Подлинник данного определения приобщен к административному делу
№ 2а-237/2022Альметьевского городского суда РТ
УИД №16RS0036-01-2021-015078-70
Дело № 2а-237/2022
О П Р Е Д ЕЛ Е Н И Е
12января 2022 года г. Альметьевск РТ
Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе:судьи Исмагилова А.Т.,
при секретаре Мухаметгариповой Ч.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Замалетдинова А.А. об оспаривании решения призывной комиссии Альметьевского муниципального района Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
Замалетдинов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением по указанной выше формулировке, в обоснование требований указано, что решением призывной комиссии Альметьевского муниципального района РТЗамалетдинов А.А. признан годным к прохождению военной службы и выдана повестка для отправки к месту прохождения военной службы.
Указывая на то, что при определении категории годности к военной службе и приятия решения о призыве на военную службу, административным ответчиком не были приняты во внимание и проигнорированы жалобы административного истца на состояние здоровья (должным образом врачебной комиссией которые не проверены) позволяющие установить категорию «ограниченно годен» согласно п. «в» ст. 43 Расписания болезней (приложения к «Положению о военно-врачебной экспертизе»), нарушены правила заполнения медицинских документов, Замалетдинов А.А. просил признать оспариваемое решение призывной комиссии Альметьевского муниципального района РТ незаконным.
В судебном заседании Замалетдинов А.А. требования, изложенные в административном иске поддержал, обосновывая их на доводах, указанных в нем.
Представитель призывной комиссии Альметьевского муниципального района РТ, Военного комиссариата г. Альметьевск и Альметьевского района РТ, ФКУ «Военный комиссариат Республики Татарстан» по доверенности Закиева Л.Ф. в судебном заседании просила в удовлетворении административного искового заявления отказать. Пояснила также, что оспариваемое административным истцом решения является законным и обоснованным, приятым по результатам полного медицинского осмотра призывника, опровергающих выводы врачебной комиссии документы, Замалетдинов А.А. не представлял. Показала также, что призывная компания проводится ежегодно весной и осенью по указу президента Российской Федерации. Осенний призыв в ряды вооруженных сил закончился 31 декабря 2021 года. Принятое решение в отношении Замалетдинова А.А. осталось нереализованным, поскольку сроки призыва истекли. При призыве на военную службу весной 2022 года все мероприятия, связанные с ним будут проводится заново. Представила письменные возражения.
Изучив материалы административного искового дела, личного дела призывника, выслушав доводы административного истца Замалетдинова А.А., представителя призывной комиссии Альметьевского муниципального района РТ, военного комиссариата г. Альметьевск и Альметьевского района РТ, военного комиссариата Республики Татарстан, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью второй статьи 194 Кодекса административного судопроизводства РФ суд также вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу частью второй статьи 225 Кодекса административного судопроизводства РФ суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из материалов дела решением призывной комиссииАльметьевского муниципального района РТ № 27/327 от 07 декабря 2021 года постановлено признать Замалетдинова А.А. годным и призвать на военную службу.
Сведений о том, что в период осеннего призыва (до 31 декабря 2021 года) Замалетдинов А.А. был призван в ряды вооруженных сил и решение о его призыве были реализованы в соответствии с положениями действующего законодательства, не представлено. Осенний призыв 2021 года на момент рассмотрения дела закончен.
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд. Решение призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.
Согласно п. 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года № 400, на рассмотрение призывной комиссии субъекта Российской Федерации представляются личные дела призывников, в отношении которых приняты решения об освобождении от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (при необходимости представляются для медицинского освидетельствования призывники) и о призыве на военную службу, но не реализованные в течение текущего призыва на военную службу по различным основаниям.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря) принимает решение:
об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва по состоянию здоровья;
об отмене не реализованного в ходе текущего призыва решения о призыве граждан на военную службу. До принятия данного решения в отношении граждан старших возрастов (20 лет и старше) члены призывной комиссии заслушивают военного комиссара, представившего личные дела призывников, о причинах, по которым эти граждане не были представлены на сборный пункт для отправки к местам прохождения военной службы;
В соответствии с п. 7 приложения 33 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года № 400 по окончании призыва нереализованные решения призывной комиссии о призыве на военную службу отменяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации с указанием причин, по которым они не были реализованы.
Таким образом, положения Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года № 400 свидетельствуют о том, что как заключение военно-врачебной комиссии о годности Замалетдинова А.А. к военной службе, так и решение призывной комиссии о призыве на военную службу по окончании призыва утратили свое значение.
Поскольку решение о призыве Замалетдинова А.А. не было реализовано в период прошедшей осенней призывной кампании, следовательно, по истечении периода призывной компании оно перестало затрагивать права и законные интересы административного истца.
Из смысла указанных норм, в следующий призывной период административный истец должен вновь проходить медицинскую комиссию, в отношении него должно приниматься новое решение о категории годности и одно из решений, предусмотренных п. 1 ст. 28 ФЗ Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемое административным истцом решение об определении степени и категории годности, а также призыва на военную службу, отменены, утратили свое значение, перестали затрагивать права и законные интересы административного истца, суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по административному исковому делу.
При этом суд также считает необходимым отметить следующее.
Федеральным законом от 28 марта 1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности (пункт 1 статьи 28).
Такие решения принимаются призывной комиссией по результатам медицинского освидетельствования призывника, проведенного врачами-специалистами, и на основании заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, о годности гражданина к военной службе по соответствующим категориям (статья 5.1). Гражданин, заявивший о несогласии с заключением о его годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, вправе обжаловать такое заключение и решение призывной комиссии в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, которая организует контрольное медицинское освидетельствование (пункт 7 статьи 28, пункт 2 статьи 29).
Кроме того, исходя из положений части 2 статьи 25, части 6 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", гражданин, не согласный с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы.
Такая экспертиза осуществляется в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 N 574).
В соответствии с пунктами 7, 8 данного Положения независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы.
Согласно Положению о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 N 565), вступившему в действие с 1 января 2014 года, при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 № 574 (абзац пятый пункта 8); военный комиссар (начальник отдела военного комиссариата) при получении заключения независимой военно-врачебной экспертизы приобщает его к личному делу призывника и в рамках работы призывной комиссии направляет гражданина в соответствующую комиссию для повторного освидетельствования, если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением освидетельствования гражданина, проведенного в рамках работы призывной комиссии (пункт 102).
Как установлено в судебном заседании, при медицинском освидетельствовании Замалетдинов А.А. прошел все необходимые для определения категории годности к военной службе медицинские обследования, по результатам которых врачом, руководившим работой по медицинскому освидетельствованию граждан, дано заключение.
При имеющихся заключениях специалистов врачебной комиссии по результатам медицинского освидетельствования у призывной комиссии Альметьевского муниципального района РТ имелись законные основания для принятия решения о годности Замалетдинова А.А. и его призыва на военную службу, поскольку по заключению проведенного медицинского освидетельствования призывник по состоянию здоровья признан годным к военной службе с незначительными ограничениями.
Сведений о том, что административный истец проходил независимую экспертизу, результаты которой могли бы повлиять на принятое решение, не представлено.
Медицинских документов, достоверно подтверждающих наличие у Замалетдинова А.А. заболеваний, препятствующих прохождению военной службы в рядах Вооруженных сил РФ, также не представлено как при проведении мероприятий по призыву, так и при рассмотрении административного иска.
В силу положений статей 218, 227 КАС РФ удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом решения) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Такой совокупности в судебном заседании также не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 225 КАС РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Производство по административному делу по административному исковому заявлению Замалетдинова А.А. об оспаривании решения призывной комиссии Альметьевского муниципального района Республики Татарстан № 27/327 от 07 декабря 2021 года о призыве на военную службу, – прекратить.
Разъяснить административному истцу о том, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный суд РТ в течение 15 дней со дня его вынесения через Альметьевский городской суд РТ.
Судья подпись
Копия верна:
Судья Альметьевского городского суда РТ А.Т. Исмагилов
Определение вступило в законную силу «_____ » ___________ 20____ года
Судья