УИД 11RS0002-01-2023-000427-04
г. Сыктывкар Дело № 2-3665/2023 (№ 33-2994/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Пунегова П.Ф., Щелканова М.В.
при секретаре Микушевой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 апреля 2024 года дело по апелляционным жалобам МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 14 декабря 2023 года, которым постановлено:
иск Герлиц Николая Александровича к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» о перерасчете заработной платы, выплате неполученных сумм с учетом денежной компенсации, компенсации морального вреда удовлетворить частично,
обязать муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» установить Герлиц Николаю Александровичу с <Дата обезличена> тарифную ставку (оклад) в размере 18433,70руб., произвести перерасчёт заработной платы, оплаты дней отпуска с <Дата обезличена> и выплатить задолженность с учетом процентов, предусмотренных ст. 236 Трудового кодекса РФ за несвоевременную выплату, по день фактического расчета включительно,
взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Герлиц Николая Александровича денежную компенсацию морального вреда в размере 5000,00 руб.,
в удовлетворении остальной части иска Герлиц Николая Александровича к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» отказать,
взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300,00 руб.,
и на дополнительное решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 22 января 2024 года, которым постановлено:
дополнить резолютивную часть решения Воркутинского городского суда Республики Коми от 14 декабря 2023 года по гражданскому делу №2-3665/2023 абзацами следующего содержания:
«Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Герлиц Николая Александровича недоплату заработной платы за период с 01<Дата обезличена> в общей сумме 1654755,98 руб., денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты причитающихся работнику сумм по <Дата обезличена> включительно - 311961,50 руб., а всего 1966717 (один миллион девятьсот шестьдесят шесть тысяч семьсот семнадцать) руб. 48 коп.
Взысканная сумма недоплаты заработной платы определена до удержания налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом РФ.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» произвести самостоятельный расчёт и выплатить в пользу Герлиц Николая Александровича денежную компенсацию (проценты), предусмотренную ст. 236 Трудового кодекса РФ, начиная с 15 декабря 2023 года по день фактического расчета включительно.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 18033 (восемнадцать тысяч тридцать три) руб. 58 коп.».
Заслушав доклад судьи Щелканова М.В., судебная коллегия
установила:
Герлиц Н.А. обратился в суд с иском к МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» (далее - МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута») о возложении обязанности установить ему тарифную ставку (оклад) с <Дата обезличена> в размере 19 648,92 руб., с 01.06.2022 - 21 613,70 руб.,; с учётом установленных окладов произвести перерасчёт заработной платы, отпускных; выплатить недополученную заработную плату с учётом компенсации, предусмотренной ст. 236 Трудового кодекса РФ; взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000,00 руб.
В обоснование требований указано, что истец работает в МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» в должности .... Работодателем с <Дата обезличена> ему установлен оклад 8571,00 руб. Однако <Дата обезличена> заключено отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 г.г. (далее Соглашение на 2020-2022 гг.), действовавшее с <Дата обезличена>, согласно которому минимальная месячная тарифная ставка ... установлена в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. На основании Положения об оплате труда МБУ «СДУ» тарифному разряду по его должности соответствует тарифный коэффициент 1,02, следовательно, с <Дата обезличена> работодатель был обязан производить начисление и выплату ему заработной платы исходя из оклада равного произведению 1,15 прожиточного минимума и тарифного коэффициента 1,02, установленного для ... Положением об оплате труда МБУ «СДУ», то есть в размере 19648,92 руб. (16751,00 руб. х 1,15 х 1,02), с <Дата обезличена> - 21613,70 руб. (18426,00руб. х 1,15 х 1,02). В связи с истечением срока действия Соглашения на 2020-2022 гг. с <Дата обезличена>, исходя из оклада равного произведению 1,15 величины МРОТ и тарифного коэффициента 1,20, установленного Отраслевым тарифным соглашением по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021-2023 гг. (далее региональное ОТС), то есть в размере 22413,96 руб. (16242,00 руб. х 1,15 х 1,20).
Ответчик МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» по доводам письменных возражений просил в удовлетворении исковых требованиях истцу отказать, указывая о том, что выплата истцу заработной платы производится в соответствии с Положением о системе оплаты труда Учреждения, разработанного в соответствии с постановлениями администрации МО ГО «Воркута» и в соответствии с трудовым законодательством.
Третье лицо администрация МО ГО «Воркута» в письменных возражениях возражает против удовлетворения исковых требований на том основании, что МБУ «СДУ» не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Учредителем МБУ «СДУ» является МО ГО «Воркута» в лице администрации, функции и полномочия учредителя осуществляет УГХиБ. ОТС не распространяется на МБУ «СДУ», поскольку учредителем его является муниципальное образование, а источником финансирования - средства муниципального бюджета. Тарифная ставка истцу установлена на основании постановлений администрации МО ГО «Воркута» от <Дата обезличена>, а также на основании трудового договора.
Судом вынесены приведенные выше решение и дополнительное решение.
МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» в апелляционных жалобах просит отменить решение и дополнительное решение в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств дела, настаивая на том, что ОТС не распространяется на работников МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», оснований для изменения тарифной ставки не имеется.
Дело в суде апелляционной инстанции в соответствии со ст. 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрено в отсутствие сторон, третьего лица, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда и дополнительного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании трудового договора и приказа о приёме на работу от <Дата обезличена> Герлиц Н.А. принят на работу в МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» дорожный участок (кольцо) на должность ... с тарифной ставкой (окладом) 7565,00 руб. в месяц.
Дополнительными соглашениями к трудовому договору от <Дата обезличена> Герлиц Н.А. с <Дата обезличена> установлен оклад в размере 7791,00 руб., с <Дата обезличена> - 8571,00руб.
Основными правовыми актами, регулирующими социально-трудовые отношения между работниками МБУ «СДУ» и работодателем, является Порядок формирования фонда оплаты труда работников МБУ «СДУ», утвержденный постановлением администрации городского округа «Воркута» от <Дата обезличена> Положение о системе оплаты труда МБУ «СДУ», утвержденное приказом от <Дата обезличена>
Разделом 2 Положения о системе оплаты труда МБУ «СДУ» установлена тарифная система оплаты труда работников (с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера).
Согласно п. 2.2.1 размеры должностных окладов, тарифных ставок работникам учреждения устанавливаются в соответствии со штатным расписанием, утвержденным приказом руководителя Учреждения и согласованным УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» с учетом квалификации работника, подтвержденной документами и в соответствии с ЕКС, ЕТКС, приложениями № 1,2,3,4 постановления главы администрации МО ГО «Воркута» от <Дата обезличена> «О некоторых вопросах оплаты труда работников муниципальных учреждений МОГО «Воркута».
Постановлением администрации городского округа «Воркута» от <Дата обезличена> утверждены межразрядные тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений и тарифные ставки, оклады (должностные оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений согласно приложению № 3, для ... соответствует тарифный коэффициент - 1,02.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 45, 48 Трудового кодекса РФ отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» 11.12.2019 утверждено Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, которое действует с 1 января 2020 года (далее - Отраслевое соглашение).
Пунктом 3.1 Раздела III. Оплата труда. Отраслевого соглашения предусмотрено, что базовая тарифная ставка ... в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Пересмотр (увеличение) размера базовой (минимальной) тарифной ставки ... осуществляется не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации (п. 3.2 Отраслевого соглашения).
Для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих обеспечение деятельности дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (абз. 2 п. 3.5 Раздела III Соглашения).
Основным видом деятельности МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей, следовательно, Соглашение распространяется на данное учреждение.
Как следует из представленных документов, ни МБУ «СДУ», ни его учредитель - администрация МО ГО «Воркута» мотивированный письменный отказ от присоединения к Федеральному отраслевому соглашению в порядке, установленном ч. 9 ст. 48 Трудового кодекса РФ, не направляли.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 45, 48, 129, 135, 143 Трудового кодекса РФ, пришел к выводу, что в отсутствие мотивированного письменного отказа ответчика и учредителя присоединиться к отраслевому соглашению, на работодателя распространяет свое действие Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости <Дата обезличена>.
Определяя тарифную ставку (оклад) истца, суд исходил из положений п. 3.1 и 3.2 Федерального отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, которыми предусмотрено, что базовая (минимальная) тарифная ставка ... устанавливается с <Дата обезличена> в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и подлежит пересмотру не реже 1 раза в год, как правило, с 1 января каждого года в зависимости от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года в соответствующем субъекте Российской Федерации, принял во внимание размер прожиточного минимума, установленного в Республике Коми для трудоспособного населения на второй квартал 2020 и весь 2021 год (15 715,00 руб.), а также приложение № 3 постановления администрации МО ГО «Воркута» от <Дата обезличена>, которым установлен тарифный коэффициент (1,02) и рассчитал тарифную ставку истца с <Дата обезличена> в размере 18 433,70 руб.
Поскольку заработная плата и отпускные за спорный период были выплачены истцу в меньшем размере, суд удовлетворил требования о перерасчете заработной платы и отпускных, исходя из указанного размера тарифной ставки (оклада) и выплате образовавшейся задолженности, начиная с <Дата обезличена>, возложив на ответчика обязанность по выплате недополученных сумм.
В дополнительном решении суд произвел соответствующие расчеты недополученной заработной платы, исходя из установленного судом размера тарифной ставки, взыскал образовавшуюся недоплату за период с 01.01.2022 по 30.11.2022, а также проценты по ст. 236 Трудового кодекса РФ, и указал о последующем взыскании процентов по день фактического расчета включительно.
Оснований для установления истцу тарифной ставки с <Дата обезличена> суд не усмотрел в силу изложенного выше.
Установив нарушение трудовых прав истца, суд на основании ст. 237 Трудового кодекса РФ взыскал с работодателя компенсацию морального вреда.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в полном объеме.
Вопреки доводам апелляционных жалоб, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно исследовал доводы сторон и представленные ими доказательства.
Доводы апелляционных жалоб ответчика о том, что МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» не является членом объединения работодателей, подписавших соглашение, не уполномочивало от своего имени заключать Федеральное тарифное соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, к нему не присоединялось и данное Соглашение не распространяет свое действие в отношении МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», судебная коллегия находит несостоятельными.
По сведениям из Единого государственно реестра юридических лиц, основным видом деятельности МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» является эксплуатация автомобильных дорог и автомагистралей (ОКВЭД ОК 52.21.22). Согласно п. 2.2 раздела 2 Устава, ответчик создан, в том числе в целях осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Как следует из Устава, МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» является муниципальным бюджетным учреждением. Собственником имущества учреждения является муниципальное образование городского округа «Воркута». МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» с целью осуществления уставного вида деятельности принимает работников, заключая с ними трудовые договоры, и выступает по отношению к этим работникам работодателем.
Следовательно, МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» относится к числу организаций, осуществляющих дорожную деятельность.
По смыслу ст. 48, 49 Трудового кодекса РФ, если предложение опубликовано, и сроки для принятия работодателем действий по отказу от присоединения к соглашению (30 календарных дней со дня официального опубликования предложения) истекли, то соглашение в полном объеме распространяется на работодателя, осуществляющего деятельность в соответствующей отрасли, несмотря на то, что он не принимал участия в подписании указанного соглашения.
Доказательств направления мотивированного отказа от присоединения к ОТС со стороны МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута», администрации МО ГО «Воркута» не представлено.
Также отсутствуют допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что ответчиком представлено письменное предложение к сторонам Соглашения о временном приостановлении действия отдельных его положений в отношении МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута».
Следовательно, действие данного Соглашения распространяется на ответчика МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» и его положения являются обязательными при формировании фонда оплаты труда работников.
Никаких оговорок относительно организационно-правовой формы предприятий либо источнике их финансирования ни Трудовой кодекс РФ, ни Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, не содержат, поэтому при отсутствии мотивированного письменного отказа от присоединения к Федеральному отраслевому тарифному соглашению по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, действие данного соглашения считается распространенным на данное предприятие.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб ответчика о невозможности распространить действие ФОТС на ответчика МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» не могут быть приняты во внимание, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Доводы ответчика МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» о том, что при установлении тарифной ставки в повышающем коэффициенте должны быть учтены стимулирующие выплаты, такие как надбавка за интенсивность и высокие результаты работы, за классность, премиальные выплаты, являются ошибочными. Размер базовой тарифной ставки ..., определен в разделе III. Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, в котором не указано о том, что данные надбавки и компенсации влияют на данный размер.
При этом ссылки ответчика на Региональное ОТС по дорожному хозяйству Республики Коми на 2021-2023 годы, которым предусмотрен иной порядок установления тарифного коэффициента, не имеют правового значения для данного дела, поскольку не исключает у ответчика обязанности исполнять Федеральное Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Правовых оснований, влекущих в пределах действия ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ отмену постановленных по делу решения и дополнительного решения, судебной коллегией при рассмотрении жалоб не установлено, в связи с чем апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 14 декабря 2023 года и дополнительное решение от 22 января 2024 года оставить без изменения, апелляционные жалобы МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 апреля 2024 года.
Председательствующий
Судьи