Решение по делу № 2а-2374/2019 от 03.09.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    5 сентября 2019 года                                                                                                   г. Тула

    Центральный районный суд г.Тулы в составе:

    председательствующего Задонской М.Ю.,

    при секретаре Дмитриевой Т.И.,

    с участием

    старшего помощника прокурора Центрального района г. Тулы Алексеева Д.О.,

    административного истца Лаухина А.С.,

    представителя административного ответчика Избирательной комиссии Тульской области по доверенности Соловьева С.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело                                    № 2а-2374/2019 по административному исковому заявлению Лаухина Александра Сергеевича к Избирательной комиссии Тульской области о признании бездействия незаконным,

    установил:

Лаухин А.С. обратился в суд с административным иском к Избирательной комиссии Тульской области о признании бездействия незаконным.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он подал в Избирательную комиссию Тульской области обращение по факту несоответствия помещения Территориальной избирательной комиссии г.Донского и порядка размещения наглядной агитации требованиям закона. ДД.ММ.ГГГГ в его присутствии на заседании Избирательной комиссии Тульской области ему было разъяснено о принятом решении по указанному обращению. Вместе с тем, его неоднократные обращения, содержание требование о выдаче указанного решения Избирательной комиссии Тульской области, оставлены без удовлетворения.

ДД.ММ.ГГГГ он получил по электронной почте письмо за подписью председателя Избирательной комиссии Тульской области, датированное ДД.ММ.ГГГГ, в котором было указано о рассмотрении его обращения от ДД.ММ.ГГГГ, однако решение в установленном порядке ему направлено не было.

        Полагает, что указанное бездействие Избирательной комиссии Тульской области нарушает его право на достоверную информацию, что гарантировано ст. 24 Конституцией РФ, Федеральным законом №8-ФЗ от 09.02.2009 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Федеральным законом №67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Тульской области №1055-ЗТО от 08.07.2008 «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления»; а так же право на судебную защиту, гарантированное ст.46 Конституции РФ, ст.ст.6,13 Европейской конвенции, поскольку он лишен возможности обжаловать решение Избирательной комиссии Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Просил суд признать незаконным бездействие Избирательной комиссии Тульской области, выразившееся в ненаправлении ему в установленные законом сроки копии решения Избирательной комиссии Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены муниципальная избирательная комиссия муниципального образования         г. Тула, Территориальная избирательная комиссия Донского района Тульской области.

Административный истец Лаухин А.С. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал по доводам, изложенным в его обоснование, просил административный иск удовлетворить. Дополнил, что непосредственно в его присутствии на заседании комиссии решение по его обращению от ДД.ММ.ГГГГ не принималось, однако ему было разъяснено, что решение по его обращению принято, разъяснены мотивы принятого решения, а также указано, что решение будет ему направлено.

Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Тульской области по доверенности Соловьев С.А. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что на заседании рабочей группы Избирательной комиссии Тульской области ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено в установленном порядке обращение Лаухина А.С. о нарушении законодательства. Однако решение по результатам рассмотрения обращения в письменном виде не оформлялось, что соответствует требованиям Положения о рабочих группах (группах контроля) избирательной комиссии Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ и не нарушает прав административного истца. Отметил, что административный истец в установленном порядке и в установленный срок уведомлен о результатах рассмотрения его обращения. Кроме того, Лаухину А.С. лично на заседании рабочей группы ДД.ММ.ГГГГ было так же разъяснено о принятом по результатам рассмотрения его обращения решении и подробно разъяснены мотивы принятия этого решения со ссылкой на законодательство.

Представитель заинтересованного лица муниципальной избирательной комиссии муниципального образования г. Тула в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии Донского района Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

    Исходя из положений ст. 243 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение старшего помощника прокурора Центрального района г. Тулы Алексеева Д.О., полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

    Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ).

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ч. 2 ст. 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным закон6ом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно ч. 2 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В силу положений ч.ч.1-3 ст.45 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, редакции сетевых изданий, физические и юридические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений.

Информирование избирателей, участников референдума, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, референдумов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, действий по участию в референдуме, о законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, о кандидатах, об избирательных объединениях осуществляют комиссии. Комиссии также принимают необходимые меры по информированию избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами.

В соответствии со ст.9 Закона Тульской области от 08.07.2008 №1055-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления» территориальная комиссия: формирует участковые комиссии и назначает их председателей; обеспечивает доставку в участковые комиссии бюллетеней и других документов, связанных с подготовкой и проведением выборов; контролирует и обеспечивает соблюдение единого порядка подсчета голосов и установления итогов голосования на соответствующей территории; устанавливает итоги голосования на соответствующей территории; обеспечивает хранение и передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов, уничтожает избирательные документы по истечении сроков хранения; осуществляет иные полномочия в соответствии с законами.

Согласно п.п.3-5 ст.20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.

Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

Комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в п.4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса (п. 9).

Решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном п. 11 ст. 20 и п. п. 6 и 7 ст. 75 настоящего Федерального закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса (п. 13).

Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса (п. 14).

Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания) (п. 16).

        Порядок формирования, организация деятельности и полномочия избирательных комиссий и комиссий референдума, формируемых на территории Тульской области для подготовки и проведения выборов и референдумов различного уровня, определен Законом Тульской области 02.04.2007 №815-ЗТО «Об избирательных комиссиях и комиссиях референдума в Тульской области».

       Для выполнения полномочий, возложенных на соответствующие комиссии федеральным законодательством, данным Законом и иными законами области, связанных, в частности, с осуществлением проверки требований к документам, необходимым для регистрации кандидата, заверения и регистрации списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума, рассмотрением обращений о нарушениях закона, жалоб (заявлений) на решения, действия (бездействие) комиссий, контролем за работой Государственной автоматизированной системы «Выборы», формированием комиссий, могут создаваться рабочие группы (группы контроля) из членов комиссий, работников аппарата комиссий и привлеченных специалистов, экспертов и других лиц. Положение о рабочих группах (группах контроля) утверждается соответствующей комиссией (ч.17 ст.4 указанного выше Закона Тульской области).

        Комиссия рассматривает на своем заседании вопросы, включенные в повестку заседания комиссии и входящие в ее компетенцию, принимает решения в пределах полномочий, предусмотренных законом (ч.1 ст.4 Закона Тульской области 02.04.2007 №815-ЗТО «Об избирательных комиссиях и комиссиях референдума в Тульской области»).

         В соответствии с ч. 17 ст.4 Закона Тульской области 02.04.2007 №815-ЗТО «Об избирательных комиссиях и комиссиях референдума в Тульской области» и статьей 36 Регламента избирательной комиссии Тульской области избирательной комиссией Тульской области утверждено Положение о рабочих группах (группах контроля) избирательной комиссии Тульской области.

         Проставлением избирательной комиссии Тульской области от 21 сентября 2011 года № 4-7 создана рабочая группа по предварительному рассмотрению обращений о нарушении закона, а также утвержден ее состав, в который вносились изменения последующими постановлениями избирательной комиссии Тульской области.

        Порядок деятельности рабочих групп избирательной комиссии регламентирован Положением о рабочих группах (группах контроля) избирательной комиссии Тульской области от 19 сентября 2007 года № 3-1.

          Согласно п.3.1 Положения о рабочих группах (группах контроля) избирательной комиссии Тульской области по результатам рассмотрения каждого вопроса на заседании рабочей группы принимается решение рабочей группы. В случае оформления решения рабочей группы в письменном виде форма решения рабочей группы устанавливается рабочей группой самостоятельно.

        Решение рабочей группы и соответствующий проект решения Комиссии (в случае его подготовки) выносятся на заседание комиссии в установленном порядке (п.3.3 Положения о рабочих группах (группах контроля) избирательной комиссии Тульской области)

      Таким образом, решение по результатам рассмотрения обращения не оформляется исключительно в письменной форме решения избирательной комиссии, а устанавливается рабочей группой самостоятельно.

       Постановлением ЦИК России от 20.01.2016 №321/1832-6 утверждена «Примерная инструкция по делопроизводству в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации».

         Раздел 10 указанной инструкции определяет оформление протоколов заседаний рабочих групп избирательной комиссии по установленной форме.

        В соответствии с п.2.14-2.15 Положением о рабочих группах (группах контроля) избирательной комиссии Тульской области на заседании рабочей группы ведется протокол, а при наличии технических средств – аудиозапись. Протокол заседания рабочей группы ведет секретарь заседания, назначаемый председательствующим на заседании рабочей группы. В протоколе указываются: дата и повестка дня заседания, присутствующие на заседании члены рабочей группы, заинтересованные стороны или их представители, другие приглашенные на заседание, выступившие при обсуждении вопросов, включенных в повестку дня заседания рабочей группы, внесенные предложения, результаты голосования по ним, а также рекомендации рабочей группы для Комиссии. Протокол подписывается председательствующим на заседании рабочей группы и секретарем заседания Рабочей группы.

       Протоколы заседаний, а также другие документы и материалы рабочей группы хранятся у руководителя рабочей группы в течение срока полномочий Комиссии, создавшей данную рабочую группу. По истечении срока полномочий Комиссии указанные протоколы, документы и материалы передаются на хранение в установленном порядке.

Подлинники обращений, документов и материалов по вопросам, рассмотренным рабочей группой и подготовленным для дальнейшего рассмотрения на заседании Комиссии, передаются секретарю Комиссии для их приобщения к протоколу заседания Комиссии, на котором рассматривались эти вопросы.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Лаухин А.С. обратился в Избирательную комиссию Тульской области по факту нарушения избирательного законодательства ввиду несоответствия помещения Территориальной избирательной комиссии г.Донского и порядка размещения наглядной агитации требованиям закона.

ДД.ММ.ГГГГ указанное обращение рассмотрено на заседании рабочей группы Избирательной комиссии Тульской области с личным участием заявителя Лаухина А.С.

           При проведении заседания рабочей группы ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным лицом велся протокол, что подтверждается письменными документами, имеющимися в материалах дела.

        О результатах рассмотрения обращения имеются сведения в протоколе заседания рабочей группы от ДД.ММ.ГГГГ. При этом сведения об оформлении принятого по обращению Лаухина А.С. решения в письменной форме с последующим его направлением на утверждение в Избирательную комиссию Тульской области указанный протокол не содержит.

          ДД.ММ.ГГГГ Лаухину С.А. был дан письменный ответ о результатах рассмотрения его обращения от ДД.ММ.ГГГГ, что административным истцом в судебном заседании не оспаривалось.

         Не оспаривая по существу принятое по обращению от ДД.ММ.ГГГГ решение, Лаухин С.А. ставит вопрос о принятии решения в указываемой им форме.

        Вместе с тем, по смыслу вышеприведенных положений действующего законодательства, а также Положения о рабочих группах (группах контроля) избирательной комиссии Тульской области от 19 сентября 2007 года № 3-1, оформление решения комиссии исключительно в письменной форме по результатам обращения граждан о нарушении законодательства строго не регламентировано. В рассматриваемом случае, как установлено выше, решение в письменной форме по результатам рассмотрения обращения Лаухина А.С. не принималось, при этом заявитель надлежащим образом был уведомлен о результатах рассмотрения его обращения.

      При таких обстоятельствах, доводы административного истца, приведенные в обоснование заявленных требований, не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела, опровергаются имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем суд находит их несостоятельными, не являющимися основанием для признания оспариваемых действий административного ответчика незаконными.

       Доводы административного истца о нарушении его права на судебную защиту ввиду отсутствия оформленного в письменном виде решения по результатам рассмотрения его обращения, суд также не может признать обоснованными, поскольку они не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела.

         Проанализировав установленные по делу обстоятельства, оценив имеющиеся доказательства с учетом положений ст.ст. 60, 61 Кодекса административного судопроизводства РФ в их совокупности, учитывая, что в процессе рассмотрения дела не было установлено наличие нарушенного и подлежащего восстановлению права административного истца, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Лаухина С.А. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Лаухина Александра Сергеевича к избирательной комиссии Тульской области о признании бездействия незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы либо апелляционного представления через Центральный районный суд г. Тулы в течение пяти дней со дня его принятия.

Судья –

2а-2374/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Другие
Избирательная комиссия Тульской области
Лаухин А.С.
Суд
Центральный районный суд г. Тула
Дело на сайте суда
centralny.tula.sudrf.ru
16.09.2019Регистрация административного искового заявления
16.09.2019Передача материалов судье
16.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
16.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.09.2019Судебное заседание
16.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2019Дело оформлено
23.09.2019Регистрация административного искового заявления
23.09.2019Передача материалов судье
23.09.2019Решение вопроса о принятии к производству
23.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.09.2019Судебное заседание
23.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.09.2019Дело оформлено
05.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее