Решение по делу № 2-1897/2022 от 03.06.2022

Дело №2-1897/2022.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июля 2022 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Тумуровой А.А., при помощнике судьи Тагласовой Б.В., секретаре судебного заседания Ерахаевой В.В.,

при участии:представителя прокурораПанкова А.А., представителя ответчикак Администрации г.Улан-Удэ по доверенностиКуренова А.Ю., представителя ответчикаМБУ «Городское лесничество»по доверенности Цыбикова А.Ц., представителя третьего лицаМинистерства природных ресурсов Республики Бурятия по доверенности Ласой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ в интересах в интересах российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации г.Улан-Удэ, МБУ «Городское лесничество» о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации деятельности по накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов,

установил:

прокурор Железнодорожного района г.Улан-Удэ обратился в суд с иском в интересах российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации г.Улан-Удэ о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации деятельности по накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на следующих территориях (с учетом изменения требований):

земли кадастрового квартала

земли кадастровых кварталов

В обоснование указано, что прокуратурой выявлен факт несанкционированного размещения отходов на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Администрация г.Улан-Удэ является уполномоченным органом, реализующим полномочия собственника земельных участков, собственность на которые не разграничена, а также является собственником размещенных на участках отходов. Нахождение на указанных территориях свалок влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, загрязнение земель твердыми коммунальными отходами.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено МБУ «Городское лесничество», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Министерство природных ресурсов Республики Бурятия, ООО «Экоальянс».

В судебном заседании представитель прокурора по доверенности Панков А.А. просил иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика Администрации г.Улан-Удэ по доверенности Куренов А.Ю. возражал против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель ответчика МБУ «Городское лесничество» по доверенности Цыбиков А.Ц. пояснил, что часть земель с изложенными в иске координатами относится к территории городских лесов, однако факт нахождения на данной территории свалки лесничеством не проверен.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов Республики БурятияЛасая Л.И. пояснила, что собственники земельных участков в силу ст.42,13 ЗК РФ несут ответственность за надлежащее содержание земельных участков.

Представитель третьего лица ООО «Экоальянс» в судебное заседание не явился, извещен в установленном порядке, сведений об уважительных причинах неявки не представил.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду ликвидацию ее последствий.

Основными принципами охраны окружающей среды в соответствии требованиями ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронении твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образованиях осуществляется в соответствии с указанным выше Федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 13.4 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Международный стандарт. Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).

Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В ч. 3 ст. 8 Закона Республики Бурятия "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия" от 09.03.2010 N 1254-IV предусмотрено, что собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены отходы, в случае нежелания обратить их в свою собственность в соответствии с действующим гражданским законодательством обязан предпринять меры к недопущению размещения отходов на своей территории либо к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов.

Согласно п. 10.2 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 22.08.2016 N 393 собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены бесхозяйные отходы, имеет право обратить их в свою собственность. В случае нежелания обратить их в свою собственность собственник земельного участка самостоятельно обеспечивает ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключает договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 предусмотрено, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Железнодорожногорайона г.Улан-Удэ с привлечением специалиста Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользованияпроведена проверка, в ходе которой установлен факт несанкционированного размещения отходов на земельных участках: кадастрового квартала

Из справкигосударственного инспектора РБ в области охраны окружающей среды следует, что на вышеуказанных участках расположены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, строительного мусора и сухой травы.

В соответствии с требованиями п. 7.8 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», введенных в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607-ст собственником отходов является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные на территории которых эти отходы находятся.

В ходе проверки прокурором собственник отходов, размещенных на не разграниченных земельных участках, не установлен.

Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанных выше земельных участках, в материалы дела не представлены.

В соответствии с п.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Фактически органами местного самоуправления осуществляются полномочия собственника в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Несанкционированная свалка отходов образовалась на земельных участках, расположенных на территории городского округа «Город –Улан-Удэ, которые являются не разграниченными, ответственность по надлежащему содержанию, земельных участков возлагается на Администрацию г. Улан-Удэ.

Органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности. Наличие несакционированной свалки отходов свидетельствует о ненадлежащем контроле со стороны Администрации г. Улан-Удэ за соблюдением правил благоустройства, о также ненадлежащем земельном контроле.

Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления.

Согласно пунктов 1.1, 2.1 Положения об Администрации г. Улан-Удэ, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 29.08.2019 года № 598-55, Администрация города Улан-Удэ является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ», который осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, Уставом города, решениями городского Совета, постановлениями и распоряжениями мэра города.

Пунктом 4 статьи 4 Устава г. Улан-Удэ, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.04.2019 № 542-52, к вопросам местного значения города отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Таким образом, Администрация г. Улан-Удэ является уполномоченным органом исполнительной власти, реализующим полномочия собственника на следующих территориях:

земли кадастрового квартала

земли кадастровых кварталов

Кроме того, Администрация г.Улан-Удэ также является собственником размещенных на земельных участках отходов.

В нарушение вышеуказанных требований закона Администрацией г. Улан-Удэ не приняты меры по ликвидации свалки отходов. Отходы размещены непосредственно на земле за границами специально оборудованных мест их размещения.

Ненадлежащее исполнение Администрацией г. Улан-Удэ требований природоохранного законодательства влечет за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, загрязнение земель твердыми коммунальными отходами.

Учитывая изложенное, исковые требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, возлагает на Администрацию города Улан-Удэ обязанность принять меры по ликвидации твердых коммунальных отходов с земельного участка, относящегося к неразграниченной территории.

Доводы, изложенные представителем Администрации г. Улан-Удэ, суд находит несостоятельными и не принимает их во внимание.

В силу ст. 206 ГПК РФ, учитывая объем работы и требования законодательства, подлежит установить срок исполнения решения суда - в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г.Улан-Удэв течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации деятельности по ликвидации несанкционированных свалок на следующих территориях:

земли кадастрового квартала

земли кадастровых кварталов

Обязать МБУ «Городское лесничество» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации несанкционированной свалки на следующей территории:

земли кадастровых кварталов

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья: А.А. Тумурова

Дело №2-1897/2022.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июля 2022 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Тумуровой А.А., при помощнике судьи Тагласовой Б.В., секретаре судебного заседания Ерахаевой В.В.,

при участии:представителя прокурораПанкова А.А., представителя ответчикак Администрации г.Улан-Удэ по доверенностиКуренова А.Ю., представителя ответчикаМБУ «Городское лесничество»по доверенности Цыбикова А.Ц., представителя третьего лицаМинистерства природных ресурсов Республики Бурятия по доверенности Ласой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ в интересах в интересах российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации г.Улан-Удэ, МБУ «Городское лесничество» о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации деятельности по накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов,

установил:

прокурор Железнодорожного района г.Улан-Удэ обратился в суд с иском в интересах российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации г.Улан-Удэ о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации деятельности по накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на следующих территориях (с учетом изменения требований):

земли кадастрового квартала

земли кадастровых кварталов

В обоснование указано, что прокуратурой выявлен факт несанкционированного размещения отходов на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Администрация г.Улан-Удэ является уполномоченным органом, реализующим полномочия собственника земельных участков, собственность на которые не разграничена, а также является собственником размещенных на участках отходов. Нахождение на указанных территориях свалок влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, загрязнение земель твердыми коммунальными отходами.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено МБУ «Городское лесничество», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Министерство природных ресурсов Республики Бурятия, ООО «Экоальянс».

В судебном заседании представитель прокурора по доверенности Панков А.А. просил иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика Администрации г.Улан-Удэ по доверенности Куренов А.Ю. возражал против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель ответчика МБУ «Городское лесничество» по доверенности Цыбиков А.Ц. пояснил, что часть земель с изложенными в иске координатами относится к территории городских лесов, однако факт нахождения на данной территории свалки лесничеством не проверен.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов Республики БурятияЛасая Л.И. пояснила, что собственники земельных участков в силу ст.42,13 ЗК РФ несут ответственность за надлежащее содержание земельных участков.

Представитель третьего лица ООО «Экоальянс» в судебное заседание не явился, извещен в установленном порядке, сведений об уважительных причинах неявки не представил.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду ликвидацию ее последствий.

Основными принципами охраны окружающей среды в соответствии требованиями ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронении твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образованиях осуществляется в соответствии с указанным выше Федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 13.4 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Международный стандарт. Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).

Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В ч. 3 ст. 8 Закона Республики Бурятия "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия" от 09.03.2010 N 1254-IV предусмотрено, что собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены отходы, в случае нежелания обратить их в свою собственность в соответствии с действующим гражданским законодательством обязан предпринять меры к недопущению размещения отходов на своей территории либо к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов.

Согласно п. 10.2 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 22.08.2016 N 393 собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены бесхозяйные отходы, имеет право обратить их в свою собственность. В случае нежелания обратить их в свою собственность собственник земельного участка самостоятельно обеспечивает ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключает договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 предусмотрено, что собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Железнодорожногорайона г.Улан-Удэ с привлечением специалиста Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользованияпроведена проверка, в ходе которой установлен факт несанкционированного размещения отходов на земельных участках: кадастрового квартала

Из справкигосударственного инспектора РБ в области охраны окружающей среды следует, что на вышеуказанных участках расположены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, строительного мусора и сухой травы.

В соответствии с требованиями п. 7.8 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», введенных в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607-ст собственником отходов является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные на территории которых эти отходы находятся.

В ходе проверки прокурором собственник отходов, размещенных на не разграниченных земельных участках, не установлен.

Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанных выше земельных участках, в материалы дела не представлены.

В соответствии с п.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Фактически органами местного самоуправления осуществляются полномочия собственника в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Несанкционированная свалка отходов образовалась на земельных участках, расположенных на территории городского округа «Город –Улан-Удэ, которые являются не разграниченными, ответственность по надлежащему содержанию, земельных участков возлагается на Администрацию г. Улан-Удэ.

Органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности. Наличие несакционированной свалки отходов свидетельствует о ненадлежащем контроле со стороны Администрации г. Улан-Удэ за соблюдением правил благоустройства, о также ненадлежащем земельном контроле.

Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления.

Согласно пунктов 1.1, 2.1 Положения об Администрации г. Улан-Удэ, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 29.08.2019 года № 598-55, Администрация города Улан-Удэ является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ», который осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, Уставом города, решениями городского Совета, постановлениями и распоряжениями мэра города.

Пунктом 4 статьи 4 Устава г. Улан-Удэ, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.04.2019 № 542-52, к вопросам местного значения города отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Таким образом, Администрация г. Улан-Удэ является уполномоченным органом исполнительной власти, реализующим полномочия собственника на следующих территориях:

земли кадастрового квартала

земли кадастровых кварталов

Кроме того, Администрация г.Улан-Удэ также является собственником размещенных на земельных участках отходов.

В нарушение вышеуказанных требований закона Администрацией г. Улан-Удэ не приняты меры по ликвидации свалки отходов. Отходы размещены непосредственно на земле за границами специально оборудованных мест их размещения.

Ненадлежащее исполнение Администрацией г. Улан-Удэ требований природоохранного законодательства влечет за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, загрязнение земель твердыми коммунальными отходами.

Учитывая изложенное, исковые требования прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению, возлагает на Администрацию города Улан-Удэ обязанность принять меры по ликвидации твердых коммунальных отходов с земельного участка, относящегося к неразграниченной территории.

Доводы, изложенные представителем Администрации г. Улан-Удэ, суд находит несостоятельными и не принимает их во внимание.

В силу ст. 206 ГПК РФ, учитывая объем работы и требования законодательства, подлежит установить срок исполнения решения суда - в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г.Улан-Удэв течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации деятельности по ликвидации несанкционированных свалок на следующих территориях:

земли кадастрового квартала

земли кадастровых кварталов

Обязать МБУ «Городское лесничество» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации несанкционированной свалки на следующей территории:

земли кадастровых кварталов

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья: А.А. Тумурова

2-1897/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ
Ответчики
Администрация г. Улан-Удэ
МБУ "Городское лесничество"
Другие
ООО "Экоальянс"
Министерство природных ресурсов Республики Бурятия
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Тумурова Анна Андреевна
Дело на странице суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
03.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2022Передача материалов судье
08.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2022Подготовка дела (собеседование)
22.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.06.2022Судебное заседание
04.07.2022Судебное заседание
08.07.2022Судебное заседание
11.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее