№ 33-3631/2014
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Уфа 13 марта 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Зайнуллиной Г.К.
судей Куловой Г.Р.
Хакимова А.Р.
при секретаре Ширяевой О.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан Темирбулатовой Э.И. на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата года, которым постановлено:
Исковые требования Прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы в интересах Байгабуловой А.А. к Администрации городского округа г. Уфа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке - удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Байгабуловой А.А. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте адрес РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, общей площадью не менее 14,0 кв.м. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Орджоникидзевского района г.Уфы, действующий в интересах Байгабуловой А.А., обратился в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа город Уфа, в котором просил обязать ответчика предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью 14 кв.м. и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет. В обоснование иска указал, что прокуратурой Орджоникидзевского района г.Уфы проведена проверка по обращению Байгабуловой А.А. по исполнению законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что Байгабулова А.А., дата г.р. на основании постановления главы администрации Бакалинского района РБ №... от дата признана лицом, оставшимся без попечения родителей, и направлена в детский дом на полное государственное обеспечение.
Решением ... районного суда РБ от дата мать, ФИО, лишена родительских прав в отношении Байгабуловой А.А.. Отец ФИО2 умер дата.
Распоряжением главы администрации Орджоникидзевского района г. Уфы от дата №... Байгабулова А.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма для обеспечения во внеочередном порядке.
В настоящее время Байгабулова А.А. собственного жилья не имеет. Решение о закреплении за ней жилья в ... районе РБ на основании Постановления главы администрации ... района РБ отменено в связи снахождением дома в аварийном состоянии.
В порядке уточнения требований истец просил обязать Администрацию ГО г.Уфа предоставить последней во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления. При этом, основания иска не изменились.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель Администрации городского округа город Уфа обратилась с апелляционной жалобой, указав, что законные основания для предоставления Байгабуловой А.А. жилья из муниципального жилого фонда на условиях договора социального найма отпали дата в связи с изменением законодательства, регулирующего данные правоотношения. А поскольку в соответствии с действующим жилищным законодательством, сроки предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда не определены, считают, что права Байгабуловой А.А. Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан не нарушены
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Проверив материалы дела, обсудив ее доводы, заслушав возражения Байгабуловой А.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с пунктом 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", выпускникам образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.
По правилам статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившей в силу с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з (в редакции Закона РБ от 04.12.2012 N 609-з) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 12/22 от 08.06.2006 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере от 14 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Байгабулова А.А., дата рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем она подпадает под сферу действия Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно свидетельству о рождении за актовой записью №... от дата родителями Байгабуловой А.А. указаны: отец- ФИО2, мать -ФИО.
Решением ... районного суда Республики Башкортостан от дата мать - ФИО лишена родительских прав в отношении ... БайгабуловойА.А.. Согласно свидетельству о смерти за актовой записью №... от дата ФИО2 умер дата.
Из письма Министерства образования РБ от дата следует, что Байгабулова А.А. воспитанница ... детского дома для дальнейшего обучения и воспитания переводится в Башкирский республиканский детский дом №... ... с дата.
Из выписки из распоряжения Главы Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа №... от дата Байгабулова А.А. принята на учет, как нуждающаяся в жилых помещениях по категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Закрепленного за собой на законных основаниях жилого помещения Байгабулова А.А. не имеет.
Данные обстоятельства не оспаривались ответчиком в суде первой инстанции.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался законодательством, действующим на момент возникновения спорных правоотношений, и исходил из того, что Байгабулова А.А., являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющая закрепленного жилого помещения, имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма вне очереди Администрацией городского округа город Уфа.
С доводом апелляционной жалобы об отсутствии законных оснований для предоставления Байгабуловой А.А. жилья из муниципального жилого фонда на условиях договора социального найма в связи с изменением законодательства, регулирующего данные правоотношения, согласиться нельзя по следующим основаниям.
Правоотношения сторон возникли в период действия ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ до вступления в силу изменений, внесенных ФЗ от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ и действующих с 01.01.2013 г.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Исходя из содержания п.1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Положения перечисленных норм не содержали указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, что предполагало возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Вместе с тем, подлежит исключению из резолютивной части решения суда указание на «за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан», как не предусмотренных законодательством при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан Темирбулатовой Э.И. - без удовлетворения.
Исключить из абзаца второго резолютивной части решения суда указание на «за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан».
Председательствующий Г.К. Зайнуллина
Судьи Г.Р. Кулова
А.Р. Хакимов
Справка: судья Кадырова Э.Р.