№2-1098/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Баудер Е.В.,
при секретаре судебного заседания Козловой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт 11 декабря 2014 года гражданское дело по исковому заявлению Белых И.Г. к Булатовой Н.М. о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Белых И.Г. обратилась в суд с иском к Булатовой Н.М. о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>. В обоснование заявленных исковых требований указала, что в результате действий ответчика, выразившихся в подстрекании Белых Н.А. в предъявлении исковых требований к истцу, совершении звонков и отправке СМС сообщений с угрозами в адрес истца и ее детей, а также в неуважительном поведении в зале судебного заседания при рассмотрении гражданского дела, ей причинены нравственные страдания. Требования основаны на положениях ст. 151, 152 Гражданского кодекса РФ.
В судебном заседании истец Белых И.Г. заявленные требования поддержала в полном объеме, дополнительно указала, что состояла в браке с Б.. Булатова Н.М., приходящаяся Б.. супругой, допускала в адрес истца высказывания в телефонных разговорах и СМС сообщениях, адресованные истцу, об угрозе предъявления иска к сыну истца о взыскании алиментов на содержание отца. Кроме того, ответчик в зале судебного заседания при рассмотрении гражданского дела по иску Б. к Белых И.Г. о признании утратившей право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета, вела себя некорректно, за что была удалена из зала судебного заседания. Указанными действиями ответчика истцу причинены нравственные страдания, выражающиеся в переживаниях, несправедливости, чувстве обиды.
Ответчик Булатова Н.М. и её представитель Щербаков С.Н., допущенный судом к участию в деле по устному ходатайству ответчика, с требованиями истца не согласились, указав на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требования истца о компенсации морального вреда.
Заслушав сторон, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами.
В силу ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу требований ч. 1, 2 ст. 152 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву. Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом.
Таким образом, законодатель установил ответственность в виде компенсации морального вреда лишь за действия, нарушающие личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе - ст. 1100 Гражданского кодекса РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина в случаях, предусмотренных законом.
При этом для возникновения у лица обязанности компенсировать причиненный моральный вред должно быть доказано наличие всех необходимых оснований ответственности за его причинение. В частности, должно быть доказано, что моральный вред причинен в связи с нарушением принадлежащих личных неимущественных прав или умалением других нематериальных благ.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Таким образом, заявляя требования о взыскании компенсации морального вреда, Белых И.Г. должна представить доказательства, подтверждающие данные требования, а также доказательства наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и причинением истцу морального вреда.
Из объяснений истца Белых И.Г. в судебном заседании следует, что её требования о компенсации морального вреда сводятся к тому, что ответчик неоднократно звонила истцу, присылала в ночное время СМС сообщения с отсутствием текса, высказала угрозу о намерении подать исковое заявление о взыскании с сына истца алиментов на содержание его отца. Кроме того, Белых И.Г. указывает, что по вине Булатовой Н.М. испорчен день рождения младшего сына истца, поскольку она вынуждена была присутствовать в суде. В обоснование своих требований истец ссылается на детализацию соединений по абонентским номерам, принадлежащим сторонам, и направленным СМС сообщениям.
Оценив доводы истца, объяснения ответчика, письменные материалы дела, фактические обстоятельства спора, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истцом не представлены доказательства, подтверждающие причинение вреда ее личным неимущественным правам, а также достоинству личности, здоровью, жизни и другим нематериальным благам. Доводы истца об ухудшении ее здоровья достаточными доказательствами не подтверждены. Истцом не доказан тот факт, что со стороны ответчика в адрес истца допускались высказывания в оскорбительной форме, а так же что поведение Булатовой Н.М. имело целью причинения вреда личным неимущественным благам Белых И.Г. Представленная в материалы дела детализация соединений и сообщений по абонентским номерам не может являться доказательством, подтверждающим обстоятельства, на которые истец ссылается как на основания заявленных требований, поскольку в них не раскрывается содержание СМС сообщений.
Оснований для применения в рассматриваемом споре положений ст. 1100 Гражданского кодекса РФ суд не усматривает.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.194–199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Белых И.Г. к Булатовой Н.М. о взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 16.12.2014.
Судья Е.В. Баудер