Решение по делу № 2а-4549/2021 от 08.09.2021

Адм. дело № 2а-4549/2021

УИД 21RS0023-01-2021-006964-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 октября 2021 года г.Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары в составе председательствующего судьи Волковой Е.Н.,

при секретаре Тимофеевой Н.Н.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации,

установил:

Заместитель прокурора Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики, действуя в интересах неопределенного круга лиц, с учетом отказа от административных исковых требований в части, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на интернет-сайте: ------/, информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) в сфере соблюдения законодательства о здравоохранении, образовании, труде и выявлены факты размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-сайте: ------/, для свободного доступа неограниченного круга лиц, информации, содержащей предложение о приобретении за деньги заполненных медицинских документов о состоянии здоровья. Продажа указанных документов осуществляется без прохождения медицинского обследования у специалистов и посещения медицинских учреждений. На сайте размещен каталог документов, прайс-лист, электронный бланк оформления заказа, пользователю предлагается представить фотографии и копии документов. Вход ресурс свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием сайтов и скопировать информацию в электронном виде, приобрести предлагаемые документы может любой пользователь сети «Интернет». Информация на Интернет-ресурсе распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствует. Информация нарушает положения Трудового кодекса, федерального законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих такие правоотношения. Статьей 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков. В ходе проверки установлено, что сведения о владельцах и администраторах вышеуказанных сайтов (страниц), их местонахождении и юридическом адресе отсутствуют, в связи с чем направить запрос в их адрес и привлечь к участию в деле не представляется возможным. Руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», учитывая установление запрета на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, истец просит признать информацию о порядке и условиях получения фиктивных документов, размещенную на интернет-сайте ------/, информацией, запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Прокурор, выступающий административным истцом, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.

Неявка прокурора не является препятствием для рассмотрения административного дела по существу.

Заинтересованным лицом Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя; направлен письменный отзыв.

В отзыве на административное исковое заявление указано, что в соответствии с ч.ч.1 и 6 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Согласно ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Ст. 9 этого же закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии со ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Данная мера не связана с имущественным воздействием на правонарушителя. Таким образом, целесообразно её применение к данному спору. В соответствии с положениями ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр). Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ основанием для включения в реестр вышестоящих сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Порядок ограничения доступа к информации, признанной запрещенной на территории РФ в соответствии со ст.ст. 15.1, 15.2, 15.3 ФЗ № 149-ФЗ, установлен Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101. В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Обязанность внесения сведений, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено по решению суда, также относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Внесение в единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п.9 Правил, утвержденных положениями Постановления Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101, в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.

В сети Интернет сведения, позволяющие установить местонахождение лиц, зарегистрировавших доменное имя, указанное в иске, для обеспечения возможности привлечения их к участию в деле, отсутствуют, доменное имя зарегистрировано за пределами Российской Федерации.

На основании ст. 151 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствии участников.

Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, огласив письменный отзыв заинтересованного лица, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему

В соответствии с КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или Российской Федерации. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Правовые основы деятельности в области связи и информации на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральными законами «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Распространение информации в сети «Интернет» и доступ несовершеннолетних и граждан к ней с помощью Интернет - провайдеров, попадает в сферу регулирования ФЗ № 149.

В соответствии со ст. 265.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно- телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Оператор информационной системы - гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

В соответствии с частью 1 статьи 10 указанного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15).

Частью 6 статьи 10 указанного Федерального закона запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. В силу части 1 статьи 9 выше указанного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из справки, составленной пом. прокурора района ФИО2, следует, что по результатам мониторинга сети Интернет дата обнаружено размещение на интернет-сайте ------/ информации с предложением путем заказа приобрести за плату медицинские документы о состоянии здоровья без помещения медучреждения. Доступ на сайты свободный, предварительной регистрации либо введения логина и пароля не требуется, ознакомиться с содержанием может любой интернет-пользователь.

Изображение интернет-страницы интернет сайта приложено. На изображении содержится информация о предложении пользователям приобрести листки нетрудоспособности, рецепты, справки в школу и на работу, без прохождения медосмотра, посещения медицинского учреждения и врачей.

Доступ на интернет-сайт ------/ свободный.

Судом осмотрен интернет-сайт ------/ и установлено, что на сайте размещено предложение оформить и направить заказчику листки нетрудоспособности, справки о прохождении медицинских осмотров установленной формы, в том числе по форме 086/у, 095/у и 026/у для возможности трудоустройства, результаты анализов и другие документы. Интернет-сайт содержит контактные данные, в том числе номера телефонов. Для оформления пользователю предлагается представить копии паспортных данных, фотографий, иные сведения.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон о социальном страховании) регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В соответствии с п/п.1 п.1 ст.1.2 Закона о социальном страховании обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н утвержден Порядок выдачи листков нетрудоспособности (зарегистрировано в Минюсте России 07.07.2011 N 21286), которым предусмотрено, что выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы; бланки листков нетрудоспособности регистрируются в первичной медицинской документации с указанием их номера, дат выдачи и продления, выписки гражданина на работу, сведений о направлении гражданина в другую медицинскую организацию (п. 5 Порядка). Порядок обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения осуществляется в соответствии с Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 18/29 «Об утверждении Инструкции о порядке обеспечения бланками листков нетрудоспособности, их учета и хранения» (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2004 г. N 5573) с изменениями, внесенными Приказом Минздравсоцразвития России и Фонда социального страхования Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 42/130 (зарегистрирован Минюстом России 3 августа 2004 г. № 5956).

Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка официального документа, освобождающая от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, являются уголовно наказуемыми преступлениями (ст.327 УК РФ).

Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность: незаконные приобретение или сбыт официальных документов, подделка официального документа – является распространением запрещенной информации.

На выявленном Интернет-сайте размещена информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за деньги больничные листы и иные медицинские документы, предоставляющие права и освобождающие от обязанностей, для получения которых органами государственной власти установлен определенный порядок. Информация носит противоправный характер, поскольку надлежащий порядок получения указанных документов предполагает личное обращение гражданина в медицинское учреждение, имеющее соответствующую лицензию, осмотр врача, проверку состояния здоровья и т.д.

Сведения, размещенные на данном Интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования полученных без обращения в учреждение здравоохранения и медицинского обследования документов о состоянии здоровья, листков нетрудоспособности и других медицинских документов, предоставляющих права и освобождающих от обязанностей, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению незаконных действий, в том числе преступлений, и способствуют их совершению

Учитывая, что приобретение с нарушением законодательства документов, выдаваемых гражданам учреждениями здравоохранения, может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Таким образом, суд приходит к выводу, что на интернет-сайте https://mk.profmed1-nsk.com/ размещена информация, запрещенная к распространению в Российской Федерации, так как эта информация способна побудить заинтересованных лиц к приобретению поддельных официальных документов, фактически способствует совершению преступлений, тем самым может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.

Предоставление доступа к указанному сайту противоречит федеральному законодательству.

В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч. 4 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.

При этом п. 2 ч. 5 этой же статьи предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На день вынесения решения суда данная интернет страница в едином реестре «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (http://eais.rkn.gov.ru /) отсутствует.

В силу ч.1 ст.188, ч.4 ст. 265.5 КАС РФ решения суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административные исковые требования заместителя прокурора Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц в части признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на интернет-сайте ------ к распространению в Российской Федерации информацией, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на интернет-сайте: ------/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

На основании ч.4 ст. 265.5 КАС РФ решение подлежит немедленному исполнению.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы или представление в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Председательствующий судья                        Е.Н. Волкова

В окончательной форме решение составлено дата

2а-4549/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
заместитель прокурора Московского района г.Чебоксары
Ответчики
Управления Роскомнадзора по Приволжскому федеральному округу
Другие
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных коммуникаций РФ
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Судья
Волкова Елена Николаевна
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
08.09.2021Регистрация административного искового заявления
08.09.2021Передача материалов судье
09.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.10.2021Судебное заседание
26.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее