ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30 июня 2022г. г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Болдохоновой С.С. при секретаре Литвиновой Ю.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании при ведении аудиофиксации, административный материал в отношении гражданки Монголии О. Э. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения аймак <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>, пенсионерки, ранее к административной ответственности не привлекавшейся по ч.1 ст. 16.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг. в воздушном пункте пропуска «Улан-Удэ (Мухино)» расположенном по адресу: <адрес>, 15 при осуществлении таможенного контроля авиапассажиров воздушного международного рейса MR-727 сообщением «Улан-Батор-Улан-Удэ», прибывшая указанным рейсом гражданка Монголии О. Э. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза, находясь в воздушном пункте пропуска «Улан-Удэ (Мухино)», включённом в Перечень мест перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, в которых применяется система двойного коридора, определённый приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ №, проследовал в "зеленый" коридор, т.е. специально обозначенное в месте прибытия место, предназначенное для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию.
В ходе таможенного контроля, в форме таможенного осмотра сопровождаемого багажа гражданки Монголии О. Э., с применением досмотровой рентгеновской техники «FISKAN», на экране монитора в осматриваемом багаже просматривались однородные предметы, в связи с чем появились основания полагать что заявленные гражданкой Монголии О. Э. сведения о перемещенных ею товарах являются недостоверными, в связи с чем проведен таможенный досмотр, в ходе которого установлены товары: палантины новые, женские, шерстяные, разных цветов, упакованные в индивидуальные прозрачные упаковки, без маркировки 8 штук; жилеты шерстяные мужские без рукавов, новые, без упаковки, без маркировки, светло коричневого цвета, с темными вставками, 4 штуки; жилеты женские шерстяные, новые, светло коричневого цвета с темными вставками, без рукавов, без упаковки, без маркировки, 2 штуки; жилет новый мужской шерстяной с ромбовидным рисунком, без рукавов, без упаковки, без маркировки, 1 штука; жилеты новые, женские шерстяные без упаковки, без маркировки, светло-коричневого цвета, новые на пуговицах, без рукавов, 2 штуки; кофты женские новые, с v-образным вырезом, без упаковки, без маркировки, светло-коричневого цвета, 2 штуки; кофты мужские, новые, шерстяные, темно коричневого цвета, без упаковки, на замке, имеется вшивной ярлык с маркировкой «Yak Wool 100% Made in Mongolia», также имеется прикрепленная бирка с надписью «Besu Yak Wool 100%», 4 штуки; кофты мужские новые, шерстяные, светло-коричневого цвета, без упаковки, на замке, имеется вшивной ярлык с маркировкой «Yak Wool 100% Made in Mongolia», также имеется прикрепленная бирка с надписью «Besu Yak Wool 100%», 6 штук; кофта женская, новая шерстяная с круглым вырезом, без упаковки, без маркировки, светло коричневого цвета, 1 штука; кардиганы женские, новые, шерстяные, с длинным рукавом, без упаковки, без маркировки, темно-коричневого цвета, 2 штуки; сумки женские с ремешками, кожаные, разных цветов, новые, без этикеток, без маркировки, без упаковки, 12 штук; ключницы кожаные новые, без упаковки, с маркировкой «leather», разных цветов, 19 штук; косметички кожаные, новые, три из которых упакованы в прозрачные полиэтиленовые пакеты, разных цветов, 6 косметичек имеют маркировку «MGL GOYOL genulno leather», 12 штук; барсетки кожаные, новые, коричневого цвета, без упаковки, без маркировки, 2 штуки. Всего 77 единиц товара, общий вес 15,06 кг. Пассажирскую таможенную декларацию гражданка Монголии О. Э. таможенному органу не подала. В ходе таможенного контроля должностным лицом таможенного органа принято решение о неотнесении вышеуказанного товара к товарам для личного пользования, о чем вынесено решение, возбуждено дело об административном правонарушении. 19.02.2022г. товар, являющийся предметом административного правонарушения, изъят в качестве вещественных доказательств и помещен в камеру хранения вещественных доказательств Бурятской таможни.
В соответствии с приказом ФТС России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы решения о неотнесении товаров к товарам для личного пользования, порядка ее заполнения, внесения изменений в такое решение» указанный товар не отнесен к товарам для личного пользования, о чем вынесено соответствующее решение.
Пунктом 7 статьи 256 ТК ЕАЭС установлено, что в отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных к товарам для личного пользования, положения главы 37 ТК ЕАЭС не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены иными главами ТК ЕАЭС. В соответствии со статьей 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме.
В результате таможенного контроля установлено, что в нарушение установленных требований гражданка Монголии О. Э. ввезла на таможенную территорию Евразийского экономического союза в сопровождаемом багаже товары, не относящиеся к товарам для личного пользования, без их таможенного декларирования, что свидетельствует о событии административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, выразившееся в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию. Просит привлечь гражданку Монголии О. Э. к административной ответственности по ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Бурятской таможни Санжимаева Н.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, пояснила, что в действиях гражданки Монголии О. Э. установлены признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, выразившееся в недекларировании товаров, подлежащих таможенному декларированию, не относящихся к товарам для личного пользования.
О. Э. в судебное заседание не явилась, была извещена о времени и месте рассмотрения административного материала.
Представитель О. Э. адвокат Доржиев Д.Б., действующий на основании ордера, возражал по доводам административного протокола. Полагает что данные изделия незаконно отнесены к товарам подлежащим декларированию, опрос гражданки Монголии был произведен в отсутствие переводчика, не было учтено приобретение указанных вещей на рынке <адрес> для личных целей.
Заслушав явившихся лиц, рассмотрев материалы представленные сторонами, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП, за которое установлена административная ответственность.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, перечислены в статье 26.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно части 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" дано следующее разъяснение.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Статьей 352 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями главы 49 названного Кодекса, а в части, не урегулированной этой главой, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством таможенного союза. К товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу, не применяются меры нетарифного и технического регулирования. Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза под товарами для личного пользования понимаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.
Согласно статье 351 Таможенного кодекса Таможенного союза сопровождаемым багажом признаются товары для личного пользования, включая ручную кладь, непосредственно перемещаемые физическим лицом, пересекающим таможенную границу.
В соответствии со статьями 188, 189 Таможенного кодекса Таможенного союза при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных данным Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с названным Кодексом; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом.
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 названного Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 256 ТК ЕвразЭС отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из следующего:
1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации;
2) характера и количества товаров;
3) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 года N 107 установлены стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию Евразийского экономического союза без уплаты таможенных пошлин, налогов. К таким товарам относятся, в частности, товары, ввозимые в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже видами транспорта, этичными от воздушного, или в пешем порядке, стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 10 000 евро, и (или) вес не превышает 50 кг (приложение 1).
В отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных в соответствии с главой 37 ТК ЕвразЭС к товарам для личного пользования, положения названной главы не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены иными главами ТК ЕвразЭС.
В главе 17 ТК ЕвразЭС сказано (пункт 1 статьи 104), что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕвразЭС.
По смыслу положений пунктов 3 и 4 статьи 104 ТК ЕвразЭС такое декларирование осуществляется в электронной или письменной форме.
При оформлении административного материала 19 февраля 2022г. от гражданки Монголии О. Э. отобраны объяснения, в которых указано что она русским языком владеет, кроме того в объяснениях указано, что для дальних родственников ввезла из Монголии в Россию мужские кофты из овечьей шерсти – 5 штук, женские кофты из овечьей шерсти – 8 штук, кошельки кожаные мужские - 5 штук, сумки женские кожаные - 10 штук, ключница кожаная - 15 штук, шарфы из овечьей шерсти – 10 штук, жилетки женские из овечьей шерсти - 5 штук, жилетки мужские из овечьей шерсти - 5 штук, кошелек детский для девочки - 10 штук. Потратила 1 млн. тугриков, родственники возместят затраты.
Вместе с тем, от гражданки Монголии О. Э. в ходе рассмотрения дела поступило ходатайство об обеспечении переводом и переводчиком в ходе проведения административного расследования и при участии переводчика даны объяснения, согласно которых записи в материалах дела в объяснении от 19.02.2022г. сделаны не ее рукой, однако подпись принадлежит ей. Кроме того на задаваемые вопросы она также пояснила, что подписи в определении о возбуждении дела об АП, протоколе изъятия вещей и документов, акте таможенного досмотра, объяснении, решении о неотнесении товаров к товарам для личного пользования, уведомлении о составлении протокола об АП принадлежат ей, однако содержание документов ей не понятно, не известно. Вещи были куплены, планировалось подарить данные вещи родственникам и друзьям .
Суд полагает, что перевозимый гражданкой Монголии О. Э. товар полностью соответствует стоимостным, весовым и количественным нормам, установленным Решением Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования". Отсутствует данный товар и в приложении к Решению Комиссию, которым установлен Перечень категорий товаров, не относящихся к товарам для личного пользования.
Кроме того характер товара полностью соответствует понятию (определению) "товаров для личного пользования", установленному пунктом 46 статьи 2 ТК ЕАЭС, которыми являются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.
При этом, какие-либо доказательства, подтверждающие предназначение товара для иных (кроме личных нужд административного истца), в том числе связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, в материалы дела не представлены.
Доказательств опровергающих пояснения, что вещи были ввезены в качестве подарков родственникам ничем не опровергнуты.
В соответствии с позицией Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", товарами для личного пользования признаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом (подпункт 46 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса).
Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования установлены пунктом 4 статьи 256 Таможенного кодекса, согласно которому таковыми признаются сведения, указанные в заявлении физического лица о перемещаемых товарах, характер товаров, определяемый их потребительскими свойствами и традиционной практикой применения и использования в быту, количество товаров, которое оценивается с учетом их однородности (например, одного наименования, размера, фасона, цвета) и обычной потребности в соответствующих товарах физического лица и членов его семьи, частота пересечения физическим лицом и (или) перемещения им либо в его адрес товаров через таможенную границу (то есть количества однородных товаров и числа их перемещений за определенный период), за исключением товаров, обозначенных в пункте 6 названной статьи.
При этом необходимо иметь в виду, что количественные характеристики товаров и частота пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес, дополнительные критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования определяются Комиссией, к полномочиям которой также отнесено формирование на основании актов, входящих в право Союза, устанавливающих запреты и ограничения, сводного перечня товаров для личного пользования, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Союза подлежат соблюдению запреты и ограничения, размещаемого на официальном сайте Союза в сети Интернет (пункты 5 и 9 статьи 256 Таможенного кодекса).
При таких обстоятельствах, с учетом того, что таможенным органом фактически не доказана обоснованность неотнесения товаров к товарам для личного пользования, суд полагает что административное дело подлежит прекращению в связи с недоказанностью вины гражданки Монголии О. Э..
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
П О С Т А Н О В И Л :
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении гражданки Монголии О. Э. ДД.ММ.ГГГГг.р.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в течение десяти суток со дня его получения.
Судья: подпись С.С. Болдохонова
Подлинник постановления находится в Октябрьском районном суде г. Улан-Удэ и подшит в дело об административном правонарушении №5- 1173/2022