Решение по делу № 3а-14/2020 от 06.02.2020

Дело № 3а-14/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 мая 2020 года город Южно-Сахалинск

Сахалинский областной суд в составе: председательствующего судьи Качура И.О., при секретаре Новоселовой Ю.В., с участием: прокурора Данильченко О.В., административного истца Пак Э.Г. и ее представителя Бабицкой М.В., представителей административного ответчика Министерства социальной защиты Сахалинской области Ткаченко Н.А., заинтересованного лица Сахалинской областной Думы Рульковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пак Элины Генсиковны о признании недействующим пункта 4 Приказа Министерства социальной защиты Сахалинской области от 04 мая 2017 года № 68-н «Об утверждении Правил предоставления единовременной выплаты на погашение остатка основного долга по договорам займа на приобретение (строительство) жилого помещения»,

у с т а н о в и л:

приказом Министерства социальной защиты Сахалинской области от 04 мая 2017 года № 68-н утверждены Правила предоставления единовременной выплаты на погашение остатка основного долга по договорам займа на приобретение (строительство) жилого помещения, который опубликован в газете «Губернские ведомости» 12 мая 2017 года № 81(5209), а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www. pravo. gov. ru).

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что семьи, имеющие детей, принимают решение о получении единовременной выплаты добровольно и могут реализовать свое право на ее получение один раз по одному основанию.

При наличии у лиц права на получение единовременной социальной выплаты, установленной пунктом 3 части 1 статьи 4 Закона № 112-ЗО, и единовременной выплаты, установленной пунктом 3 части 2 статьи 10-2 Закона № 112-ЗО, социальная поддержка предоставляется лицам по их выбору, но только по одному основанию.

06 февраля 2020 года Пак Э.Г. обратилась в Сахалинский областной суд с административным иском о признании пункта 4 «Правил предоставления единовременной выплаты на погашение остатка основного долга по договорам займа на приобретение (строительство) жилого помещения» недействующим. В обоснование требований ссылается на его противоречие статье 10-2 Закона Сахалинской области от 06 декабря 2010 года № 112-ЗО «О социальной поддержке семей, имеющих детей в Сахалинской области», поскольку в Законе Сахалинской области от 06 декабря 2010 года № 112-ЗО отсутствует условие о том, что семьи, имеющие детей, принимают решение о получении единовременной выплаты добровольно и могут реализовывать свое право на ее получение один раз по одному основанию.

Поводом к обращению в суд с административным иском, в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, послужил отказ отделения по Корсаковскому району Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» в предоставлении единовременной выплаты на погашение остатка основного долга по договорам займа на приобретение (строительство) жилого помещения в связи с рождением первого ребенка начиная с 1 января 2013 года, основанный на пункте 4 приведенных Правил.

В судебном заседании Пак Э.Г. и ее представитель Бабицкая М.В. требования поддержали.

Представители административного ответчика Министерства социальной защиты Сахалинской области Ткаченко Н.А., заинтересованного лица Сахалинской областной Думы Рульковой Н.А. в удовлетворении административного иска просили отказать, ссылаясь на принятие оспариваемого в части нормативного правового акта в соответствии с компетенцией Министерства социальной защиты Сахалинской области, с соблюдением установленного порядка принятия и опубликования и в отсутствие противоречий положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора Данильченко О.В., полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве социальной защиты Сахалинской области, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 12 декабря 2017 года № 559, министерство социальной защиты Сахалинской области (далее – Министерство) является органом исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социальной защиты.

Министерство принимает (издает) по вопросам своей компетенции правовые акты в виде приказов, носящих нормативный характер, и распоряжений, носящих ненормативный характер (пункт 3.4.4).

Данное полномочие вытекает из Положения о видах правовых актов, принимаемых (издаваемых) органами исполнительной власти Сахалинской области и их руководителями, а также порядке их принятия (издания) и опубликования, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 26 января 2010 года № 12.

В силу пункта 2.1 данного Положения органы исполнительной власти Сахалинской области по вопросам своей компетенции принимают (издают) правовые акты в виде приказов, носящих нормативный характер.

Пунктом 4.1 Положения предусмотрено, что нормативные правовые акты, за исключением локальных нормативных правовых актов, подлежат обязательному опубликованию в газете «Губернские ведомости», на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и размещению на официальном сайте органа исполнительной власти Сахалинской области.

Учитывая изложенное, оспариваемые в части «Правила предоставления единовременной выплаты на погашение остатка основного долга по договорам займа на приобретение (строительство) жилого помещения», приняты Министерством социальной защиты Сахалинской области в пределах предоставленных законом полномочий, в предусмотренной форме, их опубликование произведено в установленном порядке.

Проверяя соответствие оспариваемого пункта Правил нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

На основании пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится в том числе решение вопроса социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

В силу абзаца 5 статьи 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзацах втором - пятом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от 26 июня 2017 года № 1227-О, часть третья статьи 26.3-1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривает наличие дискреции законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации при реализации ими права адресно устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Такие меры по своей правовой природе являются дополнительными наряду с предоставляемыми на основании норм соответствующих федеральных законов мерами социальной поддержки и социальной помощи. Соответственно, субъект Российской Федерации вправе устанавливать, а также изменять условия и порядок предоставления таких мер, определять категории лиц, на которых они распространяются, на основе выбранных им объективных критериев и исходя из его финансовых возможностей.

Приказ Министерства социальной защиты Сахалинской области от 04 мая 2017 года № 68-н «Об утверждении Правил предоставления единовременной выплаты на погашение остатка основного долга по договорам займа на приобретение (строительство) жилого помещения» издан в развитии положений статьи 11 Закона Сахалинской области от 06 декабря 2010 года № 112-ЗО «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области» (далее – Закон № 112-ЗО), согласно которой меры социальной поддержки, установленные Законом № 112-ЗО, предоставляются в соответствии с правилами, устанавливаемыми уполномоченным органом.

На основании части 1 статьи 10.2 Закона № 112-ЗО, семьям с детьми, в которых родители заключили договор займа с организацией, предоставляющей целевые займы на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставляется социальная поддержка в виде единовременной выплаты на погашение остатка основного долга по договорам займа на приобретение (строительство) жилого помещения.

Частью 2 этой же статьи установлено, что единовременная выплата, установленная частью 1 настоящей статьи, предоставляется одному из родителей, заключившему договор займа с организацией, предоставляющей целевые займы на приобретение (строительство) жилого помещения, в следующих размерах:

1) не более 500000 рублей - при рождении первого ребенка начиная с 1 января 2013 года;

2) не более 1000000 рублей - при рождении второго ребенка начиная с 1 января 2013 года в случае направления сумм материнских (семейных) капиталов (суммы материнского (семейного) капитала) и (или) направления единовременной выплаты, предусмотренной Законом Сахалинской области от 18 ноября 2013 года № 110-ЗО «О единовременной денежной выплате на компенсацию расходов, связанных с погашением ипотечного жилищного кредита (займа), семьям в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка», на погашение займа;

3) не более 50 процентов стоимости приобретаемого жилого помещения или расходов на его строительство на территории Сахалинской области - при рождении третьего ребенка и последующих детей начиная с 1 января 2013 года. При этом максимальный размер единовременной выплаты не может превышать 2000000 рублей.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что семьи, имеющие детей, принимают решение о получении единовременной выплаты добровольно и могут реализовать свое право на ее получение один раз по одному основанию.

Данная норма не противоречит положениям Закона № 112-ЗО, поскольку, исходя из буквального толкования, установленное ею правило поведения не препятствует реализации заявителем права на получение выплаты по каждому из оснований при наличии обстоятельств, определенных в подпунктах 1-3 части 2 статьи 10.2 Закона № 112-ЗО.

Содержащееся в пункте 4 Правил условие о том, что семьи, имеющие детей, принимают решение о получении единовременной выплаты добровольно и могут реализовывать свое право на ее получение один раз по одному основанию, является исключительно конкретизацией вытекающего из статьи 10-2 Закона № 112-ЗО условия о невозможности повторного получения единовременной выплаты в размере, уже предоставленном получателю. Данное условие не ограничивает право гражданина на получение единовременной выплаты в других размерах, при условии соблюдения иных требований, установленных в статье 10-2 Закона № 112-ЗО.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Учитывая, что пункт 4 Правил не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд отказывает в удовлетворении требований Пак Э.Г.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Пак Элине Генсиковне в удовлетворении административного иска о признании недействующим пункта 4 Приказа Министерства социальной защиты Сахалинской области от 04 мая 2017 года № 68-н «Об утверждении Правил предоставления единовременной выплаты на погашение остатка основного долга по договорам займа на приобретение (строительство) жилого помещения» отказать.

Сообщение о принятии решения суда опубликовать в газете «Губернские ведомости» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 01 июня 2020 года.

Судья Сахалинского областного суда И.О. Качура

3а-14/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пак Элина Генсиковна
Прокуратура Сахалинской области
Ответчики
Министерство социальной защиты Сахалинской области
Другие
представитель административного истца Бабицкая Марина Владимировна
Сахалинская областная Дума
Суд
Сахалинский областной суд
Судья
Качура Ирина Олеговна
Дело на сайте суда
oblsud.sah.sudrf.ru
06.02.2020Регистрация административного искового заявления
07.02.2020Передача материалов судье
10.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.02.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.03.2020Предварительное судебное заседание
24.03.2020Судебное заседание
24.04.2020Судебное заседание
22.05.2020Судебное заседание
01.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее