РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пенза 30 апреля 2021 г.
Пензенский районный суд Пензенской области
в составе председательствующего судьи Прудченко А.А.
при секретаре Абдрашитовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пензенского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних, к Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа им. М.П. Волкова с.Константиновка Пензенского района Пензенской области о возложении обязанности установить информационную мнемосхему для инвалидов по зрению,
у с т а н о в и л:
Прокурор Пензенского района Пензенской области обратился с вышеназванным исковым заявлением в суд, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа им. М.П. Волкова с.Константиновка Пензенского района Пензенской области (далее по тексту - МОБУ СОШ с.Константиновка), в ходе которой выявлено следующее. В нарушение федерального законодательства перед входом в здание МОБУ СОШ с.Константиновка отсутствуют информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения) с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием шрифта Брайля. Выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе несовершеннолетних, на доступ к объектам социальной инфраструктуры, поскольку в школе могут пребывать не только дети-инвалиды, но и их родители, законные представители и иные родственники, которые относятся к категории лиц, испытывающие проблемы со зрением (слабовидящие). Ссылаясь на нормы закона просит суд обязать МОБУ СОШ им. М.П. Волкова с.Константиновка Пензенского района Пензенской области установить на входе в здание образовательной организации, расположенной по адресу: <...>, информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения) для инвалидов по зрению, в соответствии с п.8.1.6 «СП.59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года №798/пр.
В судебном заседании старший помощник прокурора Пензенского района Пензенской области Гостева И.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика МОБУ СОШ им.М.П.Волкова с.Константиновка Пензенского района Пензенской области директор школы Жидкова С.В. в судебном заседании исковые требования признала, не возражала против их удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту – Закон №181-ФЗ), который гарантирует инвалидам социальную защиту, представляющую собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) определено, что в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст.2 Закона №181-ФЗ).
Статья 14 Закона №181-ФЗ определяет, что государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (ст.15 Закона №181-ФЗ).
На основании ч.1 ст.15 Закона №181-ФЗ к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.
Согласно п.7 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (с изменениями и дополнениями) доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в СП.59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 года №798/пр (далее по тексту - Свод правил).
Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25 октября 2012 года, среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Пунктом 8.1.6 Свода правил установлено, при входах в здания массового помещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Одна должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
Положения указанных норм направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Аналогичные требования законодательства закреплены в ведомственном Приказе Минобрнауки России от 09 ноября 2015 года №1309, которым утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
Из приведенных положений законодательства РФ следует, что требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов является императивными, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент обозначенной категорией лиц. Число граждан, испытывающих трудности со зрением, постоянно изменчиво.
Прокуратурой Пензенского района Пензенской области в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства об образовании, законодательства в сфере защиты прав инвалидов было установлено, что в нарушение федерального законодательства перед входом в здание МОБУ СОШ с.Константиновка отсутствуют информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения) с наименованием учреждения, графиком работы и иной значимой информацией с плосковыпуклым шрифтом и текстом, с использованием шрифта Брайля.
29 января 2021 года в адрес директора МОБУ СОШ им. М.П. Волкова с.Константиновка Пензенского района Пензенской области внесено представление об устранении нарушений законы №07-33-2021, в соответствии с которым прокурор Пензенского района Пензенской области потребовал безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района и в течение месяца принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих (л.д.9-12).
Согласно письму №4 от 26 февраля 2021 года директора школы МОБУ СОШ им. М.П. Волкова с.Константиновка Пензенского района Пензенской области, в настоящее время установить мнемосхемы не представляется возможным из-за отсутствия денежных средств. Учредителю направлено ходатайство об их выделении. К дисциплинарной ответственности привлечены ответственные лица, допустившие указанные нарушения требований законодательства, наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания (л.д.16).
Выявленные нарушения подтверждаются актом проверки соблюдения требований законодательства об образовании законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности МОБУ СОШ им. М.П. Волкова с.Константиновка Пензенского района Пензенской области от 22 марта 2021 года (л.д.13-15).
Приведенные суду доказательства свидетельствуют о том, что выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе несовершеннолетних, на доступ к объектам социальной инфраструктуры, поскольку в школе могут пребывать не только дети-инвалиды, но и их родители, законные представители и иные родственники, которые относятся к категории лиц, испытывающие проблемы со зрением (слабовидящие).
Таким образом, суд находит иск прокурора Пензенского района Пензенской области подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора Пензенского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних, к Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа им. М.П. Волкова с.Константиновка Пензенского района Пензенской области о возложении обязанности установить информационную мнемосхему для инвалидов по зрению, удовлетворить.
Обязать Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа им. М.П.Волкова с.Константиновка Пензенского района Пензенской области установить на входе в здание образовательной организации, расположенной по адресу: <...>, информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения) для инвалидов по зрению, в соответствии с п. 8.1.6 «СП.59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года №798/пр.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд Пензенской области в течение месяца.
Председательствующий