Гр. дело №
УИД: 05RS0№-58
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 09 июня 2021 г.
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Ахмедханова М.М.,
с участием представителя истца – Абдулгалимовой У.М. адвоката Абдуллаевой М.З.
представителей ответчика – администрации ГО «<адрес>» по доверенности Гаджикурбанова А.Г., Магомедовой С.М.
при секретаре судебного заседания Багомедовой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Абдулгалимовой Умуризы Магомедовны к Администрации городского округа «<адрес>», к третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерству образования и науки РД, Министерству финансов РД об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого фонда по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», признании незаконным и необоснованным Уведомления № от 01.03.2021г.
установил:
Абдулгаллимова У.М. обратилась в Избербашский городской суд Республики Дагестан с указанным иском, в обоснование которого указала, что она родилась 05.01.1999г. в <адрес>а Республики Дагестан.
04.08.2008г. постановлением администрации ГО «<адрес>» №, на основании заявления ее тети – ФИО3, над ней была учреждена опека, в связи с тем, что ее мать – ФИО1 является инвали<адрес> группы, ограничение к трудовой деятельности 3 степени (что подтверждается справкой серии МСЭ-2006 № от 26.06.2006г.), а отец – ФИО2, был лишен родительских прав в отношении нее (решением Избербашского городского суда от 10.07.2008г.), и ее опекуном была назначена тетя (сестра матери) ФИО3.
12.09.2008г. постановлением администрации ГО «<адрес>» № «О жилищном вопросе», Абдулгалимова У.М., была принята на учет для улучшения жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилья, и по сей день состоит на указанном учете.
В прошлом году она обратилась в администрацию ГО «<адрес>» с письменным заявлением на имя главы ГО «<адрес>» о предоставлении ей жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей и состоящему в очереди на получение жилья с 2008г.
Ответ на указанное заявление ею получен не был, но в декабре месяце 2020г., ей позвонили из администрации и, на устном приеме, специалисты отдела опеки и попечительства пояснили, что для получения жилья, ей, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей и состоящему на учете, необходимо подтвердить указанный статус.
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Семейного кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 СК РФ), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
В соответствии с пунктом 7 статьи 145 Семейного кодекса РФ при устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно. Указанная норма применима по аналогии и в случае назначения опекуна или попечителя на безвозмездной основе (пункт 1 статьи 16 Закона "Об опеке и попечительстве").
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.04.2008г. №48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее – Закона) основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством.
В соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1 статьи 8 Закона к полномочиям органов опеки и попечительства относятся выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, установление опеки или попечительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Закона опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.
Как было указано выше, опека над ней была учреждена на основании постановления администрации ГО «<адрес>» № от 04.08.2008г. «Об учреждении опеки над Абдулгалимовой Умуризой Магомедовной, 05.01.1999г.р.»
Указанное постановление органа местного самоуправления, принятое в соответствии с его полномочиями, никем оспорено не было, не отменено в настоящее время и, следовательно, является документом, подтверждающим ее статус как ребенка, оставшегося без попечения родителей.
При наличии названного постановления, считает незаконными и безосновательными требования о подтверждении статуса, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, так как с момента вынесения постановления и постановки ее на учет для получения жилья – с 2008г., возражения в части постановки ее на учет, также как и в части подтверждения статуса, администрацией <адрес> не заявлялись.
То есть по истечении четырех лет (с момента достижения ее совершеннолетия и наступления обязанности предоставления ей жилья), администрация города, намеренно, субъективно затягивая принятие решение о предоставлении жилого помещения, которое полагается ей, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, в силу требований федерального законодательства, ставит под сомнение наличие у нее правовых оснований для получения предусмотренных законом дополнительных гарантий по социальной поддержке.
Указанные обстоятельства послужили основанием для ее обращения в суд за защитой ее жилищных прав, так как в настоящее время она вынуждена проживать в очень стесненных условиях: в 4-х жилых комнатах проживает она с мамой (это ее отцовский дом, так как своего жилья у нее нет), тетя и дядя со своей семьей, в настоящее время она не трудоустроена, ее мать, в силу инвалидности, также не работает, соответственно, приобрести жилье самостоятельно у нее нет возможности.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
На территории Республики Дагестан вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 58 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Во исполнение этого закона Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 161 утвержден «Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан».
Согласно статье 1 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
Статьей 3 данного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право получать из республиканского бюджета Республики Дагестан финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий; дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № уполномоченный Правительством Республики Дагестан орган исполнительной власти Республики Дагестан в порядке, установленном законом Республики Дагестан, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом части 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с частью 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Несмотря на то, что Федеральный закон №15-ФЗ четко устанавливает необходимость формирования списка льготной категории граждан, однако это служит целям предварительно планирования числа нуждающихся и призвано обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для получения жилья, но не с целью формирования очередности по времени включения в список, создания задолженности по жилищному обеспечению и решению при этом проблемы конкуренции льготников.
Пунктом 8 статьи 8 Закона № предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам Республики Дагестан.
По смыслу перечисленных норм предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью органов местного самоуправления и должно осуществляться на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
С учетом приведенных положений закона, именно администрация ГО «<адрес>» наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.
С момента установления над ней опеки она, Абдулгалимова У.М., зарегистрирована и проживает на территории <адрес> Республики Дагестан по адресу: РД, <адрес>.
У нее отсутствует жилое помещение по месту жительства, что подтверждается всеми предоставленными ею в суд документами.
Реализовывать свое право на льготное обеспечение жильем в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ и п. 1 ст. 20 ГК РФ она должна по месту жительства в <адрес> Республики Дагестан. Указанный вывод полностью соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, где в частности указывается, что: единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Исходя из требований ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Статьей 3 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, имеют право использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления указанных государственных полномочий.
Кроме того, согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ14-2, Определении ВС РФ от 18.07.2017г. №-КГ17-4, Определении ВС РФ от 24.04.2018г. №-КГ18-8, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании изложенного, просит обязать администрацию городского округа «<адрес>» Республики Дагестан предоставить ей, Абдулгалимовой Умуризе Магомедовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>а Республики Дагестан благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого фонда по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
В дальнейшем, в ходе производства по указанному делу, Абдулгалимовой У.М. были уточнены заявленные ранее требования, с предъявлением к ответчику нового требования – о признании незаконным и необоснованным Уведомления № от 01.03.2021г., определением суда от 28.04.2021г. заявление Абдулгалимовой У.М. об увеличении исковых требований было принято к производству суда и по делу была проведена подготовка к судебному разбирательству.
Истец Абдулгалимова У.М., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, направив в адрес суда письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что направляет в суд для представления своих интересов своего представителя по доверенности Абдуллаеву М.З.
Представитель истца адвокат Абдуллаева М.З. (доверенность от 21.03.2021г., ордер № от 09.06.2021г.) в судебном заседании поддержала заявленные Абдулгалимовой У.М. исковые требования, просила удовлетворить их по изложенным в иске основаниям, пояснив, что статус истца Абдулгалимовой У.М., как ребенка, оставшегося без попечения родителей, не нуждается в дополнительном подтверждении, так как постановление администрации № от 04.08.2008г. «Об учреждении опеки над Абдулгалимовой У.М. 05.01.1999г.р.» является действующим, оно не отменено, его законность до сих пор никем не оспаривалась. Кроме того, будучи принятой на учет для улучшения жилищных условий, на основании постановления администрации № от 12.09.2008г. – также никем не оспоренного и не отмененного, Абдулгалимова У.М. имеет все предусмотренные законом основания для получения жилого помещения как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Оснований, для исключения ее из указанного списка не имелось до сих пор, и не имеется в настоящее время, так как оно возможно только в предусмотренных законом случаях (перечисленных в исковом заявлении) и производится на основании распорядительного акта администрации. В связи с чем, уведомление № от 01.03.2021г., в котором изложено требование о предоставлении до 01.06.2021г. документов (решения суда), подтверждающих статус Абдулгалимовой У.М. как ребенка, оставшегося без попечения родителей, является необоснованным и незаконным, так как при наличии законного, не отмененного и никем до сих пор не оспоренного постановления администрации об учреждении над ней опеки, подтвердить указанный статус еще и решением суда не представляется возможным.
Представитель ответчика – администрации ГО «<адрес>» по доверенности Гаджикурбанов А.Г. в судебном заседании исковые требования Абдулгалимовой У.М. и ее представителя не признал, просил отказать в их удовлетворении, пояснив при этом, что в соответствии с приказом Министерства образования и науки РД от 16.11.2020г. была проведена документарная проверка администрации ГО «<адрес>» в части реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в ходе которой были выявлены нарушения действующего законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, в связи с чем, в порядке устранения выявленных нарушений были направлены соответствующие уведомления названным категориям лиц. При этом, факт учреждения опеки над Абдулгалимовой У.М. администрацией не опровергается, более того, подтверждается материалами учетного (личного) дела. Наличие постановления администрации № от 12.09.2008г. «О жилищном вопросе», в соответствии с которым Абдулгалимова У.М. была поставлена на учет, также не опровергается, указанное постановление никем не отменено, является законным и действующим в настоящее время. С учетом имеющегося письма Министерства образования и науки РД и приложенного к нему Акта проверки деятельности администрации ГО «<адрес>» по реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель ответчика – администрации ГО «<адрес>» по доверенности – ведущий специалист управления образованием администрации ГО «<адрес>» по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству – Магомедова С.М., в судебном заседании исковые требования Абдулгалимовой У.М. и ее представителя не признала, просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что ФИО15 не относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, следовательно неправомерно была включена в списки на получение жилья, поэтому, в ее адрес было направлено уведомление о предоставлении подтверждения указанного статуса. Согласно письму Министерства образования и науки РД и приложенному к нему Акту проверки деятельности администрации ГО «<адрес>» по реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе проверки учетных дел граждан, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были выявлены нарушения, в связи с чем, указанные лица, подлежат исключению из списков, в том числе, и истец Абдулгалимова У.М. Полагая, что имеются все предусмотренные законом основания, для исключения Абдулгалимовой У.М. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, просит отказать в удовлетворении заявленных ею и ее представителем требований.
Третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство образования и науки РД, Министерство финансов РД, будучи надлежаще извещенными о месте и времени судебного заседания, в суд своих представителей не направили, об отложении дела на другой срок или рассмотрении дела в отсутствие своих представителей не просили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц, признав причины их неявки в судебное заседание неуважительными.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Суд, огласив исковое заявление, выслушав участвовавших в деле лиц, исследовав письменные доказательства, материалы гражданского дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
На территории Республики Дагестан вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 58 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Во исполнение этого закона Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 161 утвержден «Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан».
Согласно статье 1 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
Статьей 3 данного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право получать из республиканского бюджета Республики Дагестан финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий; дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № уполномоченный Правительством Республики Дагестан орган исполнительной власти Республики Дагестан в порядке, установленном законом Республики Дагестан, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом части 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с частью 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Согласно свидетельству о рождении серии II -БД № от 10.02.1999г., Абдулгалимова Умуриза Магомедовна родилась 05.01.1999г., ее отцом является ФИО5, матерью – ФИО1.
Из приложенной к иску копии постановления администрации ГО «<адрес>» № от 04.08.2008г. «Об учреждении опеки над Абдулгалимовой Умуризой Магомедовной, ДД.ММ.ГГГГ г.р.», усматривается, что на основании заявления ФИО3, над Абдулгалимовой У.М. была учреждена опека, в связи с тем, что ее мать – ФИО1 является инвали<адрес> группы (ограничение к трудовой деятельности 3 степени/справка серии МСЭ-2006 № от 26.06.2006г.), отец – ФИО5 решением Избербашского городского суда от 10.07.2008г. лишен родительских прав в отношении Абдулгалимовой У.М., опекуном над Абдулгалимовой У.М. назначена ФИО3.
Согласно копии справки серии МСЭ-2006 № от 26.06.2006г. ФИО1, 1970 г.р. установлена инвалидность 26.06.2006г., группа инвалидности – вторая, причина инвалидности – общее заболевание, инвалидность установлена бессрочно.
Согласно приложенной к иску копии решения Избербашского городского суда от 10.07.2008г. ФИО5 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: ФИО16, 18.10.1990г.р., ФИО17, 21.01.1993г.р., Абдулгалимовой У.М., 05.01.1999г.
Согласно справке № от 16.10.2020г., выданной специалистом МБУ «УЖКХ <адрес>» ФИО18, Абдулгалимова У.М. имеет следующий состав семьи: ФИО1 – мать.
Согласно выписке из домовой книги № от 16.10.2020г., в <адрес>, площадью 179.5 кв.м., домовладелец ФИО19, зарегистрированы 21 человек, в том числе и Абдулгалимова У.М.
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Семейного кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 настоящего Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 СК РФ), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 24.04.2008г. №48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее – Закона) основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством.
В соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1 статьи 8 Закона к полномочиям органов опеки и попечительства относятся выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, установление опеки или попечительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Закона опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.
В судебном заседании установлено, что на основании постановления администрации ГО «<адрес>» № от 04.08.2008г. «Об учреждении опеки над Абдулгалимовой Умуризой Магомедовной, ДД.ММ.ГГГГ г.р.», над истцом Абдулгалимовой У.М. была учреждена опека и опекуном назначена ФИО20, что подтверждается и материалами представленного представителем ответчика учетного (личного) дела.
Пунктом 4 Определения суда о подготовке дела к судебному разбирательству от 12.03.2021г., суд обязал ответчика – администрацию ГО «<адрес>» предоставить в суд личное (учетное) дело на Абдулгалимову У.М., из исследованных в судебном заседании материалов которого, усматривается, что специалистами по опеке и попечительству администрации ГО «<адрес>» ежегодно проводились обследования условий жизни несовершеннолетней Абдулгалимовой У.М., оставшейся без попечения родителей, по месту ее жительства в доме опекуна – ее тети - ФИО3 по адресу: РД, <адрес>.
Изложенное подтверждает доводы истца, изложенные в исковом заявлении и поддержанные в судебном заседании его представителем о том, что факт учреждения опеки над Абдулгалимовой У.М. является установленным, с учетом того, что постановление администрации ГО «<адрес>» № от 04.08.2008г. «Об учреждении опеки над Абдулгалимовой Умуризой Магомедовной, ДД.ММ.ГГГГ г.р.» никем не отменено и является действующим, что не отрицалось и представителем ответчика по доверенности Гаджикурбановым А.Г. В связи с чем, доводы представителя ответчика по доверенности – ведущего специалиста управления образованием администрации ГО «<адрес>» по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству – Магомедовой С.М., о том, что Абдулгалимова У.М. не относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и должна подтвердить свой статус как ребенок, оставшийся без попечения родителей (в соответствии с требованиями изложенными в уведомлении № от 01.03.2021г.) судом не могут быть приняты во внимание, в силу их недоказанности.
Из приложенной к иску копии постановления администрации ГО «<адрес>» № от 12.09.2008г. «О жилищном вопросе», усматривается, что «в соответствии со ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Правительства РД от 09.10.2003г. № «Об утверждении Положения о порядке выделения из республиканского бюджета РД средств на финансирование расходов по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местная администрация постановляет: принять на учет для улучшения жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилья согласно прилагаемого списка», при этом, в списке под № значится Абдулгалимова У.М. 1999г.р.
Таким образом, судом установлено, что Абдулгалимова У.М. была принята на учет для улучшения жилищных условий как ребенок, оставшийся без попечения родителей, по заявлению ее опекуна – ФИО3 12.09.2008г., то есть до исполнения ей 14 лет, тогда как в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № уполномоченный Правительством Республики Дагестан орган исполнительной власти Республики Дагестан в порядке, установленном законом Республики Дагестан, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом части 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Между тем, с учетом того, что должностное лицо, принявшее указанное заявление от опекуна никаким образом не уведомило о данном факте, более того, заявление было принято, зарегистрировано, администрацией <адрес> было вынесено постановление о включении Абдулгалимовой У.М. в данный список, суд пришел к выводу о том, что нарушения в действиях опекуна отсутствуют (аналогичная позиция содержится и в апелляционном определении Верховного Суда РД от 09.11.2020г. по гражданскому делу №).
Изложенное подтверждает доводы истца и его представителя о том, что Абдулгалимова У.М. была поставлена на учет для улучшения жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой в соответствии с действующим постановлением администрации, которое до сих пор никем не оспаривалось, что также не отрицалось в судебном заседании и представителями ответчика.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что имеющееся в материалах дела (в том числе и в материалах учетного дела), исследованное в судебном заседании постановление администрации № от 12.09.2008г. «О жилищном вопросе» является необходимым и достаточным доказательством, достоверно подтверждающим факт постановки истца Абдулгалимовой У.М. на учет для улучшения жилищных условий именно как лица, обладающего статусом – ребенок, оставшийся без попечения родителей, над которым в установленном законом порядке была установлена опека.
Представителями ответчика в судебном заседании было указано на то, что согласно письму Министерства образования и науки РД от 16.11.2020г. была проведена документарная проверка администрации ГО «<адрес>» в части реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в ходе которой были выявлены нарушения действующего законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В приложенном к нему Акте проверки деятельности администрации ГО «<адрес>» по реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приведен список лиц, не имеющих статус «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «лица, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с чем, указанные лица, подлежат исключению из списков, в том числе и истец Абдулгалимова У.М., поэтому, ей и было направлено соответствующее уведомление администрации.
Суд не может согласиться с указанными доводами представителей ответчиков по следующим основаниям.
Письмом Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ N ДГ-812/07 были направлены разъяснения некоторых норм, регламентированных Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 397 (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 397) для руководства и использования в работе.
Так, в соответствии с пунктом 20 Правил формирования списка, решение об исключении детей-сирот и лиц из их числа из Списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа.
При этом согласно пункту 21 Правил формирования списка уполномоченный орган размещает в Единой государственной информационной системе социального обеспечения информацию (далее - ЕГИССО) о включении детей-сирот и лиц из их числа в Список или об исключении их из Списка.
Кроме того, согласно пункту 19 Правил формирования списка при усыновлении (удочерении) детей-сирот орган опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот в течение 7 рабочих дней со дня вступления в силу решения суда об усыновлении (удочерении) информирует об этом уполномоченный орган, который исключает таких детей из списка.
Таким образом, уполномоченный орган формирует сводный Список по субъекту Российской Федерации и направляет сведения из него в ЕГИССО, то есть координирует и контролирует весь процесс формирования и ведения Списка.
Именно этим обусловлено, что решение об исключении из Списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа.
Согласно пункту 20 Правил формирования списка дети-сироты и лица из их числа исключаются из Списка в случаях, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ:
1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;
4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Решение об исключении из списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа в течение 5 рабочих дней со дня получения уполномоченным органом подтверждения сведений об обстоятельствах, указанных в пункте 3.1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
Исходя из изложенного, в случае наделения органа местного самоуправления полномочием по формированию Списка орган местного самоуправления направляет в уполномоченный орган сведения о наличии обстоятельств для исключения детей-сирот и лиц из их числа из Списка, а уполномоченный орган издает соответствующий распорядительный акт.
Таким образом, в связи с тем, что, как указано выше, решение об исключении из Списка оформляется распорядительным актом уполномоченного органа в установленном законом порядке при наличии предусмотренных оснований, суд приходит к выводу о том, что письмо Министерства образования и науки РД и приложенный к нему Акт проверки деятельности администрации ГО «<адрес>», не являясь распорядительными актами уполномоченного органа, не могут устанавливать основания для исключения из списка названной категории лиц.
Доводы истца и его представителя о том, что Абдулгалимова У.М. не имеет собственного жилья, также как и ее мать – ФИО1, подтверждаются уведомлениями об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений на каждого из них (от 04.06.2021г.), представленными в судебном заседании представителем ответчика в порядке исполнения определения суда о подготовке дела к судебному разбирательству.
Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ14-2; Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ17-4, Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2018г. №-КГ18-8).
Каких-либо допустимых доказательств в силу требований ст.56-60 ГПК РФ в опровержение доводов истца и его представителя представителями ответчика и третьими лицами суду не представлено.
Таким образом, суд считает, что установленные в судебном заседании обстоятельства дела, подтверждаются исследованными судом доказательствами, в связи с чем, у суда имеются достаточные основания для удовлетворения исковых требований Абдулгалимовой У.М. и ее представителя к Администрации ГО «<адрес>» в части предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по категории «дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
Относительно заявленных (в порядке уточнения иска) истцом и поддержанных в судебном заседании ее представителем требований в части признания незаконным и необоснованным Уведомления № от 01.03.2021г., суд приходит к следующему выводу.
Из представленной в материалы дела копии уведомления № от 01.03.2021г., подписанного ведущим специалистом УО администрации ГО «<адрес>» по опеке и попечительству Магомедовой С.М. (направление которого в адрес истца не оспаривалось и представителями ответчика) усматривается, что Абдулгалимовой У.М., состоящей на учете в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо подтвердить указанный статус, с просьбой «в срок до 01.06.2021г. установить факт отсутствия родительского попечения в судебном порядке, если на то имеются подтверждающие обстоятельства».
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд.
Порядок судебного обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) органов власти урегулирован в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
В соответствии с п.1 ст.218 КАС гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена система муниципальных правовых актов, среди которых указаны: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно положениям ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.
Между тем, указанное уведомление № от 01.03.2021г. ни по своей форме, ни по содержанию не относится ни к одному из предусмотренных вышеуказанным законом муниципальных правовых актов, кроме того, подписано ведущим специалистом УО администрации ГО «<адрес>» по опеке и попечительству, не являющимся должностным лицом местного самоуправления, в связи с чем, суд приходит к выводу, что оно носит лишь уведомительный характер, не влечет никаких юридических последствий, не нарушает (не оспаривает) прав истца, ее свобод и законных интересов, не создает препятствий к осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов не возлагает незаконно каких-либо обязанностей, таким образом, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении иска в этой части, надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 197-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Абдулгалимовой Умуризы Магомедовны к Администрации городского округа «<адрес>», к третьим лицам, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерству образования и науки РД, Министерству финансов РД об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого фонда по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», о признании незаконным и необоснованным Уведомления № от 01.03.2021г., удовлетворить частично.
Обязать администрацию городского округа «<адрес>» предоставить Абдулгалимовой Умуризе Магомедовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>а Республики Дагестан, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого фонда по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения путем подачи жалобы через Избербашский городской суд.
Судья Ахмедханов М.М.
мотивированное решение
составлено 11.06.2021г.