УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Лысковский районный суд Нижегородской области в составе
председательствующего судьи Пескова В.В.,
при секретаре судебного заседания Сильновой А.Ф.,
с участием представителя истца ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Лысковском, Воротынском, Княгининском, Краснооктябрьском, Пильнинском, Спасском, Сергачском, Сеченовском районах, Алексеевой Н.А., на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области, Христосова Ю.А. на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Лысковском, Воротынском, Княгининском, Краснооктябрьском, Пильнинском, Спасском, Сергачском, Сеченовском районах к администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области, МУП «ЖКХ Лысковского района» о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Лысковском, Воротынском, Княгининском, Краснооктябрьском, Пильнинском, Спасском, Сергачском, Сеченовском районах обратился в Лысковский районный суд Нижегородской области с вышеуказанным иском, указав в обосновании заявленных требований, что Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Лысковском, Воротынском, Княгининском, Краснооктябрьском, Пильнинском, Спасском, Сергачском, Сеченовском районах проведен анализ состояния систем водоотведения населенных пунктов Лысковского района, по результатам которого установлено, что сточные воды из централизованных систем водоотведения населенных пунктов поселка Нива, села Никольское, села Чернуха не подвергаются очистке, в том числе дезинфекции и дезинвазии, в виду отсутствия канализационных очистных сооружений в вышеуказанных населенных пунктах, что также подтверждается информацией, предоставленной МУП «ЖКХ Лысковского района».
Постановлением администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № МУП «ЖКХ Лысковского района» определена гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение и эксплуатирующей водопроводные и (или) канализационные сети, с зоной деятельности - территория сельских населенных пунктов Лысковского района Нижегородской области.
Согласно договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ за МУП «ЖКХ Лысковского района» закреплены канализационные сети поселке Нива, селе Никольское, селе Чернуха. Очистные сооружения на сетях централизованного водоотведения села Никольское, села Чернуха в комплекс переданного МУП «ЖКХ Лысковского района» имущества не входят. Согласно информации МУП «ЖКХ Лысковского района» и администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области очистные сооружения в поселке Нива отсутствуют.
Добиться нужной очистки, обеззараживания и дезинвазии сточных вод без использования очистных сооружений невозможно. Таким образом, отсутствие очистки, дезинфекции и дезинвазии сточных вод централизованной системы водоотведения не является следствием каких-либо нарушений технологического процесса, допущенного в ходе эксплуатации системы водоотведения со стороны МУП «ЖКХ Лысковского района», а является следствием отсутствия самой инфраструктуры, необходимой в силу санитарно-эпидемиологических норм для обеспечения надлежащей очистки, обеззараживания и дезинвазии сточных вод.
Неочищенные канализационные стоки - это смесь из воды, разлагающейся органики и бытовой химии. Она содержит множество опасных для людей соединений. Последствия сброса канализации на грунт: сильный запах, заражение грунта или водоёма болезнетворными бактериями и паразитами, накопление в воде и почве ПАВ, фосфатов, фенола и хлора, способных вызывать аллергические реакции и провоцировать серьезные заболевания, в том числе онкологические. Загрязнение почвы, а также подземных вод, патогенными микроорганизмами и паразитами так же может способствовать возникновению и распространению инфекционных и паразитарных заболеваний. Болезнетворные микроорганизмы и вредные химические компоненты попадают в воздух вместе с испарениями, так что даже проживание в нескольких метрах от такого места оказывает негативное воздействие на здоровье людей.
Таким образом, администрацией Лысковского муниципального округа Нижегородской области не обеспечены условия для очистки сточных вод централизованного водоотведения поселка Нива, села Никольское, села Чернуха, а МУП «ЖКХ Лысковского района» не исполнена обязанность по очистке сточных (включая их дезинфекцию и дезинвацию) перед их выпуском.
На основании вышеизложенного, просит суд обязать администрацию Лысковского муниципального округа Нижегородской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать водоотведение в поселке Нива, селе Никольское, селе Чернуха с обеспечением условий для очистки сточных вод (включая их дезинфекцию и дезинвазию); обязать МУП «ЖКХ Лысковского района» в течение одного месяца с момента организации водоотведения в поселке Нива, селе Никольское, селе Чернуха с обеспечением условий для очистки сточных вод (включая их дезинфекцию и дезинвазию) обеспечить нормативную очистку сточных вод, включающую в себя дезинфекцию и дезинвазию.
В судебном заседании представитель истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Лысковском, Воротынском, Княгининском, Краснооктябрьском, Пильнинском, Спасском, Сергачском, Сеченовском районах исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области, ФИО1 в судебном заседании, заявленные исковые требования не признал.
Представитель ответчика МУП «ЖКХ Лысковского района» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом мнения представителя истца, представителя ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с ч. 1 ст. 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение
санитарно-эпидемиологического благополучия населения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной
части осуществляемой ими деятельности (абзац четвертый пункта 1 статьи 2).
К санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относятся организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (абзац четырнадцатый статьи 1 названного федерального закона).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения орган местного самоуправления наделен полномочиями в границах городского округа по организации водоснабжения и водоотведения.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Под водоотведением, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (п. 2). Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (п. 28). Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (п. 9).
Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод (п. 23).
Гарантирующей организацией является организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
В силу положений ч. 1, 5 ст. 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие водоотведение, обязаны обеспечивать водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с п. 3381 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, профилактические мероприятия по обеспечению охраны окружающей среды от контаминации возбудителями паразитарных болезней организуют и осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица на принадлежащей им территории.
Пунктом 3382 СанПиН 3.3686-21 установлено, что профилактические, в том числе дезинвазионные мероприятия с использованием инструментального контроля технологических параметров обеззараживания, проводят на очистных сооружениях хозяйственно-бытовых, производственных, смешанных стоков непрерывно, вне зависимости от результатов санитарно-паразитологического контроля (планового, мониторингового, производственного). Санитарно-паразитологические исследования на этих объектах осуществляют с целью контроля эффективности дезинвазии (приложение 36 к Санитарным правилам).
В соответствии с п. 3384 СанПиН 3.3686-21 в целях недопущения попадания материала, способного содержать жизнеспособных возбудителей паразитарных болезней, на объекты окружающей среды, потенциально являющиеся факторами передачи паразитозов, в том числе почву населенных мест, рекреационные зоны, зоны повышенной посещаемости населением, организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей; питьевую воду; воду поверхностных водоемов, прибрежных вод морей; сбрасываемые сточные воды и осадки сточных вод (перед использованием их полезных свойств, в том числе для удобрения путем внесения в почву, производства продукции, использования в качестве компонентов технических грунтов или биотоплива, реализуемого третьим лицам, направляемых на полив, либо используемых в качестве технической воды) выполняются мероприятия по профилактике загрязнения жизнеспособными яйцами и личинками гельминтов, цистами (ооцистами) кишечных патогенных простейших, которые включают: обеззараживание (дегельминтизацию и дезинвазию); водоотведение населенных пунктов; применение любых разрешенных доступных технологий на функционирующих объектах, а также при их реконструкции и строительстве новых (сооружений по очистке и обеззараживанию хозяйственно-бытовых, промышленных и смешанных стоков; локальных очистных сооружений канализации, не имеющих водоотведения в общесплавную канализацию; локальных очистных сооружений для ливневых, талых и паводковых вод).
Судом установлено, что ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Лысковском, Воротынском, Княгининском, Краснооктябрьском, Пильнинском, Спасском, Сергачском, Сеченовском районах проведен анализ состояния систем водоотведения населенных пунктов Лысковского района, по результатам которого установлено, что сточные воды из централизованных систем водоотведения населенных пунктов поселка Нива, села Никольское, села Чернуха не подвергаются очистке, в том числе дезинфекции и дезинвазии, в виду отсутствия канализационных очистных сооружений в вышеуказанных населенных пунктах, что также подтверждается информацией, предоставленной МУП «ЖКХ Лысковского района» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ за МУП «ЖКХ Лысковского района» закреплены канализационные сети поселка Нива, села Никольское, села Чернуха. Очистные сооружения на сетях централизованного водоотведения села Никольское, села Чернуха в комплекс переданного МУП «ЖКХ Лысковского района» имущества не входят.
Согласно информации, представленной администрацией Лысковского муниципального округа Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № Исх-№ очистные сооружения в поселке Нива отсутствуют.
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ в отношении МУП «ЖКХ Лысковского района», одним из дополнительных видов деятельности соответствующей организации является сбор и обработка сточных вод.
Постановлением администрации Лысковского муниципального округа Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № МУП «ЖКХ <адрес>» определена гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение и эксплуатирующей водопроводные и (или) канализационные сети, с зоной деятельности - территория сельских населенных пунктов Лысковского района Нижегородской области.
Проанализировав представленные доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт выпуска сточных вод из системы централизованного водоотведения населенных пунктов поселка Нива, села Никольское, села Чернуха на грунт в отсутствие их очистки, обезвреживания и дезинвазии, вместе с тем, конкретные действенные меры, направленные на устранение выявленных нарушений, ответчиками не приняты.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления относится согласование инвестиционных программ.
Какие-либо доказательства, подтверждающие исполнение настоящего полномочия, призванного обеспечить условия для очистки сточных вод, включая их дезинфекцию и дезинвазию, сбрасываемых в водные объекты и на почву, администрацией Лысковского муниципального округа Нижегородской области не представлены.
Суд полагает, что бездействие обоих ответчиков, выражающееся в непринятии мер по должной организации и обеспечению условий для очистки сточных вод, включая их дезинфекцию и дезинвазию, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Кроме того, поскольку сточные воды не подвергаются должной надлежащей очистке, складывается неблагополучная санитарно-эпидемиологическая обстановка, угрожающая санитарно-эпидемиологическому и экологическому благополучию жителей населенных пунктов поселка Нива, села Никольское, села Чернуха Лысковского района Нижегородской области, отсутствие надлежащей очистки сбрасываемых сточных вод создает предпосылки для загрязнения и истощения водных объектов, почвы, причинения вреда водным биологическим ресурсам, способствует возникновению и распространению инфекционных и паразитарных заболеваний, приводит к иным экологическим неблагоприятным последствиям.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком МУП «ЖКХ Лысковского района» не обеспечивается нормативная очистка сточных вод, а администрацией Лысковского муниципального округа Нижегородской области, как органом местного самоуправления, в рамках предоставленных полномочий, не выполняются необходимые мероприятия, направленные на организацию водоотведения в населенных пунктах поселке Нива, селе Никольское, селе Чернуха Лысковского района нижегородской области с обеспечением условий для очистки сточных вод, включая их дезинфекцию и дезинвазию, в связи с чем, исковые требования являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Устанавливая срок совершения ответчиками действий по обеспечению условий для очистки сточных вод, включая их дезинфекцию и дезинвазию, суд учитывает правовое положение ответчиков, принимает во внимание значимость
заявленных истцом исковых требований, руководствуется общеправовыми принципами разумности и справедливости.
С учетом изложенного, обстоятельств настоящего дела, суд полагает, что достаточным сроком исполнения решения будет срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в Лысковском, Воротынском, Княгининском, Краснооктябрьском, Пильнинском, Спасском, Сергачском, Сеченовском районах, удовлетворить.
Обязать администрацию Лысковского муниципального округа Нижегородской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать водоотведение в поселке Нива, селе Никольское, селе Чернуха Лысковского района Нижегородской области с обеспечением условий для очистки сточных вод (включая их дезинфекцию и дезинвазию).
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Лысковского района» в течение 1 месяца с момента организации водоотведения в поселке Нива, селе Никольское, селе Чернуха Лысковского района Нижегородской области с обеспечением условий для очистки сточных вод (включая их дезинфекцию и дезинвазию) обеспечить нормативную очистку сточных вод, включающую в себя дезинфекцию и дезинвазию.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Лысковский районный суд Нижегородской области.
Судья: В.В. Песков