Судья Логвинова С.Е. Дело № 33а-676/2022
УИД 61RS0011-01-2021-002872-28
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 января 2022 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Ю.М.,
судей: Яковлевой Э.Р., Богатых О.П.,
при секретаре Соловьевой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Белокалитвинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Белокалитвинского района Ростовской области, заинтересованные лица: администрация Коксовского сельского поселения Белокалитвинского района, администрация Богураевского сельского поселения Белокалитвинского района, администрация Горняцкого сельского поселения Белокалитвинского района, администрация Ильинского сельского поселения Белокалитвинского района, администрация Литвиновского сельского поселения Белокалитвинского района, администрация Нижнепоповского сельского поселения Белокалитвинского района, администрация Рудаковского сельского поселения Белокалитвинского района, администрация Синегорского сельского поселения Белокалитвинского района о признании незаконным бездействия, обязании принять меры,
по апелляционной жалобе администрации Белокалитвинского района Ростовской области на решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 1 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Яковлевой Э.Р., судебная коллегия
установила:
Белокалитвинский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что при проведении проверки на территории Белокалитвинского района требований законодательства в сфере обращения с отходами выявлены нарушения требований закона, выразившиеся в непринятии мер к оборудованию на территориях Горняцкого, Богураевского, Ильинского, Литвиновского, Коксовского, Нижнепоповского, Рудаковского и Синегорского сельских поселений контейнерных площадок, отвечающих требованиям закона и санитарных правил.
Как указывает административный истец, по установленным фактам главе Администрации Белокалитвинского района вносилось соответствующее представление, которое до настоящего времени не исполнено в полном объеме.
По мнению административного истца, бездействие органа местного самоуправления не способствует соблюдению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, административный истец просил суд признать незаконным бездействие Администрации Белокалитвинского района в части непринятия мер к оборудованию на территории Горняцкого, Богураевского, Ильинского, Литвиновского, Коксовского, Нижнепоповского, Рудаковского и Синегорского сельских поселений контейнерных площадок, отвечающих требованиям закона, обязать Администрацию Белокалитвинского района принять меры, направленные на организацию деятельности по накоплению (том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Горняцкого, Богураевского, Ильинского, Литвиновского, Коксовского, Нижнепоповского, Рудаковского и Синегорского сельских поселений путем создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 1 октября 2021 года административные исковые требования Белокалитвинского городского прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация Белокалитвинского района выражает несогласие с решением суда по мотиву незаконности, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
По мнению заявителя жалобы, положения Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (п. 2 ст. 8) и Областного закона Ростовской области от 28 декабря 2005 года № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» (ч. 1.1 ст. 12) и Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (ч. 3 ст. 14) в своей взаимосвязи предопределяют, что на территории Ростовской области именно к компетенции сельских поселений отнесено решение вопросов участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В данной связи заявитель жалобы полагает, что именно органы местного самоуправления сельских поселений, а не муниципальных районов на территории области наделены полномочиями по вопросам создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Заявитель жалобы отмечает, что существующая плотная застройка населенных пунктов сельских поселений Белокалитвинского района во многих случаях исключает возможность установки контейнеров, в местах же, где их установка допускается с соблюдением санитарных норм, организованы площадки накопления твердых коммунальных отходов.
Кроме того, заявитель жалобы считает, что в административном исковом заявлении не приведены конкретные нарушения, допущенные административными ответчиками, не указаны действия, которые административным ответчикам необходимо совершить для их устранения, а установленный судом для этого срок является недостаточным.
На апелляционную жалобу Белокалитвинским городским прокурором представлены возражения, содержащие просьбу об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы Администрации Белокалитвинского района – без удовлетворения.
Представитель административного истца – Шматова Н.А. в судебное заседание явилась, полагала решение суда законным и обоснованным.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в порядке ст. 150 КАС Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителя административного истца, проверив решение по правилам ст. 308 КАС Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 310 КАС Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что в силу закона осуществление полномочий, предусмотренных ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», возложено на органы местного самоуправления как муниципальных районов, так и сельских поселений, в связи с чем, приняв во внимание отсутствие доказательств устранения административными ответчиками выявленных нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения, нашел требования прокурора законными и подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В развитие закрепленной в ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав, свобод человека и гражданина, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства указывает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (ст. 3).
Положениями ч. 4 ст. 218 КАС Российской Федерации предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано ч. 1 ст. 39 КАС Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Анализ положений ст.ст. 218, 227 КАС Российской Федерации приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов граждан.
Как установлено судебной коллегией и следует из материалов дела, Белокалитвинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией Белокалитвинского района требований федерального законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, по результатам которой установлено, что меры, направленные на создание специализированных контейнерных площадок и установку контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, в необходимой мере не приняты, площадки накопления крупногабаритных отходов на территории муниципальных образований в достаточном количестве отсутствуют.
Так в ходе судебного разбирательства муниципалитетом не оспаривалось, что на момент проверки на территории района имелось 427 контейнерных площадок и 962 контейнера, в связи с чем в соответствии с реестром мест накопления отходов необходимо дополнительно обустроить 419 контейнерных площадок и приобрести 782 контейнера.
Несмотря на внесение Белокалитвинским городским прокурором представления в адрес Администрации Белокалитвинского района, до настоящего времени на территории Белокалитвинского района, в частности, Горняцкого, Богураевского, Ильинского, Литвиновского, Коксовского, Нижнепоповского, Рудаковского и Синегорского сельских поселений, необходимые места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не созданы, контейнеры – не установлены.
В соответствии с положениями п. 14 ч. 1 ст. 15 и п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на соответствующих территориях.
К вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО (п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Указанный вопрос местного значения может быть закреплен за сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Вопросы местного значения, предусмотренные для городских поселений и не отнесенные Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч. 4 ст. 14 названного Федерального закона).
Согласно ч. 1.1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам, отнесенным в соответствии со ст.ст. 14, 15 и 16 названного Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения. Полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований по решению рассматриваемого вопроса местного значения установлены отраслевым федеральным законом – Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Так, к полномочиям органов местного самоуправления всех видов муниципальных образований (с учетом особенностей их исполнения на территории сельских поселений) отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО (ст. 8 Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены ст. 13.4 Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно положениям которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1). При этом места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в п. 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3 ст. 13.4 Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 13.4 Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Так постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра.
В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается соответствующим органом местного самоуправления (п. 4 Правил обустройства мест накопления ТКО).
Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке (п.п. 15 – 19 Правил обустройства мест накопления ТКО). Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а при их отсутствии – на официальном сайте соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 13 Правил обустройства мест накопления ТКО).
Тем самым, с учетом приведенных правовых норм, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям Администрации Белокалитвинского района.
В данной связи, оценив обстоятельства дела применительно к положениям действующего законодательства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что факт допущенного Администрацией Белокалитвинского района незаконного бездействия, выразившегося в непринятии мер к созданию мест (площадок) накопления и транспортированию твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям СанПиН, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и свидетельствует о нарушении права граждан на благоприятные, безопасные условия и среду проживания.
При таком положении административные исковые требования Белокалитвинского городского прокурора удовлетворены судом правомерно.
Установленный решением суда срок принятия мер, направленных на организацию деятельности по накоплению и транспортированию ТКО путем создания мест (площадок) их накопления, отвечающих требованиям закона (один год с даты вступления решения суда в законную силу), признается судебной коллегией достаточным.
Кроме того, административный ответчик не лишен возможности обращения в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в порядке ст. 358 КАС Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 1 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Белокалитвинского района Ростовской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Ю.М. Москаленко
Судьи: Э.Р. Яковлева
О.П. Богатых
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 января 2022 года.