Дело № 2а-663/2021
УИД: 18RS0003-01-2020-005402-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2021 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего Кузнецовой Н.В.,
при секретаре Хариной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шутовой В.И. к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Удмуртской Республики о признании решения органа государственной власти незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Шутова В.И. обратилась в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Удмуртской Республики о признании решения органа государственной власти незаконным, возложении обязанности. Исковые требования мотивированы следующим.
Шутова В.И. с семьей (муж Шутов В.И., сын Шутов Д.В., дочь Шутова А.В.) в 1995 году прибыли в Удмуртскую Республику из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Первоначально на учет нуждающихся в предоставлении жилья был поставлен Шутов В.И. с семьей (в январе 2003), после его смерти в октябре 2004 с соответствующим заявлением в Администрацию Первомайского района г.Ижевска обратилась Шутова В.И. и была принята на учет, где состоит по настоящее время.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районе Крайнего Севера и приравненных ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получившие субсидии на эти цели.
В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 (с изменениями и дополнениями) нуждающейся в улучшении жилищных условий категории граждан, к которым относится Шутова В.И., предоставляется социальная выплата на приобретение жилья.
Распоряжением Главы МО «Первомайский район г.Ижевска» № 1237 от 25 августа 2017 Шутова В.И. признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
В соответствии с п. 19 Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 (далее – Правила № 153) для участия в основном мероприятии граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают в орган местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в основном мероприятии, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе с приложением необходимых документов.
Шутова В.И. для участия в основном мероприятии обратилась с заявлением в Администрацию МО «Первомайский район г.Ижевска» и предоставила необходимые документы.
Однако Рабочей группой Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в получении государственного жилищного сертификата Шутовой В.И. было отказано по следующим основаниям: 1) в учетном деле отсутствует документ (распоряжение, постановление Администрации), подтверждающий факт постановки на учет Шутовой В.И. в связи с чем установить дату принятия на учет невозможно; 2) в учетном деле отсутствуют документы, подтверждающие факт совместного выезда из районов Крайнего Севера и совместного прибытия в Удмуртскую Республику Шутовой В.И., Устюговой А.В., Шутова Д.В., поэтому определить состав семьи Шутовой В.И. в соответствии с Правилами при выдаче сертификата не представляется возможным; 3) 06.09.2010 Устюговой А.В. (дочерью Шутовой В.И) была приобретена ? доля жилого помещения по адресу: <адрес> 28.09.2012 право собственности Устюговой А.В. на долю в жилом помещении по указанному адресу прекращено. Во время владения Устюговой А.В. данной долей жилого помещения семья Шутовой В.И. утратила основания и должна была быть снята с учета нуждающихся в жилом помещении и могла быть снова признана нуждающейся в жилом помещении по истечении пятилетнего срока после намеренного ухудшения жилищных условий, т.е. не ранее 29.09.2017; 4) в случае признания в судебном порядке Устюговой А.В. и Шутова Д.В. членами семьи Шутовой В.И. выдать сертификат не представляется возможным, поскольку расчет исходя из норматива площади жилого помещения 54 кв.м. возможен для семьи из 3 человек, лишенной жилого помещения для постоянного проживания. Семья Шутовой В.И. таковой не является, поскольку проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности их родственникам.
Шутова В.И. считает отказ в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным, пплаты которого рассчитан из площади жилого помещения 22,48 кв.м. Просит: 1) Признать незаконным отказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в предоставлении Шутовой В.И. государственного жилищного сертификата, оформленный протоколом от 30 июля 2020; 2) Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Удмуртской Республики выдать Шутовой В.И государственный жилищный сертификат.
В судебное заседание истец Шутова В.И. не явилась, будучи уведомленной о времени и месте его проведения надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.
В судебном заседании представитель истца Шутовой В.И. Устюгова А.В., действующий на основании доверенности, а также от своего имени исковые требования поддержала, подтвердив доводы, изложенные в заявлении. Суду пояснила, что прибыла в УР вместе с родителями и братом, они с братом были еще несовершеннолетними и не могли проживать отдельно от них, ее первый паспорт не сохранился, архивные сведения тоже. Дом, в котором они проживали сразу после приезда в УР, сгорел при пожаре, поэтому отец встал на учет нуждающихся. Дом, в котором они сейчас зарегистрированы, был построен родственниками, поэтому оформлен в их собственность, они там имеют только регистрацию, фактически же проживают все это время на съемных квартирах. Доля в жилом помещении в д.Тыловыл была приобретена за счет средств материнского капитала и оформлена на ее дочь. Аналогичные пояснения в судебном заседании дал Шутов Д.В., привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР Щелконогова В.А., действующая по доверенности, с требования не согласилась, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в оспариваемом акте.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Шутова В.И. с семьей (муж Шутов В.И., сын Шутов Д.В., дочь Шутова А.В.) в 1996 году прибыли в Удмуртскую Республику из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – <данные изъяты>, что подтверждается копиями паспортов Шутова В.И.(л.д.46-50), Шутовой В.И. (л.д.42-45), свидетельства о заключении брака между Шутовой (Передвигиной) В.И. и Шутовым В.И. (л.д.34), свидетельствами о рождении Шутова Д.М. (л.д.36), Шутовой А.В. (л.д.35). Указанные документы подтверждают как факт родственных отношений между названными лицами, так и факт проживания Шутовых в <данные изъяты> в период с 26 июля 1978 по 27 июня 1996 (<данные изъяты>). В паспортах Шутова В.И., Шутовой В.И. (оба были выданы в <данные изъяты> в 1979 и 1978 соответственно – л.д.53) имеются как сведения об их регистрации по месту проживания в <данные изъяты> с 1978 по 26 июня 1996 непрерывно, так и об их снятии с регистрационного учета и одновременной регистрации в Удмуртской Республике 27 июня 1996. При этом Шутов Д.В., Шутова А.В. (после заключения брака – Устюгова) на эту дату еще были несовершеннолетними, их место жительства определялось в соответствии со ст.17 ГК РСФСР, действовавшего в этот период, местом жительства их родителей. Доказательств обратного суду не представлено, поэтому суд полагает, что доводы административного ответчика о том, что материалы учетного дела не содержат документы, подтверждающие факт совместного выезда из районов Крайнего Севера и совместного прибытия в Удмуртскую Республику Шутовой В.И., Устюговой А.В., Шутова Д.В., поэтому определить состав семьи Шутовой В.И. в соответствии с Правилами при выдаче сертификата не представляется возможным, не соответствующими материалам дела.
Первоначально на учет нуждающихся в предоставлении жилья был поставлен Шутов В.И. с семьей (20 января 2003 – л.д.24-26, л.д.90), после его смерти в октябре 2004 с соответствующим заявлением в Администрацию Первомайского района г.Ижевска обратилась Шутова В.И. (л.д.31) и была принята на учет, где состоит по настоящее время (л.д.90), что подтверждается ответом на запрос суда, данным Администрацией Первомайского района г.Ижевска. В связи с изложенным суд не принимает доводы административного ответчика о том, что в учетном деле отсутствует документ (распоряжение, постановление Администрации), подтверждающий факт постановки на учет Шутовой В.И. в связи с чем установить дату принятия на учет невозможно. Как указано выше, дата принятия Шутовых на учет материалами дела подтверждается (20 января 2003), а отсутствие распоряжения, постановления Администрации не может служить основанием для отказа в выдаче гражданину жилищного сертификата, т.к. не зависит от него, а определяется действиями (бездействиями) органов государственной власти, местного самоуправления.
Суд также отмечает, что Шутовы не были сняты с учета нуждающихся ни в 2010, ни в 2012, ни в более поздний период, поэтому доводы о том, что «06.09.2010 Устюговой А.В. (дочерью Шутовой В.И) была приобретена ? доля жилого помещения по адресу: <адрес> <данные изъяты> право собственности Устюговой А.В. на долю в жилом помещении по указанному адресу прекращено. Во время владения Устюговой А.В. данной долей жилого помещения семья Шутовой В.И. утратила основания и должна была быть снята с учета нуждающихся в жилом помещении и могла быть снова признана нуждающейся в жилом помещении по истечении пятилетнего срока после намеренного ухудшения жилищных условий, т.е. не ранее 29.09.2017» также не могут быть приняты.
Распоряжением Главы МО «Первомайский район г.Ижевска» № 1237 от 25 августа 2017 Шутова В.И. признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
<дата> Рабочей группой Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в предоставлении государственного жилищного сертификата Шутовой В.И. было отказано по следующим основаниям: 1) в учетном деле отсутствует документ (распоряжение, постановление Администрации), подтверждающий факт постановки на учет Шутовой В.И. в связи с чем установить дату принятия на учет невозможно; 2) в учетном деле отсутствуют документы, подтверждающие факт совместного выезда из районов Крайнего Севера и совместного прибытия в Удмуртскую Республику Шутовой В.И., Устюговой А.В., Шутова Д.В., поэтому определить состав семьи Шутовой В.И. в соответствии с Правилами при выдаче сертификата не представляется возможным; 3) 06.09.2010 Устюговой А.В. (дочерью Шутовой В.И) была приобретена ? доля жилого помещения по адресу: <адрес> <данные изъяты> 28.09.2012 право собственности Устюговой А.В. на долю в жилом помещении по указанному адресу прекращено. Во время владения Устюговой А.В. данной долей жилого помещения семья Шутовой В.И. утратила основания и должна была быть снята с учета нуждающихся в жилом помещении и могла быть снова признана нуждающейся в жилом помещении по истечении пятилетнего срока после намеренного ухудшения жилищных условий, т.е. не ранее 29.09.2017; 4) в случае признания в судебном порядке Устюговой А.В. и Шутова Д.В. членами семьи Шутовой В.И. выдать сертификат не представляется возможным, поскольку расчет исходя из норматива площади жилого помещения 54 кв.м. возможен для семьи из 3 человек, лишенной жилого помещения для постоянного проживания. Семья Шутовой В.И. таковой не является, поскольку проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности их родственникам (выписка из протокола № 3 – л.д.21-23).
Выше отмечено, что основания № 1-3 из указанных в протоколе не соответствуют материалам дела, а основание № 4 не предусмотрено действующим законодательством, т.к. наличие у родственников в собственности жилого помещения не является основанием к отказу в выдаче жилищного сертификата. Сами Шутова В.И., Шутов Д.М., Шутова (Устюгова) А.В. в собственности жилых помещений не имеют (л.д.62-74).
Согласно статье 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районе Крайнего Севера и приравненных ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получившие субсидии на эти цели.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П отмечено, что федеральный законодатель, закрепляя право граждан на получение выплат такого характера, как жилищная субсидия, и определяя условия его возникновения, вправе, как следует из статей 37 (часть 3), 40, 55 (часть 3) и 71 (пункты "в", "е", "з") Конституции Российской Федерации, исходя из признаваемых и защищаемых Конституцией Российской Федерации целей и ценностей, вносить изменения в ранее установленные правила предоставления жилищных субсидий.
Также в данном Постановлении отмечено, что нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий.
Право Шутовой В.И. на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья возникло в 1996, т.е. до вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, поэтому стаж работы, необходимый для реализации этого права, составляет не менее 10 лет. Наличие у нее необходимого стажа - с 23.02.1979 по 24.07.1995 - подтверждается справкой УПФР в г.Ижевске УР от 27.04.2020 (л.д.59) и административным ответчиком не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ на момент принятия оспариваемого решения указанные меры государственной поддержки обеспечивались за счет «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».
Шутова В.И., право которой на участие в основном мероприятии «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтверждено материалами дела, обращалась с заявлениями, подтвердившим её участие в программе в 2017, 2018, 2019, 2020 (л.д.75-78) с соблюдением установленного порядка.
Суд полагает отказ в выдаче государственного жилищного сертификата Шутовой В.И. незаконным, так как он принят на основании неправильного толкования Федерального закона от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
При таких обстоятельствах отказ в выдаче Шутовой В.И. государственного жилищного сертификата противоречит как указанным выше положениям специального законодательства, так и ст.2, ч.1 ст.7 и ст.18 Конституции РФ.
Возражения ответчика сводятся к тем же, что указаны в оспариваемом решении, и не принимаются судом по изложенным выше основаниям. С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, включая требование о восстановлении нарушенного права путем возложения на административного ответчика обязанности выдать Шутовой В.И. государственный жилищный сертификат с соблюдением установленного законодательством РФ порядка реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л
Административный иск Шутовой В.И. к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Удмуртской Республики о признании решения органа государственной власти незаконным, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в предоставлении Шутовой В.И. и членам ее семьи государственного жилищного сертификата, оформленный протоколом от 30 июля 2020.
Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Удмуртской Республики выдать Шутовой В.И. и членам ее семьи Шутову Д.В., Устюговой (Шутовой) А.В. государственный жилищный сертификат, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный суд УР через Октябрьский районный суд г.Ижевска.
Решение в окончательной форме вынесено 03 марта 2021 года.
Председательствующий судья Н.В. Кузнецова