Дело №2-114/2024
УИД 75RS0002-01-2023-004294-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 октября 2024 года г. Чита
Ингодинский районный суд г.Читы в составе
председательствующего судьи Матвеевой А.А.,
при секретаре Палий Т.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации городского округа «Город Чита» к Назаряну М. А. демонтаже здания, расположенного в охранной зоне,
установил:
администрация городского круга «Город Чита» обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 1295 кв.м. В адрес администрации городского округа «Город Чита» поступило обращение и.о. директора филиала «Читинский энергетический комплекс» ПАО «ТГК-14» Грачева В.А. о том, что по адресу: <адрес>, <адрес>» на тепловой сети установлена автостоянка. Возникновение аварийной ситуации на данном участке тепловой сети повлечет за собой угрозу жизнеобеспечения жителей <адрес> в <адрес>. По сообщению комитета по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» (письмо от 18.05.2023 № 6454) в границах земельного участка с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования - для хранения автотранспорта, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> со стороны жилого <адрес>, незаконно размещена автомобильная автостоянка, имеющая признаки капитального строения, в то время как согласно сведениям ЕГРН на земельном участке должен находиться фитнес-центр площадью 10,5 кв.м. На требование администрации городского округа «Город Чита» об осуществлении сноса самовольной постройки, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, ответчиком никаких мер не принято. С учетом исковых требовании (т.1 л.д.233) истец просит: обязать Назаряна М.А. в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда за счет собственных средств осуществить демонтаж автостоянки по адресу: <адрес>, <адрес> расположенной в охранной зоне тепловой сети. Взыскать с Назаряна М. А. в пользу администрации городского округа «Город Чита» судебную неустойку за неисполнение судебного акта в размере 1000 рублей в день, за каждый день просрочки исполнения решения суда, начиная со дня вступления его в законную силу, по день фактического исполнения.
В судебном заседании представитель истца Сильванович И.Н. исковые требования поддержала. Представители третьих лиц ПАО «Россети Сибирь», АО «Водоканал» не возражали против удовлетворения исковых требований.
Ответчик Назарян М.А., представитель ответчика Семигузова А.В. против удовлетворения иска возражали.
Третьи лица: предстаивтели «ПАО «ТГК № 14», Министерство природных ресурсов Забайкальского края, Хабибулинн О.Г., Зверев А.В., Гилев А.А. извещены о судебном заседании надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Исследовав материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
В Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации).
Как провозглашено в ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
В то же время, федеральный законодатель в абзаце 2 п. 11 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации определил, что при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.
В этой связи имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (п. 3 ст. 3 ЗК РФ).
Земельный участок, как объект земельных отношений и объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (подп. 1 п. 1, п. 3 ст. 6 ЗК РФ).
По общему правилу, изложенному в п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137- ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, также осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В соответствии с п. 2 ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации, муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
При этом под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (ч. 1 ст. 72 ЗК РФ).
Как установлено судом в ходе разбирательства дела, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> установлена автостоянка, собственником земельного участка является Назарян М.А.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Назаряна М.А. администрацией городского округа «Город Чита» направлено требование о сносе самовольной постройки, в связи с тем, что здание расположено в охранной зоне тепловой сети (том 1 л.д.23).
В обозначенный в требовании срок земельный участок от установленного на нем здания освобожден не был.
Разрешая заявленное органом местного самоуправления требование, суд руководствуется следующим.
В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», судам необходимо учитывать, что в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Согласно пунктам 1 - 3 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Минстроя Российской Федерации от 17 августа 1992 г. N 197 "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей" (далее - Правила N 197) охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера. Охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции, баки-аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели устройств связи и телемеханики.
В пункте 5 Правил N 197 определено, что в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие их ремонту, в том числе не допускается загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, возводить временные строения и заборы и т.п.
В пункте 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации МДС 41-3.2000, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21 апреля 2000 г. N 92, предусмотрено, что для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
Таким образом, действующее нормативное регулирование спорных правоотношений содержит прямой запрет на размещение каких-либо объектов в охранной зоне тепловых сетей.
Как определено в подп. 2, 3 п. 1 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе в случае самовольного занятия земельного участка и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
В свою очередь, защита гражданских прав, в силу положений ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, может осуществляться путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с п. 2 ст. 62 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Выше судом отмечалось, что иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если будет установлено, что действия ответчика нарушают право собственности истца или законное владение, а равно имеется реальная угроза нарушения таких прав.
Следовательно, наличие права собственности истца или законного владения земельным участком, нарушение таких прав, не связанное с лишением владения, и нарушение права собственности или законного владения непосредственно ответчиком, является той совокупностью юридически значимых обстоятельств, которая должна быть установлена судом при разбирательстве настоящего дела для удовлетворения иска.
В силу п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Положениями ч.1 ст.16 названного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесены: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа (п. 3); организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4).
Уставом городского округа "Город Чита" (принят решением Думы городского округа "Город Чита" от 25.05.2017 N 53) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 9).
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений теплоснабжения и электроснабжения в целях недопущения причинения имущественного ущерба, а также вреда жизни или здоровью жителям муниципального образования.
В пункте 5 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Минстроя России от 17.08.1992 N 197, определено, что в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в частности, устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.
Охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки (п. 3 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей).
Названные ограничения на размещения в охранной зонах тепловых сетей направлены прежде всего, на повышение технического уровня эксплуатации и обеспечения охраны тепловых сетей от повреждений.
Из приведенных выше положений следует, что запрет на размещение в границах охранных зон тепловых сетей объектов некапитального строительства, связан, прежде всего, с тем, что их неконтролируемое и несогласованное с уполномоченным органом размещение, при отсутствии беспрепятственного доступа для обслуживания и ремонта сетей, может нарушить безопасную работу тепловых сетей в том числе, привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
В соответствии с абзацем седьмым статьи 42 Земельного кодекса i Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Подпункты 3, 16 и 28 статьи 105 того же кодекса относят к видам зон с особыми условиями использования территорий:
охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии);
зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны
охранная зона тепловых сетей.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2028 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 1 января 2025 года нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
Согласно части 9 этой же статьи в случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Часть 10 и 16 статьи 26 названного закона предусматривает, что зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 1 января 2022 года нормативными правовыми актами, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 названной статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации. До 1 января 2022 года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования данного федерального закона, с учетом особенностей, установленных частями 16.1 и 16.2 указанной статьи.
В отношении из каждой из упомянутых охранных зон установлены соответствующие правила, ограничивающие хозяйственную деятельность, в том числе не допускающие в пределах охранных зон тепловых сетей стоянки всех видов машин и механизмов, специальный режим и комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды, размещения объектов и предметов, которые могут препятствовать доступу обслуживающего персонала и техники к объектам электроэнергетики на всем протяжении его границы (пункт 5 статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10, Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160 (в редакции от 18 февраля 2023 года), типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденные приказом Минстроя России от 17 августа 1992 года № 197, действующие согласно приказа Минстроя России от 6 августа 2020 года № 428/пр до дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об охранной зоне тепловых сетей»).
Согласно договора №5892 от 02.09.2016 купли-продажи земельного участка на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора прежний собственник объекта Хабибуллин О.Г. достоверно знал, что земельный участок ограничен в пользовании в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства. Кроме того данным договором установлено, что возможно обременение земельного участка правом прохода и проезда коммуникационными службами в порядке, установленном действующим законодательством (т.1 л.д.80-84)
Фактически на земельном участке размещено металлическое сооружение, обшитое профлистом (ангар) для хранения автомобилей (автостоянка), что не предусмотрено территориальной зоной размещения объектов транспортной инфраструктуры (Т-1). Собственнику 16.08.2023 года выдано требование о сносе самовольной постройки.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Назарян М.А. пояснил, что стал собственником земельного участка в 2018 году, за 6 лет неоднократно приходили представители ПАО «ТГК № 14», все осматривали, поскольку на земельном участке проходят коммуникации ПАО «ТГК № 14». Данные показания подтверждают факт осведомленности Назаряна М.А. о наличии обременений земельного участка (т.1 л.д.150).
Из материалов дела усматривается, что формирование спорного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, первоначально предоставленного в 2016 году для строительства физкультурно-оздоровительного центра с гостевой автостоянкой, обремененного охранными зонами подземных инженерных сооружений водооведения, водоснабжения, теплоснабжения и электрических кабелей, проложенных в 1979 и 1984 годах. Выделенный спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 29 августа 2017 года с видом разрешенного использования «хранение автотранспорта», в нарушение которого на нем возведена в сентябре-октябре 2017 года крытая автостоянка. 05.03.2018 года Назарян М.А. купил спорный земельный участок с тем же видом разрешенного использования, без упоминания в договоре строений, продолжая их эксплуатировать.
Анализ переходных положений земельного законодательства, позволяет сделать вывод, что сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории, установленной решением исполнительного органа государственной власти, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН, должны быть направлены в орган регистрации прав вместе с документами, необходимыми для внесения сведений о такой зоне, в срок не позднее 1 января 2028 года (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 30 марта 2022 года № 41-КАД22-1-К4)
Тот факт, что охранная зона сетей тепло и электроснабжения, как обременение земельного участка не зарегистрированы в ЕГРН, не имеет правового значения, поскольку отсутствие такой регистрации обременения не освобождает правообладателя земельного участка от необходимости соблюдать особый режим линейных объектов, в данном случае путем соблюдения охранных зон, фактически расположенных на конкретном земельном участке. Принцип образования охранных зон основан на том, что такие охранные зоны создаются в силу создания линейного объекта, а не в силу их регистрации.
Как разъяснено в пунктах 6, 18, 21 и 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2023 года № 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке», статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяется на объекты, которые в силу прямого указания закона подчинены режиму недвижимых вещей, но не являются таковыми в силу своих природных свойств (например, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания), объекты движимого имущества (например, нестационарные торговые объекты), неотделимые улучшения земельного участка (в том числе замощения, ограждения).
Вопрос об освобождении земельного участка, на котором располагается такой объект, может быть разрешен с учетом характеристик этого объекта и на основании положений законодательства, регулирующего соответствующие отношения.
Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, вправе обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правообладатели земельных участков, обладатели публичного сервитута при осуществлении строительства обязаны соблюдать правовой режим земельного участка, а также ограничения, установленные законом или договором, на основании которого используется земельный участок (пункт 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 41 Земельного кодекса Российской Федерации).
При разрешении споров, связанных с самовольными постройками, судам следует учитывать, что правовой режим земельного участка определяется исходя из принадлежности этого участка к определенной категории земель и его разрешенного использования, а также специальных требований законодательства, которыми могут быть установлены ограничения в использовании участка (подпункт 8 пункта 1 статьи 1, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Одним из ограничений в использовании земельного участка является его расположение в границах зоны с особыми условиями использования территории (статья 105 Земельного кодекса Российской Федерации). По общему правилу, сведения о зоне с особыми условиями использования территорий должны содержаться в ЕГРН (пункт 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации). До внесения в соответствии с указанной нормой сведений в ЕГРН вопрос о наличии и границах зон с особыми условиями должен разрешаться с учетом положений статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При рассмотрении требований, связанных со сносом самовольной постройки ввиду ее возведения (создания) с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, в числе юридически значимых для правильного разрешения спора обстоятельств суду надлежит установить, знало ли лицо, осуществившее постройку, и могло ли знать о наличии ограничений. Если лицо не знало и не могло знать о наличии ограничений использования земельного участка, в том числе вследствие отсутствия необходимых сведений в ЕГРН, а также получения от уполномоченного органа разрешения (согласования), допускающего возведение соответствующего объекта, постройка не может быть признана самовольной. Истец вправе представлять доказательства того, что «лицо, осуществившее самовольное строительство, действовало недобросовестно, поскольку знало или могло знать о наличии ограничений использования земельного участка, несмотря на отсутствие в ЕГРН соответствующей информации.
Таким образом, строения на спорном земельном участке находятся в фактической охранной зоне четырех подземных коммуникаций, что создает угрозу безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также препятствия для исполнения ресурсоснабжающими организациями обязанностей по содержанию и эксплуатации сетей, обеспечению надежного водо-, тепло- и электроснабжения потребителей.
Относительно доводов ответчика о том, что удовлетворения заявленного иска возможно только с условием возмещения ему денежных средств, то они отклоняются ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 107 ЗК РФ со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи.
В силу пункта 7 статьи 107 ЗК РФ в случае, если установление или изменение зоны с особыми условиями использования территории приводит к невозможности использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, в соответствии с их разрешенным использованием, по требованию гражданина или юридического лица - собственника таких земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества указанные в пунктах 8 и 9 статьи 57.1 настоящего Кодекса правообладатели зданий, сооружений, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, застройщики, органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны выкупить такие земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества.
Таким образом, положения пункта 7 статьи 107 ЗК РФ направлены на обеспечение необходимого баланса частных и публичных интересов, а также на защиту правомерных интересов собственника как добросовестного участника гражданских правоотношений, обоснованно рассчитывавшего на возможность использования своего имущества в соответствии с его правовым режимом, существовавшим на момент приобретения.
Из системного анализа положений пункта 7 статьи 107 ЗК РФ и пункта 25 статьи 26 Федерального закона от 03 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что обязанность по выкупу объекта недвижимости возникает только в случае, если использование земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием невозможно в связи с их нахождением в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).
В силу пункта 25 статьи 26 Федерального закона от 03 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения пунктов 7 - 12, 14 - 17 статьи 107 ЗК РФ распространяются также на случаи, если использование земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием невозможно в связи с их нахождением в границах зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 27 настоящей статьи, или в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), при соблюдении, в том числе такого условия, что земельный участок приобретен или предоставлен и (или) иной объект недвижимого имущества создан до дня установления зоны с особыми условиями использования территории и ее границ или до дня ввода в эксплуатацию магистрального или промышленного трубопровода, в целях предупреждения негативного воздействия которого установлены минимальные расстояния до магистрального или промышленного трубопровода, либо после дня установления такой зоны или после дня ввода в эксплуатацию магистрального или промышленного трубопровода при условии, что в правоустанавливающих документах на указанные земельный участок и (или) иной объект недвижимого имущества отсутствовала информация об ограничениях, установленных в границах таких зоны, минимальных расстояний.
Конституция Российской Федерации гарантирует право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1), а также право частной собственности, которое охраняется законом (статья 35, часть 1). Ограничения права частной собственности, осуществленные в публичных интересах, требуют достижения и поддержания баланса личных и общих интересов при неукоснительном соблюдении конституционно обоснованных принципов справедливости, разумности и соразмерности. Эффективной тому гарантией выступает установление надлежащих юридических процедур ограничения права собственности, непосредственно обеспечивающих такой баланс и предусматривающих возмещение убытков, причиненных собственникам этим ограничением.
Одним из таких способов возмещения убытков собственнику земельного участка и объектов недвижимого имущества, которые невозможно использовать в связи с установлением, изменением зоны с особыми условиями использования территории, является выкуп указанных объектов, предусмотренный пунктом 7 статьи 107 ЗК РФ. При этом действующее законодательство исходит из принципа защиты добросовестных участников гражданского оборота, проявляющих при реализации своего права добрую волю, разумную осмотрительность и осторожность (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. N 6-П, от 13 июля 2021 г. N 35-П и др.).
С учетом вышеприведенных положений суд исходит из того, что на момент приобретения Назаряном М.А. земельного участка не усмотреть в его пределах наличие очевидных объектов теплового хозяйства, возведенных до момента приобретения истцом права собственности, было невозможно.
Проявив обычную для гражданского оборота разумность при реализации своих прав, истец не мог не осознавать, что такой земельный участок нельзя использовать для возведения установленных объектов. В силу чего, то обстоятельство, что государственная регистрация установленных охранных зон, приведшая к ограничению (обременению) спорного земельного участка, была внесена после приобретения ответчиком участка, не свидетельствует о нарушении его прав и не является основанием для возложения на администрацию обязанности по выкупу земельного участка.
Как уже отмечалось выше с 2018 год Назарян М.А. достоверно знал об имеющихся ограничениях, в частности в судебном заседании 19.12.2023 пояснил, что допускал сотрудников ТГК-14 для осмотра подземных коммуникации (аудиозапись протокола судебного заседания от 19.12.2024 с 14 по 16 минуту).
С учетом изложенного суд полагает возможным удовлетворить исковые требования, возложить на ответчика обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу за свой счет освободить спорный земельный участок от самовольно возведенного на нем металлического сооружения, обшитого профлистом (ангара), используемого как стоянка автомобилей, путем его демонтажа, взыскать с ответчика в пользу истца судебную неустойку в размере 1000 руб. за каждый календарный день неисполнения решения, начиная с даты вступления решения в законную силу по день его фактического исполнения.
Определяя размер судебной неустойки суд учитывает использование спорного земельного участка площадью 1295 кв.м, для размещения постройки под стоянку автомобилей. Присужденная судебная неустойка в таком размере соответствует принципам справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения. В результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение (пункты 28 и 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации городского округа «Город Чита» (ОГРН 1027501183467, ИНН 7536031229) к Назаряну М. А. (паспорт № № выдан ДД.ММ.ГГГГ Ясногорского отделения милиции <адрес>) о демонтаже здания, расположенного в охранной зоне удовлетворить.
Обязать Назаряна М. А. в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу за свой счет освободить земельный участок площадью 1295+/-7,22 кв.м. по адресу: <адрес> с кадастровым номером № от самовольно возведенного на нем металлического сооружения, используемого как стоянка автомобилей, путем его демонтажа.
Взыскать с Назаряна М. А. в пользу администрации городского округа «Город Чита» судебную неустойку в размере 1000 руб. за каждый день просрочки исполнения возложенной обязанности, начиная с первого дня, следующего за днем истечения тридцатидневного срока со дня вступления в законную силу настоящего решения по день его фактического исполнения.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Матвеева
В окончательной форме решение изготовлено 28.10.2024