:
гематологические исследования: определение гемоглобина, СОЭ; подсчет эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов, ретикулоцитов; дифференцирование нормальных, морфологически измененных и патологических клеток крови, при подсчете лейкоцитарной формулы; обнаружение клеток красной волчанки; приготовление и исследование препаратов крови на малярийные паразиты; определение вязкости крови.
общеклинические исследования:
-исследование мочи: провести пробу по Зимницкому, приготовить
препараты, микроскопическое исследование осадка, подсчитать количество форменных элементов осадка;
исследование кала: приготовить аппараты для микроскопического
исследования, обнаружения яиц гельминтов, простейших;
исследование экссудатов и транссудатов: определить химические и
физические свойства, приготовить препарат, провести микроскопическое исследование;
исследование мокроты: определить физические свойства, приготовить препарат для микроскопического исследования и обнаружения гемосидерина и КУМ туберкулеза.
Подготавливать для работы реактивы, химическую посуду, аппаратуру, дезинфицирующие растворы.
Проводить взятие крови с пальца.
Осваивать новое оборудование и новые методики исследований. Регистрировать поступающий в лабораторию биологический материал для исследования, проводить обработку и подготовку материала к исследованию.
Проводить стерилизацию лабораторного инструментария в соответствии с действующими инструкциями.
Знать и соблюдать правила подготовки пациента для различных лабораторных исследований, сбора биоматериала, его транспортировки и хранения. Оказывать неотложную помощь пациентам при возникновении экстремальных ситуации.
Соблюдать меры предосторожности при работе с биологическими жидкостями и дезинфицирующими средствами.
Организовывать работу младшего персонала в КДЛ.
Проводить внутрилабораторный и межлабораторный контроль качества лабораторных исследований.
На основании анализа показателей определять причины погрешностей, разрабатывать мероприятия для повышения точности лабораторных исследований.
Строго соблюдать правила личной гигиены, требования к форме одежды.
Своевременно проходить курсы усовершенствования (1 раз в 5 лет) и получать сертификат по специальности «Лабораторная диагностика»
Обладать знаниями и соблюдать правила этики и деонтологии, внутреннего трудового распорядка правила по охране труда и технике безопасности, производственной санитарии согласно требованиям санитарно- эпидемиологического режима, знаниями об особо опасных инфекциях, сдавать зачеты по проверке знаний в соответствии с графиком.
Своевременно, в установленные сроки проходить профилактические и периодические медицинские осмотры.
Из карты № специальной оценки условий труда фельдшера-лаборанта от 2019 год и протокола № заседания комиссии по проведению специальной оценки условий труда от 11 января 2019 года следует, что фельдшер-лаборант амбулаторного отделения для оказания медицинской помощи детскому населению осуществляет работы с микроорганизмами 3 группы патогенности более 50% смены в контакте/ работе с б. фактором. Работа при условии контакта более 80% смены не установлена.
Согласно справке, уточняющей льготный характер работы, дающей право на досрочное назначение пенсии от 9 августа 2017 года № 3249 работодатель подтверждает работу истца в спорный период времени по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», то есть как лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и не подтверждает работу в особых условиях труда по Списку № 2.
Согласно разъяснениям, данным в Указании Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26.04.1993 № 1-31-У «О порядке применения раздела XXIV списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств» (далее - указание Минсоцзащиты РФ от 26.04.1993 № 1-31-У), непосредственное обслуживание больных - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-охранительного режима, требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например: проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д. Вышеперечисленные действия не входят в должностные обязанности фельдшера-лаборанта КДЛ.
Согласно указанию Минсоцзащиты РФ от 26 апреля 1993 года № 1-31-У, в соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по «непосредственному обслуживанию больных» в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
Должностные обязанности фельдшера-лаборанта КДЛ не предполагают «непосредственного обслуживания больных» в течение 80 процентов рабочего времени.
В соответствии с подпунктом 2.3 пункта 2 Устава ГБУЗ «ВОКПД» утвержденного приказом от 10 мая 2016 года № 1532, основными целями деятельности ГБУЗ «ВОКПД» являются: оказание специализированной консультативно-диагностической лечебной помощи больным туберкулезом; осуществление профилактических мероприятий в отношении лиц, находящихся в семейном контакте с больными туберкулезом; учет, диспансерное наблюдение за лицами, контактирующими с больными, осуществление в их отношении оздоровительных мероприятий, а по показаниям – химиопрофилактики; осуществление комплекса диагностических мероприятий по установлению диагноза у лиц с подозрением на туберкулез; проведение комплекса диагностических и дифференциально-диагностических мероприятий больным с заболеваниями органов дыхания и средостения до установления окончательного диагноза; диспансерное наблюдение больных.
Из анализа вышеуказанных документов следует, что специализированная медицинская помощь для больных заразной формой туберкулеза оказывается в стационарных условиях, подлежащих диспансерному наблюдению, а в Амбулаторное отделение № 2, где осуществляет свою деятельность ФИО2, обращаются дети с целью подтверждения диагноза и получения консультативно-диагностической специализированной помощи, а также дети после контакта с больными туберкулезом, с подозрением на туберкулез и излеченные.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями статей 8, 30, 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», 1, 9 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» пришел к обоснованному выводу о том, что доказательств осуществления ФИО2 в спорный период трудовой деятельности в непосредственном контакте с больными заразной формой туберкулеза и с такими биологическими материалами в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) не представлено; работодателем не подтверждены сведения о льготном характере работы истца в спорный период при предоставлении данных в индивидуальный (персонифицированный) учет; работа истца в ММУ «Наркологический реабилитационный центр», ГБУЗ «Волгоградская областная наркологическая больница» в должности фельдшера лаборанта Списком № 2 не предусмотрена.
Суд при апелляционном рассмотрении дела, предполагающем проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, признал выводы суда первой инстанции сделанными с правильным применением норм материального права при их соответствии установленным обстоятельствам дела и обоснованно руководствовался следующим.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г., на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665).
Согласно подпункту "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется, в том числе Список № 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
В разделе XXIV «Учреждения здравоохранения и социального обеспечения» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 и подлежащего применению к спорным периодам работы истца, поименованы работники, непосредственно обслуживающие больных, в том числе в инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах, средний и младший медицинский персонал (позиция 2260000а).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР», под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Таким образом, исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В пункте 1 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 августа 1993 года № «О порядке применения раздела XXIV Списка № производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» и пункте 1 Указания Министерства социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 1993 года №-У «О порядке применения раздела XXIV Списка № производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых в производстве синтетических моющих средств» разъяснено, что под непосредственным обслуживанием больных понимается работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего лечебно-оздоровительного режима требуют непосредственного контакта персонала и пациентов. Например, проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций, раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и т.д. В соответствии с действующим пенсионным законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени). Окончательное решение по определению перечня рабочих мест и должностей, работники которых пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение, остается за администрацией, которая подтверждает характер работы и доводит до сведения работников ее результаты.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н.
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» зарегистрированное (застрахованное) лицо имеет право:
в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд.
Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ утвержден Порядок осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет от 15 октября 2019 года № 519п.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как являются выраженным несогласием с оценкой судов установленных по делу обстоятельств, а также основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены судебных постановлений.
В кассационной жалобе приведены доводы аналогичные по своему содержанию заявленным в исковом заявлении, апелляционной жалобы, уже были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций как в части соответствия выполняемой работы требованиям, предъявляемым для зачета в льготный стаж, так и в части возложения обязанности по внесению изменений в лицевой счет, в связи с чем судебная коллегия относится к ним критически.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных актов, поскольку не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Выводы судов нижестоящих инстанций согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Волгограда от 19 ноября 2020 года, дополнительное решение Советского районного суда г. Волгограда от 7 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 10 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи