РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06.10.2021 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе

председательствующего судьи Стоносовой О.В.,

при секретаре Метишеве Д.Г.,

с участием представителя истца Николаенко О.П.,

представителя ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Саратовской области Кузьмина А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозова О.Н. к ФСИН России, УФСИН России по Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

установил:

истец Морозов О.Н. обратился с указанным иском к ответчикам, мотивируя свои тре5бования следующим. Истец проходил службу в системе ФСИН. В 2014 году с целью улучшения жилищных условий и постановки на учет для получения социальной выплаты обратился с рапортом в территориальную подкомиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам территориальных органов ФСИН России и подведомственных им учреждений УИС единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. На момент подачи рапорта являлся прапорщиком внутренней службы, командиром отделения объединенной пожарной части ФКУ ИК-10 УФСИН России по Саратовской области, выслуга лет в календарном исчислении составляла более 20 лет. К данному рапорту были приложены все необходимые в соответствии законодательством РФ в данной сфере правоотношений документы.

Документы были поданы 02.07.2014 и на заседании подкомиссии УФСИН России по Саратовской области 30.07.2014 были приняты для направления в комиссию ФСИН России для постановки на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Приказом Учреждения ИК №10 УФСИН России по Саратовской области от 22.12.2015 истец с 13.02.2016 был уволен из уголовно-исполнительной системы по выслуге лет. Ранее единовременная социальная выплата мне не предоставлялась.

12.05.2017 был прекращен брак между истцом и ФИО8, о чем истец письменно уведомлял ответчика с приложением свидетельства о расторжении брака.

Согласно выписки из протокола от 15.02.2018 №3 заседания комиссии ФСИН России истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 №369. В качестве оснований для отказа указывается, что заявитель не представил на супругу справку из БТИ и выписку из ЕГРП, содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, в связи с чем отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий супругой заявителя.

Поскольку брак был расторгнут, истцу не представляется возможным получить указанные документы. С 2017 года истец имеет состав семьи 1 человек, в связи с чем полагает, не обязан представлять документы в отношении лиц, которые не являются членами его семьи.

Помещений по договору социального найма либо принадлежащих на праве собственности, истец не имеет, в настоящее время вынужден проживать в съемном жилье, зарегистрирован у посторонних людей, регистрация носит исключительно уведомительный характер и необходима для получения пенсии и прочих социальных гарантий.

Выписку из протокола №3 от 15.02.2018 в нарушение установленного законом порядка и сроков истцу не направляли, о принятом решении истец смог узнать лишь 12.05.2021, в связи с чем срок для обращения в суд не пропущен

Решение об отказе в постановке на учет существенно нарушает жилищные права истца в связи с чем он вынужден обратиться за судебной защитой.

На основании изложенного истец просит суд признать незаконным решение заседания комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в казенных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 15.02.2018 об отказе в постановке на учет Морозова О.Н. для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признать за Морозовым О.Н. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; возложить на ответчиков обязанность поставить Морозова О.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В судебном заседании представитель истца Николаенко О.П. просила требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Саратовской области Кузьмин А.К. просил в иске отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.

В судебное заседание истец Морозов О.Н. не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.

Суд на основании ст.167 ГШПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Вопросы жилищного обеспечения сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369) и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с требованием ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, в том числе считаются: супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения.

Требованиями ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:

1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

6) проживает в общежитии;

7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.

В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 (далее - Правила), в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник предоставляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых являются сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.

К заявлению прилагаются следующие документы:

а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);

б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);

в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;

г) копия послужного списка сотрудника;

д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);

е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;

и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;

к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);

л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 Правил).

Материалами гражданского дела подтверждается, что Морозов О.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., старший прапорщик внутренней службы, командир отделения объединенной пожарной части ФКУ ИК-10 УФСИН России по Саратовской области обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 02.07.2014. Выслуга лет в календарном исчислении составляет более 20 лет.

Представлены документы на состав семьи 5 человек: заявитель, мать - ФИО5, брат - ФИО6, сестра - ФИО7, племянник - ФИО16

Согласно копии послужного списка заявитель имеет следующий состав семьи:

супруга - ФИО8, дочь - ФИО9

Заявитель с 1990 года по 13.02.2016 был зарегистрирован по адресу: <адрес> по договору социального найма, ответственным квартиросъемщиком данного жилого помещения являлась мать истца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ).

Морозов О.Н. зарегистрирован с 10.01.1990 и проживает вместе со своей семьей по договору социального найма по адресу: <адрес>. Квартира общей площадью 43 кв.м. Ответственным квартиросъемщиком данной квартиры является мать заявителя ФИО5 (договор социального найма жилого (Помещения от ДД.ММ.ГГГГ). Иных помещений, занимаемых по договору кинжального найма и принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения) Морозов О.Н. и члены его семьи не имеют.

Ранее Морозову О.Н. социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась.

Как следует из протокола заседания комиссии ФСИН России от 15.02.2018 , Морозову О.Н. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369.

А также в рамках рассмотрения п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369, в соответствии с п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 заявитель не представил на супругу справку из БТИ и выписку из ЕГРП, содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещения, таким образом, отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий супругой заявителя (на момент подачи документов заявитель был женат).

Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу 01.03.2005, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу названной нормы предоставление указанных документов необходимо для проверки заявителя на соответствие положениям ч.3 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, а также для проверки возможности намеренного ухудшения заявителем или членами его семьи жилищных условий в пятилетний период, предшествовавший подаче заявления.

В виду того, что законодательством Российской Федерации, а именно нормами Жилищного Кодекса РФ, нормами Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ и Постановлением Правительства № 369 установлен прямой запрет на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудников, которые своими действиями ухудшили жилищные условия, а также прямо предусмотрены основания и условия для предоставления ЕСВ, комиссия ФСИН России должна удостовериться, что за предыдущие 5 лет сотрудником либо его членами семьи не были произведены ухудшения жилищных условий путем отчуждения жилых помещений, а также сделать вывод об обеспеченности (необеспеченности) заявителя жилым помещением. Эту информацию можно узнать только из полного пакета документов, представленных в том числе на членов семьи сотрудника (в частности из выписок из ЕГРП об имеющихся и имевшихся объектах недвижимого имущества на территории Российской Федерации).

Установленные комиссией ФСИН России обстоятельства не являются формальными, свидетельствуют о наличии у комиссии ФСИН России достаточных оснований к отказу в удовлетворении заявления истца о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Доводы заявителя о том, что брак с супругой расторгнут 12.05.2017, следовательно, он не должен был представлять сведения о бывшей супруге в комиссию ФСИН России, являются необоснованными, поскольку не предоставление информации по супруге заявителя согласно п. 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты исключило возможность комиссии ФСИН России сделать однозначный вывод об обеспеченности заявителя жилым помещением, тогда как данное обстоятельство является ключевым для принятия решения о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Произвольное предоставление документов, либо их частей, которых, по мнению истца, достаточно для принятия решения комиссией ФСИН России, Правилами не предусмотрено.

Сведений об ознакомлении Морозова О.Н. спротоколом заседания комиссии ФСИН России от 15.02.2018 суду не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу, что срок исковой давности истцом не пропущен.

На основании изложенного решение комиссии ФСИН России является законным и обоснованным, и суд отказывает в удовлетворении требований истца в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

2-4119/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
МОРОЗОВ ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ
Ответчики
Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области
Федеральная служба исполнения наказаний России
Другие
Николаенко Оксана Петровна
Суд
Кировский районный суд г. Саратов
Судья
Стоносова Оксана Васильевна
Дело на сайте суда
kirovsky.sar.sudrf.ru
13.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.08.2021Передача материалов судье
20.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2021Подготовка дела (собеседование)
02.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.09.2021Судебное заседание
29.09.2021Судебное заседание
06.10.2021Судебное заседание
06.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее