Решение по делу № 33а-3524/2021 от 17.09.2021

7



ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Данилова О.И.

Докладчик Киселева О.М.                         Дело № 33а-3524/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 октября 2021 г. судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Долбнина А.И.,

судей Киселевой О.М. и Захарова Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Болдыревой О.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке в административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика администрации г. Липецка на решение Советского районного суда г. Липецка от 19 июля 2021 года,которымпостановлено:

Признать не действующим с момента вступления в силу настоящего решения Распоряжение Администрации города Липецка от 28.12.2009г. № 448-р «Об утверждении проекта планировки центральной части города Липецка» в части утверждения проекта установления красных линий в кадастровом квартале , проходящих по нежилому зданию - магазин-склад - с кадастровым номером , расположенном на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании "Липецкая газета" в течение месяца со дня вступления решения в законную силу,

Заслушав доклад судьи Киселевой О.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Административный истец обратился в суд с административным иском к администрации города Липецка о признании не действующим в части распоряжения Администрации города Липецка от 28.12.2009г. № 448-р «Об утверждении проекта планировки центральной части города Липецка» в части утверждения проекта красных линий по территории земельного участка по адресу <адрес>, с кадастровым номером . В обоснование заявленных требований истец ссылался на те обстоятельства, что она является собственником нежилого здания магазина-склад по <адрес>, кадастровый номер . Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , который относится к категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования для магазина-склада. Дата присвоения кадастрового номера 15.12.1997 г. Рядом с указанным земельным участком расположен земельный участок с кадастровым номером , право собственности на который принадлежит РФ. При этом при проведении кадастровых работ было установлено, что произошла кадастровая ошибка, которая заключалась в том, что земельный участок с кадастровым номером вошел в земельный участок с кадастровым номером . На обращение истца УИЗО по Липецкой области отказало в согласовании границ земельного участка, поскольку границы уточняемого земельного участка выходят за установленные проектом планировки красные линии, утвержденные оспариваемым распоряжением администрации г. Липецка. Поскольку вышеуказанное строение и земельный участок, находящийся под ним пересекается прохождением красной линии, установленной оспариваемым распоряжением, что противоречит Градостроительному Кодексу Российской Федерации, а также нарушает положения ст. 209 ГК РФ, нарушает права истца, как собственника здания, и препятствует в реализации права на приобретение земельного участка в собственность, то истец полагал, что оспариваемый нормативно-правовой акт противоречит законодательству и имеются основания для признания его недействующим в части утверждения проекта красных линий по территории земельного участка по адресу <адрес>, с кадастровым номером . В последующем истец уточнила требования, просила признать недействующим Распоряжение Администрации города Липецка от 28.12.2009г. № 448-р ««Об утверждении проекта планировки центральной части города Липецка» (опубликованного в печатном издании «Липецкая газета» № 3, 12.01.2010г.) в части утверждения проекта установления красных линий в кадастровом квартале , проходящих по нежилому зданию магазин-склад с кадастровым номером , расположенном на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>

В судебном заседании представитель административного истца – адвокат Шишкина И.В. требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель Администрации города Липецка и Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка - Серезетдинова Я.В. в судебном заседании требования не признала, ссылаясь на то, что законодательством установлена определенная процедура принятия данного акта, которая была соблюдена, оспариваемое распоряжение принято в установленном законом порядке уполномоченным на принятие данных правовых актов органом. Полагала, что оспариваемый акт не является нормативным правовым актом, поскольку Уставом города Липецка, принятым Решением Липецкого городского Совета депутатов от 25.12.2004 определено, что глава города как глава администрации города Липецка издает постановления администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами области, а также распоряжения администрации города по вопросам организации работы администрации города (ст. 31, ч.1), при этом нормативными правовыми актами города являются Устав города, решения городского Совета, постановления администрации города, решения местного референдума (ч. 1 ст. 35). А поскольку положения Закона установлен 3-х месячный срок для оспаривания распоряжения, согласно решению Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, истцу стало известно о наличии красной линии в 2018г., то полагала, что имеет место пропуск срока обращения в суд.

Помощник прокурора Советского района г. Липецка Ильин А.М. полагал, что требования не подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемый акт принят уполномоченным лицом, в пределах компетенции, процедура принятия соблюдена.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе административный ответчик администрация г. Липецка просит решение суда отменить, считая, что права и законные интересы административного истца оспариваемым распоряжением не нарушены.

Выслушав представителя административного ответчика Серезетдинову Я.В., представителя административного истца Шишкину И.В., изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 26 части 1 статьи16, части 1 статьи7 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 3 статьи8 и части 1 статьи32 Градостроительного кодекса РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.

Муниципальное образование город Липецк является городским округом Липецкой области (ст. 2 Закон Липецкой области от 2 июля 2004 г. N 114-ОЗ "О наделении муниципальных образований в Липецкой области статусом городского округа, муниципального района, городского и сельского поселения").

Распоряжением Администрации города Липецка от 28.12.2009 г. № 448-р утвержден Проект планировки центральной части города Липецка, который принят в соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Порядком организации и проведения публичных слушаний в сфере градостроительных отношений на территории города Липецка, принятым решением Липецкого городского Совета депутатов от 22.07.2009 года N 848, протоколом N 1 публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания центральной части города Липецка от 20.11.2009, протоколом N 2 публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания центральной части города Липецка от 23.11.2009, заключением о результатах проведения публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания центральной части города Липецка от 23.11.2009г.

Составной частью Проекта планировки центральной части города Липецка является схема границ территории г. Липецка с отображением красных линий застройки.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции, официально опубликован и по процедуре его принятия не оспаривается, материалами дела подтверждается ее соблюдение.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Карачарова Х.П. с 29.12.2011г. является собственником нежилого здания магазина-склад <адрес>, кадастровый номер . Выпиской из ЕГРН о переходе прав от 12.01.2018 года подтверждается, что правообладателем здания магазина-склад с кадастровым номером , ранее являлся Андрюнин П.С., который провел мероприятия по реконструкции здания. Техническим паспортом, распоряжением председателя Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Липецка от 07.09.2005 г. №726-р, актом приемки законченного строительства от 05.09.2005 г., распоряжением от 05.09.2005 г. №711-Р подтверждается, что приемочной комиссией предъявленный исполнителем работ к приемке склад-магазин, общей площадью 127,9 кв.м, был принят, акт приемочной комиссии был утвержден, склад-магазин введен в эксплуатацию. 16 сентября 2005 года были внесены сведения о праве собственности Андрюнина П.С. в отношении указанного здания.

Спорное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , границы земельного участка не установлены, земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования для магазина-склада. Дата присвоения кадастрового номера

При проведении кадастровых работ было установлено, что произошла кадастровая ошибка, которая заключалась в том, что земельный участок с кадастровым номером вошел в состав с рядом расположенным земельным участком с кадастровым номером .

Из сообщения УИЗО по Липецкой области следует, что согласовать местоположение границы земельного участка не представляется возможным, поскольку распоряжением администрации г. Липецка от 28.12.2009 г. № 448-р «Об утверждении проекта планировки центральной части города Липецка» утвержден проект планировки центральной части города Липецка, согласно которому границы уточняемого земельного участка, определенные вышеуказанным межевым планом, выходят за установленные проектом планировки красные линии, которые в соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.

Из представленных суду первой инстанции документов, заключения от 01.03.2021г. кадастрового инженера Варванина Е.И., подтвердившего свое заключение, установлено пересечение красной линии уточненных границ земельного участка с КН , и расположенного на нем нежилого здания магазина-склада по <адрес>, с кадастровым номер . Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались.

Согласно п. 12 ст.1 ГрК РФ для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Как следует из п. 11 ст.1 ГрК РФ, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.

Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (пункт 12 статьи85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), подпункт 18 пункта 8 статьи39.11 ЗК РФ, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016г. N1963-О).

Красные линии отображаются на чертежах проекта планировки территории, проекта межевания территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи42, пункт 2 части 6 статьи43 ГрК РФ), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления границ территорий общего пользования (часть 1 статьи42 ГрК РФ), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи43 ГрК РФ).

Согласно п.п. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает, в том числе, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии. В свою очередь, основная часть проекта межевания территории состоит из текстовой части и чертежей межевания (часть 4 статьи43 ГрК РФ). Текстовая часть включает, в частности, перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 части 5 статьи43 ГрК РФ). На последних отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи43 ГрК РФ; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений (пункты 2-3 части 6 статьи43 ГрК РФ).

В соответствии с частью 12.4 статьи45 ГрК РФ проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

В соответствии с частью 5 статьи 45 ГрК РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 данного Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

В силу части 17 статьи 45 ГрК РФ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.

Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия оспариваемого Распоряжения регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002г. N150 (далее - Инструкция по разработке градостроительной документации), и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998г. N18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации" (далее - Инструкция РДС 30-201-98), которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории и должен отражать действующие и проектируемые красные линии, на плане красных линий должны быть в частности, показаны элементы сохраняемой застройки всех видов и проектные предложения по проектируемым красным линиям (пункт четвертый раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.1-4.4 Инструкции РДС 30-201-98).

Из содержания указанных норм следует, что закреплено правило о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.

Судом первой инстанции достоверно установлено, что здание магазина-склада по <адрес>, с кадастровым номер как на момент принятия оспариваемого распоряжения, так и на сегодняшний момент, находится в зоне деловой застройки.

При этом, указанное строение с расположенным под ним земельным участком КН пересекается красной линией, установленной для определения территории общего пользования, в частности определения земель, предназначенных для дорог и транспорта. Не изменение зоны деловой застройки на зону транспорта, в части земельного участка, обозначенного красной линией, произошло ввиду того, что при установлении зонирования территории, вероятно, была учтена существующая застройка. В то же время, проект планирования был разработан на основании топографической съемки, выполненной в масштабе 1:2000. Такой масштаб, мог не отражать существующую застройку, в частности наличие строения истца.

При таких обстоятельствах, красные линии были нанесены без учета сведений о расположении строения, принадлежащего истцу, его площади и площади занимаемого под строением земельного участка, фактическом землепользовании истца, в результате чего созданы препятствия в пользовании объектом недвижимости, принадлежащим административному истцу на законном праве.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Распоряжение Администрации города Липецка от 28.12.2009г. № 448-р ««Об утверждении проекта планировки центральной части города Липецка» (опубликованного в печатном издании «Липецкая газета» № 3, 12.01.2010г.) в части утверждения проекта установления красных линий в кадастровом квартале , проходящих по нежилому зданию магазин-склад с кадастровым номером , расположенном на земельном участке с кадастровым номером по адресу: , нельзя признать законным, поскольку при определении территории прохождения красной линии в границах указанного участка органом не было учтено наличие на данном земельном участке нежилого строения, находящегося в индивидуальной собственности, что противоречит положениям ст. 1, ст. 42, ст. 43 Градостроительного кодекса, подпункта 1, 3.1, 4.1, 4.4, 5.2, 5.3.4, 5.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий, пункта 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации. Более того, земельный участок с кадастровым номером , относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования для магазина-склада, фактически располагается в зоне делового общественного и коммерческого назначения, однако красная линия, проходящая по объекту, определяет частичное нахождение строения истца в зоне, определенной для размещения дорог.

Исходя из вышеприведенных норм, красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи1 ГрК РФ), к которым относятся, в том числе, автомобильные дороги (пункт 10.1 статьи1 ГрК РФ). Территориями общего пользования беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (пункт 12 статьи1 ГрК РФ).

Оспариваемым Распоряжением, принятым в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов местного значения и размещения линейных объектов, границ территорий общего пользования, утвержден проект планировки, который предусматривает образование земельного участка для целей размещения дороги местного значения в том числе, из земельного участка, находящегося под строением, принадлежащим истцу.

Согласно п. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

П. 2 ст.49 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в частности, со строительством, реконструкцией таких объектов государственного или местного значения, как автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции указанных объектов допускается, если такие объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи56.3 ЗК РФ).

По смыслу пункта 20 статьи1, подпункта "б" пункта 1 части 5 статьи23 ГрК РФ к объектам местного значения городского округа относятся автомобильные дороги местного значения.

Согласно части 11 статьи5 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Таким образом, отнесение части земельного участка, под зданием, принадлежащим истцу, к планируемым границам объекта местного значения и территории общего пользования свидетельствует о необходимости решения вопроса об изъятии такого земельного участка. Вместе с тем, в нарушение приведенных норм федерального законодательства оспариваемые акты не содержат таких сведений. Отсутствуют в материалах дела и документы, подтверждающие, что в отношении оспариваемого проекта планировки территории проводилась процедура согласования с органом местного самоуправления, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в порядке, предусмотренном частью 12.4 статьи45 ГрК РФ. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии нарушений прав истца несостоятельны. Само по себе наличие оспариваемого распоряжения сохраняет неопределенность правового режима земельного участка, что ограничивает право административного истца на использование по назначению принадлежащего ему строения и расположенного под ним земельного участка, дальнейшее определение судьбы указанного земельного участка и находящегося на нем строения. Возможность эксплуатации и обслуживания объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.

Статьей 209 ГК РФ предусмотрено право собственника на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, что дает ему право в соответствии со статьей 304 указанного Кодекса требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Коль скоро истец является собственником здания, по которому проходит красная линия, а о том, что часть участка и здания находятся на территории общего пользования истец узнала в 2018году, когда обратилась в УИЗО за согласованием границ земельного участка, то и оспариваемое распоряжение со всей очевидностью затрагивает её права, свободы и законные интересы.

Принимая во внимание вышеизложенное, решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены не имеется.

Доводы апеллянта, направленные на иную оценку обстоятельств административного дела и иное толкование закона, не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Липецка от 19 июля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика администрации г. Липецка - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий (подпись)

Судьи (подписи)

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04 октября 2021 года.

Верно:

Судья

Секретарь

33а-3524/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Карачарова Христина Павловна
Ответчики
Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка
администрация г. Липецка
Другие
Шишкина Ирина Владимировна
Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области
Управление строительства и архитектуры Липецкой области
Суд
Липецкий областной суд
Судья
Киселева О.М.
Дело на сайте суда
oblsud.lpk.sudrf.ru
04.10.2021Судебное заседание
06.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2021Передано в экспедицию
04.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее