Решение по делу № 2-1997/2019 от 06.05.2019

Дело

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

(окончательная форма)

Именем Российской Федерации

<адрес>                                              18 июня 2019 года

Кировский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи ФИО5

при секретаре судебного заседания ФИО1;

с участием:

старшего помощника Махачкалинского транспортного прокурора ФИО2;

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного производства гражданское дело по исковому заявлению Махачкалинский транспортный прокурор к ОАО "РЖД", о понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности,

установил:

Истец обратился в Кировский районный суд <адрес> с иском к ОАО "РЖД" о понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности.

В обоснование своих требований истец указывает, что ответчик допустил нарушение законодательства о противопожарной безопасности. В связи с этим истец просит: обязать ОАО «Российские железные дороги» оборудовать в соответствии с установленными требованиями закона исправной автоматической системой оповещения о пожаре (пожарной сигнализацией) здание железнодорожного вокзала Махачкала, расположенного по адресу: <адрес>, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В ходе судебного заседания старший помощник Махачкалинского транспортного прокурора ФИО3 просил исковое заявление удовлетворить по указанным в нем доводам.

Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в зал судебного заседания не явился о причинах своей неявки суд не известил.

При этом представитель истца настаивал на рассмотрении дела в порядке заочного производства, так как ответчик, дважды извещенный не является.

В связи с этим, принимая во внимание, что в силу статьи 165.1 ГК РФ, судом были приняты меры к надлежащей доставке юридически значимого сообщения ответчику, руководствуясь ст. 165.1 ГК РФ, ст. 113, 118-119 и 233 ГПК РФ, с учетом разъяснений данных в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Махачкалинской транспортной прокуратурой проверено исполнение требований законодательства о пожарной безопасности на железнодорожном вокзале Махачкала Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД».

В соответствии с ч. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», п. 15 Правил оказания услуг по пользованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.

Статьей 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» установлена обязанность перевозчиков и владельцев инфраструктур по обеспечению безопасности перевозок пассажиров, качественному обслуживанию пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах.

Вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требований строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона -Ф3 пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

  1. в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
  2. в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О противопожарном режиме» утверждены соответствующие Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее по тексту - Правила противопожарного режима).

В соответствии с п. 61 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами иоформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.

В силу п. 63 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и плановому предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией). В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, связанных с отключением систем противопожарной защиты или их элементов руководитель организации принимает необходимые меры по защите объектов защиты от пожаров.

В соответствии со ст. 54 Федерального закона -ФЭ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

Оповещение населения о пожаре в силу ст. 63 Федерального закона -Ф3 является первичной мерой пожарной безопасности.

Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации согласно ст. 83 Федерального закона -Ф3 должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке и должны быть обеспечены в том числе устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения и должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.

В соответствии с ч. 1 ст. 84 Федерального закона -ФЭ оповещение людейо пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях в здании железнодорожного вокзала Махачкала в соответствии с монтированной автоматической установкой пожарной сигнализации должно осуществляться путем подачи световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей, трансляции специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре, обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени.

Прокурорской проверкой исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, проведенной ДД.ММ.ГГГГ в здании железнодорожного вокзала Махачкала, выявлены нарушения вышеуказанных Правил противопожарного режима.

Так, в нарушение вышеуказанных требований Федерального закона -Ф3, и пп.61,63 Правил противопожарного режима пожарная сигнализация и средства оповещения вокзала Махачкала являются неработоспособными по причине не устранения неисправностей, обнаруженных специалистом обслуживающей организации ООО «Спецуниверсалсервис» в ходе регламентного выполнения работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту системы пожарной автоматики на данном вокзале ДД.ММ.ГГГГ, а также в рамках прокурорской проверки, проведенной Махачкалинской транспортной прокуратурой в апреле 2018 года.

В связи с выявленными прокуратурой нарушениями в адрес начальника Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» ДД.ММ.ГГГГ за исх. внесено представление об устранении нарушений в сфере пожарной безопасности.

Однако проверкой, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что нарушения требований законодательства о пожарной безопасности на железнодорожном вокзале Махачкала продолжают иметь место, ответчиком меры к устранению не приняты до настоящего времени. Установленная в здании пожарная сигнализация не функционирует.

Выявленные нарушения требований действующего законодательства в сфере пожарной безопасности значительно снижают уровень защищенности вокзала Махачкала от возникновения пожара, своевременному оповещению и его ликвидации, а также безопасной эвакуации людей при пожаре.

Подобные нарушения влекут угрозу жизни и здоровью граждан, пребывающих в данном месте массового скопления людей, что является недопустимым и подлежит незамедлительному устранению.

Указанное здание железнодорожного вокзала находится в собственности ОАО«Российские железные дороги» на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия 05-АА и состоит на балансе Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД».

В соответствии с Положением о Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД», утвержденным ДД.ММ.ГГГГ /ДЖВ, на дирекцию возложены полномочия по осуществлению текущего ремонта и содержания зданий вокзалов.

B силу ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Таким образом, на ответчике - ОАО «Российские железные дороги» лежит обязанность по оборудованию здания железнодорожного вокзала исправной автоматической системой оповещения о пожаре (пожарной сигнализацией) в соответствии с установленными законом и противопожарными правилами требованиями.

Настоящее исковое заявление направлено на защиту прав пассажиров и иныхлиц - потребителей услуг железнодорожного транспорта, в связи с чем спорные правоотношения также регулируются Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей», в соответствии со статьей 4 которого организации независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом в установленном порядке.

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке.

В соответствии с ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Положением ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в интересах прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в связи с тем, что пассажирская платформа не соответствует требованиям закона, не представляется возможным.

Неправомерным бездействием ОАО «РЖД», выразившимся в необорудовании железнодорожного вокзала Махачкала исправной автоматической системой оповещения о пожаре (пожарной сигнализацией), грубо нарушаются требования Федерального закона -ФЭ и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ служит основанием для обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Защита прав неопределенного круга лиц в силу ст. 12 ГК РФ возможна путем пресечения действий, нарушающих право или создающих его нарушение, а также путем присуждения к исполнению обязанности.

Учитывая потребность пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, ежедневно осуществляющих посадку-высадку с железнодорожного вокзала Махачкала, разумным и достаточным сроком исполнения работ по оборудованию исправной автоматической системой оповещения о пожаре (пожарной сигнализацией) здания железнодорожного вокзала Махачкала является 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В связи с тем, что ответчик, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания не явился, свои возражения не представил, суд лишен возможности опровергнуть доводы истца о невыполнении ответчиком своих обязательств и в силу положений статьи 68 ГПК РФ вынужден согласиться с доводами истца.

При изложенных обстоятельствах, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд находит доводы истца обоснованными, а иск подлежащим удовлетворению.

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, п. 1 ст. 103 ГПК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Поскольку истец обратился в суд в интересах неопределенного круга физических лиц с требованиями неимущественного характера, размер государственной пошлины с учетом положений пп. 1 п. 1 и п. 3 ст. 333.19 НК РФ в этом случае составляет 300 рублей, поэтому в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета составляет 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 234-235 и 237 ГПК РФ, суд

№">решил:

Исковое заявление Махачкалинский транспортный прокурор к ОАО "РЖД" о понуждении устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» оборудовать в соответствии с установленными требованиями закона исправной автоматической системой оповещения о пожаре (пожарной сигнализацией) здание железнодорожного вокзала Махачкала, расположенного по адресу: <адрес>, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ответчика ОАО «Российские железные дороги» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Ответчик вправе подать в Кировский районный суд <адрес>, заявление об отмене данного заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный суд РД со дня вынесения решения в окончательной формулировке в течение 1 (одного) месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд <адрес>.

Председательствующий:                                                                   ФИО6

Заочное решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

2-1997/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Махачкалинский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "РЖД"
Суд
Кировский районный суд г. Махачкала
Дело на странице суда
kirovskiy.dag.sudrf.ru
25.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
25.03.2020Передача материалов судье
25.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2020Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
25.03.2020Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
25.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее