Решение по делу № 3а-329/2021 от 22.12.2020

дело № 3а-329/2021

УИД 26OS0000-04-2020-000697-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ставрополь                                        14 мая 2021 года

Ставропольский краевой суд в составе:

председательствующего судьи         Шишовой В.Ю.,

при секретаре судебного заседания Заболоцкой Г.А.,

с участием представителя административного истца ООО «Бумага-С» – Сердюковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Бумага-С» к министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, государственному бюджетному учреждению Ставропольского края «Ставкрайимущество» об установлении кадастровой стоимости земельного участка и объекта капитального строительства в размере их рыночной стоимости,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Бумага-С» обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, государственному бюджетному учреждению Ставропольского края «Ставкрайимущество» об установлении кадастровой стоимости следующих объектов недвижимости:

земельного участка с кадастровым номером <…> площадью 22930 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты торговли (торговые центры), расположенного по адресу: <…> в размере его рыночной стоимости – 27 036 823 рубля по состоянию на 08 августа 2019 года;

объекта капитального строительства с кадастровым номером <…>, площадью 1266,4 кв.м, имеющего назначение: нежилое здание, наименование: административно-торговое здание, количество этажей: 2, в том числе подземных: 0, расположенного по адресу: <…> в размере его рыночной стоимости – 20 477 500 рублей по состоянию на 03 декабря 2019 года.

В обоснование иска указано, что ООО «Бумага-С» является собственником следующих объектов недвижимости:

земельного участка с кадастровым номером <…>, площадью 22930 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты торговли (торговые центры), расположенного по адресу: <…>;

объекта капитального строительства с кадастровым номером <…>, площадью 1266,4 кв.м, имеющего назначение: нежилое здание, наименование: административно-торговое здание, количество этажей: 2, в том числе подземных: 0, расположенного по адресу: <…>.

Кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости была установлена на основании Приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края».

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <…> по состоянию на 08 августа 2019 года по результатам государственной кадастровой оценки земель утверждена в размере 67 344 951,40 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 08 декабря 2020 года. По результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 03 декабря 2019 года кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером <…>утверждена в размере 58 869 706,20 рублей, что также подтверждается соответствующей выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Считая установленную кадастровую стоимость объектов недвижимости завышенной, административный истец обратился к независимому оценщику для определения их рыночной стоимости.

В соответствии с отчетами № <…> от 16 декабря 2020 года ООО <…> рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <…>, площадью 22930 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты торговли (торговые центры), расположенного по адресу: <…> по состоянию на 08 августа 2019 года составила 27 036 823 рубля.

Рыночная стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером <…>, площадью 1266,4 кв.м, имеющего назначение: нежилое здание, наименование: административно-торговое здание, количество этажей: 2, в том числе подземных: 0, расположенного по адресу: <…>по состоянию на 03 декабря 2019 года составила 20 477 500 рублей.

Указывая, что оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, в связи с чем нарушает его права и законные интересы плательщика налога на имущество физических лиц и земельного налога, размер которых исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в следующем размере:

земельного участка с кадастровым номером <…>, площадью 22930 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты торговли (торговые центры), расположенного по адресу: <…>, в размере его рыночной стоимости – 27 036 823 рубля по состоянию на 08 августа 2019 года;

объекта капитального строительства с кадастровым номером <…>, площадью 1266,4 кв.м, имеющего назначение: нежилое здание, наименование: административно-торговое здание, количество этажей: 2, в том числе подземных: 0, расположенного по адресу: <…> в размере его рыночной стоимости – 20 477 500 рублей по состоянию на 03 декабря 2019 года.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Бумага-С» – Сердюкова О.В. уточнила заявленные требования и просила удовлетворить их, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <…>, объекта капитального строительства с кадастровым номером <…> в размере их рыночной стоимости, в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы № <…>от 31 марта 2021 года, проведенной ООО <…>.

Представители административных ответчиков – министерства имущественных отношений Ставропольского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ГБУ СК «Ставкрайимущество», а также представители заинтересованных лиц: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, администрации города-курорта Пятигорска Ставропольского края в судебное заседание не явились.

От представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Дегтяревой О.И. поступили возражения на административное исковое заявление ООО «Бумага-С», в которых содержится ходатайство о рассмотрении настоящего административного дела в соответствии с действующим законодательством, в отсутствие представителя Управления (т.1 л.д. 139-144).

Другие участники судебного разбирательства по административному делу о причинах неявки не известили, доказательств уважительности причин неявки не предоставили и не просили об отложении дела слушанием.

В соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - Кодекс административного судопроизводства РФ) информация о времени и месте рассмотрения административного дела размещена на сайте Ставропольского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде первой инстанции.

Принимая во внимание, что стороны и представители заинтересованных лиц по административному делу надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания, руководствуясь частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации № 8212 от 08 апреля 2020 г., в целях противодействия распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID – 19), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судопроизводства по данному административному делу.

Выслушав объяснения представителя административного истца ООО «Бумага-С» – Сердюковой О.В., исследовав письменные доказательства по данному административному делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере, равном их рыночной стоимости, в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы № <…>от 31 марта 2021 года, проведенной экспертом ООО <…> по следующим основаниям.

Объектами налогообложения для физических лиц в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации являются: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с положениями статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, когда определение налоговой базы осуществляется исходя из их инвентаризационной стоимости.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (часть 1 статьи 403 Налогового кодекса РФ).

В силу требований статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость. При этом в силу требований действующего законодательства кадастровая стоимость в случаях, предусмотренных законом, может быть установлена в размере равном рыночной стоимости объекта недвижимости.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. При этом, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно статье 1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 6 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ от 03 июля 2016 года «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (пункт 1).

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 7 статьи 22 указанного Федерального закона).

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).

Для определения кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закон об оценочной деятельности).

Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Исходя из положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Как указано в статье 24.20 Закона об оценочной деятельности, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

По смыслу статей 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственный кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем, сами по себе достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного объекта его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного объекта.

Суд находит, что обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с вышеприведенными положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», поскольку результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца, являющегося плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

При рассмотрении настоящего административного дела судом установлено и подтверждено надлежащими письменными доказательствами по делу, что административный истец ООО «Бумага-С» является собственником следующих объектов недвижимости:

земельного участка с кадастровым номером <…>, площадью 22930 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты торговли (торговые центры), расположенного по адресу: <…>, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 07 декабря 2020 года, запись о регистрации права № <…> от 01 июня 2016 года (т.1 л.д. 13-17, 22-24);

объекта капитального строительства с кадастровым номером <…>, площадью 1266,4 кв.м, имеющего назначение: нежилое здание, наименование: административно-торговое здание, количество этажей: 2, в том числе подземных: 0, расположенного по адресу: <…>, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 07 декабря 2020 года, запись о регистрации права № <…> от 01 июня 2016 года (т.1 л.д. 18-21, 22-24).

В соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» на территории Ставропольского края проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2019 года.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края № 1175 от 25 ноября 2019 года утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по Ставропольскому краю на 01 января 2019 года.

Кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости установлена на основании Приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края».

На основании заявления от 05 июля 2019 года произведен учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером <…>, в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка.

На основании заявления от 18 ноября 2019 года произведен учет изменений объекта недвижимости с кадастровым номером, в связи с изменением описания местоположения здания на земельном участке, изменения площади и этажности здания.

В соответствии с нормами Федерального закона №135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в ЕГРН, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <…> по состоянию на 08 августа 2019 года по результатам государственной кадастровой оценки земель утверждена в размере 67 344 951,40 рублей (т.1 л.д. 11).

По результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 03 декабря 2019 года кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером <…> утверждена в размере 58 869 706,20 рублей (т.1 л.д. 12).

Из разъяснений, изложенных в пунктах 20 и 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», следует, что исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости.

В связи с возникшим в ходе рассмотрения дела вопросом о величине рыночной стоимости земельного участка и объектов капитального строительства, требующего специальных познаний в области оценочной деятельности, на основании определения суда от 10 февраля 2021 года по делу назначено проведение судебной оценочной экспертизы.

В соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы № <…>от 31 марта 2021 года, проведенной экспертом ООО <…> рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <…>, площадью 22930 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты торговли (торговые центры), расположенного по адресу: <…> по состоянию на 08 августа 2019 года составила 44 464 000 рублей.

Рыночная стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером <…> площадью 1266,4 кв.м, имеющего назначение: нежилое здание, наименование: административно-торговое здание, количество этажей: 2, в том числе подземных: 0, расположенного по адресу: <…> по состоянию на 03 декабря 2019 года составила 20 160 000 рублей.

Согласно части 13 статьи 49 Кодекса административного судопроизводства РФ на основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Заключение эксперта оценивается судом в совокупности с другими доказательствами по делу (пункт 8 указанной процессуальной нормы).

Судебная оценочная экспертиза № <…> от 31 марта 2021 года проведена и заключение составлено экспертом ООО <…>, т.е. лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельного участка, а также нежилых зданий. Заключение эксперта соответствует требованиям вышеприведенных норм действующего законодательства, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.

Исследование и формирование выводов экспертом произведено на основании представленных документов и материалов дела, с учетом нормативных актов, регламентирующих организацию производства судебных экспертиз и оценку объектов недвижимости. Экспертное исследование проводилось экспертом самостоятельно, иные лица при проведении экспертизы не присутствовали.

Обследование объектов исследования произведено экспертом лично. Дополнительная идентификация объектов недвижимости проведена по материалам административного дела и при визуальном осмотре. Кроме того, экспертом сопоставлена информация, содержащаяся в материалах дела, с данными полученными при визуальном осмотре и из альтернативных источников информации: публичная кадастровая карта, публичная спутниковая карта, публичные данные Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Работы по техническому освидетельствованию объектов исследования выполнены в объеме, необходимом для определения параметров исследуемых объектов, используемых при определении рыночной стоимости.

В заключении судебной экспертизы подробно описаны объекты исследования, приведены их общие характеристики и анализ местоположения.

При идентификации объектов исследования экспертом получена необходимая информация для проведения исследования, соответствующая принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности.

Для получения наглядного представления об объектах исследования в заключении приведены фотографии, составлены чертежи и схемы.

Экспертом подробно описан процесс оценки, произведен расчет рыночной стоимости объектов оценки с использованием затратного подхода, сравнительного подхода и доходного подхода (метод прямой капитализации). Расчет рыночной стоимости земельного участка произведен с использованием затратного подхода методом сравнения продаж. При этом экспертом мотивировано обоснован выбор указанных подходов.

Экспертом произведен анализ рынка по отношению к объектам исследования, ценообразующих факторов, фактических данных о ценах предложений к продаже объектов недвижимости города, факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости, определены сегменты рынка, к которому принадлежат объекты оценки.

Объекты-аналоги для расчета выбраны экспертом по принципу сопоставимости, который основан на установлении сходства показателей между объектами исследования и объектами – аналогами. Аналоги, отобранные для расчета рыночной стоимости, имеют наиболее схожие с объектом оценки ценообразующие факторы. Отобранные экспертом объекты-аналоги указаны в соответствующей таблице. Указаны надлежащие источники информации по ним.

При расчете рыночной стоимости объектов недвижимости экспертом описаны примененные корректировки. Применение корректировок, также как и отказ от применения корректировок, экспертом в заключении мотивирован.

Выводы эксперта сделаны на основе фактически предоставленных материалов и расчетных данных, а не на предположениях, и являются мотивированными, предельно ясными, обоснованными исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий.

Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствует, следовательно, у суда не имеется оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы.

Ходатайство о назначении повторной экспертизы никем из участников судебного разбирательства по данному административному делу не заявлено. Надлежащих доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, чем указано в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами, а также заинтересованными лицами по делу суду не предоставлено.

Определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке исследуемых объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на даты их государственной кадастровой оценки.

Исследовав экспертное заключение ООО <…> № <…> от 31 марта 2021 года в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его в качестве относимого и допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем величины рыночной стоимости земельного участка и объекта капитального строительства.

Исходя из положений статей 3 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 03 июля 2014 года № 1555-О, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка с учетом его уникальных характеристик, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки и в соответствии с действующим в настоящее время правовым регулированием является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу положений статьи 3 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В качестве основания для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка и объекта капитального строительства административный истец ссылается на необоснованное ее завышение по сравнению с рыночной стоимостью данного объекта недвижимости. Целью обращения административного истца в суд являлось снижение налоговых платежей, в связи с их завышением, которые подлежат исчислению исходя из установленной кадастровой стоимости объектов.

В ходе судебного разбирательства факт завышения кадастровой стоимости в отношении вышеуказанного земельного участка и объектов капитального строительства по сравнению с рыночной, нашел свое подтверждение, равно как и факт нарушения установлением данной кадастровой стоимостью прав административного истца, являющегося плательщиком налога на имущество и земельного налога.

Следовательно, при наличии факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, что является одним из условий удовлетворения иска, административные исковые требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости на дату их государственной кадастровой оценки, подлежат удовлетворению.

Обращение административного истца в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения.

Выводы, содержащиеся в заключении судебной оценочной экспертизы, опровергают выводы отчетов ООО <…> № <…>от 16 декабря 2020 года, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания к установлению кадастровой стоимости заявленных в иске земельного участка и объекта капитального строительства в размере их рыночной стоимости, определенной на основании указанных отчетов независимого оценщика.

В силу прямого указания закона, удовлетворяя требования административного истца, суд должен указать на способ восстановления нарушенного права, что подразумевает необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

При разрешении дела суд применяет материальную норму к спорному правоотношению и в решении указывает, какие конкретно действия орган власти должен произвести, с тем чтобы решение суда не вызывало затруднений при исполнении (абзац 2 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").

Выбирая способ восстановления нарушенного права по настоящему административному делу, суд приходит к выводу о необходимости установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу на праве собственности, в размере их рыночной стоимости, установленной в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы № <…>от 31 марта 2021 года, проведенной экспертом ООО <…> а именно: земельного участка с кадастровым номером <…> в размере его рыночной стоимости – 44 464 000 рублей; объекта капитального строительства с кадастровым номером <…> в размере его рыночной стоимости - 20 160 000 рублей.

В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Согласно абзацу 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость, то есть на 08 августа 2019 года и на 03 декабря 2019 года.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, датой подачи соответствующего заявления административным истцом следует считать дату его обращения в суд, а именно 22 декабря 2020 года (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Руководствуясь статьями 175-180, статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Бумага-С» к министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, государственному бюджетному учреждению Ставропольского края «Ставкрайимущество» об установлении кадастровой стоимости земельного участка и объекта капитального строительства в размере их рыночной стоимости - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <…>, площадью 22930 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: объекты торговли (торговые центры), расположенного по адресу: <…> в размере его рыночной стоимости – 44 464 000 рублей по состоянию на 08 августа 2019 года.

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером <…>, площадью 1266,4 кв.м, имеющего назначение: нежилое здание, наименование: административно-торговое здание, количество этажей: 2, в том числе подземных: 0, расположенного по адресу: <…> в размере его рыночной стоимости – 20 160 000 рублей по состоянию на 03 декабря 2019 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <…>, объекта капитального строительства с кадастровым номером <…>.

Установленные настоящим решением суда сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <…>, объекта капитального строительства с кадастровым номером <…>, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать дату обращения ООО «Бумага-С» в Ставропольский краевой суд – 22 декабря 2020 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме, через Ставропольский краевой суд, принявший решение по первой инстанции.

Мотивированное решение изготовлено 24 мая 2021 года.

Председательствующий судья                                             В.Ю. Шишова

3а-329/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Бумага-С"
Ответчики
Государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Ставкрайимущество»
Министерство имущественных отношений СК
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК
Другие
Сердюкова Ольга Васильевна
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной Службы Государственной регистрации, кадастра и картографии» по СК
Администрация города-курорта Пятигорска
Суд
Ставропольский краевой суд
Судья
Шишова Виктория Юрьевна
Дело на странице суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
22.12.2020Регистрация административного искового заявления
23.12.2020Передача материалов судье
24.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.02.2021Предварительное судебное заседание
26.04.2021Производство по делу возобновлено
26.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2021Судебное заседание
24.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2021Дело оформлено
14.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее