����������������30/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Хасавюртовский районный суд РД в составе:
председательствующего судьи Минтемировой З.А.,
при секретаре Шамсудиновой Д.Д.,
с участием помощника прокурора
<адрес> Битарова Ю.А.,
представителя ответчика - главы
администрации МО «<адрес>»
<адрес> Юсупова Р.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах не определенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к МО «<адрес>» <адрес> о признании бездействия администрации МО «<адрес>» <адрес> по непроведению диспансеризации муниципальных служащих органов местного самоуправления незаконным и обязании МО организовать и провести диспансеризацию всех муниципальных служащих администрации МО в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «<адрес>» <адрес> о признании бездействия администрации МО «<адрес>» <адрес> по непроведению диспансеризации муниципальных служащих органов местного самоуправления незаконным и обязании МО организовать и провести диспансеризацию всех муниципальных служащих администрации МО в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе, в части прохождения диспансеризации. Пунктом 4 части 1 статьи 13 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №25-ФЗ) предусмотрено, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими РФ и муниципальными служащими утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №984н. Согласно пункту 4 Приказа №984н диспансеризация проводится ежегодно, по ее результатам выдается заключение. В нарушение указанных норм в администрации МО «<адрес>» <адрес> диспансеризация муниципальных служащих в 2014 году не была проведена и на 2015 год не запланирована. Изложенное свидетельствует о бездействии, которое нарушает права неопределенного круга лиц на возможность поступления на муниципальную службу в администрацию МО «<адрес>» в случае необоснованного замещения должностей лицами, которые по состоянию здоровья не могут на них находиться. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО «<адрес>» <адрес>, выразившееся в неорганизации диспансеризации муниципальных служащих в 2014 и 2015 годах, возложить обязанность в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на прохождение муниципальными служащими диспансеризации в 2015 году, составить поименный список муниципальных служащих администрации МО «<адрес>», подлежащих диспансеризации, утвердить график прохождения муниципальными служащими администрации МО «<адрес>» диспансеризации в 2015 году, заключить с медицинским учреждением договор об оказании услуг по проведению диспансеризации муниципальных служащих в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», направить поименный список муниципальных служащих администрации МО «<адрес>», подлежащих диспансеризации в лечебное учреждение, с которым будет заключен договор.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> – Битаров Ю.А. поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Представитель ответчика - глава администрации МО «<адрес>» <адрес> Юсупов Р.П., действующий на основании прав по должности в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, ссылаясь на отсутствие в бюджете МО «<адрес>» <адрес> финансирование на цели проведения диспансеризации муниципальных служащих.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что проведенной прокуратурой <адрес> проверкой соблюдения администрации МО «<адрес>» <адрес> законодательства о муниципальной службе, установлено, что диспансеризация муниципальных служащих МО «<адрес>» в 2014 году не была проведена и на 2015 год не запланирована.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложены на работодателя. Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), других обязательных медицинских осмотров (обследований); обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения таких обследований, а также в случае медицинских противопоказаний; обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 984н "Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения" диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: "терапия", "акушерство и гинекология", "неврология", "урология", "хирургия", "офтальмология", "отоларингология", "эндокринология", "психиатрия", "психиатрия-наркология", "рентгенология", "ультразвуковая диагностика", "клиническая лабораторная диагностика" (далее - медицинское учреждение). Медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению (учетная форма N 001-ГС/у), форма которого предусмотрена приложением N 3, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения (п. 17 Приказа).
В соответствии с пунктами 4 и 5 указанного Порядка диспансеризация муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами, в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком, утвержденным представителем нанимателя.
Для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список муниципальных служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение. Медицинское учреждение на основании полученного от представителя нанимателя (работодателя) поименного списка муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, утверждает совместно с представителем нанимателя (работодателем) календарный план проведения диспансеризации (пункты 7 и 8 Порядка).
На основании пункта 17 Порядка медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации муниципального служащего выдаёт ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующему поступлению на муниципальную службу или её прохождению. Заключение приобщается к личному делу муниципального служащего.
В нарушение вышеуказанных норм МО «<адрес>» <адрес> договор с ГБУ РД «ХЦРП» о проведении в 2014 и 2015 годах диспансеризации муниципальных служащих, не заключал, график прохождения диспансеризации муниципальных служащих не утвержден, а сведения о том, что поименные списки муниципальных служащих направлены в медицинское учреждение, суду не представлены.
По информации врио главного врача ГБУ «Хасавюртовская центральная районная поликлиника» от ДД.ММ.ГГГГ диспансеризация муниципальными служащими администрации МО «<адрес>» по настоящее время не проводилась.
Аналогичная по содержанию информация о том, что муниципальные служащие за период 2014 года и истекший период 2015 года диспансеризацию не проходили, предоставлена главой МО «<адрес>».
Таким образом, неисполнение работодателем обязанности обеспечения диспансеризации муниципальных служащих нарушает право граждан на охрану здоровья, а также на гарантированное трудовым законодательством право на охрану труда. Исследованные в судебном заседании доказательства позволяют суду сделать вывод об удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку предусмотренные законом меры по ежегодной диспансеризации муниципальных служащих не были осуществлены.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решения суда, и полагает разумным и достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей установить срок в течение 2-х месяцев с момента вступления решения в законную силу.
На основании п. 19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственную пошлину с ответчика суд не взыскивает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» <адрес> о признании незаконным бездействия, выразившегося в неорганизации диспансеризации муниципальных служащих, возложении обязанности организовать проведении диспансеризации, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «<адрес>» <адрес>, выразившееся в неорганизации диспансеризации муниципальных служащих в 2014 и 2015 годах.
Возложить на администрацию МО «<адрес>» <адрес> обязанность в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на прохождение муниципальными служащими диспансеризации в 2015 году:
- составить поименный список муниципальных служащих администрации МО «<адрес>», подлежащих диспансеризации;
- утвердить график прохождения муниципальными служащими администрации МО «<адрес>» диспансеризации в 2015 году;
- заключить с медицинским учреждением договор об оказании услуг по проведению диспансеризации муниципальных служащих в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- направить поименный список муниципальных служащих администрации МО «<адрес>», подлежащих диспансеризации в лечебное учреждение, с которым будет заключен договор.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня его оглашения путем подачи апелляционной жалобы через Хасавюртовский районный суд.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий З.А. Минтемирова