Дело №2а-86/2021
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 марта 2021 г. с.Турунтаево
Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Горковенко С.В., при помощнике судьи Васильеве В.Ю., с участием представителей административного истца Качиной Е.Г., Маркова Б.В., представителяадминистративного ответчикаПокровского В.С., представителя заинтересованного лица Максимова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Ангаро-Байкальскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству об оспаривании заключения о согласовании осуществления деятельности,
установил:
Обращаясь в суд, Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор Кошелев А.Е. просит (с учетом уточнения требований от ДД.ММ.ГГГГ) признать незаконным положительное заключение исполняющего обязанности руководителя Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее по тексту также – АБТУ Росрыболовства) Гармаева Р.В. о согласовании осуществления деятельности ООО «Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд» (далее по тексту также - ООО «ТРК Байкал Даймонд», Общество) по объекту «Организация Туристического спортивно-оздоровительного комплекса в местности <адрес> (I этап)» от ДД.ММ.ГГГГ №, ссылаясь на то, что административным ответчиком не проведен необходимый анализ деятельности ООО «ТРК «Байкал Даймонд» и не дана надлежащая мотивированная оценка негативного воздействия этой деятельности на окружающую среду, водные биологические ресурсы и среду их обитания, оценка планируемыхмер по сохранениюводных биологических ресурсов и среды их обитания, соответствия таких мер требованиям природоохранного законодательства. Предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. №643, действующим на момент выдачи оспариваемого заключения, запрет на строительство в прибрежной защитной полосе озера Байкал, на незатронутой территории, свидетельствовал о единственно возможной мере по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания – отсутствие какой-либо деятельности на указанной территории. Поэтому предусмотренные в представленной документации ООО «ТРК «Байкал Даймонд» и в оспариваемом заключении меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, в целом, не могли отвечать и не отвечали требованиям законодательства об охране озера Байкал. В заключении АБТУ Росрыболовства сделан не соответствующий закону вывод о том, что намечаемая деятельность по строительству строений в рамках рекреационной деятельности не подпадает под действие запретов, предусмотренных водным законодательством и законодательства об охране окружающей среды, а оценка ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. №643, в заключении не дана. В рассматриваемом случае нарушены предусмотренные ст. 5 Федерального закона от 01 мая 1999 г. №94-ФЗ «Об охране озера Байкал»принципы охраны Байкальской природной территории, поскольку разрешена деятельность по изменению природного ландшафта водоохранной зоны без комплексной оценки и выбора вида деятельности, не приводящего к нарушению экологической системы озера. Представленная ООО «ТРК «Байкал Даймонд» оценка негативного воздействия деятельности по организации Туристического спортивно-оздоровительного комплекса в местности <адрес> на окружающую среду, водные биологические ресурсы и среду их обитания, не соответствовала Положению об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденному Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. №372, поскольку отсутствовалиальтернативные варианты намечаемой деятельности, сведения об общественных слушаниях, расчеты проведены не на основании определения длительности негативного воздействия по результатам оценки воздействия с учетом всех этапов проведения работ, а приняты на основании проекта освоения лесов, являющегося временным документом, утверждаемым не более чем на 10 лет для рекреационной деятельности, без учета предоставления лесного участка для рекреационной деятельности на 49 лет. Фактический анализ состояния территории, на которой запланирована деятельность, ее незатронутость, подверженность антропогенному воздействия не исследовались, возможность осуществления рекреационной деятельности с учетом режима использования лесов Центральной экологической зоны Байкальской природной территории не устанавливалась. Отсутствие проведенной в установленном порядке оценки негативного воздействия деятельности ООО «ТРК «Байкал Даймонд» повлекло исключение из расчета периода строительства объекта, воздействия техники на предоставленную территорию, периода эксплуатации возводимых строений и длительности негативного воздействия, являющегося основой расчетов вреда водным биологическим ресурсам и среде их обитания. В нарушение п. 23 Методики исчисления вреда от 25 ноября 2011 г. №1166 в оспариваемом Заключении отсутствует расчет ущерба по каждому виду биологических ресурсов. По результатам анализа проведенной оценкинегативного воздействия планируемой ООО «ТРК «Байкал Даймонд»деятельности у АБТУ Росрыболовстване было оснований для выдачи положительного заключения, в его выдаче должно было быть отказано по основанию – несоответствие документации требованиям законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, водного законодательства, а также законодательства в области охраны окружающей среды о сохранении водных биологических ресурсов и среды их обитания.Оспариваемое заключение противоречит требованиям водного законодательства, законодательству об охране окружающей среды, п. 3, 5, 9, 12 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. №384.Прокурор указал, что основанием для обращения в суд явилась информация Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от ДД.ММ.ГГГГ с приложением копии оспариваемого заключения АБТУ Росрыболовства, из которой прокурору стало известно о нарушениях законодательства при согласовании административным ответчиком деятельности ООО «ТРК «Байкал Даймонд», в связи с чем сроки обжалования решения АБТУ Росрыболовства прокурором соблюдены.
В письменных возраженияхпредставитель административного ответчика АБТУ Росрыболовства Гармаев Р.В. с исковыми требованиями прокурора не согласился, указанный в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. №643 запрет строительства в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории к рассматриваемому делу не применим, арендованный ООО «ТРК «Байкал Даймонд» лесной участок не относится к незатронутым природным территориям, поскольку на протяжении десятилетий является традиционным местом массового отдыха граждан и обладает отдельными элементами благоустройства, вследствие чего был включен в рекреационные зоны в соответствии со Схемой территориального планирования Республики Бурятия и Прибайкальского района, утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 03 декабря 2010 г.. Полагает, что административный иск удовлетворению не подлежит.
В письменномотзывепредставитель заинтересованного лица Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории Андреева А.Г. с исковыми требованиями прокурора согласилась, указала, что по результатам внеплановой выездной проверки ООО «ТРК «Байкал Даймонд» Управлением установлено, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в границах водоохранной, рыбоохранной зон озера Байкал, в границах прибрежной защитной полосы озера Байкал, расстояние от участка до уреза воды озера – 30 метров, на указанный земельный участок распространяется запрет строительства зданий и сооружений, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. №643. По результатам проверки Управлением вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении ООО «ТРК «Байкал Даймонд» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ – нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта.
В письменных возраженияхпредставитель заинтересованного лица ООО «ТРК «Байкал Даймонд» Максимов Е.В. с исковыми требованиями прокурора не согласился, указал, что договором аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № между Республиканским агентством лесного хозяйства и ООО «ТРК «Байкал Даймонд» и разработанным согласно условиям договора Проектом освоения лесов, получившим положительное заключение Республиканского агентства лесного хозяйства, ООО «ТРК «Байкал Даймонд» предоставлено право на возведение временных построек и элементов благоустройства на предоставленных в рекреационных целях лесных участках, часть из которых возведена Обществом. В настоящее время договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, Проект освоения лесов, положительное заключение Республиканского агентства лесного хозяйства на него недействительными не признаны.Общество не согласно с доводом прокурора о запретелюбого строительства в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. №643, поскольку абзацем 19 Перечня запрещенных видов деятельности не запрещается возведение временных построек, некапитальных строений, что и было осуществлено Обществом, на арендованном лесном участке возведены не здания, сооружения, как об этом указывает истец, а некапитальные строения (временные постройки), так как они не имеют прочной связи с землей, что подтверждается заключением специалиста от ДД.ММ.ГГГГ, соответствует положениям ст. 41 ЛК РФ, п. 4, 7 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных Приказом Рослесхоза от 21 февраля 2012 г. №62, на них не требуется разрешение на строительство в силу с. 1 ст. 48, ч. 3 ст. 49, ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, разработка проектной документации, соответственно, возведение некапитальных строений не является объектом экологической экспертизы. В рассматриваемом случае Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. №372, применению не подлежит, поскольку оно разработано во исполнение Федерального закона от 23 ноября 1995 г.№174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и регламентирует процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы.Общество не согласно с доводом прокурора об осуществлении неверного расчета воздействия на водные биоресурсы (без учета периода эксплуатации, срока аренды 49 лет), поскольку в силу ст. 24, 88 ЛК РФ лесной участок может использоваться только при наличии Проекта освоения лесов и положительного заключения государственной экспертизы на него, Проект освоения лесов был утвержден до 2018 г., соответственно, Общество было не вправе использовать его до утверждения Проекта освоения лесов и получения положительного заключения государственной экспертизы на него на новый срок, расчет негативного воздействия на срок деятельности Общества до 2018 г. и 30 лет для восстановления естественной растительности произведен правомерно, на основании представленных Обществом документов.Административным истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, поскольку решением Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой от ДД.ММ.ГГГГ согласовано проведение Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории проверки в отношении ООО «ТРК «Байкал Даймонд», акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ с приложением оспариваемого заключения АБТУ Росрыболовства был направлен в прокуратуру, административному истцу о нарушении прав и законных интересов стало известно не позднее ДД.ММ.ГГГГ Кроме того Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура участвовала при рассмотрении жалобы на постановление в Прибайкальском районном суде Республики Бурятия, в возражениях от ДД.ММ.ГГГГ, протоколе судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ участвующая в деле прокурор Бардонова М.А. ссылалась на наличие заключения АБТУ Росрыболовства, Восточно-Байкальская межрайонная природоохранная прокурора входит в структуру Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры, являясь ее нижестоящей прокуратурой. Прокурором не представлено решение о проведении проверки, в результате проведения которой были выявлены указанные истцом нарушения законодательства.
В письменном отзывепредставитель заинтересованного лица ООО «Экоцентр» Дамбаев В.Д. указал, что в ДД.ММ.ГГГГ.ООО «Экоцентр» в соответствии с проектной документацией подготовил оценку воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания по объекту «Организация Туристического спортивно-оздоровительного комплекса в местности <адрес> (I этап)», последствия негативного воздействия планируемой деятельности на состояние водных биологических ресурсов исреды их обитания в проектной документации определены по Методике исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденной Приказом Росрыболовства от 25 ноября 2011 г. №1166, проектом не предусматриваются при осуществлении деятельности ООО «ТРК «Байкал Даймонд» работы в водных объектах, сброс сточных вод в водный объект, забор воды из рыбохозяйственного водоема, поэтому последствий негативного воздействия намечаемой деятельности по каждому виду водных биоресурсов нет, прямого ущерба рыбному хозяйству и кормовой базы рыб нет, рыба при осуществлении деятельности не гибнет, вред водным биоресурсам рассчитан по потере стока и составит 4,3 кг рыбы, согласно Методике проведение мероприятий по восстановлению нарушаемого состояния водных биоресурсов и определения затрат для их проведения не требуется. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. №643 содержался запрет на строительство зданий и сооружений, как объектов капитального строительства. По данным проектной документации все объекты по организации Туристического спортивно-оздоровительного комплекса - временные постройки. Действующее в настоящее время Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2001 г. №2399 содержит запрет на строительство именно объектов капитального строительства (или их частей).
В письменном отзывепредставитель заинтересованного лица ФГБУ «Главрыбвод» Солодимов И.П. указал, что в соответствии с Положением о филиале Байкальский филиал ФГБУ «Главрыбвод» при изучении поступающих материалов осуществляет оценку вреда водным биологическим ресурсам и среде их обитания, а также правильности расчета вреда, причиняемого от намечаемой и осуществляемой хозяйственной деятельности. Оценка соответствия намечаемой деятельности природоохранному режиму озера Байкал, включая режим Центральной экологической зоны в предмет оценки и деятельности филиала не входит, поскольку относится к компетенции органов Росрыболовства, Росприроднадзора, природоохранной прокуратуры и иных органов.
В судебном заседании представители административного истца Качина Е.Г., Марков Б.В. уточненные исковые требования поддержали, дали пояснения, аналогичные доводам иска.
Представитель административного ответчика АБТУ Росрыболовства Покровский В.С. с исковыми требованиями не согласился, поддержал доводы письменных возражений, дал аналогичные им пояснения, также заявил о пропуске прокурором срока обращения в суд.
Представителя заинтересованного лица ООО «ТРК «Байкал Даймонд» Максимов Е.В. с исковыми требованиями не согласился, поддержал доводы письменных возражений, дал аналогичные им пояснения.
Рассмотрев дело по уточненным исковым требованиям, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности оспариваемых решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и реального нарушения при этом прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с ч.1, 2 ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее по тексту - Федеральный закон №166-ФЗ) при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. №384 (далее по тексту также – Правила согласования№384), согласно которым:
Территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование: а) строительства и реконструкции объектов капитального строительства - в случае строительства и реконструкции указанных объектов на территории одного субъекта Российской Федерации; б) внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности - в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации (п. 3);
Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее - заявители), для согласования деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании (далее - заявка), в которой указывают сведения:а) о заявителе:полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, его организационно-правовая форма и место нахождения;фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица (индивидуального предпринимателя);
б) о документации, прилагаемой к заявке (п. 4);
К заявке прилагается следующая документация:
а) при согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящих Правил - копия разделов проектной документации, предусмотренной пунктами 10, 12, 17, 18, 22 - 25 (для объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, за исключением линейных объектов) ипунктами 34 - 40 (для линейных объектов) Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. №87;
б) при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящих Правил - копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (п. 5);
Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) рассматривает заявку и документацию и принимает решение о согласовании (об отказе в согласовании) с учетом соответствия (несоответствия) планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания подпунктам «б» - «ж» пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. №380 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания» (п. 8);
Решение о согласовании (об отказе в согласовании) деятельности оформляется в виде заключения, которое подписывается руководителем (заместителем руководителя) или уполномоченным должностным лицом Федерального агентства по рыболовству, руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Федерального агентства по рыболовству и содержит следующие сведения:
а) краткое описание деятельности и характеристика ее воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания;
б) меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, планируемые в соответствии с документацией;
в) условия и ограничения, необходимые для предупреждения или снижения негативного воздействия деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания (условия забора воды и отведения сточных вод, условия работ в водоохранной и рыбоохранной зонах, прибрежной защитной полосе водного объекта и рыбохозяйственной заповедной зоне, ограничения по срокам и способам производства работ на акватории и другие условия);
г) выводы о допустимости влияния деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания;
д) решение о согласовании (об отказе в согласовании) осуществления деятельности;
е) замечания и рекомендации по доработке документации (в случае необходимости ее доработки в части планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания) (п. 9);
Основаниями для отказа в согласовании осуществления деятельности являются:
а) представление в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) не в полном объеме документации;
б) несоответствие документации требованиям законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, водного законодательства, а также законодательства в области охраны окружающей среды о сохранении водных биологических ресурсов и среды их обитания (п. 12);
В случае отказа в согласовании деятельности заявители могут повторно представить заявку и документацию в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) при условии доработки документации с учетом замечаний и рекомендаций, предусмотренных в решении об отказе в согласовании осуществления деятельности (п. 13).
В соответствии с ч. 3 ст.50 Федерального закона №166-ФЗ меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.
Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 г.№380.
Из представленных доказательств судом установлено, что ООО «ТРК Байкал Даймонд» является арендатором лесного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> га, расположенного в <адрес>, для осуществления рекреационной деятельности, на основании договора с Республиканским агентством лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ №, соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей по договору аренды, срок аренды до ДД.ММ.ГГГГ
Лесной участок с кадастровым номером № расположен в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, установленных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. №1641-р, в границах водоохраной и рыбоохранной зон озера Байкал, установленных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2015 г. №368-р, в границах прибрежной защитной полосы озера Байкал – 200 м, согласно ч. 13 ст. 65 ВК РФ, что не оспаривается сторонами.
Пунктами 3.3.2-3.3.4 договора аренды арендатору предоставлено право осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги и другие объекты), строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии с Лесным кодексом РФ; при осуществлении рекреационной деятельности допускается возведение временных построек на лесных участках (беседок, пунктов хранения инвентаря и др.) и осуществление благоустройства лесных участков (размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов и аншлагов по природоохранной тематике, скамей, навесов от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.). Если в плане освоения лесов на территории Республики Бурятия (Лесном плане Республики Бурятия) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Размещение временных построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений, а также объектов, предусмотренных в соответствии с генеральным планом застройки и прошедших государственную экологическую экспертизу, допускается в местах, определенных в проекте освоения лесов на срок аренды.
Приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено положительное заключение государственной экспертизы Проекта освоения лесовна ДД.ММ.ГГГГ.на лесном участке, арендованном ООО «ТРК «Байкал Даймонд».
В Проекте освоения лесов на ДД.ММ.ГГГГ указаны проектируемые объекты (строительство и эксплуатация в ДД.ММ.ГГГГ.): дорожно-тропиночная сеть, костровая (ритуальная) площадка, зона барбекю, гостиница на 48 номеров двухэтажная, гостиница на 32 номера двухэтажная, кемпинг сезонный двухэтажный, 3 коттеджа двухэтажных на 8 мест, 3VIP коттеджа двухэтажных на 10 мест, 5 кемпингов одноэтажных на 3-4 места, 2 мотеля одноэтажных на 16номеров, кино-бар, бильярдная, кафе-бистро (на 1 этаже), технический блок с насосной станцией, станцией центрального отопления, конференц-зал, банкетный зал (на 2 этаже), летнее кафе (площадка с деревянным основанием), ресторан двухэтажный на 300 мест, спортзал одноэтажный, фитнес-центр с раздевалкой, душевыми и сауной двухэтажный, водный центр с бассейном, мини-аквапарком одноэтажный, 3 беседки,автомобильная стоянка на 100 машин,трибуны 3-4 ярусные, спортивные площадки 3 шт., концертная площадка, 12контейнеров для мусора,баня, детские игровые площадки с игровыми сооружениями, роллер-дромом, песочницей, пункт хранения противопожарного инвентаря, стенды и другие знаки и указатели, урны для мусора 40 шт., скамейки-лавочки 10 шт., декоративно-архитектурный объект (фонтан); производственный блок ресторана, жилье для персонала; хозяйственное помещение.
Приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено положительное заключение государственной экспертизы Проекта освоения лесов на ДД.ММ.ГГГГс учетом изменения № от ДД.ММ.ГГГГ на лесном участке, арендованном ООО «ТРК «Байкал Даймонд».
В Проекте освоения лесов (с учетом изменения № от ДД.ММ.ГГГГ указано о существующей постройке – VIP коттедж двухэтажный, а также указаны - проектируемые постройки (строительство и эксплуатация в ДД.ММ.ГГГГ г.): гостиница на 48 номеров двухэтажная, гостиница на 32 номера двухэтажная, кемпинг сезонный двухэтажный, 3 коттеджа двухэтажных на 8 мест, 2 VIP коттеджа двухэтажных на 10 мест, 5 кемпингов одноэтажных на 3-4 места, 2 мотеля одноэтажных на 16 номеров, кино-бар, бильярдная, кафе-бистро (на 1 этаже), конференц-зал, банкетный зал (на 2 этаже), летнее кафе (площадка с деревянным основанием), ресторан двухэтажный на 300 мест, спортзал одноэтажный, фитнес-центр с раздевалкой, душевыми и сауной двухэтажный, водный центр с бассейном, мини-аквапарком одноэтажный, концертная площадка, баня, производственный блок ресторана, жилье для персонала;формы малые архитектурные: некапитальное нестационарное строения - технический блок с насосной станцией, станцией центрального отопления, трибуны 3-4 ярусные, декоративно-архитектурный объект (фонтан); 3 беседки,скамейки-лавочки 10 шт.; элементы благоустройства лесного участка: дорожно-тропиночная сеть, настил на 100 машин, 12 контейнеров для мусора, урны 42 шт., устройство для оформления озеленения;площадки для игр и занятия спортом 3 шт., площадка для игр с игровыми сооружениями, роллер-дромом, песочнице; иные объекты: костровая (ритуальная) площадка, зона барбекю, пункт хранения противопожарного инвентаря, стенды и другие знаки и указатели.
В соответствии с п.п. 3, 4, 8.1.15 Положения об Ангаро-Байкальском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденного приказом Росрыболовства от 16 сентября 2013 г. №683, Управление является государственным органом, осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности и формируется по бассейновому принципу на территории Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края, в соответствии с закрепленной сферой деятельности осуществляет согласование строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности руководителя АБТУ Росрыболовства Гармаевым Р.В. дано положительное заключение № согласовании осуществления деятельности ООО «ТРК Байкал Даймонд» по объекту «Организация Туристического спортивно-оздоровительного комплекса в местности <адрес> (I этап)».
Из содержания заявки ООО «ТРК Байкал Даймонд» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что для согласования в АБТУ Росрыболовства с заявкой были направлены следующие документы:
- программа планируемых работ по организации Туристического спортивно-оздоровительного комплекса в местности <адрес> (I этап) том 1,том 2
- оценка воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания,
- проект освоения лесов.
- договор аренды лесного участка, дополнение к договору.
Таким образом, ООО «ТРК Байкал Даймонд» подавалась заявка на получение согласования по подп. «б» п. 3 Правил согласования №384 - согласование внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, в соответствии с подп. «б» п. 5 Правил согласования №384при согласовании такой деятельности к заявке прилагается копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
В соответствии с п. 8 Правил согласования №384АБТУ Росрыболовства должно было рассмотреть заявку ООО «ТРК Байкал Даймонд» и представленную документацию и принять решение о согласовании (об отказе в согласовании) с учетом соответствия (несоответствия) планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания подпунктам «б» - «ж» пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. №380 (далее по тексту также – Положение №380), согласно которым мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются:
б) оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания;
в) производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания;
г) предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов;
д) установка эффективных рыбозащитных сооружений в целях предотвращения попадания биоресурсов в водозаборные сооружения и оборудование гидротехнических сооружений рыбопропускными сооружениями в случае, если планируемая деятельность связана с забором воды из водного объекта рыбохозяйственного значения и (или) строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений;
е) выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций);
ж) определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия.
Пунктом 4 Положения №380 предусмотрено, что при архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную подпунктом «б» пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Согласно ст. 32 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 1); требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (п. 3).
Указанные требования установлены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. №372 (далее по тексту также – Положение №372), согласно которому:
1.1. Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду представляет собой процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий. Материалы по оценке воздействия - это комплект документации, подготовленный при проведении оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и являющийся частью документации, представляемой на экологическую экспертизу.
1.2. Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.
1.5. При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной и достоверной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды предоставляют имеющуюся в их распоряжении информацию по экологическому состоянию территорий и воздействию аналогичной деятельности на окружающую среду заказчику (исполнителю) для проведения оценки воздействия на окружающую среду.
Степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.
1.6. Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:
- информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально - экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;
- выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;
- решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.
2.1. При проведении оценки воздействия на окружающую среду необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности (принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности).
2.4. Заказчик (исполнитель) выявляет, анализирует и учитывает экологические и иные связанные с ними последствия всех рассмотренных альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также «нулевого варианта» (отказ от деятельности).
2.6. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также социальных и экономических факторов (принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы).
Этапами проведения оценки воздействия на окружающую среду являются:
3.1. Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.
3.1.1. В ходе первого этапа заказчик:
подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию, содержащую общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами;
информирует общественность в соответствии с пунктами 4.2,4.3 и 4.4 настоящего Положения;
проводит предварительную оценку по основным положениям пункта 3.2.2 и документирует ее результаты;
проводит предварительные консультации с целью определения участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, в том числе заинтересованной общественности.
В ходе предварительной оценки воздействия на окружающую среду заказчик собирает и документирует информацию:
о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая цель ее реализации, возможные альтернативы, сроки осуществления и предполагаемое место размещения, затрагиваемые административные территории, возможность трансграничного воздействия, соответствие территориальным и отраслевым планам и программам;
о состоянии окружающей среды, которая может подвергнуться воздействию, и ее наиболее уязвимых компонентах;
о возможных значимых воздействиях на окружающую среду (потребности в земельных ресурсах, отходы, нагрузки на транспортную и иные инфраструктуры, источники выбросов и сбросов) и мерах по уменьшению или предотвращению этих воздействий.
3.1.2. На основании результатов предварительной оценки воздействия заказчик составляет техническое задание на проведение оценки воздействия на окружающую среду (далее - ТЗ), которое содержит:
наименование и адрес заказчика (исполнителя);
сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду;
основные методы проведения оценки воздействия на окружающую среду, в том числе план проведения консультации с общественностью;
основные задачи при проведении оценки воздействия на окружающую среду;
предполагаемый состав и содержание материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
При составлении ТЗ заказчик учитывает требования специально уполномоченных органов по охране окружающей среды, а также мнения других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду. ТЗ рассылается участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду по их запросам и доступно для общественности в течение всего времени проведения оценки воздействия на окружающую среду.
ТЗ на проведение оценки воздействия на окружающую среду является частью материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
3.2. Проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
3.2.1. Заказчик (исполнитель) проводит исследования по оценке воздействия на окружающую среду в соответствии с ТЗ с учетом альтернатив реализации, целей деятельности, способов их достижения и подготавливает предварительный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
3.2.2. Исследования по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности включает следующее:
определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности);
анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);
выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;
оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально - экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;
разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (включая краткое изложение для неспециалистов).
3.2.3. Заказчик предоставляет возможность общественности ознакомиться с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представить свои замечания в соответствии с разделом 4 настоящего Положения.
3.3. Подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
3.3.1. Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду готовится на основе предварительного варианта материалов с учетом замечаний, предложений и информации, поступившей от участников процесса оценки воздействия на окружающую среду на стадии обсуждения в соответствии с разделом 4 настоящего Положения. В окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду должна включаться информация об учете поступивших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний (если таковые проводились).
3.3.2. Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду утверждается заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (если таковая проводится).
3.3.3. Участие общественности при подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду может осуществляться:
на этапе представления первоначальной информации;
на этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду и подготовки обосновывающей документации.
Для намечаемой инвестиционной деятельности заказчик проводит вышеперечисленные этапы оценки воздействия на окружающую среду на всех стадиях подготовки документации по намечаемой хозяйственной и иной деятельности, представляемой на государственную экологическую экспертизу.
Процесс проведения оценки воздействия на окружающую среду для отдельных видов (категорий) деятельности, не имеющих значимых экологических последствий и являющихся объектом государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации, может быть упрощен. В этом случае территориальные органы Госкомэкологии России разрабатывают соответствующие нормативные документы, регламентирующие проведение оценки воздействия на окружающую среду для этих видов деятельности, внеся изменения только в пункты 3.1.2,3.2.2,3.2.3 и 3.3.1 настоящего Положения, и согласовывают эти нормативные документы с Госкомэкологии России.
4.1. Информирование и участие общественности осуществляется на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с нормами настоящего Положения и иными нормативными правовыми документами в установленном порядке.
4.2. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.
4.3. Информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком.
4.11. Заказчик обеспечивает доступ общественности к окончательному варианту материалов по оценке воздействия на окружающую среду в течение всего срока с момента утверждения последнего и до принятия решения о реализации намечаемой деятельности.
5.2. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны включать резюме нетехнического характера, содержащее важнейшие результаты и выводы оценки воздействия на окружающую среду.Состав материалов по оценке воздействия на окружающую среду определяется порядком проведения оценки воздействия на окружающую среду (п. 3.2), зависит от вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности, требований к обосновывающей данную деятельность документации, являющейся объектом экологической экспертизы.
Для расчета размера вреда водным биоресурсам от осуществлении планируемой хозяйственной и иной деятельности в водных объектах рыбохозяйственного значения, водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, влияющей на состояние водных биоресурсов и среду их обитания, а также затрат на восстановление нарушенного состояния водных биоресурсов применяется Методика исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденная Приказом Росрыболовства от 25 ноября 2011 г. №1166.
Рассматривая доводы представителей АБТУ Росрыболовства и ООО «ТРК «Байкал Даймонд» о том, что Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. №372, в рассматриваемом деле применению не подлежит, суд находит указанные доводы не соответствующими системному толкованию пункта 4 Положения №380, пункта 3 ст. 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды».Указание в Положении №372о том, что оно разработано во исполнение Федерального закона от 23 ноября 1995 г.№174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и регламентирует процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы, не исключает применение Положения №372 в части требования кматериаламоценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, как это прямо указано в п. 4 Положения №380, кроме того, в обоснование указанного довода суду не представлены сведения об ином действующем в 2017 г. нормативно-правовом акте, устанавливающем требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду, не представлены сведения о том, что планируемая ООО «ТРК «Байкал Даймонд» деятельность не будет иметь значимых экологических последствий и процесс проведения оценки ее воздействия на окружающую среду в установленном порядке упрощен(п. 3.3.3.Положения №372).
ООО «ТРК «Байкал Даймонд» с заявкой в АБТУ Росрыболовства представлена оценка воздействия деятельности по организации Туристического спортивно-оздоровительного комплекса в <адрес> на окружающую среду, водные биологические ресурсы и среду их обитания, выполненная ООО «Экоцентр» без учета требований Положения №372, что следует из содержания всего документа, Положение №372 не указано ООО «Экоцентр» в перечне нормативно-правовых актов, всоответствие с которыми выполнялась оценка, доказательств обратного суду не представлено. Вследствие неприменения Положения №372 ООО «ТРК «Байкал Даймонд» не составлялось предусмотренное п.3.1.2Положение №372 техническое задание на проведение оценки воздействия на окружающую среду всей деятельности по организации Туристического спортивно-оздоровительного комплекса, включая его строительство для рекреационной деятельности и долгосрочную эксплуатацию Туристического спортивно-оздоровительного комплексапри осуществлении рекреационной деятельностидо ДД.ММ.ГГГГ, а составлена Программа планируемых работ 1 этапа, вкоторую включено строительство и эксплуатация в течение 2 лет (до ДД.ММ.ГГГГ) только части объектов комплекса (построек и благоустройство территории) иззапланированных Проектом освоения лесов,в результате ООО «Экоцентр» проведена оценка без учета длительности негативного воздействия на всех этапах рекреационной деятельности ООО «ТРК «Байкал Даймонд» по договору аренды лесного участкасроком до ДД.ММ.ГГГГ, фактически данаоценка воздействия планируемой деятельности на срок Проекта освоения лесов - до ДД.ММ.ГГГГ,а также в отношении деятельности по строительству и эксплуатации только части объектов из указанных в Проекте освоения лесов (дорожно-тропиночная сеть, костровая (ритуальная) площадка, зона барбекю, кемпинг сезонный двухэтажный, 5 кемпингов одноэтажных на 3-4 места, 3 беседки,трибуны 3-4 ярусные, спортивные площадки 3 шт., 12контейнеров длямусора,баня, детские игровые площадки с игровыми сооружениями, роллер-дромом, песочницей, пункт хранения противопожарного инвентаря, стенды и другие знаки и указатели, урны для мусора 40 шт., скамейки-лавочки 10 шт., хозяйственное помещение), кроме того, указанный впрограмме планируемых работ 1 этапа и оценке ООО «Экоцентр» перечень и описание планируемых к строительству и эксплуатации объектоввзят из Проекта освоения лесов в старой редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, он отличается от перечня и описанияпланируемых к строительству и эксплуатации объектов, содержащегося в Проекте освоения лесов (с учетом изменения №1 от 2016 г.), действовавшем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Довод административного истца о том, что оценка воздействия планируемой ООО «ТРК «Байкал Даймонд» на водные биоресурсы и среду их обитания была выполнена ООО «Экоцентр» в нарушение Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, утвержденной Приказом Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ №, а величина вреда, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания, занижена вследствие исключения из оценки периода эксплуатации объектов для рекреационной деятельности после их строительства и сокращения срока негативного воздействия,являющегося основой для расчетов вреда, подтвержден письмом Байкальского филиала ФГБНУ «ВНИРО» от 19 марта 2021 г.
Кроме того, оценка ООО «Экоцентр» не содержит сведения об альтернативных вариантах намечаемой деятельности, сведения об участии общественности, необходимый анализ состояния территории, на которой запланирована деятельность, ее незатронутость, подверженность антропогенному воздействию, возможность и условия осуществления планируемой деятельности с учетом режима использования лесного участка, расположенного в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, водоохранной, рыбоохранной зон и прибрежной защитной полосы озера Байкал, не проведен.
Проектом освоения лесов предусмотрены виды и объемы проектируемых мероприятий по охране водных объектов, включающие сброс сточных вод в герметичные выгребы, расположенные выше уровня грунтовых вод, исполнение наружных сетей канализации из асбоцементных труб с уплотнением стыков резиновыми кольцами, отвод дождевых вод с территории арендуемого участка в пониженное место в увязке с существующим рельефом, отсутствие прямого стока дождевых вод в открытые водоемы, вывоз сточных вод из выгребов, мусора из урн и контейнеров на санкционированную свалку, соблюдение требования п. 4 ч. 15 ст. 65 ВК РФ, запрещающей в границах водоохранных зон движение и стоянку транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
В оценке ООО «Экоцентр» указан ряд ограничений, связанных с нахождением лесного участка в охранных зонахозера Байкал, установленных ст. 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал», ст. 65 ВК РФ, а также ООО «ТРК «Байкал Даймонд» предложены мероприятия для снижения негативного воздействия на состояние поверхностных вод, для сохранения гидрологического, гидрохимического и гидробиологического состояния озера Байкал:
- обустройство временных площадок для предупреждения поступления загрязняющих веществ за пределы площадки,
- запрещение складирования размываемых строительных материалов, производственных и бытовых отходов в границах водоохранных зон,
- обвалование открытого хранения на строительных площадках сыпучих, растворимых и размываемых материалов,
- устройство мест сбора и хранения отходов в металлических контейнерах, сбор с территории отходов строительства и бытового мусора и их своевременный вывоз на полигон ТБО,
- недопустимость стока загрязненных вод с территории строительства в водный объект,
- наличие резервов финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации случайных разливов нефтепродуктов,
- содержание в исправном состоянии технологического оборудования и строительной техники, проведение инженерно-технических мероприятий по промышленной безопасности производственного объекта,
- запрещение мойки и стоянок автотранспорта в границах водоохранной хоны водотоков,
- не допускать разливов ГСМ вблизи озера,
- площадки и места заправки ГСМ оборудовать местами сбора и утилизации неиспользованных нефтепродуктов,
- места хранения ГСМ и заправочные площадки оконтурить земляным валом высотой не менее 1 м,
- бочки из-под ГСМ должны храниться в специально отведенных местах и должны быть закрыты пробками во избежание вытекания остатков нефтепродуктов,
- исключить дикие съезды к озеру,
- установка знаков, запрещающих ремонт машин, свалку мусора и другие виды загрязнения берегов озера и его водоохранной зоны.
Кроме того, в оценке указано об обязательном осуществлении в качестве меры по сохранению биоресурсов и среды их обитания производственного экологического контроля путем натурного обследования площадки, на которой планируется хозяйственная деятельность, а также прилегающих территорий, для проверки соответствия осуществляемых работ, методов их выполнения требованиям законодательства РФ в области охраны окружающей среды, а также выполнения предусмотренных проектом природоохранных мероприятий.
Вместе с тем, поскольку на момент проводимой ООО «Экоцентр» оценки деятельность по строительству ООО «ТРК «Байкал Даймонд» была начата (в Проекте освоения лесов с учетом изменения № от ДД.ММ.ГГГГ указано о существующей постройке – VIP коттедж двухэтажный), тоуказанные в Проекте освоения лесов, в оценке ООО «Экоцентр» природоохранные меры подлежали включению в проектную документацию к заявке ООО «ТРК «Байкал Даймонд» в ДД.ММ.ГГГГ в виде конкретных мероприятий, что не было сделано. Так, в Программе планируемых работ 1 этапа, в оценке ООО «Экоцентр» не указаны конкретные мероприятия по обеспечению сбора сточных вод в герметичные выгребы, расположенные выше уровня грунтовых вод, по устройству наружных сетей канализации, ихисполнению из асбоцементных труб с уплотнением стыков резиновыми кольцами, по устройствуотвода дождевых вод с территории арендуемого участка в пониженное место с отсутствием прямого стока дождевых вод в озеро Байкал (в то время как в оценке ООО «Экоцентр» вред рассчитан по потере стока), по вывозу сточных вод из выгребов, мусора на санкционированную свалку (планируемые объемы, периодичность). Кроме того, в Проекте освоения лесов, Программе планируемых работ 1 этапа, в оценке ООО «Экоцентр» в перечень проектируемых объектов планируемой деятельности по строительству и эксплуатации включены кемпинги для проживания, беседки,спортивныеи детские площадки, урны и контейнеры для мусора,баня, и т.д., но не указано о благоустройстве проектируемых объектов (при его отсутствии – о проектировании отдельных туалетов, санузлов), о проектированиигерметичных выгребов, сети канализации, их расположения на участке и привязки к объектам,не предусмотрены площадки для размещения мусорных контейнеров, строительных материалов, условия размещенияи использования скважины и дизельной (бензиновой) подстанции на арендуемом лесном участке,хотя в Программе планируемых работ 1 этапа, в оценке ООО «Экоцентр» упоминается их использование для планируемой деятельности по строительству и эксплуатации комплекса, но Проектом освоения лесов они не предусмотрены, таким образом, сама возможность размещения и использования скважины и дизельной (бензиновой) подстанции на арендуемом лесном участке не определена, а альтернативный вариант энергообеспечения планируемой деятельности по строительству и эксплуатации комплекса проектная документация не содержит.
В программе планируемых работ ООО «ТРК «Байкал Даймонд» указано, что планом мероприятий предусмотрено устройство подъездов к территории проектируемого участка (с твердым покрытием переходного типа из щебня и гравийной смеси), организация пешеходных дорожек на территории проектирования. Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ договора аренды № при осуществлении арендатором рекреационной деятельности в лесах не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка, проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам.В Проекте освоения лесов, Программе планируемых работ 1 этапа, в оценке ООО «Экоцентр» в перечень проектируемых объектов планируемой деятельности по строительству и эксплуатации включена дорожно-тропиночная сеть на лесном участке с шириной троп и дорожек 1 м (из плитки тротуарной, щебня), Программой планируемых работ ко 2 этапу отнесено строительство и эксплуатация автомобильной стоянки на 100 машин (грунт, 40х15 м), в товремя как в Проекте освоения лесовна ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено строительство и эксплуатация настила на 100 машин (3х4 м) (в Проекте освоения лесов на ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено строительство и эксплуатация настила на 100 машин (грунт, 3х4 м)), но не предусмотрено твердое покрытие стоянки, устройство подъездов к территории лесного участка и по его территории, их характеристики, т.е. дорог с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и т.п. согласно п. 1.2 ПДД РФ), что не соответствует требованиям п. 4 ч. 15 ст.65 ВК РФ, поскольку деятельность по строительству и эксплуатации комплекса без использования транспортных средств, проездов и мест их стоянки невозможна.
При вышеизложенных обстоятельствахпредставленная ООО «ТРК «Байкал Даймонд» на согласование в АБТУ Росрыболовства проектная документация имела существенные недостатки, не учитывала все установленные действующим законодательством ограничения при использовании лесного участка, расположенного в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, водоохранной, рыбоохранной зон и прибрежной защитной полосы озера Байкал,не учитывала все виды и длительность воздействияпланируемой деятельности, указанные в проектной документациимеры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания при осуществлении ООО «ТРК «Байкал Даймонд» планируемой деятельности на таком лесном участке ввиду их неполноты не соответствовали требованиям подпунктов «б, в, г, е, ж» пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. №380.
Оценивая довод административного истца о том, что деятельность ООО «ТРК «Байкал Даймонд» по организации Туристического спортивно-оздоровительного комплекса в местности <адрес> (I этап) подпадает под установленный запрет на строительство зданий и сооружений (или их частей) в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озераБайкал, суд, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 64 КАС РФ, учитывает решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, решение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, постановление <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения жалоб ООО «ТРК Байкал Даймонд» на Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраныокружающей среды в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, главного специалиста-эксперта регионального отдела экологического надзора Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора С.А.Б. от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении ООО «ТРК Байкал Даймонд» к административной ответственности по № КоАП РФ (использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной ииной деятельности), в которых содержатся выводы судов о том, что осуществляемая ООО «ТРК «Байкал Даймонд» деятельность по строительству объектов Туристического спортивно-оздоровительного комплекса в местности <адрес> на лесном участке с кадастровым номером № подпадает под установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. №643 запрет.
При установленных обстоятельствах суд находит доказанным, что при согласовании деятельности ООО «ТРК «Байкал Даймонд» по организации Туристического спортивно-оздоровительного комплекса в местности <адрес> (I этап) АБТУ Росрыболовстване проведен необходимый анализ представленной проектной документации, характеристики планируемой деятельности, ее воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, ее соответствия установленным действующим законодательством ограничениям в границах Центральной экологическойзоны Байкальской природной территории, водоохранной, рыбоохранной зон и прибрежной защитной полосы озера Байкал, не дана надлежащая оценка негативного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, водные биологические ресурсы и среду их обитания, оценка указанных в проектной документации мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, достаточности таких мер и их соответствия требованиям природоохранного законодательства, что повлекло принятие АБТУ Росрыболовства необоснованного и незаконного заключения от ДД.ММ.ГГГГ № о согласовании осуществления деятельности ООО «ТРК «Байкал Даймонд» по объекту «Организация Туристического спортивно-оздоровительного комплекса в местности <адрес> (I этап)», в нарушение требованийПравил согласования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. №384, требованийзаконодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды о сохранении водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также в нарушение интересов Российской Федерации, как собственника водного объекта озера Байкал, прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Суд не принимает доводы представителязаинтересованного лица ООО «ТРК «Байкал Даймонд»,представителя административного ответчика АБТУ Росрыболовства о пропуске прокурором срока обращения в суд с административным исковым заявлением, поскольку из материалов дела следует, что основанием для обращения в суд явилась поступившая в адрес Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуроры информации Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от ДД.ММ.ГГГГ о незаконности оспариваемого заключения АБТУ Росрыболовства с направлением копий материалов проверки (с заключением) для принятия мер прокурорского реагирования, из которойВосточно-Байкальскому межрайонному природоохранному прокурору стало известно о нарушениях законодательства при согласовании деятельности ООО «ТРК «Байкал Даймонд», с административным исковым заявлением прокурор обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем установленные ст. 219 КАС РФ сроки обращения в судадминистративным истцом соблюдены.Согласование Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ проведения Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории проверки в отношении ООО «ТРК «Байкал Даймонд», последующее направление в ее адрес акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ с приложением заключения АБТУ Росрыболовства, участие представителя Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры Бардоновой М.А. при рассмотрении жалобы на постановление от ДД.ММ.ГГГГ № в <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ ее осведомленность о заключении АБТУ Росрыболовства не свидетельствуют о том, что в этот же период времени Восточно-Байкальскому межрайонному природоохранному прокурору стало известно о нарушениях законодательства при согласовании АБТУ Росрыболовства деятельности ООО «ТРК «Байкал Даймонд», поскольку Восточно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура в проводимой в ДД.ММ.ГГГГ проверке и судебных процессах по обжалованию постановления от ДД.ММ.ГГГГ № не участвовала.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора об оспаривании заключения АБТУ Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ № обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 177, 180, 218, 227 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Ангаро-Байкальскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству удовлетворить.
Признать незаконным заключение Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ № о согласовании осуществления деятельности ООО «ТРК «Байкал Даймонд» по объекту «Организация Туристического спортивно-оздоровительного комплекса в местности <адрес> (I этап)».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Прибайкальский районный суд Республики Бурятия.
Судья С.В. Горковенко