Решение по делу № 2-721/2019 от 30.07.2019

№2-721/2019

УИД 11RS0016-01-2019-001117-38

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Долгих Е.А.,

при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании «11» октября 2019 года в с.Выльгорт гражданское дело по исковому заявлению Соколова Н. А. к администрации сельского поселения «Слудка», администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

установил:

Соколов Н.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения «Слудка» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям применительно к условиям населенного пункта п. Усть-Пожег либо с согласия истца в границах иного населенного пункта, расположенного в границах Сыктывдинского района, не менее 63 кв.м., взамен ранее занимаемого непригодного для проживания жилого помещения. В обоснование заявленных требований указано, что он является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 63 кв.м. Указанный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу. Соколов Н.А., указывая на то, что ему присвоен статус малоимущего, считает, что приобрел право на предоставление ему вне очереди иного благоустроенного жилого помещения взамен непригодного, однако ответчиком данная обязанность не исполнена.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 03.09.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».

В судебном заседании истец Соколов Н.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что дом по адресу: <адрес> полностью разрушен. Он в установленном законом порядке признан малоимущим, но с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не обращался.

Представитель ответчика администрации сельского поселения «Слудка» Журавлева Т.А., в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, дополнительно пояснила, что истец ненадлежащим образом исполняет обязанность по содержанию жилого дома, что привело к признаю его непригодным для проживания. В настоящее время, на территории с. Слудка не имеется жилого помещения, пригодного для переселения. Соколов Н.А. не обращался в органы местного самоуправления с заявлениями о принятии его на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с чем, у администрации отсутствует обязанность по предоставлению истцу жилого помещения.

Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Сёмина О.В., в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поддержав позицию представителя администрации сельского поселения «Слудка», дополнительно пояснила, что признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий носит заявительный характер. Истец в органы местного самоуправления с заявлением о принятии его на соответствующий учет не обращался.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью.

Из справки, представленной администрацией сельского поселения «Слудка» от 23.07.2019 следует, что в жилом помещении по адресу: <адрес>, зарегистрирован Соколов Н.А..

05.06.2008 между Соколовым Н.А. и МУ «Центр расчетов и субсидий», действующим от имени собственника жилого помещения МО «Сыктывдинский район» заключен договор социального найма жилого помещения .

21.10.2014 межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации сельского поселения «Слудка» от 23.05.2013 , проведено обследование жилого дома на предмет пригодности для постоянного проживания.

На основании заключения межведомственной комиссии от 21.10.2014 и постановления администрации сельского поселения «Слудка» от 28.10.2014 жилой <адрес> признан непригодным для постоянного проживания, находящимся в ветхом состоянии и подлежащим сносу.

Из объяснений Соколова Н.А. следует, что в спорном помещении он не проживает, поскольку оно признано непригодным для проживания.

На основании решения органа социальной защиты от 17.07.2019 Соколову Н.А. присвоен статус малоимущего.

Как следует из информации, предоставленной администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и администрацией сельского поселения «Слудка» Соколов Н.А., <дата> года рождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит, с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий не обращался.

Поскольку истец до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, пригодным для постоянного проживания и отвечающим установленным требованиям, Соколов Н.А. обратился в суд с рассматриваемым иском.

При разрешении спора суд руководствуется следующими положениями законодательства.

На основании ст. 8 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Положения статей 11 Гражданского кодекса РФ и ст.11 Жилищного кодекса РФ предусматривают защиту гражданских и жилищных прав в случае их нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда: осуществляют учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, принимают решения о предоставлении жилья, заключают договоры найма.

Согласно положениям ст. 4 Жилищного кодекса РФ отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов урегулированы жилищным законодательством.

В свою очередь законодателем в ч. 2, 3, 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению

Часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке ввиду признания непригодным для проживания занимаемого ими жилого, но при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 5 марта 2009 года №376-О-П, согласуется с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу (пункт 1); жилое помещение признано непригодным для проживания (пункт 3).

Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Между тем для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В ходе рассмотрения дела судом достоверно установлено и истцом не оспаривалось, что с заявлением о принятии его на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, он не обращался, на соответствующем учете не состоит.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд приходит к выводу, что правовых оснований для предоставления истцу жилого помещения в порядке и по основаниям, установленным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, не имеется.

Наличие факта признания жилого помещения, занимаемого истцом на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, а также признание истца малоимущим, не является достаточным основанием для обеспечения его жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, при отсутствии иного, предусмотренного законом, условия - признания органом местного самоуправления истца нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке.

При таких обстоятельствах, поскольку объективная нуждаемость в жилом помещении истцом не подтверждена, требования Соколова Н.А. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования Соколова Н. А. к администрации сельского поселения «Слудка», администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности по предоставлению вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта – пос. Усть-Пожег Сыктывдинского района Республики Коми либо с его согласия в границах другого населенного пункта, расположенного в границах Сыктывдинского района Республики Коми, отвечающего установленным требованиям, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15.10.2019.

Судья Е.А. Долгих

2-721/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Соколов Николай Александрович
Ответчики
АМО МР "Сыктывдинский"
АСП "Слудка"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.03.2020Предварительное судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее