Решение по делу № 2а-57/2022 (2а-1270/2021;) от 29.11.2021

34RS0042-01-2021-002023-55

№2а-57/2022

город Фролово 25 января 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Фроловский городской суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Сотниковой Е.В.,

при секретаре Кузьминой Е.Р.,

рассмотрев 25 января 2022 года в городе Фролово Волгоградской области в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №6 по Волгоградской области к Волбенко Александру Алексеевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Межрайонная инспекция ФНС России №6 по Волгоградской области обратилась с административным исковым заявлением к Волбенко А.А. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017-2019 годы. Требования обосновали тем, что административный ответчик занимался предпринимательской деятельностью в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и являлся плательщиком страховых взносов. Волбенко А.А. недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование до настоящего времени не погашена. В настоящее время он утратил статус индивидуального предпринимателя.

В целях обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов на ОПС и ОМС налоговым органом в порядке ст.ст.69, 70 НК РФ в адрес налогоплательщика были направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неисполнением требований инспекции в соответствии со ст. 46 НК РФ было вынесено решение о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика – индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, а также постановления о взыскании за счет имущества ИП от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

В мае 2021 года инспекцией проведен мониторинг на предмет актуальности недоимки и задолженности по пени, в ходе которого установлено, что административный ответчик прекратил предпринимательскую деятельность.

В целях реализации права на взыскание налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №60 Фроловского судебного района Волгоградской области с заявлением о выдаче судебного приказа, однако определением от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии заявления в связи с пропуском срока подачи данного заявления.

В связи с изложенным, просят восстановить срок для подачи административного искового заявления и взыскать с Волбенко А.А. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды 2017-2019 годы: налог в размере 17 141 рубля, пени в размере 412 рублей 58 копеек; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) за расчетные периоды 2017-2019 годы: налог в размере 78540 рублей 51 кпейки и пени в размере 2088 рублей 92 копеек, всего на общую сумму 98 183 рублей 57 копеек.

Представитель административного истца – МИ ФНС России № 6 по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик Волбенко А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще судебной повесткой, направленной по месту регистрации, которая возвращена в суд с отметкой об истечении срока хранения.

В соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

Согласно пункту 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36, по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.

Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.

С учетом изложенного, неполучение административным ответчиком извещения о дате судебного заседания не может быть оценено в качестве ненадлежащего извещения о явке в судебное заседание, что не препятствует в рассмотрении дела без участия сторон.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 7 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с названным Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.

Согласно статье 10 ФЗ от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с названным Законом распространяется обязательное медицинское страхование.

Из материалов дела следует, что административный ответчик состоял на учете в инспекции в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд медицинского страхования и определены размеры этих взносов (статьи 5, 14).

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировал Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, утративший силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

В силу положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с 1 января 2017 года взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 2 статьи 4 и статья 5).

Таким образом, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации с 1 января 2017 года.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового Кодекса индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.

На основании пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации.

Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 1). Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (часть 2).

В соответствии с пунктом 1 статьи 430 НК РФ (в редакции, действовавшей на 2017 год) индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке: - в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации с 2018 года также установлен дифференцированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для указанной категории плательщиков в зависимости от величины дохода плательщика за расчетный период.

С ДД.ММ.ГГГГ размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определяется в следующем порядке:

если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рубля за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рубля за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым данного подпункта (абзац четвертый).

размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование определяется также в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

Волбенко А.А. были исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2017-2019 годы.

Поскольку срок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2017 год, 2018 год и 2019 год истек, а сумма страховых взносов Волбенко А.А. не уплачена, в адрес последнего были направлены:

- требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год, а также недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ;

- требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ;

- требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2016,2017 год со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ;

- требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год, а также недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017-2018 год со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ;

- требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29354 рублей и начисленной на нее пени в сумме 73,38 рублей, а также недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2019 год в сумме 6884,00 рублей и начисленной на нее пени в сумме 17,21 рублей со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

С учетом приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации и принимая во внимание неисполнение Волбенко А.А. обязанностей налогоплательщика самостоятельно, налоговым органом законно и обоснованно в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени на суммы недоимки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Налоговым органом в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов по каждому требованию начислены пени в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов в 2017, 2018 и 2019 годах.

Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа с физического лица, имеющего статус индивидуального предпринимателя осуществляется в порядке, установленном ст. 46, ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с неисполнением требований инспекции в соответствии со ст. 46 НК РФ были вынесены решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, постановлениями налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ произведено взыскание налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов за счет имущества Волбенко А.А..

Однако, ДД.ММ.ГГГГ Волбенко А.А. утратил статус индивидуального предпринимателя.

Порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, установлен ст. 48 НК РФ.

В случае утраты статуса индивидуального предпринимателя взыскание задолженности с физического лица осуществляется в порядке, установленном ст. 48 НК РФ.

На основании ч. 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

ДД.ММ.ГГГГ МИ ФНС России № 6 по Волгоградской области обратилась к мировому судье судебного участка №58 Волгоградской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №60 Фроловского судебного района Волгоградской области с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Волбенко А.А.

ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка №58 Волгоградской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №60 Фроловского судебного района Волгоградской области отказано в вынесении судебного приказа, поскольку заявленные требования налоговым органом не являются бесспорными в связи с пропуском срока на обращение к мировому судье.

Абзацем 4 части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Разрешая ходатайство административного ответчика о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд за защитой нарушенного права, суд приходит к следующим выводам.

По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2006 года № 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия; вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения дела, в судебном заседании, на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен, при наличии волеизъявления заявителя, выраженного в ходатайстве о восстановлении срока. Признание причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.

Статьями 46 и 47 Налогового кодекса предусмотрены меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет имущества налогоплательщика - организации (индивидуального предпринимателя).

Так, к числу надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика согласно пункту 2 статьи 46 НК РФ относится направление налоговым органом первого поручения на списание и перечисление денежных средств (перевод электронных денежных средств) в пределах двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если и эти меры не были предприняты, взыскание задолженности производится в судебном порядке, срок на обращение в суд составляет шесть месяцев и начинает течь после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ).

Как установлено в судебном заседании вопрос о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам были инициирован налоговым органом в порядке ст. 46 НК РФ, поскольку Волбенко А.А. на тот момент являлся индивидуальным предпринимателем, а именно были приняты решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом положениями п. 1 ст. 47 НК РФ установлено, что решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сроков, указанных в абз. 3 и 4 п. 3 ст. 46 НК РФ. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - организации, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика - организации причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абз. 3 и 4 п. 3 ст. 46 НК РФ.

Поскольку постановления налогового органа о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов за счет имущества Волбенко А.А. приняты ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, то положения ч.1 ст. 47 НК РФ в части принятия решения о взыскании налога за счет имущества должника административным истцом были соблюдены.

Вместе с тем, административным истцом не соблюден двухлетний срок на обращение в суд с заявлением о взыскании страховых взносов за 2017 и 2018 годы, поскольку требование от ДД.ММ.ГГГГ содержало срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; требование от ДД.ММ.ГГГГ содержало срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; требование от ДД.ММ.ГГГГ содержало срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ; требование от ДД.ММ.ГГГГ содержало срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, в то время как заявление к мировому судье поступило лишь ДД.ММ.ГГГГ

При этом по смыслу закона упомянутый предельный двухлетний срок выступает гарантией соблюдения принципа правовой определенности: он исчисляется с момента истечения срока добровольного исполнения обязанности по уплате, указанного в требовании, и поглощает иные предусмотренные статьями 46 - 47 Налогового кодекса сроки совершения промежуточных действий, направленных на взыскание задолженности налоговым органом. В соответствии с волей законодателя по истечении названного предельного срока налоговый орган, утративший возможность принятия собственных решений (постановлений) о взыскании задолженности, также утрачивает и право на обращение с соответствующим требованием в суд. Данная позиция отражена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 05.07.2021 N 307-ЭС21-2135 по делу N А21-10479/2019).

При таких обстоятельствах оснований для восстановления административному истцу срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с административного ответчика страховых взносов за 2017-2018 годы не имеется.

В свою очередь административным истцом не был пропущен двухлетний срок на обращение в суд с заявлением о взыскании страховых взносов за 2019 год, поскольку требование от ДД.ММ.ГГГГ содержало указание на срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом утраты статуса индивидуального предпринимателя Волбенко А.А., административным истцом в настоящее время не может быть реализована возможность вынесения в порядке ст.47 НК РФ решения налогового органа, а также обращения в арбитражный суд с исковым заявлением в порядке главы 26 АПК РФ.

Таким образом, налоговым органом были своевременно предприняты все действия, направленные на принудительное взыскание задолженности по уплате страховых взносов за 2019 года в соответствии со ст. 46, 47 НК РФ во время нахождения ответчика в статусе индивидуального предпринимателя. Доказательств обратного суду не представлено. При этом вопрос о взыскании недоимки в порядке ст. 48 НК РФ налоговым органом инициирован в течение 6 месяцев после прекращения административным ответчиком статуса индивидуального предпринимателя.

В данной ситуации прекращение статуса индивидуального предпринимателя административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ повлекло невозможность взыскания недоимки в порядке ст. 47 НК РФ после указанной даты и одновременно не позволило налоговому органу обратиться к мировому судье с заявление о выдаче судебного приказа в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов от ДД.ММ.ГГГГ, данное обстоятельство носит объективный и исключительный характер и является основанием для восстановления пропущенного налоговым органом срока для обращения в суд.

В связи с этим суд полагает необходимым удовлетворить ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока для подачи настоящего административного искового заявления в суд в части взыскания страховых взносов за 2019 год.

Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства дела и требования нормативных правовых актов, регламентирующих возникшие отношения, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований о взыскании с административного ответчика страховых взносов за 2019 год, а именно задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования: налог в размере 6884 рублей, пени в размере 17 рублей 21 копейки; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): налог в размере 29354 рублей и пени в размере 73 рублей 38 копеек.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку административный истец на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска, с Волбенко А.А. на основании ст. 333.19 НК РФ, ч. 1 ст. 114 КАС РФ в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1289 рублей 86 копеек.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

восстановить Межрайонной ИФНС России № 6 по Волгоградской области срок подачи в суд административного искового заявления о взыскании с Волбенко Александра Алексеевича страховых взносов и пени за 2019 год, отказать в восстановлении срока подачи в суд административного искового заявления о взыскании с Волбенко Александра Алексеевича страховых взносов и пени за 2017 и 2018 годы.

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Волгоградской области к Волбенко Александру Алексеевичу о взыскании страховых взносов и пени удовлетворить частично.

Взыскать с Волбенко Александра Алексеевича задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2019 год: налог в размере 6884 рублей (КБК18210202103081013160, ОКТМО 18728000), пени в размере 17 рублей 21 копейки (КБК 18210202103082013160, ОКТМО 18728000); задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) за 2019 год: налог в размере 29 354 рублей (КБК 18210202140061110160, ОКТМО 18728000) и пени в размере 73 рублей 38 копеек (КБК 18210202140062110160, ОКТМО 18728000).

В удовлетворении остальной части заявленных Межрайонной ИФНС России № 6 по Волгоградской области административных исковых требований к Волбенко Александру Алексеевичу, отказать.

Взыскать с Волбенко Александра Алексеевича государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1289 рублей 86 копеек.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Фроловский городской суд Волгоградской области в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья                    подпись                  Е.В.Сотникова

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 04 февраля 2022 года.

2а-57/2022 (2а-1270/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная инспекция ФНС России № 6 по Волгоградской области
Ответчики
Волбенко Александр Алексеевич
Суд
Фроловский городской суд Волгоградской области
Судья
Сотникова Е.В.
Дело на странице суда
frol.vol.sudrf.ru
29.11.2021Регистрация административного искового заявления
29.11.2021Передача материалов судье
30.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2021Подготовка дела (собеседование)
23.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2022Судебное заседание
04.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее