Дело № 2-137/2020
УИД 21RS0014-01-2020-000110-21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 августа 2020 года пос. Урмары
Урмарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего - судьи Павлова В.И.,
при секретаре судебного заседания И.,
с участием: представителя истца И.,
представителя ответчика - администрации Урмарского района Чувашской Республики -К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П. к администрации Урмарского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
ФИО15. обратился в суд с исковым заявлением с учетом уточнений по тем основаниям, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. родители лишены родительских прав, в 2014 году, что подтверждается решениями Урмарского районного суда Чувашской Республики.
Исковое заявление мотивировано тем, что (дата) он был помещен в КОУ «Чебоксарский детский дом» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, где и находился по (дата) на полном государственном обеспечении, что подтверждается соответствующей справкой.
Постановлением администрации (адрес изъят) Чувашской Республики от (дата) № он включен в список по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с (дата).
До своего призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации, где проходил военную службу по призыву с (дата) по (дата) проживал со старшим братом на съёмной квартире, иногда, с разрешения директора, ночевал в БУ «Чебоксарский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также в квартире тёти (сестры матери) И. по адресу: (адрес изъят)
После демобилизации из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации вынужденно работает строительным рабочим в (адрес изъят) РФ, проживает в неприспособленных для этого бытовках, вагончиках и т.п.
Согласно справке администрации (адрес изъят) Чувашской Республики от (дата) № он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений под условным номером в очереди № по состоянию на (дата), в связи с чем не может вернуться жить на родину, т.к. (адрес изъят) в (адрес изъят) Чувашской Республики, где он зарегистрирован по месту жительства, признан непригодным для проживания.
Указав, что по истечении более 6 лет с момента включения в список по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (с (дата)) в (адрес изъят) Чувашской Республики никакого благоустроенного жилого помещения не ему предоставлено, полагая, что по достижении им 18 лет ((дата)), т.е. с (дата) администрация (адрес изъят) Чувашской Республики была обязана во внеочередном порядке обеспечить его таким жилым помещением, посчитав в связи с этим, что бездействием ответчика в не предоставлении жилого помещения грубо ущемляются и нарушаются его права, ссылаясь на положения Федерального закона от (дата) № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 № 42 «О регулировании жилищных отношения», Жилищного кодекса РФ, а также на судебную практику П. П.А. просил возложить на администрацию (адрес изъят) Чувашской Республики обязанность предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных и учетных норм.
В судебном заседании представитель истца И., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в нем основаниям и просили их удовлетворить.
Представитель администрации (адрес изъят) Чувашской Республики К., действующая на основании доверенности, возражая против искового заявления, показала, что в 2020 году на обеспечение жильем лиц из числа сирот, а также лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на (адрес изъят) выделено денежные средства для приобретения 13 квартир в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 144-ФЗ, но на данный момент только пятерым выделены жилые помещения, в отношении одного решается вопрос. В связи с длительностью самой процедуры предоставления таким лицам возможно в пределах лимита бюджетных средств. При принятии судом решения об удовлетворении требований истца она просила установить срок для исполнения до (дата).
Третьи лица - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
Выслушав доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и посчитав их достаточными для принятия решения, суд приходит к следующему.
(данные изъяты)
Заочным решением Урмарского районного суда Чувашской Республики от (дата) по делу № постановлено лишить родительских прав П., (дата) года рождения, уроженку и жительницу д. (адрес изъят) ЧР, в отношении несовершеннолетних детей: П., (дата) года рождения, П., (дата) года рождения, П., (дата) года рождения и П., (дата) года рождения.
Решением Урмарского районного суда Чувашской Республики от (дата) по делу № постановлено лишить родительских прав П., (дата) года рождения, в отношении несовершеннолетних детей – П., (дата) года рождения, П., (дата) года рождения, П., (дата) года рождения.
Согласно справке БУ «Чебоксарский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от (дата) № П. П.А. с (дата) по (дата) находился на полном государственном обеспечении в КОУ «Чебоксарский детский дом» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, переименованное в БУ «Чебоксарский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики на основании постановления КМ Чувашской Республики от (дата) №.
В период с (дата) по (дата) П. П.А. проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, что видно из справки Военного комиссара Цивильского, Красноармейского, Козловского и (адрес изъят)ов Чувашской Республики от (дата) №.
Постановлением главы администрации (адрес изъят) Чувашской Республики от (дата) № П. А., (дата) г.р., зарегистрированный по адресу: Чувашской Республика, (адрес изъят), включен в список по предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с (дата).
Из письма администрации (адрес изъят) Чувашской Республики от (дата) №, адресованного П., следует, что в соответствии с постановлением администрации (адрес изъят) от (дата) № он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по (адрес изъят). Условный номер в очереди на (дата) - 20.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии с ч. 2 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 № 42 «О регулировании жилищных отношений» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Законом Чувашской Республики от 05.06.2013 № 27 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Чувашской Республики» внесены изменения в статью 1 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 г. № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями», согласно которой органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок следующими государственными полномочиями Чувашской Республики: обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с частью 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 №42 «О регулировании жилищных отношений».
Указанные положения нашли свое отражение в п. 1.2 Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Кабинета Министров ЧР от 25.07.2013 № 292.
Из материалов дела судом установлено, что жилой дом по адресу: Чувашской Республика, (адрес изъят), находящийся в собственности П. (отец истца), признан непригодным для проживания заключением от (дата) межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы (адрес изъят) Чувашской Республики от (дата) №.
Актом от (дата), утвержденным главой администрации (адрес изъят) Чувашской Республики, установлен факт невозможности проживания П. в указанном выше жилом доме, признанном непригодным для проживания.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах П. на объекты недвижимости, в т.ч. на жилые помещения, что следует из соответствующих уведомлений Росреестра от (дата) и от (дата).
Постановка истца на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории «дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Следовательно, у истца, как нуждающегося в жилом помещении, возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения в порядке, установленном законом, и, как имеющего право на внеочередное получение жилого помещения, он включен в сводный список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако полагающееся по закону жилое помещение ему не было предоставлено.
Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
При этом доводы ответчика о том, что ввиду отсутствия финансовых средств, поступающих на указанные цели из бюджета Чувашской Республики, отсутствует возможность исполнить государственные полномочия в отношении П., а также об установлении срока для исполнения решения суда до (дата) суд считает несостоятельными, поскольку реализация прав детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений не может быть поставлена в зависимость от финансового положения органа местного самоуправления, при том, что обязанность по предоставлению такого жилья возникла у ответчика с момента достижения истцом возраста 18 лет.
Аналогичная позиция по спорным правоотношениям изложена Верховным Судом РФ, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием отказа в обеспечении указанной категории граждан в порядке, определенном федеральным законодательством. Указанная позиция неоднократно высказывалась в Определениях Верховного Суда Российской Федерации (N 20-КГПР15-11 от 13.10.2015).
В свою очередь, согласно изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.08.2014 N 86-КГПР 14-7 позиции, формирование субъектом Российской Федерации сводного списка указанной категории лиц не означает, что установлена очередность указанным списком на предоставление жилого помещения, а обращение в суд с иском к ответчику о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения является реализацией права на меры социальной поддержки.
При таких обстоятельствах, наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями таких лиц, на что указывал ответчик в письме истцу, не должно ограничивать гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке и, соответственно, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, суд приходит к выводу, что у П. имеется право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в связи, с чем исковое заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать администрацию (адрес изъят) Чувашской Республики предоставить П., (дата) года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных и учетных норм.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия через Урмарский районный суд.
Судья Урмарского районного суда В.И. Павлов.