УИД: 59RS0004-01-2021-007335-58
Дело № 2а-4641/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2021 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Евдокимовой Т.А.
при секретаре Фоминой В.И.,
с участием представителей административного истца ФИО3, ФИО4, действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю ФИО1, Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю, УФССП России по Пермскому краю об освобождении от исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Правительство Пермского края обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю ФИО1 об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением о возбуждении исполнительного производства от 01.10.2021 года по исполнительному производству № 168840/21/59046-ИП на сумму 50 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании решения Осинского районного суда Пермского края от 08.07.2013 года по делу № 2-647/2013 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление от 01.10.2013 года о возбуждении исполнительного производства № 19787/15/59046-ИП.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 30.09.2021года исполнительное производство от 01.10.2013 года № 19787/15/59046-ИП в отношении Правительства Пермского края окончено на основании заявления Правительства Пермского края.
01.10.2021 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю ФИО1 возбуждено исполнительное производство № 168840/21/59046-ИП в отношении Правительства Пермского края на сумму 50 000 рублей, в части взыскания исполнительского сбора по оконченному исполнительному производству.
Указывает, что в рамках исполнения решения Осинского районного суда Пермского края от 08.07.2013 года по делу № 2-647/2013 Правительством Пермского края предприняты все меры по его исполнению, а именно распоряжением Правительства Пермского края от 28.10.2013 года № 256-рп «О принятии имущества в государственную собственность Пермского края» сибиреязвенный скотомогильник № 2, расположенный на территории Крыловского сельского поселения Осинского муниципального района Пермского края на расстоянии 1300 м. от д. Козлово, принят в государственную собственность Пермского края. Имущество включено в реестр имущества государственной собственности Пермского края и закреплено на праве оперативного управления за Государственной ветеринарной инспекцией Пермского края. Инспекцией заключен государственный контракт от 29.06.2021 года № 0156200009921000247 о проведении обустройства (капитального ремонта) скотомогильника. Работы по обустройству выполнены, скотомогильник приведен в нормативное состояние и соответствует требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 года № 13-7-2/469 и требованиям «СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила», что подтверждается актом о приемке выполненных работ от 30.08.2021 года. Также Инспекцией проводилось консультирование в отношении корректировки проекта генерального плана, правил землепользования и застройки Крыловского сельского поселения Осинского муниципального района Пермского края, а также незамедлительно предоставляется разъяснительная и справочная информация на обращения граждан. Таким образом, Правительство Пермского края в отношении данного сибиреязевского скотомогильника в полном объеме исполнило решение Осинского районного суда Пермского края от 08.07.2013 года по делу № 2-647/2013, следовательно в разумные сроки предприняло все возможные меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа по исполнительному производству № 19787/15/59046-ИП от 01.10.2013 года.
Определением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 21.10.2021 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю, Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому крае, в качестве заинтересованного лица привлечены Прокуратура Осинского района Пермского края, Государственная ветеринарная инспекция Пермского края, администрация Крыловского сельского поселения Пермского края, Управление Россельхознадзора по Пермского края (л.д. 1).
Представители административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержали, дали пояснения аналогично доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административные ответчики – судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю ФИО1, Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю, Управление Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, от Управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя.
Заинтересованные лица Прокуратура Осинского района Пермского края, Государственная ветеринарная инспекция Пермского края, администрация Крыловского сельского поселения Пермского края, Управление Россельхознадзора по Пермского края, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства № 19787/15/59046-ИП, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, на основании следующего.
Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Согласно положениям ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ, в случае неисполнения должником в добровольном порядке требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать с должника-организации исполнительский сбор в размере пятидесяти тысяч рублей, если должник не представил судебному приставу доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой природе исполнительского сбора, выявленной и изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор, взыскиваемый с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения представляет собой административную санкцию штрафного характера, применяемую к должнику и обязывающую должника произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Правовым основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора является факт неисполнения должником предложения пристава о добровольном исполнении решения суда в 5-дневный срок и непредставление им доказательств того, что исполнение в этот период было невозможно вследствие непреодолимой силы.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной власти или бюджетного учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Общие основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 ГК РФ, в силу п. 1 которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, по смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В судебном заседании установлено, что на основании исполнительного листа ВС № 053592376, выданного во исполнение вступившего в законную силу решения Осинского районного суда Пермского края от 08.07.2013 года по делу № 2-647/2013 судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому району г. Перми УФССП России по Пермскому краю от 01.10.2013 года возбуждено исполнительное производство № 35124/13/04/59 в отношении Правительства Пермского края, указанным постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника гражданина и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника гражданина устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Одновременно при наличии чрезвычайных, объективно непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
Постановлением от 02.06.2015 года исполнительное производство № 35124/13/04/59 от 01.10.2013 года передано в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю ФИО1 от 16.06.2015 года исполнительное производство № 35124/13/04/59 принято к исполнению, присвоен номер 19787/15/59046-ИП.
В рамках исполнения решения Осинского районного суда Пермского края от 08.07.2013 года по делу № 2-647/2013 административным истцом приняты следующие меры:
Распоряжением Правительства Пермского края от 28.10.2013 года № 258-рп приняты безвозмездно в государственную собственность Пермского края сибиреязвенные скотомогильники согласно приложению к настоящему распоряжению. Имущество закреплено за Государственной ветеринарной инспекцией Пермского края на праве оперативного управления (л.д. 25-27).
28.10.2016 года постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю ФИО1 с должника Правительства Пермского края взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
29.06.2021 года между государственной ветеринарной инспекцией Пермского края (заказчик) и ООО «Высота 159» заключен государственный контракт на проведение мероприятий по обустройству скотомогильников (биотермических ям), оформленных в собственность Пермского края для нужд Государственной ветеринарной инспекции Пермского края (л.д. 28-59). Согласно актов выполненных работ, работы по государственному контракту исполнены.
На основании Приказа Государственной ветеринарной инспекции Пермского края от 30.11.2021 года № 49-01-20-132, сибиреязвенный скотомогильник, расположенный в 1,3 км. От д. Козлова Крыловского сельского поселения Осинского муниципального района Пермского края включен в сводный перечень скотомогильников (биометрических ям) и сибиреязвенных захоронений.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю от 30.09.2021 года исполнительное производство № 19787/15/59046-ИП окончено фактическим исполнением (л.д. 13).
01.10.2021 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю в отношении Правительства Пермского края вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 168840/21/59046-ИП, предмет исполнения: Исполнительский сбор в размере 50 000 рублей (л.д. 75-77).
Проанализировав изложенные обстоятельства в совокупности с нормами права, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных требований об освобождении от уплаты исполнительского сбора, поскольку в настоящее время исполнительное производство 19787/15/59046-ИП окончено фактическим исполнением, требования исполнительного документа исполнены Правительством Пермского края в полном объеме.
Правительством Пермского края предпринимались все необходимые меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требований, от исполнения решения суда административный истец не уклонялся, поскольку возложенные решением суда обязанности, являются длительными для исполнения, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии вины административного истца в неисполнении исполнительного документа в 5-дневный срок с момента возбуждения исполнительного производства.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, подлежащего уплате в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю ФИО1 от 28.10.2016 года в рамках исполнительного производства № 19787/15/59046-ИП.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю ФИО1 № 59046/16/1239870 от 28.10.2016 года в рамках исполнительного производства № 19787/15/59046-ИП.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья подпись Т.А. Евдокимова
Копия верна. Судья
Мотивированное решение изготовлено 29.12.2021 года.
Подлинник документа находится в материалах дела
Ленинского районного суда г. Перми № 2а-4641/2021.