Дело №2-1013/2023
77RS0002-02-2022-013346-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 марта 2023 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска
в составе председательствующего судьи Науджус О.С.,
при секретаре – Васильевой О.А.,
с участием представителя истца – помощника Красноярского транспортного прокурора Мирошник Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что проведенной в ноябре 2021 года Ачинской транспортной прокуратурой проверкой соблюдения Красноярской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов – структурным подразделением Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» (далее - Красноярская региональная дирекция железнодорожных вокзалов) требований законодательства о транспортной безопасности установлено, что на основании договора от 24.12.2019 № 3748666 «Об оказании услуг для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства» защиту железнодорожного вокзала на станции Мариинск Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов осуществляет подразделение транспортной безопасности ООО «ПТБ «Трансбезопасность-Центр», которое оказывает услуги: группа быстрого реагирования - 4 категория; досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр - 5 категория. Между тем, в ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона работники транспортной безопасности 6 категории для обеспечения защиты железнодорожного вокзала станции Мариинск Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов от актов незаконного вмешательства не привлечены.
19.11.2021 Ачинской транспортной прокуратурой с целью устранения нарушений начальнику Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов внесено представление об устранении нарушений закона, в том числе в части непривлечения работников транспортной безопасности 6 категории для обеспечения защиты железнодорожного вокзала станции Мариинск от актов незаконного вмешательства.
Ответом на представление от 28.12.2021 Красноярской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов требования Ачинского транспортного прокурора признавались обоснованными, однако ввиду отсутствия финансирования нарушения не устранены.
14.06.2022 в рамках анализа состояния законности в сфере транспортной безопасности, в соответствии с письмом Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов от 14.06.2022 установлено, что работники транспортной безопасности 6 категории для обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном вокзале станции Мариинск так и не привлечены. Таким образом, ОАО «РЖД» не исполняется возложенная законом обязанность по обеспечению транспортной безопасности. Учитывая, что несоблюдение требований транспортной безопасности создает угрозу жизни, здоровью пассажиров, безопасности государства, а принятие указанных мер безопасности направлено на предотвращение появления угрозы безопасности, в связи с чем меры по обеспечению безопасности должны приниматься и соблюдаться в строгом соответствии с действующими нормами законодательства независимо от факта наличия или отсутствия угрозы безопасности, Ачинский транспортный прокурор просит признать незаконным бездействие ОАО «РЖД», связанное с несоблюдением требований законодательства о транспортной безопасности, выразившиеся в непривлечении работников транспортной безопасности 6 категории для обеспечения защиты железнодорожного вокзала станции Мариинск Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов от актов незаконного вмешательства; обязать ОАО «РЖД» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности путем привлечения работников транспортной безопасности 6 категории для обеспечения защиты железнодорожного вокзала станции Мариинск Красноярской региональной секции железнодорожных вокзалов от актов незаконного вмешательства.
В судебном заседании представитель истца – помощник Красноярского транспортного прокурора Мирошник Е.В. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила требования удовлетворить, указывая на неисполнение ответчиком до настоящего времени представления об устранении нарушений закона.
Представитель ответчика Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД – Бережная Ю.Э. (доверенность в материалах дела) в суд не явилась, представила письменные возражения, в которых просила в иске отказать, указывая, что правовое регулирование объектов транспортной инфраструктуры, включающее комплекс общественных отношений, возникающих по поводу устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, осуществляется Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Под объектом транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя в том числе железнодорожные вокзалы. Во исполнение ст. 8 Федерального закона № 16-ФЗ постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633 утверждены новые требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее - Требования).
Согласно подпункту «д» пункта 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры II категории (железнодорожные вокзалы, железнодорожные станции, на которых осуществляется обслуживание пассажиров, пассажирские железнодорожные остановочные пункты) дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, обязаны осуществлять наблюдение и (или) собеседование с ними на контрольно-пропускных пунктах, постах, в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра. На объекте транспортной инфраструктуры железнодорожном вокзале Мариинск все требования, установленные Правительством Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, исполнены (привлечено подразделение ТБ, произведено оснащение техническими средствами и др.). Вместе с тем, на вокзале до настоящего времени не осуществляется наблюдение за объектами досмотра и (или) проведение собеседования с ними на контрольно-пропускных пунктах, постах в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра.
В соответствии с условиями договора от 25.12.2019 № 3752358 функции по организации досмотра граждан возложены на работников подразделения транспортной безопасности ООО «ПТБ Трансбезопасность-Центр», указанным договором не предусмотрены посты ПТБ по 6 категории.
Согласно п.11 Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» мероприятия по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств определены требованиями Федерального закона «О транспортной безопасности» и постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1633, а также иными нормативными правовыми актами.
На реализацию полного комплекса мероприятий по обеспечению транспортной безопасности и охране объектов, по предварительной оценке ОАО «РЖД», необходимо более 2 трлн. рублей. Мероприятия должны быть реализованы в срок до 2025 года за счет средств инвестиционной программы ОАО «РЖД» предусмотрено до 2025 года 48,5 млрд. рублей, по мере реализации Программы затраты могут быть уточнены и скорректированы источники финансирования. В целях соблюдения требования законодательства РФ в сфере обеспечения транспортной безопасности в части организации наблюдения за объектами досмотра и (или) проведение собеседования с ними на контрольно-пропускных пунктах, постах в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, а также во исполнение телеграммы начальника департамента безопасности ОАО «РЖД» от 17.03.2021 № 1712 ЦБЗ «О планировании работы по организации охраны объектов (имущества) ОАО «РЖД» охранными организациями и защиты объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств от актов незаконного вмешательства подразделениями транспортной безопасности в 2022 году» Красноярской РДЖВ сформированы перечни объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, подлежащих защите от актов незаконного вмешательства подразделениями транспортной безопасности. При формировании указанных перечней были внесены потребности объектов транспортной инфраструктуры, в том числе и железнодорожного вокзала на ст. Мариинск в привлечении работников ПТБ 6 категории для осуществления функций наблюдения и (или) собеседования. Сформированные перечни были направлены в Дирекцию железнодорожных вокзалов, а также в Региональный центр безопасности ОАО «РЖД» (исх.№ 1383/РДЖВ Крас от 13.04.2021) для их последующего утверждения в Департаменте безопасности ОАО «РЖД» и выделении в дальнейшем необходимых денежных средств для их реализации. Вместе с тем, согласно телеграммы Департамента безопасности ОАО «РЖД» от 02.12.2021 №8928/ЦБЗ принято решение об индексации услуг подразделений транспортной безопасности в 2022 году без расширения видов оказываемых услуг. В 2022 году, в целях выполнения требования законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, подготовлены расчеты и направлены (исх. № 1513 РДЖВ Крас от 13.05.2022) в Дирекцию железнодорожных вокзалов Перечни (потребность) объектов транспортной инфраструктуры, планируемых к передаче подразделениям транспортной безопасности на 2023 год с включением оказания услуг работниками ПТБ 6 категории. Указанная потребность формируется в виде перечней подведомственных объектов, подлежащих охране, и защите от актов незаконного вмешательства силами подразделений транспортной безопасности. При формировании указанных перечней учтены потребности объектов транспортной инфраструктуры, в том числе и в привлечении работников ПТБ 6 категории для осуществления функций наблюдения и (или) собеседования. Сформированные перечни рассматриваются и утверждаются в Департаменте безопасности ОАО «РЖД». Красноярская региональная дирекция железнодорожных вокзалов, являясь структурным подразделением дирекции железнодорожных вокзалов, не может самостоятельно принимать решение о привлечении работников ПТБ 6 категорий. Таким образом, исполнение указанного требования ввиду отсутствия финансирования, связанного с дефицитом бюджета компании, остается не реализованным.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав помощника прокурора Мирошник Е.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.3 ст.1 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из следующих принципов: устойчивость работы железнодорожного транспорта; доступность, безопасность и качество оказываемых услуг; развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта; согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации.
Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Пунктом 1 ст. 4 данного Закона предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с пп. «а» п.5 ст. 1 Закона к объектам транспортной инфраструктуры также относится технологический комплекс, включающий в себя: железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 №1633 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В силу пунктов 2 и 4 Требований документ применяется в отношении железнодорожных вокзалов и станции, не отнесенных в соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию, и является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Подпунктом «д» пункта 9 Требований предусмотрено, что субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры II категории (железнодорожные вокзалы, железнодорожные станции, на которых осуществляется обслуживание пассажиров, пассажирские железнодорожные остановочные пункты) дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, обязан в том числе осуществлять наблюдение и (или) собеседование с ними на контрольно-пропускных пунктах, постах, в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра.
Приказом министерства транспорта РФ от 21.08.2014 №231 «Об утверждении Требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта» работники, осуществляющие наблюдение и (или) собеседование с пассажирами на контрольно-пропускных пунктах, постах, в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, отнесены к 6 категории.
Согласно п.п. 7-8 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (утв. Приказом Минтранса от 23.07.2015 №227) в ходе проведения досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, почтовых отправлений, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, иных материальных объектов, направленные на обнаружение предметов и веществ, имеющих внешние признаки схожести с оружием, взрывчатыми веществами или другими устройствами, предметами и веществами, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть и (или) которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ), а также на выявление лиц, транспортных средств, для допуска которых в зону транспортной безопасности или ее часть не имеется правовых оснований.
Досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр осуществляются уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр (далее - работники досмотра).
Наблюдение и собеседование осуществляются уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, аттестованными в соответствии с законодательством Российской Федерации на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим наблюдение и (или) собеседование (далее - работники, осуществляющие наблюдение и собеседование).
В ходе дополнительного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности (далее - дополнительный досмотр) осуществляются мероприятия по распознаванию предметов и веществ, обнаруженных в ходе досмотра и (или) повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности.
Организация досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования возлагается на СТИ и (или) перевозчиков, застройщиков ОТИ.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения и.о. Ачинского транспортного прокурора от 21.10.2021 в период с 22.10.2021 по 20.11.2021 Ачинской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения Красноярской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов – структурным подразделением Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» требований законодательства о транспортной безопасности.
Проверкой установлено, что 30.05.2011 железнодорожные вокзалы станций, в том числе станция Мариинск, включены в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, 23.04.2012 на каждый объект проведена и утверждена оценка уязвимости.
21.07.2021 Федеральным агентством железнодорожного транспорта в реестр (Раздел 1) внесены изменения, железнодорожным вокзалам Боготол и Мариинск присвоена 3 категория, Ачинск - 1-2 категория, о чем 02.08.2021 поступило соответствующее уведомление.
Однако, в нарушение вышеуказанных требований Красноярской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов, несмотря на изменения требований закона и категории объектов транспортной инфраструктуры, по истечение 3-месячного срока дополнительная оценка уязвимости указанных вокзалов не проведена, на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта не направлена и как следствие, не утверждена.
Приказом Министерства транспорта РФ от 21.08.2014 №231 «Об утверждении требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта» работники, осуществляющие наблюдение и (или) собеседование с пассажирами на контрольно-пропускных пунктах, постах, в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра отнесены к 6 категории.
Проверкой также установлено, что на основании договора от 24.12.2019 № 3748666 «Об оказании услуг для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства» защиту железнодорожного вокзала на станции Мариинск Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов осуществляет подразделение транспортной безопасности ООО «ПТБ «Трансбезопасность-Центр», которое оказывает услуги: группа быстрого реагирования - 4 категория; досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр - 5 категория.
Однако, в нарушение требований закона работники транспортной безопасности 6 категории для обеспечения защиты железнодорожного вокзала станции Мариинск Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов от актов незаконного вмешательства не привлечены.
19.11.2021 Ачинской транспортной прокуратурой с целью устранения нарушений начальнику Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов внесено представление об устранении нарушений закона, в том числе в части непривлечения работников транспортной безопасности 6 категории для обеспечения защиты железнодорожного вокзала станции Мариинск от актов незаконного вмешательства.
Из ответа Красноярской дирекции железнодорожных вокзалов на представление от 28.12.2021 следует, что Красноярская дирекция железнодорожных вокзалов, являясь структурным подразделением дирекции железнодорожных вокзалов, не может самостоятельно принимать решение о проведении дополнительной оценки уязвимости, дирекция железнодорожных вокзалов централизовано рассматривает данный вопрос с выделением финансирования по всем региональным дирекциям. После проведенной с Федеральным агентством железнодорожного транспорта, Департаментом безопасности ОАО «РЖД» и Министерством транспорта переписки о необходимости проведения дополнительной оценки и выделении денежных средств на эти цели поступило поручение Дирекции железнодорожных вокзалов от 21.06.2021 об организации работ по проведению дополнительной оценки уязвимости, которые необходимо выполнить после получения уведомлений Росжелдора о присвоении категории объекту; по поручению в Дирекцию железнодорожных вокзалов 07.09.2021 направлена потребность для выделения необходимого финансирования на указанные цели, а также проведения процедур закупок. Финансирование выделено, решается вопрос о заключении договора со специализированной организацией в соответствии с планом закупок на 2022 год; в связи с выявленными нарушениями начальнику железнодорожного вокзала на станции Мариинск объявлено замечание.
В целях выполнения требования законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности подготовлены и направлены в Дирекцию железнодорожных вокзалов Перечни объектов транспортной инфраструктуры, планируемых к передаче подразделениям транспортной безопасности на 2022 год, с учетом оказания услуг работниками ПТБ 6 категории. В случае утверждения финансирования на 2022 год, требование будет исполнено.
09.06.2022 Ачинской транспортной прокуратурой в Красноярскую региональную дирекцию железнодорожных вокзалов направлено требование о предоставлении в срок до 14.06.2022 сведений и копий документов о привлечении работников транспортной безопасности 6 категории на указанных выше вокзалах, в том числе на Мариинск.
Из ответа от 14.06.2022 Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов следует, что по состоянию на дату ответа работники транспортной безопасности 6 категории для обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном вокзале станции Мариинск так не привлечены, по итогам рассмотрения документов финансирование на указанные цели Департаментом безопасности ОАО «РЖД» не было утверждено; в случае утверждения Департаментом безопасности финансирования на 2023 год требование будет исполнено.
Вместе с тем, как усматривается из отзыва ответчика на исковое заявление, исполнение указанного требования ввиду отсутствия финансирования, связанного с дефицитом бюджета компании, остается не реализованным.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь вышеприведенными нормами права, установив, что работники транспортной безопасности 6 категории для обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном вокзале станции Мариинск так и не привлечены, ответчиком не исполняется возложенная законом обязанность по обеспечению транспортной безопасности, учитывая, что несоблюдение требований транспортной безопасности создает угрозу жизни, здоровью пассажиров, безопасности государства, а принятие указанных мер безопасности направлено на предотвращение появления угрозы безопасности, в связи с чем меры по обеспечению безопасности должны приниматься и соблюдаться в строгом соответствии с действующими нормами законодательства независимо от факта наличия или отсутствия угрозы безопасности, суд полагает необходимым исковые требования Ачинского транспортного прокурора удовлетворить, признать незаконным бездействие ОАО «РЖД» в части непривлечения работников транспортной безопасности 6 категории для обеспечения защиты железнодорожного вокзала станции Мариинск Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов от актов незаконного вмешательства, обязать ОАО «РЖД» устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности путем привлечения работников транспортной безопасности 6 категории для обеспечения защиты железнодорожного вокзала станции Мариинск Красноярской дирекции железнодорожных вокзалов.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требования кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
С учетом изложенного, исходя из существа заявленных требований, направленных на обеспечение транспортной безопасности, в целях предотвращения угрозы жизни, здоровью пассажиров, безопасности государства, суд полагает возможным установить срок для исполнения возложенных на ОАО «РЖД» обязанностей - шесть месяцев с момента вступления решения в законную силу.
По мнению суда, приведенный срок для исполнения судебного решения является разумным и достаточным для проведения необходимых мероприятий.
Доводы ответчика о том, что исполнение указанного требования остается нереализованным ввиду отсутствия финансирования, связанного с дефицитом бюджета компании, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295) в части непривлечения работников транспортной безопасности 6 категории для обеспечения защиты железнодорожного вокзала станции Мариинск Красноярской региональной дирекции железнодорожных вокзалов от актов незаконного вмешательства.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295) устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности путем привлечения работников транспортной безопасности 6 категории для обеспечения защиты железнодорожного вокзала станции Мариинск Красноярской дирекции железнодорожных вокзалов от актов незаконного вмешательства в срок шесть месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца с даты составления решения в окончательной форме.
Судья О.С. Науджус
Мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2023 года.