ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-8461/2023 председательствующий судья суда первой инстанции Церцвадзе Г.Д.
(2-1014/2023) УИД 91RS0013-01-2023-001275-18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 сентября 2023 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего-судьи | Морозко О.Р. |
судей | Любобратцевой Н.И.Курской А.Г. |
при секретаре | ФИО11 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании права на назначение пенсии, понуждении осуществить определенные действия,
по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Кировского районного суда Республики Крым от 29 июня 2023 года.
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании за истцом права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым назначить истцу страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ и учесть в страховой стаж периоды работы на территории Республики Узбекистан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, принять для исчисления размера пенсии справки о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельства о рождении детей – ФИО2 и ФИО3, взыскать с ответчика судебные расходы в сумме 20 300 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указала, что решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» из-за недостаточной продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента. Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду недостаточной величины индивидуального пенсионного коэффициента. Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента. К рассмотрению не принята трудовая книжка ввиду наличия разночтений в отчестве истца и не читаемости печати на титульном листе. В страховой стаж истца на момент обращения от ДД.ММ.ГГГГ не были включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки в Майли-Сайской больнице, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры Ленинской ЦГБ ввиду отсутствия подтверждения компетентным органом Республики Узбекистан передов работы и уплаты страховых взносов, отсутствия сведений о переименовании Ленинской ЦГБ в медицинское объединение <адрес>, отказано в приеме свидетельств о рождении детей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ввиду наличия разночтений в личных данных истца. Также не приняты к рассмотрению справки о периодах работы и заработной плате истца, а также о переименовании учреждения ввиду наличия разночтений в отчестве истца. В связи с несогласием с решением пенсионного органа истец обратилась в суд.
Решением Кировского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетворены частично. Признано незаконным решение Отдела установления пенсий № Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в учете свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ серии ТА №, отказа во включении в страховой стаж истца периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры в Ленинской ЦГБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры в Ленинской ЦГБ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры Ленинской ЦГБ. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность по включению в страховой стаж истца периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве акушерки в Майли-Сайской городской объединенной больнице, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности патронажной медсестры в Ленинской Центральной городской больнице (впоследствии сменившей наименование на Асакинская городская больница), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры в отделении физиологии в Асакинской городской больнице; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры в отделении гинекологии Асакинской городской больницы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки в городском родильном доме <адрес> (ранее Асакинская городская больница); учесть при расчете пенсии сведения о заработной плате, указанные в архивных справках № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, выданных государственным архивом по личному составу <адрес> Регионального управления по архивному делу <адрес> агентства «Узархив» Республики Узбекистан, а также сведения, содержащиеся в свидетельстве о рождении ТА № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на имя ФИО3, и назначить истцу страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в пользу истца взысканы расходы на оплату услуг представителя в сумме 10 000 рублей и государственная пошлина в сумме 300 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика указывает на не согласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении требований. Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в оспариваемых решениях и в возражениях на исковое заявление и не содержат ссылок на иные обстоятельства. Так, автор жалобы указывает, что на дату вынесения первого решения выплатное дело истца из Республики Узбекистан не поступило, а свидетельство о рождении истца и трудовая книжка не были приняты к рассмотрению ввиду разночтений в написании отчества, а свидетельства о рождении детей и справки от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ истцом не предоставлялись. В страховой стаж не были включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ввиду не читаемости печати, скрепляющей запись об увольнении и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ввиду отсутствия подтверждения периода работы компетентным органом Республики Узбекистан и отсутствия сведений об уплате страховых взносов.
На дату вынесения второго решения поступило выплатное дело, согласно которому пенсия истцу на территории Республики Узбекистан выплачена по ДД.ММ.ГГГГ, и было предоставлено решение суда об установлении факта принадлежности истцу трудовых книжек и справок о заработной плате, однако из подсчета стажа был исключен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям и трудовая книжка ввиду не читаемости печати на титульном листе.
На дату третьего обращения было денонсировано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, ввиду чего ряд периодов с 1992 по 2007 годы были исключены из подсчета стажа.
Автор жалобы полагает, что оспариваемые решения являются законными, а также указывает на необоснованность решения суда в части взыскания с ответчика судебных расходов, поскольку ответчик является государственным учреждением, выделяемые ему средства являются бюджетными и целевыми. Полагает, что сумма расходов на оплату услуг представителя является завышенной и несоразмерна объему фактически оказанных услуг, поскольку по мнению автора жалобы представитель не оказал истцу помощи в сборе документов, подтверждающих спорные периоды стажа и влияющих на размер ИПК, а лишь ограничился оспариванием законных решений пенсионного органа.
Истцом подано возражение на апелляционную жалобу, в котором истец просит в ее удовлетворении отказать, оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Истец и ее представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представитель ответчика направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости.
Решением Отдела установления пенсий № ОПФР по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было оказано в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента. Указано, что к рассмотрению не может быть принята трудовая книжка от ДД.ММ.ГГГГ в связи разночтениями фамилии, имени и отчества, указанных на титульном листе и в документе, удостоверяющем личность, в связи с чем подлежат учету в страховой стаж периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учеба в Майли-Сайском медицинском училище, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности повара в ООО «СС-Ресторанс-энд-Кафе». Не подлежат включению в страховой стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки в Майли-Сайской больнице, так как в трудовой книжке в записи об увольнении № печать организации не читается, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры в Ленинской ЦГБ, так как при новом установлении пенсий в рамках Соглашения периоды работы, имевшие место на территории бывших республик СССР после ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются официальными органами пенсионного или социального обеспечения (страхования), а также отсутствуют сведения об уплате страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение в бюджетный Пенсионный фонд Узбекистана. Свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть приняты к рассмотрению, так как фамилия, имя и отчество указанные в графе «мать» (ФИО4) не соответствуют анкетным данным, указанным в документе, удостоверяющем личность (ФИО1). В данном решении указано, что на дату обращения документально подтвержденный страховой стаж составляет 00 лет 00 месяцев 00 дней.
ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратилась в пенсионный орган с заявлением об установлении страховой пенсии по старости.
Решением Отдела установления пенсий № ОПФР по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с недостаточной величиной индивидуального пенсионного коэффициента. Указано, что трудовая книжка от ДД.ММ.ГГГГ не может быть принята к рассмотрению, так как печать организации на титульном листе не читается, в связи с чем не включен в трудовой стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки в Майли-Сайской больнице, а также данный период не может быть учтен, так как приказ об увольнении (ДД.ММ.ГГГГ) издан на год позже даты увольнения (ДД.ММ.ГГГГ). На запрос отдела об оказании содействия в подтверждении данного периода ответ не поступил. На дату обращения документально подтвержден страховой стаж 16 лет 03 месяца 12 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента 15,361.
ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратилась в пенсионный орган с заявлением об установлении страховой пенсии по старости.
Решением Отдела установления пенсий № ОСФР по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с недостаточной продолжительностью страхового стажа и величиной индивидуального пенсионного коэффициента. Указано, что в связи с денонсацией с ДД.ММ.ГГГГ Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, не подлежат включению в страховой стаж периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры, свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры в Ленинской ЦГБ (согласно справки о заработной плате), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры в Ленинской ЦГБ (согласно справки о заработной плате), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры в Ленинской ЦГБ (согласно справки о заработной плате), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры в Ленинской ЦГБ (согласно справки о заработной плате). На запрос отдела об оказании содействия в подтверждении данных периодов ответ не поступил. На дату обращения документально подтвержден страховой стаж 5 лет 3 месяца 6 дней.
Из трудовой книжки серии НТ-I № от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО14 (ФИО15) ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец зачислена на должность акушерки по окончании Майли-Сайского медучилища, ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с выездом на учебу, ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в роддом в качестве патронажной акушерки в Ленинскую ЦГБ, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность старшей медсестры отделения физиологии, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность старшей медсестры в отделение гинекологии, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность акушерки, ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор расторгнут.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В силу ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Как установлено ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховой стаж определяется как учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Как регламентировано ч.8 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального Закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Исходя из положений ч. 10 ст. 15 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» при определении суммарного ИПК, определяющего право на пенсию за периоды, имевшие место до 01.01.2015, учитываются пенсионные коэффициенты за каждый календарный год. Соответственно, каждый календарный год страхового стажа увеличивает суммарный ИПК и влияет на пенсионные права граждан.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2015 г., периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. N400-ФЗ установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Частью 3 ст. 2 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992, подписанным: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, ст. 1 которого предусматривается, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу требований п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992.
В соответствии с п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N99р, Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Таким образом, учитывая то обстоятельство, что спорные периоды работы протекали на территории Узбекской ССР и Республики Узбекистан, а обращение за назначением пенсии имело место до денонсации Соглашения от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", стороной которого являлась также Республика Узбекистан, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец подлежит пенсионному обеспечению по законодательству Российской Федерации с применением правил, установленных указанным международным договором.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что начало течения срока для назначения пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсионного обеспечения и наличием у гражданина права на его получение.
Пунктами 1-3 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 01 января 2016 года, ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на день установления этой страховой пенсии.
Следовательно, применительно к истцу ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на назначение страховой пенсии по старости возникает для по достижении пенсионного возраста 56 лет 5 месяцев (ДД.ММ.ГГГГ), при наличии 12 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 21.
Согласно ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года N 1015, установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Отказ в назначении пенсии в связи утратой документов или по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015 (Правила).
Согласно пунктов 10, 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 №1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил (п. 10 Правил). Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 11 Правил).
В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Отказ в назначении пенсии в связи утратой документов или по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.
Порядок заполнения трудовых книжек на дату заполнения трудовой книжки истца (ДД.ММ.ГГГГ) регламентировался Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 года N 162.
Как определено пунктами 2.10, 2.11 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановление Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162, сведения о работнике записываются на первой странице (титульном листе) трудовой книжки. Фамилия, имя и отчество (полностью, без сокращения или замены имени и отчества инициалами) и дата рождения указываются на основании паспорта или свидетельства о рождении.
После указания даты заполнения трудовой книжки работник своей подписью заверяет правильность внесенных сведений.
Первую страницу (титульный лист) трудовой книжки подписывает лицо, ответственное за выдачу трудовых книжек, и после этого ставится печать предприятия (или печать отдела кадров), на котором впервые заполнялась трудовая книжка.
Согласно п.п.2.3.,2.5.,2.7.,4.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР № 162 от 20.06.1974 г., действовавшей на момент заполнения трудовой книжки и в дальнейшем, все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
В случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу и др. исправление производится администрацией того предприятия, где была внесена соответствующая запись. Администрация по новому месту работы обязана оказать работнику в этом необходимую помощь. Если предприятие, внесшее неправильную или неточную запись, ликвидировано, исправления вносятся правопреемником, а при его отсутствии - вышестоящей организацией, которой было подчинено ликвидированное предприятие.
При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Согласно п.18 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих» ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и ведению трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а предусмотренных законом случаях иную ответственность.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно п. 2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, - для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу п.п. 6, 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Как установлено п. 22 Правил N 884н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из изложенного, довод ответчика о том, что трудовая книжка от ДД.ММ.ГГГГ не может быть принята к рассмотрению, так как печать организации на титульном листе не читается, равно как и указание на наличие разночтений в отчестве истца в трудовой книжке и документе, удостоверяющем личность, не основаны на законе, поскольку выцветание по истечении значительного количества времени оттиска печати предприятия, которым заверена трудовая книжка, не может быть поставлено в вину истцу и нести для истца негативные последствия в виде отказа в предоставлении пенсионного обеспечения, гарантированного вышеизложенными нормами закона, а разночтение в отчестве является настолько незначительным, что никоим образом не препятствовало в принятии к рассмотрению предоставленной трудовой книжки, с учетом наличия ее оригинала у истца и совпадения иных личных данных истца, указанных в трудовой книжке и в паспорте гражданина Российской Федерации.
Также не могут быть поставлены истцу в вину ошибки и небрежность, допущенные работодателем при ведении трудовой книжки (несоответствие даты увольнения дате приказа об увольнении), поскольку они не могут опровергать самого факта работы истца в указанные в трудовой книжке периоды и лишать права на пенсионное обеспечение. Иной подход возлагал бы ответственность за ведение трудовой книжки на истца, что противоречит нормам как действовавшего ранее, так и действующего в настоящее время законодательства.
Таким образом периоды работы, указанные в трудовой книжке, имевшие место на территории Республики Узбекистан до ДД.ММ.ГГГГ – вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена страховая природа назначения пенсий, подлежали включению в страховой стаж истца, а отказ в их включении нельзя признать обоснованным.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).
Таким образом, учитывая наличие у истца периодов трудовой деятельности, периоды ухода за детьми ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения ими возраста полутора лет также подлежали включению в страховой стаж истца по наиболее выгодному для истца варианту расчета стажа.
Довод ответчика о том, что истцом не предоставлялись в пенсионный орган свидетельства о рождении детей отклоняется судебной коллегией по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"(действующие в период обращения истца с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Правила обращения за страховой пенсией).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а");
регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт "г").
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:
дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт "а");
запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в").
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований ФИО1, возражений ответчика и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление, в том числе, обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению ФИО1 при ее обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (ДД.ММ.ГГГГ) вопроса о том, какие недостающие документы ей необходимо было представить дополнительно для подтверждения периодов работы и ухода за детьми, а также обстоятельств того, указал ли пенсионный орган в уведомлении на необходимость истцу дополнительно представить недостающие документы для назначения страховой пенсии по старости; предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся.
Уведомление о необходимости предоставления дополнительных документов для подтверждения спорного периода работы в материалах дела отсутствует.
Согласно предоставленного по запросу суда первой инстанции предварительного расчета стажа и ИПК истца, с учетом периодов работы и иной деятельности истца, имевших место до ДД.ММ.ГГГГ, страховой стаж истца составил бы 19 лет 1 месяц 24 дня, ИПК 26,873, что являлось достаточным для установления истцу страховой пенсии по старости.
Учитывая изложенное судебная коллегия, приходит к выводу о незаконности принятого пенсионным органом решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истцу в установлении пенсии.
Также незаконным являлось решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из следующего.
К моменту принятия указанного решения по направленным пенсионным органам запросам поступило выплатное дело истца, содержащее справку-аттестат (л.д. 84), согласно которой пенсия выплачена истцу по ДД.ММ.ГГГГ, а также акт Внебюджетного Пенсионного фонда <адрес> о результатах проведенной проверки периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и данных о заработке, содержащие также сведения об уплате страховых взносов на территории Республики Узбекистан.
В силу ст. 7 Соглашения от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.
Таким образом, при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения право на пенсию не пересматривается, пересмотру подлежит лишь ее размер, ввиду чего отказ истца в продолжении пенсионного обеспечения истца вынесен в нарушение норм международного договора, действовавшего на момент переселения истца и обращения за назначением пенсии.
Согласно письму Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.02.1994 N 497) при переселении в Россию гражданина, получавшего пенсию на территории одного из государств, не являющихся участником Соглашения от 13.03.1992 года, пенсия назначается со сроков, установленных законодательством России, но не ранее месяца прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства.
Следовательно, ответчик обязан был назначить истцу пенсию с ДД.ММ.ГГГГ – со следующего дня с даты прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что решением Кировского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № установлен факт принадлежности истцу, в том числе трудовой книжки серии НТ-1 №, выданной ДД.ММ.ГГГГ.
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из указанного решения суда следует, что пенсионный орган был привлечен к участию в указанном деле в качестве заинтересованного лица и подал заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, следовательно был осведомлен как о принятии указанного решения, так и о вступлении его в силу, в связи с чем трудовая книжка подлежала безусловному принятию к рассмотрению при повторном обращении истца с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия отмечает, что ответчик, включив в страховой стаж истца после 2002 года ряд периодов, в отношении которых была подтверждена уплата страховых взносов, действовал правомерно, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции необоснованно включены в страховой стаж истца периоды работы истца без учета сведений об уплате страховых взносов, в связи с чем решение подлежит изменению с исключением периодов, за которые уплата страховых взносов на территории Республики Узбекистан компетентным органом не подтверждена.
При этом, исключение пенсионным органом из подсчета стажа ряда периодов, имевших место до 01.01.2002 и включение иных периодов по поступившим сведениям о заработной плате нельзя признать законным, поскольку такие действия нарушают принцип правовой определенности ввиду нарушения права истца на получение пенсионного обеспечения с учетом ранее включенных пенсионным органом периодов, а также с учетом того, что действия государственных органов и учреждений должны быть последовательны и предсказуемы для граждан.
Также судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о понуждении ответчика учесть сведения о заработной плате по архивным справкам № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, выданных государственным архивом по личному составу <адрес> Регионального управления по архивному делу <адрес> агентства «Узархив» Республики Узбекистан, и сведения, содержащиеся в свидетельстве о рождении, поскольку сведения, содержащиеся в указанных справках, предоставленных истцом, противоречат сведениям, предоставленным пенсионному органу компетентным органом Республики Узбекистан, и не были предметом оценки пенсионного органа согласно материалов пенсионного дела, не содержащих сведений об их рассмотрении и отказе в их учете, а в части свидетельства о рождении, суд первой инстанции, правильно истолковав требования истца, направленные на получение положенного ей пенсионного обеспечения, в предоставлении которого ответчиком было необоснованно отказано, пришел к неправильному выводу о необходимости возложения на пенсионный орган обязанности учесть свидетельство о рождении ребенка истца, тогда как надлежащим способом восстановления нарушенного права истца является понуждение пенсионного органа включить в стаж период ухода за ребенком, в связи с чем решение суда в указанных частях подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске в указанных частях и с изменением решения в части указания периодов, подлежащих учету в стаж истца, необходимый для установления страховой пенсии по старости.
При этом, по мнению судебной коллегии разночтения в личных данных истца в свидетельствах о рождении ее детей в части указания отчества истца также не являются настолько значительными, чтобы препятствовать установлению наличия факта родственных отношений между истцом и ее детьми, что само по себе подтверждается наличием у истца оригиналов указанных документов и совпадения фамилии и имени истца, указанных в этих свидетельствах с аналогичными сведениями об истце, содержащихся в паспорте.
Также необоснованным являлся отказ в назначении пенсии, изложенный в решении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ответчик включил в страховой стаж истца периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ, аналогичные включенным при вынесении решения от ДД.ММ.ГГГГ, а иные периоды, включенные при принятии указанного решения по поступившим материалам выплатного дела и сведениям о заработке и страховых взносах, исключил, чем грубо нарушил принцип правовой определенности, в связи с чем судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии основании к признанию этого решения незаконным в части исключения указанных периодов стажа, в связи с чем решение суда первой инстанции в этой части подлежит оставлению без изменения.
С учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований и понуждения ответчика назначить истцу страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ – даты, следующей за прекращением выплаты пенсии на территории Республики Узбекистан, в связи с чем решение подлежит оставлению без изменения в данной части.
Также судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что сумма расходов на оплату услуг представителя является завышенной и несоразмерна объему фактически оказанных услуг, исходя из следующего.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (часть 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы (абзац 9 статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N1 (п. п. 1, 2, 11, 20, 21), судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Доказательства несения указанных расходов исследованы судом первой инстанции и им в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка. Доводов относительно не подтверждения истцом факта несения указанных расходов апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем они не подлежат оценке судом апелляционной инстанции.
Судом при принятии решения в указанной части учтены объем заявленных требований, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела, на основании чего сделан вывод о наличии оснований частичной компенсации понесенных истцом расходов.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку при отсутствии у истца специальных познаний в области юриспруденции и наличии нарушения ее права, обращение в суд было для истца вынужденной мерой, а несение указанных расходов необходимым. Определенный судом размер расходов отвечает принципам разумности и соразмерности, категории и уровню сложности данного дела, отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств чрезмерности указанных расходов ответчиком суду предоставлено не было.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда в полном объеме.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Республики Крым от 29 июня 2023 года отменить в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым обязанности учесть сведения о заработной плате по архивным справкам и сведения, содержащиеся в свидетельстве о рождении, приняв в указанной части новое решение об отказе в иске.
Это же решение изменить в части периодов, подлежащих включению в страховой стаж, изложив абзац 3 резолютивной части решения Кировского районного суда Республики Крым от 29 июня 2023 года в следующей редакции:
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым включить в страховой стаж ФИО1 периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве акушерки в Майли-Сайской городской объединенной больнице,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности патронажной акушерки, с ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры в отделении физиологии; с ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры в отделении гинекологии, с ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки в роддоме Ленинской (впоследствии Асакинской) Центральной городской больницы;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности акушерки в роддоме Асакинской Центральной городской больницы;
- с учетом периодов ухода за детьми – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения ими возраста полутора лет - по наиболее выгодному для ФИО1 варианту.
В остальной части решение Кировского районного суда Республики Крым от 29 июня 2023 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий | О.Р. Морозко |
Судьи | А.Г. КурскаяН.И. Любобратцева |