Решение по делу № 2-278/2024 от 09.01.2024

№2-278/2024

УИД 11RS0016-01-2024-000012-38

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Долгих Е.А.,

при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании «23» апреля 2024 года в с.Выльгорт гражданское дело по исковому заявлению Белых И. В. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение,

установил:

Белых И.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение, взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что в результате пожара, произошедшего 25.12.2016, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором он проживал с несовершеннолетним ребенком, уничтожен. На основании заключения межведомственной комиссии от 19.04.2017 указанный дом признан непригодным для проживания. Белых И.В. признан малоимущим, а постановлением администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми от 05.10.2023 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Ему предложено после освобождения из мест лишения свободы обратиться с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда в связи с отсутствием жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, с чем он не согласен. Ссылаясь на длительное бездействие органов местного самоуправления, связанного с необеспечением жилого помещения и перенесенные в связи с этим душевные волнения и переживания, истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 18.03.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация сельского поселения «Палевицы».

Истец Белых И.В., надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил заявление об уточнении исковых требований, в котором просил признать действия (бездействия) администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми, связанные с лишением его права на жилище, установленного ст. 40 Конституции РФ, за период с 2023 года по настоящее время; возложить на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми обязанность предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение.

Ответчик администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми, надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направила, представила отзыв на исковое заявление, в котором выразила несогласие с заявленными истцом требованиями.

Третье лицо администрация сельского поселения «Палевицы» надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направила.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, материалы гражданского дела , материалы надзорного производства , суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 25.12.2016 в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, произошел пожар, вследствие чего повреждено строение дома, а также находящееся в нем имущество, на общей площади 96 кв.м., что подтверждается справкой ОМВД России по Сыктывдинскому району от 16.01.2017 № 43/4-807.

Согласно выводам технического заключения от 31.01.2017 очаг пожара находился внутри северной части жилого дома, наиболее вероятная причина пожара – внесение постороннего источника зажигания (непотушенная сигарета, пламя спички или зажигалки и т.п.).

По факту пожара 30.03.2017 возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 168 Уголовного кодекса РФ, которое постановлением

от 26.12.2018 прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 Уголовного кодекса РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

Из материалов дела следует, что жилой дом по адресу: <адрес> принадлежал на праве собственности отцу истца Белых В.И., умершему <дата>. После смерти Белых В.И. наследственные права на данный дом никем из наследников в установленном порядке не оформлены.

В указанном жилом доме на дату пожара были зарегистрированы истец, его сын Белых К.И., <дата> года рождения, племянники Белых И.В.Сидоров О.К. и Сидоров Д.К.

Из материалов дела следует, что 14.02.2017 в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» поступила копия обращения Белых И.В. от 31.01.2017, направленного им через интернет-приемную Главы Республики Коми, в котором Белых И.В. просил оказать ему и его сыну помощь как погорельцам.

Администрацией муниципального района «Сыктывдинский» на данное обращение дан письменный ответ от 22.02.2017, из которого следует, что решением комиссии по вопросам предоставления социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации по независящим от них обстоятельствам, зарегистрированным и проживающим на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Белых И.В., его сыну Белых К.И., племянникам Белых И.В.Сидорову О.К. и Сидорову Д.К., зарегистрированным по адресу: <адрес>, была выделена материальная помощь в размере 10 000 рублей (по 2 500 рублей каждому), выплата данных сумм истцом не оспаривается. Мать Белых К.И. была лишена родительских прав, умерла в 2010 году. В 2004 году Белых И.В. оказался в местах лишения свободы, несовершеннолетнего Белых К.И. воспитывали бабушка и дедушка (родители Белых И.В.). В 2014 году Белых И.В. освободился из мест лишения свободы, несовершеннолетний Белых К.И. проживает по временной регистрации по месту обучения в г. Санкт-Петербурге. Из телефонной беседы с Белых И.В. 21.02.2017 установлено, что он не доволен суммой выплаченной материальной помощи, полагает, что государство обязано полностью возместить ему рыночную стоимость поврежденного пожаром жилья. По вопросу предоставления жилья Белых И.В. устно обращался в администрацию сельского поселения «Палевицы», однако на момент обращения свободного жилья на территории сельского поселения не было, имеющаяся на балансе одна маневренная комната была предоставлена погорельцам 01.09.2016. Также из данного ответа следует, что 29.01.2017 в с.Палевицы произошел еще один пожар в доме, где было зарегистрировано 10 человек, из которых 5 несовершеннолетних детей, 30.01.2017 от пострадавшей от пожара гражданки Потолициной Н.В. в администрацию сельского поселения поступило заявление о выделении комнаты. С письменным обращением по вопросу выделения маневренного жилья Белых И.В. впервые обратился в администрацию села «Палевицы» 31.01.2017. Оба заявления были рассмотрены 07.02.2017 комиссией по жилищным вопросам администрации сельского поселения «Палевицы», принято решение свободное жилое помещение маневренного фонда (комнату) выделить семье Потолициной Н.В., поскольку в семье 5 несовершеннолетних детей. Сотрудниками администрации сельского поселения «Палевицы» Белых И.В. предложено подойти в администрацию района для совместной встречи с ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Сыктывдинского района», на что Белых И.В. ответил отказом.

Указанные в ответе администрации муниципального района «Сыктывдинский» от 22.02.2017 обстоятельства подтверждаются протоколом от 17.01.2017 № 1 заседания комиссии по вопросам предоставления социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации по независящим от них обстоятельствам, которым семье Белых И.В. выделена материальная помощь в размере 10 000 рублей; платежным поручением от 01.02.2017 ; ответом администрации сельского поселения «Палевицы» от 13.02.2017 на обращение Белых И.В. от 31.01.2017, согласно которому на момент обращения Белых И.В. маневренная комната предоставлена погорельцам (с 01.09.2016), свободного жилого помещения администрация не имеет, все жилые помещения предоставлены по договорам социального найма, Белых И.В. разъяснено его право встать на учет как малоимущий гражданин и на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ претендовать на улучшение жилищных условий по договорам социального найма вне очереди.

Судом также установлено, что 20.03.2017 Белых И.В. на имя главы администрации сельского поселения «Палевицы» направлены заявления: об оказании материальной помощи в связи с потерей жилья в результате пожара; о создании межведомственной комиссии для признания сгоревшего дома непригодным для проживания; о постановке Белых И.В. в очередь на улучшение жилищных условий на состав семьи 4 человека.

Письмом от 03.04.2017 администрацией сельского поселения «Палевицы» Белых И.В. дан ответ, согласно которому для выделения денежных средств из резервного фонда сельского поселения заявителю необходимо представить справку о пожаре, справку о семейном положении, паспорт, страховое свидетельство, ИНН, сберкнижку или реквизиты карты для перечисления денежных средств. Из устной беседы с Белых И.В. 28.03.2017 выяснилось, что документы Белых И.В. сгорели при пожаре, в связи с чем, Белых И.В. в письме было разъяснено, что с заявлением о выделении материальной помощи может обратиться любое зарегистрированное по данному адресу лицо, у кого имеются вышеперечисленные документы. Указанное заявителю также было разъяснено и в ходе устной беседы 28.03.2017. Данное письмо вручено Белых И.В. под подпись 04.04.2017.

Также из материалов дела следует, что на основании акта и заключения межведомственной комиссии от 19.04.2017 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания, копии акта и заключения вручены Белых И.В. под подпись 21.04.2017.

Письмом от 03.04.2017 №129 в ответ на обращение Белых И.В. от 20.03.2017 о постановке семьи Белых И.В. в очередь на улучшение жилищных условий администрацией сельского поселения «Палевицы» заявителю даны разъяснения жилищного законодательства, согласно которым для постановки на такой учет заявителю необходимо представить документы, поименованные в данном ответе, для признания семьи малоимущей с целью предоставления жилья, и после признания семьи малоимущей администрация сельского поселения «Палевицы» вынесет решение о постановке Белых И.В. на учет на улучшение жилищных условий. Указанный ответ получен Белых И.В. лично под подпись 04.04.2017.

На данное письмо Белых И.В. в администрацию сельского поселения «Палевицы» подано заявление от 19.04.2017, которым он просил отсрочить рассмотрение его заявления от 20.03.2017 до его повторного обращения.

Судом также установлено, что 22.10.2021 в отдел обращений граждан администрации Главы Республики Коми поступило обращение Белых И.В. по вопросу оказания помощи в предоставлении жилого помещения взамен сгоревшего дома, которое было перенаправлено главе муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми (поступило в администрацию района 26.10.2021).

Из ответа администрации сельского поселения «Палевицы» от 09.11.2021 №284, адресованного администрации района, следует, что после апреля 2017 года Белых И.В. в администрацию для постановки на очередь для улучшения жилищных условий не обращался, соответствующих документов не представил. Его сын Белых К.И., в настоящее время достигший совершеннолетия, с заявлениями для постановки на учет также не обращался, мер к улучшению жилищных условий не предпринимал.

На вышеуказанное обращение Белых И.В. письмом от 24.11.2021 администрацией муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми со ссылкой на положения Жилищного кодекса РФ, Постановление Правительства от 28.01.2016 №47, указано, что граждане, жилые помещения которых пострадали в результате пожара, могут претендовать на предоставление другого жилья по договорам социального найма при условии, если гражданин является нанимателем пострадавшего от пожара жилого помещения либо если гражданин принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; не исключается возможность предоставления жилья малоимущим гражданам, лишившимся в результате пожара единственного жилья, а также возможно предоставление жилых помещений маневренного фонда, что носит заявительный характер. Белых И.В. указано, что после января 2017 года с заявлением о предоставлении жилья из маневренного жилого фонда он в администрацию не обращался. Заявителю предложено обратиться в администрацию сельского поселения «Палевицы» с заявлением о признании нуждающимся и заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, в целях дальнейшей реализации своих прав, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, также указан перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению для получения указанных услуг.

28.10.2022 Белых И.В. обратился в администрацию сельского поселения «Палевицы» с целью постановки на учет в качестве малоимущего. При этом к данному заявлению не приложил копию паспорта или доверенность.

Ответом администрации сельского поселения «Палевицы» от 09.11.2022 истцу разъяснена необходимость в предоставлении доверенности.

21.11.2022 Белых И.В. обратился администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в целях обеспечения жилым помещением, а также в целях получения субсидии на строительство или приобретение жилья.

В ответ на данное обращение 20.12.2022 администрацией района истцу повторно разъяснены положения жилищного законодательства и приложены перечни документов, необходимых для получения соответствующих муниципальных услуг.

14.03.2023 Белых И.В. направил в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми запрос о признании его малоимущим для предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в Республике Коми, приложив копию паспорта, справку о доходах за последний год (с 01.03.2022 по 28.02.2023), справку ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, подтверждающую временное отсутствие заявителя в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы.

Постановлением администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми от 04.07.2023 утвержден протокол заседания комиссии по жилищным вопросам от 04.07.2023 , которым Белых И.В. признан малоимущим в целях предоставления по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального района «Сыктывдинский».

06.07.2023 указанные акты направлены в адрес Белых И.В.

Постановлением мирового судьи Выльгортского судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от 06.07.2023 первый заместитель руководителя администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми Круглова И.К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3(1) Закона Республики Коми от 30.12.2003 №95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми» за несвоевременное принятие решения по заявлению Белых И.В. от 14.03.2023.

01.09.2023 Белых И.В. обратился в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми с запросом о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с приложением необходимых документов.

Постановлением администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми от 05.10.2023 утвержден протокол заседания комиссии по жилищным вопросам от 03.10.2023 , которым Белых И.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемым по договору социального найма, составом семьи 1 человек.

19.10.2023 Белых И.В. направил в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми обращение с просьбой о разъяснении порядка предоставления субсидии на строительство или приобретение жилья в Республике Коми и определения ее размера.

28.11.2023 администрацией в адрес Белых И.В. направлено разъяснение по вопросу размера субсидии на строительство или приобретение жилья, а также 05.12.2023 направлена форма запроса о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.

30.11.2023 ФКУ ЛИУ-9 УФСИН России по Ярославской области адрес администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми направлен запрос о предоставлении информации о том, будет ли обеспечен Белых И.В. жилым помещением маневренного жилого фонда при освобождении из мест лишения свободы, с указанием точного адреса проживания.

В ответ на данный запрос администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми указала, что после освобождения из мест лишения свободы Белых И.В. будет предоставлено жилое помещение маневренного жилого фонда, расположенное по адресу: <адрес>

18.12.2023 Белых И.В. направил в администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми запрос о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, а также указал, что в связи с отсутствием собственных денежных средств оплатить разницу между стоимостью жилого помещения и размером социальной выплаты не представляется возможным. Данный запрос поступил в администрацию 09.01.2024.

В ответ на данное обращение администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми 06.02.2024 отказала Белых И.В. в принятии на учет для получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, в связи с отсутствием полного комплекта необходимых документов, а также разъяснила, что он вправе повторно обратиться с запросом о принятии на учет после устранения причин, послуживших основанием для отказа.

Обращаясь в суд с рассматриваемым иском Белых И.В. указывает, что в связи с незаконным действиями (бездействием) администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми, он до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, чем нарушаются его права.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

Конституцией РФ гарантируется право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе предоставляют в установленном порядке гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В целях реализации положений ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

В свою очередь законодателем в ч. 2, 3, 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ определено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Согласно положению ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель установил возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, в том числе для граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ), при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст.49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Таким образом, по смыслу жилищного законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в орган местного самоуправления по месту своего жительства (ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда гражданину необходимо признание этого гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, а при отсутствии оснований для обеспечения жилым помещением по договору социального найма гражданам, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в силу положений ст. 95 Жилищного кодекса РФ предоставляются жилые помещения маневренного фонда.

В ходе рассмотрения дела судом достоверно установлено и сторонами не оспаривалось, что жилое помещение, поврежденное в результате пожара 25.12.2016, находилось в собственности отца Белых И.В.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в судебных актах, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.

Вопросы обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, а также положениями Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов.

Как указано выше, Белых И.В. в установленном порядке обращался в администрацию муниципального района «Сыктывдинский Республики Коми с заявлением о принятии его на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма, поставлен на соответствующий учет на основании протокола от 03.10.2023.

Кроме того Белых И.В. на основании постановления администрации муниципального района «Сыктывдинский Республики Коми от 04.07.2023 признан малоимущим в целях предоставления по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального района «Сыктывдинский»

Между тем, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие принятие органом местного самоуправления в лице администрации надлежащих и достаточных мер к предоставлению истцу жилого помещения.

Указанные обстоятельства, с учетом вынесенного мировым судьей постановления, которым первый заместитель руководителя администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 3(1) Закона Республики Коми от 30.12.2003 №95-РЗ «Об административной ответственности в Республике Коми», по убеждению суда, свидетельствуют о бездействии со стороны органа местного самоуправления в лице администрации по обеспечению истца жилым помещением взамен признанного в установленном порядке непригодным для проживания, в связи с чем, находит заявленные Белых И.В. требования обоснованными.

Учитывая установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истец не способен самостоятельно приобрести жилое помещение, принимая во внимание, что жилое помещение, в котором проживал и был зарегистрирован Белых И.В. утрачено в результате пожара, признано в установленном порядке непригодным для проживания, а также то, что он признан малоимущим, суд приходит к выводу, что у органа местного самоуправления возникла обязанность по обеспечению истца жилым помещением, в связи с чем, заявленные исковые требования следует признать обоснованными, что является основанием для предоставления истцу жилого помещения во внеочередном порядке.

При этом предоставление жилого помещения истцу, обладающему в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно в соответствии с требованиями статей 87, 89 Жилищного кодекса РФ.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума ВС РФ №14 от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

В силу ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое жилое помещение в связи с непригодностью занимаемого жилого помещения и его сносом должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Из выписки из ЕГРН следует, что общая площадь жилого помещения, утраченного в результате пожара, расположенного по адресу: <адрес> составляла 44,9 кв.м.

С учетом приведенных сведений о площади жилого помещения, находившегося в пользовании Белых И.В, суд приходит к выводу о том, что истцу должно быть предоставлено равнозначное жилое помещение общей площадью не менее 44,9 кв.м, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте <адрес>

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования Белых И. В. <данные изъяты>) удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми (ОГРН 1021100971352) по обеспечению Белых И. В. жилым помещением незаконным.

Возложить на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми обязанность предоставить Белых И. В. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте сельского поселения «Палевицы», общей площадью не менее 44,9 кв. м., отвечающее установленным санитарным и техническим нормам.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 02.05.2024.

Судья Е.А. Долгих

2-278/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Белых Иван Валерьянович
Ответчики
Администрация МР "Сыктывдинский" Республики Коми
Другие
АСП "Палевицы"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Долгих Елена Алексеевна
Дело на странице суда
skdsud.komi.sudrf.ru
09.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2024Передача материалов судье
10.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.01.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2024Судебное заседание
23.04.2024Судебное заседание
02.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее