Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 марта 2024 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе :
председательствующего судьи Бабкина С.В.,
с участием помощника прокурора г. Сызрани Зверева Д.Н., представителя ответчиков Калининой Е.А., Дмитриевой Ю.В., Мишуниной И.Н., представителей третьего лица Репниковой Ю.Ю.,
при секретаре судебного заседания Шкариной Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-30/2024 по иску Сызранского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Сызрань, Комитету ЖКХ Администрации г.о. Сызрань, Комитету по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань о понуждении исполнения обязательств,
Установил :
Сызранский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Администрации г.о. Сызрань, в котором просит обязать Администрацию г.о. Сызрань устранить нарушения при содержании объекта путепровод на 966 км ПК 10 перегона ст. Сызрань-1-ст. Октябрьск (г. Сызрань, с ул. Декабристов на ул. Магистральная) через железнодорожные пути, приведя автомобильный путепровод в соответствии с требованиями действующих норм, обеспечивающих безопасность движения железнодорожного и автомобильного транспорта, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что Сызранской транспортной прокуратурой по поручению Приволжской транспортной прокуратуры в связи с поступившим на личном приеме Приволжского транспортного прокурора обращением Кондрашина Д.С. проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте при содержании объектов инфраструктуры, в т.ч. по вопросу ненадлежащего состояния автомобильного путепровода. По результатам проверки установлено, что вследствие ненадлежащего содержания путепровода на 966 км ПК 10 перегона ст. Сызрань-1 - ст. Октябрьск (г. Сызрани, с ул. Декабристов на ул. Магистральная) через железнодорожные пути возникла угроза безопасности движения на железнодорожной станции Сызрань-1 Куйбышевской железной дороги. Согласно постановления Администрации г.о. Сызрань от 15.05.2008 № 1016, путепровод через железнодорожные пути в створе ул. Декабристов - ул. Магистральная г.о. Сызрань является муниципальной собственностью и принят к учету в составе имущества муниципальной казны г.о. Сызрань. Путепровод через железнодорожные пути является составной (технологической) частью автомобильной дороги общего пользования местного значения и находится в собственности муниципального образования - городского округа Сызрань. Как показала проверка, требования законодательства при содержании объекта инженерной инфраструктуры - автомобильного путепровода на 966 км ПК 10 перегона ст. Сызрань-1 - ст. Октябрьск (г. Сызрань, с ул. Декабристов на ул. Магистральная), находящегося в муниципальной собственности и расположенного на пересечении с принадлежащими ОАО «РЖД» объектами транспортной инфраструктуры, должностными лицами администрации городского округа Сызрань в полной мере не исполняются. В ходе проверки установлено, что путепровод через железнодорожные пути в створе ул. Декабристов - ул. Магистральная г.о. Сызрань имеет 2 полосы движения автотранспорта, длина 42,3 метра и ширина 8,8 м. В 2022 году прокуратурой совместно с представителями Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань, Муниципального казенного учреждения г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства», ОГИБДД МУ МВД России «Сызранское», Дистанции инженерных сооружений проведено обследование путепровода по ул. Магистральной. Как показало обследование технического состояния путепровода, данный путепровод содержится в ненадлежащем состоянии, имеет дефекты, дальнейшее развитие которых угрожает безопасности движения поездов. В результате обследования выявлены следующие дефекты путепровода : просадка укрепления конусов; выпучивание плит мощения конусов; сколы бетона опор с оголение арматуры; разрушение защитного слоя бетона плит проезжей части с оголением арматуры; разрушение защитного слоя бетона опор с оголением арматуры; разрешение плит прохожей части путепровода; оголение закладных деталей перильного ограждения; недостаточность сечения водопропускной трубы в теле насыпи под автодорогой у путепровода. Путепровод по ул. Магистральная через железнодорожные пути является составной (технологической) частью автомобильной дороги общего пользования местного значения и находится в собственности муниципального образования - городского округа Сызрань Самарской области. Вышеуказанные нарушения в полном объеме подтверждаются результатами обследования, проведенного в 2022 году ООО «ЭКСПЕРТЦЕНТР» за счет средств бюджета г.о. Сызрань. Согласно технического отчета об обследовании путепровода по Магистральной установлено, что материалы основных несущих конструкций классы бетона опор, пролетных строений) не соответствуют требованиям действующих норм (СП 35. 13330.2011). Габарит проезда и габарит приближения для пересекаемой ж/д не соответствуют требованиям действующих норм (СП 35. 13330.2011, ГОСТ 9238-2013) и не обеспечивают безопасное движение транспорта с расчетной скоростью. На момент проведения обследования зафиксировано наличие критических дефектов категорий Б4, Д4, Г4 (ГОСТ Р 59618-2021) в основных несущих конструкциях сооружения: пролетные строения, опоры. В случае развития дефектов может наступить предельное состояние первой группы, связанное с разрушением или обрушением конструкций. На основании проведённого предпроектного обследования автомобильного путепровода на 966 км ПК 1 перегона ст. Сызрань-1 - ст. Октябрьск (с ул. Декабристов на ул. Магистральная) специализированной организацией ООО «ЭКСПЕРТЦЕНТР» установлено, что техническое состояние МС по долговечности признано «непригодным для нормальной эксплуатации» и оценено в 1 (один) балл; техническое состояние МС по безопасности признано непригодным для нормальной эксплуатации и оценено в 1 (один) балл; транспортно-эксплуатационное состояние МС соответствует категории В (неудовлетворительно) - не обеспечена плавность движения и не обеспечены скорости, установленные экономическими соображениями; габарит проезжей части МС не обеспечивает условия безопасного пропуска транспортного потока с расчетной скоростью; техническое состояние МС по грузоподъемности признано непригодным для нормальной эксплуатации и оценено в 1 (один) балл. Определение грузоподъемности выполнено теоретическим методом с учетом выявленных дефектов. Грузоподъемность путепровода с учетом фактического состояния несущих конструкций составляет: для автомобиля в потоке - 12 т с давлением на ось 4.5 т; для колесной в одиночном порядке - 31.0 т с давлением на ось 7.8т.; категория технического состояния мостового сооружения в соответствии с ОДМ 218.3.014-2011 - 1 балл, непригодное для нормальной эксплуатации, неработоспособное. Для безопасной эксплуатации моста в текущий период необходимо экстренно ввести ограничения, указанные в обследовании, проведенном ООО «ЭКСПЕРТЦЕНТР». Как показала проверка, надлежащие ремонт и содержание путепровода Администрацией городского округа Сызрань не обеспечены. Вышеуказанные нарушения федерального законодательства создают угрозу для жизни и здоровья людей, а также безопасности движения железнодорожного транспорта и автомобильного транспорта.
В ходе рассмотрения дела заявленные требования были уточнены, в окончательных требованиях и.о. Сызранского транспортного прокурора Марданшин Д.Ф. просит обязать администрацию г.о. Сызрань привести путепровод через железнодорожные пути общего пользования на 966 км ПК 10 перегона ст. Сызрань - 1 - ст. Октябрьск (г. Сызрань, с ул. Декабристов на ул. Магистральная) в соответствии с требованиями федерального законодательства, устранить нарушения, влияющие на безопасность движения железнодорожного и автомобильного транспорта :
мостовое полотно: непригодное для нормальной эксплуатации состояние. Габарит проезжей части не соответствует требованиям действующих норм (габарит проезда меньше нормативной ширины проезжей части);
гидроизоляция: следы замачивания, выщелачивание, протечки на нижней поверхности пролетных строений;
деформационные швы: протечки через конструкции шва вследствие расстройства заполнения деформационного зазора.
ограждение безопасности на мосту: расстройство конструкции ограждения, деградационное разрушение парапета ограждения безопасности, интенсивная коррозия арматуры и закладных деталей узлов крепления стоек.
ширина прохожей части: локальное разрушение покрытия прохожей части; загрязнение поверхности движения; препятствие, затрудняющее проход по конструкции: ограждение безопасности в габарите прохожей части; деградационное повреждение защитного слоя бетона тротуарных плит с обнажением зерен крупного заполнителя, выщелачивание.
перильное ограждение: расстройство конструкции перильного ограждения, коррозионное повреждение узлов крепления стоек, разрушение отдельных узлов, деформация секций;
система водоотведения на путепроводе: не обеспечивает организованный водоотвод в соответствии с требованиями СП 35.13330.201 1, результирующие уклоны не достаточны, сброс воды не организован;
пролётные строения: разрушение бетона пролетных строений (смятие) в узлах опирания конструкций. Интенсивная коррозия стержней оголенной арматуры; деградационное разрушение, расслоение бетона консолей ПС. Интенсивная коррозия рабочей арматуры до 50% сечения стержней; деградационное разрушение бетона плиты ПЧ. Интенсивная коррозия рабочей арматуры, разрывы отдельных стержней; участки недостаточного защитного слоя бетона. Коррозия оголенных стержней арматуры; бетон низкой прочности (не менее 10 МПа); замачивание, выщелачивание, следы сквозной фильтрации в зоне арматуры стержневой на нижней поверхности ПС; загрязнение конструкций;
опорные части: износ опорных частей. Опорные части залиты битумом и не обеспечивают диапазон возможных перемещений опираемой конструкции.
опоры путепровода: бетон низкой прочности (менее 10 МПа); скалывающие трещины шириной раскрытия до 4мм по бетону опор в зоне восприятия усилий от опираемой конструкции; деградационное разрушение (расслоение) бетона опоры 2.2 на глубину до 120мм с оголением арматуры каркаса; коррозия оголенных стержней до 47% сечения; расслоение защитного слоя бетона диафрагм и столбов опор в результате коррозии арматуры; сколы, разрушение бетона сливных призм подферменных площадок;
подходы к путепроводу: на подходе 1 - пустоты в грунтовом массиве в зоне опирания переходной плиты на насыпь, а на подходе 2 - отсутствие тротуарных переходных плит, осадка насыпи перед тротуаром (справа);
покрытие на подходах: разнонаправленные трещины, отдельные выбоины в покрытии по полосам движения глубиной 3-5см;
отсутствие система организованного водоотведения на подходах к путепроводу;
конуса: разрушение ковра мощения; прорастание кустарника, травы через укрепление конуса 1; расстройство конструкции упора мощения конуса 1: поперечные трещины, деградационное разрушение бетона; отсутствует укрепление конуса 2;
подпорная стенка на подходе 2 : расслаивающая коррозия шпунта подпорной стенки;
отсутствие откосных лестничных сходов.
В судебном заседании помощник Сызранского транспортного прокурора Зверев Д.Н. поддержал уточненные требования по доводам уточненного искового заявления и просил обязать Администрации г.о. Сызрань в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу привести путепровод через железнодорожные пути общего пользования на 966 км ПК 10 перегона ст. Сызрань - 1 - ст. Октябрьск (г. Сызрань, с ул. Декабристов на ул. Магистральная) в соответствии с требованиями федерального законодательства, устранить нарушения, влияющие на безопасность движения железнодорожного и автомобильного транспорта.
Представитель ответчика Администрации г.о. Сызрань по доверенности Калинина Е.А. в судебном заседании против заявленных требований возражала и пояснила, что Администрация г.о. Сызрань является ненадлежащим ответчиком. Работы капитального характера осуществляются МКУ «Сызраньстройзаказчик», распорядителем денежных средств является Комитет по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань. Решение по заявленным требованиям не исполнимо. Для его исполнения должен быть проект, подготовленный организацией, имеющей соответствующую лицензию. Только по результатам проектных работ можно будет определить характер повреждений и перечень работ для их устранения. Денежные средства Администрацией г.о. Сызрань для подготовки проекта выделены.
В представленном письменном отзыве просила отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что требования прокурора по обязанию устранить нарушения при содержании объекта путепровод на 966 км ПК 10 перегона ст. Сызрань-1 - ст. Октябрьск привести автомобильный путепровод в соответствие с требованиями действующих норм, обеспечивающих безопасность движения железнодорожного и автомобильного транспорта, МКУ «СГХ» выполнены согласно заключения ООО «Экспертцентр».
Определением Сызранского городского суда от 11.07.2023 г. к участию в рассмотрении дела в качестве соответчиков привлечены Комитет ЖКХ Администрации г.о. Сызрань и Комитет по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань.
Представитель ответчика Комитет ЖКХ Администрации г.о. Сызрань по доверенности Дмитриева Ю.В. в судебном заседании против заявленных требований возражала и пояснила, что основанием для обращения в суд является технический отчет, он содержит заключение, в котором перечислен перечень мероприятий, ряд из которых исполнен МКУ «СГХ», организовано реверсивное движение и установлены ограничительные знаки. Ремонт моста по данному отчету выполнить невозможно. Виды работ, которые указаны в иске, не доказывают, обеспечит ли устранение нарушений безопасность, имеет место нарушения несущих конструкций, ремонт может утяжелить мост, не пострадает ли мост от этих работ.
В представленном письменном отзыве в удовлетворении заявленных требований просили отказать, ссылаясь на то, что в целях устранения нарушений, указанных в представлении транспортной прокуратуры, для рассмотрения вопроса о проведении ремонтных работ конструкции спорного объекта специализированной организацией ООО «Экспертцентр» было проведено обследование путепровода и подготовлен технический отчет от 19.10.2022 г. Согласно заключению технического отчета от 19.10.2022 г. ООО «Экспертцентр» для обеспечения безопасности движения необходимо выполнить ряд мероприятий. В соответствии с рекомендациями заключения технического отчета ЭЦ-17.2022-МОСТ МКУ г.о. Сызрань «СГХ» были выполнены следующие мероприятия, необходимые для обеспечения безопасности движения по путепроводу : ограничена скорость движения до 20 км/ч (установлены дорожные знаки 3.24); введен запрет движения грузового транспорта (установлены дорожные знаки 3.4); восстановлено перильное ограждение у оси 4 с правой стороны. Также, МКУ г.о. Сызрань «СГХ» был заключен и выполнен муниципальный контракт № 0142200001323011186 от 05.06.2023 г. с подрядной организацией ООО «Энергострой» (г. Тольятти) для выполнения работ по организации реверсивного движения транспортных средств по одной полосе.
Представитель ответчика Комитет по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань и третьего лица МКУ г.о. Сызрань «Сызраньстройзаказчик» по доверенностям Мишунина И.Н. в судебном заседании с требованиями не согласилась и пояснила, что МКУ «Сызраньстройзаказчик» проводил мероприятия по исполнению проекта. Они не завершены аукционом. Сейчас решается вопрос о выделении дополнительных денежных средств. Проведение проекта нецелесообразно, требования меняются, каждые 3 года подлежат корректировке.
Определением Сызранского городского суда от 02.08.2023 г. к участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МКУ г.о. Сызрань «СГХ» и МКУ г.о. Сызрань «Сызраньстройзаказчик».
Представитель третьего лица МКУ г.о. Сызрань «СГХ» по доверенности Репникова Ю.Ю. в судебном заседании против заявленных требований возражала и пояснила, что мост должен быть отремонтирован, однако решение должно быть исполнимо. Пристав, не являясь специалистом, не сможет окончить исполнительное производство.
Определением Сызранского городского суда от 13.11.2023 г. к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МКУ г.о. Сызрань «Благоустройство».
Представитель третьего лица МКУ г.о. Сызрань «Благоустройство» по доверенности Антилова И.В. в судебном заседании против заявленных требований возражала и пояснила, что в материалах дела отсутствует документ, который определил бы объем и вид работ. Должен быть проект, который определит вид и объем работ.
Представитель третьего лица Куйбышевская железная дорога филиал ОАО «РЖД» по доверенности Садомский В.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя ОАО «РЖД».
В представленном письменном отзыве полагал заявленные требования обоснованными, поскольку ненадлежащее содержание путепровода на 966 км ПК 10 перегона ст. Сызрань-1 - ст. Октябрьск создает реальную угрозу безопасной работы железнодорожного транспорта, влечет за собой риски причинения имущественного вреда ОАО «РЖД», 100% акций которого принадлежит Российской Федерации, а также создает угрозу жизни и здоровья граждан. ОАО «РЖД» полагает, что основным критерием при эксплуатации данного объекта является обеспечение безопасности перевозочного процесса, в первую очередь с точки зрения соответствия технических условий и требований стандартов, установленных применительно к данному объекту.
Суд, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 п. 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник справе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности.
Согласно п.п. 1, 6, 11 ст. 13 вышеназванного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе отнесены : осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Статьей 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п.п. 5, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; участие в организации деятельности.
Полномочия по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопас-ности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу ст. 12 названного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Частью 1 ст. 10 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлено, что проектирование, строительство, реконструкция, включая электрификацию, и содержание железнодорожных путей общего пользования и расположенных на них сооружений, в том числе мостов, тоннелей, железнодорожных переездов, формирование и поддержка мобилизованного потенциала отрасли, системы гражданской обороны, приобретение железнодорожного подвижного состава для перевозок пассажиров в поездах дальнего следования, вагонов специального назначения осуществляются за счет собственных средств владельцев инфраструктур, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов капитальных вложений и средств, предусмотренных на эти цели в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иных не запрещенных законом источников.
Судом установлено, что постановлением Администрации г.о. Сызрань от 15.05.2008 г. № 1016 мосты и путепроводы включены в состав имущества муниципальной казны г.о. Сызрань. В приложении к данному постановлению указан в том числе - путепровод через ж/д пути в створе ул. Декабристов - ул. Магистральная категории 1, 1953 года постройки, длиной 51,80 м, шириной 8,8 м. Указанные обстоятельства также подтверждены сообщением Администрации г.о. Сызрань № 01-20/5762 от 23.12.2021 г.
Также установлено, что Сызранской транспортной прокуратурой по поручению Приволжской транспортной прокуратуры в связи с поступившим обращением Кондрашина Д.С. была проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте при содержании объектов инфраструктуры, в т.ч. по вопросу ненадлежащего состояния автомобильного путепровода.
По результатам проверки установлено, что на участке : мостовое сооружение, расположенное в створе улиц Декабристов и ул. Магистральная г.о. Сызрань выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда : просадка укрепления конусов, выпучивание плит мощения конусов; сколы бетона опор с оголением арматуры; разрушение защитного слоя бетона плит проезжей части с оголением арматуры; разрушение защитного слоя бетона опор с оголением арматуры; разрушение плит проезжей части путепровода; оголение закладных деталей перильного ограждения; недостаточность сечения водопропускной трубы в теле насыпи под автодорогой у путепровода. Кроме того, установлено, что на проезжей части мостового сооружения допущено наличие дефектов покрытия проезжей части в виде выбоин, проломов, просадок и иных повреждений, размеры которых превышают предельно допустимые ГОСТ значения.
Наличие указанных дефектов подтверждено актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) железнодорожного переезда от 04.03.2022 г. и соответствующими фотоматериалами, что является нарушением требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
09.03.2022 г. в адрес Главы администрации г.о. Сызрань и.о. Сызранского транспортного прокурора Белоусовой И.В. было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием безотлагательно рассмотреть представление с участием Сызранского транспортного прокурора, предварительно сообщив за 5 суток о дне его рассмотрения; незамедлительно провести специальный осмотр путепровода через железнодорожные пути в створе ул. Декабристов - ул. Магистральная г.о. Сызрань на 966 км ПК 10 с целью определения технического состояния сооружения, состояния основных строительных конструкций; в установленный законом месячный срок принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение своих должностных функциональных обязанностей должностных лиц Администрации г.о. Сызрань, структурных подразделений Администрации г.о. Сызрань, виновных в допущенных нарушениях; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Сызранскую транспортную прокуратуру в установленный законом срок.
По информации Администрации г.о. Сызрань № 01-158/1703 от 13.04.2022 г. выявленные прокуратурой в ходе проверки нарушения проанализированы и доведены до сведения заинтересованных должностных лиц. По вопросам, изложенным в представлении, проведено совещание с участием старшего помощника Сызранского транспортного прокурора Лопушенко А.П., должностных лиц Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань, Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань, должностным лицам строго указано на необходимость устранения выявленных нарушений и недопущение их в дальнейшем. Для рассмотрения вопроса о проведении ремонтных работ конструкции автомобильного путепровода на 966 км ПК 10 перегона ст. Сызрань-1 – ст. Октябрьск (г. Сызрань, с ул. Декабристов на ул. Магистральная) необходимо техническое заключение специализированной организации о состоянии основных строительных конструкций в целях определения категории технического состояния путепровода (в т ом числе о его влиянии на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта). Ориентировочная стоимость работ - 400000 руб. Вопрос финансирования указанного мероприятия будет рассмотрен 15.04.2022 г. на очередном заседании постоянно действующей согласительной комиссии по доработке проекта бюджета г.о. Сызрань на очередной финансовый год и плановый период и проектов решений Думы о внесении в него изменений и дополнений.
14.02.2023 г. Сызранским транспортным прокурором Белоусовой И.В. на имя Главы Администрации г.о. Сызрань Лукиенко А.Е. направлен запрос о предоставлении в срок не позднее 17.02.2023 г. информации : заключен ли договор на выполнение работ по разработке технического заключения о состоянии основных строительных конструкций автомобильного путепровода на 966 км ПК 10 перегона ст. Сызрань-1 - ст. Октябрьск (с приложением копий подтверждающих документов); проведено ли обследование (с приложением копий подтверждающих документов); получено ли заключение о состоянии основных строительных конструкций автомобильного путепровода (с приложением копий подтверждающих документов); какие меры в настоящее время принимаются со стороны Администрации г.о. Сызрань по устранению нарушений, выявленных прокуратурой в 2022 г., а также меры, направленные на проведение ремонтных работ.
Судом установлено, что между муниципальным казенным учреждением городского округа Сызрань «Служба городского хозяйства» и ООО «Экспертцентр» был заключен муниципальный контракт № 0142200001322020291 от 26.09.2022 г. на выполнение и разработку технического заключения о состоянии основных строительных конструкций автомобильного путепровода на 966 км ПК 10 перегона ст. Сызрань-1 - ст. Октябрьск (с ул. Декабристов на ул. Магистральная). Стоимость всех работ, подлежащих выполнению подрядчиком по настоящему контракту определена по результатам электронного аукциона и составляет 400000 руб. Срок выполнения работ - не более 60 дней с даты заключения контракта.
В рамках исполнения муниципального контракта № 0142200001322020291 от 26.09.2022 г. специализированной организацией ООО «Экспертцентр» на основании проведенного предпроектного обследования составлен технический отчет ЭЦ-17.2022-МОСТ с заключением о состоянии основных строительных конструкций автомобильного путепровода на 966 км ПК 10 перегона ст. Сызрань-1 - ст. Октябрьск (с ул. Декабристов на ул. Магистральная), которым установлено, что техническое состояние МС по долговечности признано непригодным для нормальной эксплуатации и оценено в 1 балл; техническое состояние МС по безопасности признано непригодным для нормальной эксплуатации и оценено в 1 балл; транспортно-эксплуатационное состояние МС соответствует категории В (неудовлетворительно) - не обеспечена плавность движения и не обеспечены скорости, установленные экономическими соображениями; габарит проезжей части МС не обеспечивает условия безопасного пропуска транспортного потока с расчетной скоростью; техническое состояние МС по грузоподъемности признано непригодным для нормальной эксплуатации и оценено в 1 балл, грузоподъемность путепровода с учетом фактического состояния несущих конструкций составляет : для автомобиля в потоке - 12т с давлением на ось 4,5т; для колесной в одиночном порядке - 31,0т с давлением на ось 7,8т; категория технического состояния мостового сооружения в соответствии с ОДМ 218.3.014-2011 - 1 балл, непригодное для нормальной эксплуатации, неработоспособное.
В процессе проведения обследования выявлены критические дефекты категорий Б4, Д4, Г4 (ГОСТ Р 59618-2021). Для обеспечения безопасности движения необходимо срочно выполнить следующие мероприятия : организовать реверсивное движение транспортных средств по одной полосе (по центру проезжей части); ограничить скорость движения до 20 км/ч (установить знак 3.24-«20»); установить перильное ограждение у оси 4 с правой стороны моста; ограничить общую массу транспортного средства до 12т (установить знак 3.11-«12»); ограничить массу, приходящуюся на ось транспортного средства до 4,5т (установить знак 3.12-«4.5»); до реконструкции (перестройки сооружения) выполнять периодический (1 раз в месяц) контроль за состоянием конструкций. В случае развития дефектов незамедлительно закрыть движение.
Для приведения всех параметров сооружения (габарита проезжей части, подмостового габарита, грузоподъемности и др.) в соответствие требованиям действующих норм необходимо выполнить перестройку МС с реконструкцией участка дороги, на котором оно располагается.
В соответствии с актами обследования мостового сооружения от 18.01.2023 г., 21.02.2023 г., 16.03.2023 г., 13.04.2023 г., 22.06.2023 г. 17.07.2023 г., 14.08.2023 г., 18.09.2023 г., 09.10.2023 г. составленными в результате обследования автомобильного путепровода на 966 км ПК 10 перегона ст. Сызрань-1 – ст. Октябрьск (с ул. Декабристов на ул. Магистральная) развитие дефектов, выявленных при обследовании моста ООО «Экспертцентр» при визуальном осмотре не выявлено.
В то же время согласно акта проверки состояния путепроводов, пересекающих железнодорожные пути ОАО «РЖД» от 19.05.2023 г. – автодорожный путепровод 966 км 10 ст. Сызрань-1 (на балансе МКУ (СГХ) г.о. Сызрань) при натурном осмотре выявлены следующие неисправности : просадка укрепления конусов, разрушение защитного слоя бетона по низу пролетных строений с оголением арматуры, разрушение защитного слоя бетона промежуточных опор с оголением арматуры, разрушение тротуарных плит с оголением арматуры, оголение закладных деталей перильного ограждения, барьерное ограждение не соответствует норме - 0,66 мм.
Сводной сметой на проектные работы и инженерные изыскания на реконструкцию автомобильного путепровода 966 км МК 10 перегона ст. Сызрань-1 - ст. Октябрьск (ул. Декабристов на ул. Магистральная) в г.о. Сызрань Самарской области предусмотрена сумма расходов в размере 6901821 руб.
По информации Администрации г.о. Сызрань от 17.02.2023 г. для обеспечения безопасности движения по автомобильному путепроводу на 966 км ПК 10 перегона ст. Сызрань-1 - ст. Октябрьск (с ул. Декабристов на ул. Магистральная) в соответствии с рекомендациями, указанными в техническом заключении ООО «Экспертцентр» муниципальным казенным учреждением городского округа Сызрань «Служба городского хозяйства» были выполнены следующие мероприятия : ограничена скорость движения до 20 км/ч (установлены дорожные знаки 3.24); введен запрет движения грузового транспорта (установлены дорожные знаки 3.4); восстановлено перильное ограждение у оси 4 с правой стороны.
По сведениям Администрации г.о. Сызрань от 28.04.2023 г. в настоящее время бюджетом городского округа Сызрань не предусмотрены средства на финансирование проектно-изыскательских работ по реконструкции автомобильного путепровода, расположенного в створе ул. Декабристов и ул. Магистральная». Вопрос выделения средств будет рассматриваться в ходе исполнения бюджета на 2023г. и плановый период 2024-2025 г.г.
Судом также установлено, что 05.06.2023 г. МКУ г.о. Сызрань «СГХ» заключило с ООО «Энергострой» муниципальный контракт № 0142200001323011186, по условиям которого подрядчик обязуется по поручению заказчика выполнить и сдать результат выполненных работ по организации реверсивного движения транспортных средств по автомобильному путепроводу на 966 км Пк 10 перегона ст. Сызрань-1 - ст. Октябрьск (с ул. Декабристов на ул. Магистральная), а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их на условиях контракта.
Согласно акта выполненных работ от 14.07.2023 г. проведен ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения г.о. Сызрань по ул. Декабристов, ул. Маршала Жукова, ул. Магистральная, пер. 5-й Монтерский. Указанные обстоятельства также подтверждены фотоматериалами.
Согласно акта выполненных работ от 19.07.2023 г. по автомобильному путепроводу на 966 км ПК 10 перегона ст. Сызрань-1 - ст. Октябрьск (с ул. Декабристов на ул. Магистральная) организовано реверсивное движение транспортных средств. Сметная (договорная) стоимость в соответствии с договором подряда (субподряда) составляет 720716,81 руб., что также подтверждено справкой о стоимости выполненных работ и затрат.
Постановлением Администрации г.о. Сызрань от 05.10.2023 г. № 3491 в муниципальную программу г.о. Сызрань «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения на 2020-2030 годы» внесены изменения. Общий объем финансирования муниципальной программы составляет 1810972,9 тыс. руб. Перечнем мероприятий муниципальной программы предусмотрена реконструкция путепровода на 966 км ПК 10 перегона ст. Сызрань-1 - ст. Октябрьск (с ул. Декабристов на ул. Магистральная) в 2023-2026 г.г.
В соответствии с выпиской из решения Думы г.о. Сызрань от 09.11.2023 г. № 17 «О внесении изменений в решение Думы г.о. Сызрань на 2023 финансовый год и плановый период 2024-2025 годов» от 22.12.2022 г. № 88 на муниципальную программу г.о. Сызрань «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения» на 2020-2030 г.г. выделено 522587,6 тыс. руб.
Исходя из приведенных положений законодательства, суд считает, что ответственным за содержание и ремонт путепровода на 966 км ПК 10 перегона ст. Сызрань-1 - ст. Октябрьск (с ул. Декабристов на ул. Магистральная) в соответствии с правилами, стандартами, техническими нормами и другими нормативными документами, относящимися к обеспечению безопасности дорожного движения, является Администрация г.о. Сызрань.
В связи с изложенными обстоятельствами суд считает необходимым исключить из числа ответчиков Комитет по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань и Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань, поскольку Положением о Комитете по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань от 16.05.2017 г. Комитет является органом Администрации г.о. Сызрань с правами юридического лица, созданного в форме муниципального казенного учреждения, осуществляющим исполнение полномочий органов местного самоуправления в сфере капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также в области архитектуры и градостроительства. Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань в свою очередь согласно Положению о Комитете жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань от 03.05.2018 г. является органом Администрации г.о. Сызрань, созданным для исполнения организационно-управленческих функций и оказания муниципальных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории г.о. Сызрань.
Являясь собственником муниципального имущества, Администрация г.о. Сызрань обязана нести бремя его содержания.
В тоже время согласно технического отчета ЭЦ-17.2022-МОСТ, составленного ООО «Экспертцентр» к муниципальному контракту № 0142200001322020291 от 26.09.2022 г., мостовое сооружение эксплуатируется уже более 70 лет. Сведения о ремонтах (реконструкции) путепровода отсутствуют. Материалы основных несущих конструкций (классы бетона опор, пролетных строений) не соответствуют требованиям действующих норм (СП 35.13330.2011). Габарит проезда и приближения для пересекаемой ж/д не соответствуют требованиям действующих норм (СП 35.13330.2011, ГОСТ 9238-2013) и не обеспечивают безопасное движение транспорта с расчетной скоростью.
Непринятие Администрацией городского округа Сызрань должных мер по восстановительному ремонту мостового сооружения, находящегося в аварийном состоянии, а также непринятие дополнительных мер по безопасности железнодорожного движения, создает реальную угрозу безопасности железнодорожного и автомобильного движения на этом участке пути, влечет за собой недопустимый риск для жизни и здоровья неопределенного круга пассажиров, транспорта и пешеходов.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ доказательств тому, что указанные истцом нарушения устранены, ответчиком суду представлено не было.
Доводы представителя ответчика о невозможности устранения выявленных нарушений, влияющих на безопасность движения железнодорожного и автомобильного транспорта, на вышеуказанном мостовом сооружении, без соответствующего проекта, суд считает несостоятельными.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что несоблюдение Администрацией г.о. Сызрань требований законодательства при содержании объекта - путепровода на 966 км ПК 10 перегона ст. Сызрань-1 - ст. Октябрьск (с ул. Декабристов на ул. Магистральная) создает угрозу безопасности жизни и здоровья людей, а также безопасности движения железнодорожного и автомобильного транспорта.
При таких обстоятельствах, суд считает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме, а также полагает необходимым в соответствии со ст. 204 ГПК РФ установить срок для исполнения принятого решения в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию г.о. Сызрань (ОГРН 1026303059628, ИНН 6325017706) в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу привести путепровод через железнодорожные пути общего пользования на 966 км ПК 10 перегона ст. Сызрань - 1 - ст. Октябрьск (г. Сызрань, с ул. Декабристов на ул. Магистральная) в соответствии с требованиями федерального законодательства, устранить нарушения, влияющие на безопасность движения железнодорожного и автомобильного транспорта :
мостовое полотно : непригодное для нормальной эксплуатации состояние. Габарит проезжей части не соответствует требованиям действующих норм (габарит проезда меньше нормативной ширины проезжей части);
гидроизоляция : следы замачивания, выщелачивание, протечки на нижней поверхности пролетных строений;
деформационные швы : протечки через конструкции шва вследствие расстройства заполнения деформационного зазора;
ограждение безопасности на мосту : расстройство конструкции ограждения, деградационное разрушение парапета ограждения безопасности, интенсивная коррозия арматуры и закладных деталей узлов крепления стоек;
ширина прохожей части : локальное разрушение покрытия прохожей части; загрязнение поверхности движения; препятствие, затрудняющее проход по конструкции: ограждение безопасности в габарите прохожей части; деградационное повреждение защитного слоя бетона тротуарных плит с обнажением зерен крупного заполнителя, выщелачивание;
перильное ограждение : расстройство конструкции перильного ограждения, коррозионное повреждение узлов крепления стоек, разрушение отдельных узлов, деформация секций;
система водоотведения на путепроводе : не обеспечивает организованный водоотвод в соответствии с требованиями СП 35.13330.201 1, результирующие уклоны не достаточны, сброс воды не организован;
пролётные строения : разрушение бетона пролетных строений (смятие) в узлах опирания конструкций; интенсивная коррозия стержней оголенной арматуры; деградационное разрушение, расслоение бетона консолей ПС. Интенсивная коррозия рабочей арматуры до 50% сечения стержней; деградационное разрушение бетона плиты ПЧ. Интенсивная коррозия рабочей арматуры, разрывы отдельных стержней; участки недостаточного защитного слоя бетона. Коррозия оголенных стержней арматуры; бетон низкой прочности (не менее 10 МПа); замачивание, выщелачивание, следы сквозной фильтрации в зоне арматуры стержневой на нижней поверхности ПС; загрязнение конструкций;
опорные части : износ опорных частей; опорные части залиты битумом и не обеспечивают диапазон возможных перемещений опираемой конструкции.
опоры путепровода : бетон низкой прочности (менее 10 МПа); скалывающие трещины шириной раскрытия до 4мм по бетону опор в зоне восприятия усилий от опираемой конструкции; деградационное разрушение (расслоение) бетона опоры 2.2 на глубину до 120мм с оголением арматуры каркаса; коррозия оголенных стержней до 47% сечения; расслоение защитного слоя бетона диафрагм и столбов опор в результате коррозии арматуры; сколы, разрушение бетона сливных призм подферменных площадок;
подходы к путепроводу : на подходе 1 - пустоты в грунтовом массиве в зоне опирания переходной плиты на насыпь, а на подходе 2 - отсутствие тротуарных переходных плит, осадка насыпи перед тротуаром (справа);
покрытие на подходах : разнонаправленные трещины, отдельные выбоины в покрытии по полосам движения глубиной 3-5 см;
отсутствие система организованного водоотведения на подходах к путепроводу;
конуса : разрушение ковра мощения; прорастание кустарника, травы через укрепление конуса 1; расстройство конструкции упора мощения конуса 1: поперечные трещины, деградационное разрушение бетона; отсутствует укрепление конуса 2;
подпорная стенка на подходе 2 : расслаивающая коррозия шпунта подпорной стенки;
отсутствие откосных лестничных сходов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья : Бабкин С.В.
Мотивированное решение изготовлено 05 апреля 2024 года.
Судья : Бабкин С.В.