Решение по делу № 12-751/2016 от 05.05.2016

                                                                                                                         Дело

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>

РЕШЕНИЕ

    23 июня 2016 года                                                             г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края Крамаренко Любовь Григорьевна, при секретаре ФИО3, рассмотрев жалобу защитника ФИО2 на постановление временно исполняющего обязанности Главного государственного инспектора г. Петропавловска-Камчатского по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо – Акционерное общество «ННК-Камчатнефтепродукт» за совершение административного правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением временно исполняющего обязанности Главного государственного инспектора г. Петропавловска-Камчатского по пожарному надзору (далее – должностное лицо) от ДД.ММ.ГГГГ акционерное общество «ННК-Камчатнефтепродукт» (далее – АО «ННК-Камчатнефтепродукт», Общество) привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник ФИО2 обратилась в суд с жалобой, в которой просила его отменить и прекратить производство по делу. В обоснование жалобы со ссылками на ч. 1 ст. 1.6, ст. 24.1, ч. 1 ст. 26.1, ч.ч. 1, 2 ст. 26.2, 28.2, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, указала, что обжалуемое постановление вынесено после повторного рассмотрения дела, однако, нарушения, послужившие основанием для отмены постановления от ДД.ММ.ГГГГ при новом рассмотрении дела должностным лицом не устранены. Должностным лицом при привлечении заявителя к административной ответственности допущено нарушение процессуальных норм права, выразившееся в том, что ни в протоколе об административном правонарушении, ни в обжалуемом постановлении не указана объективная сторона совершенных правонарушений, а только перечислены нарушения статей отдельных законов, отсутствуют ссылки на доказательства, подтверждающие наличие события административного правонарушения, что является существенным нарушением процессуальных требований статей. Из акта проверки, а также из всей совокупности материалов дела, невозможно установить суть выявленных правонарушений. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушения заявителем норм и требований пожарного законодательства. В связи с чем, не представляется возможным установить, на основании каких документов должностным лицом сделаны выводы, изложенные в постановлении. Заявителю вменяется нарушение требований пожарной безопасности, а именно: навесы над ТРК выполнены из горючих материалов. В покрытии навесов высотой не менее 4х метров допускается использование трудногорючих материалов (за исключением навесов или частей навесов, расположенных над местами заправки грузовых автомобилей). В качестве доказательств этому, в материалах дела имеется сертификат соответствия № C-RU.ПБ25.B.00124 на листы сотового поликарбоната, сертификат соответствия № С-RU.ПБ25.B.001 на листы структурные из поликарбоната, а также декларация соответствия на алюминиевые композитные панели, при этом доказательств того, что именно из указанных материалов изготовлены навесы над ТРК не представлено. Из акта проверки, протокола об административном правонарушении, а также из оспариваемого постановления невозможно понять, какая именно часть навеса выполнена из горючего материала, а также подпадает ли указанная часть данного навеса под исключения, согласно которым допускается использование трудногарючего материала в покрытии навесов высотой не менее 4 м. Материалы дела вообще не содержат доказательств, отражающих высоту навесов, повышенных и пологих участков, так как их замеры при проведении проверки не производились. Заявителю также вменяется нарушение требований ст. 151 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». При этом ни в протоколе об административном правонарушении, ни в обжалуемом постановлении не указано какую именно часть статьи 151 «Техническое регулирование в области пожарной безопасности» Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и каким образом нарушил их заявитель, тогда так указанная статья состоит из нескольких частей различного содержания, носит общий характер и не содержит конкретных ограничений. Отсутствие конкретизации обвинения в таком случае можно расценить как нарушение права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту. Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении процессуальных требований, а также о нарушениях при применении норм материального права, допущенных должностным лицом при привлечении АО «ННК-Камчатнефтепродукт» к административной ответственности, а также о недоказанности вины АО «ННК-Камчатнефтепродукт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного.

Законный представитель АО «ННК-Камчатнефтепродукт», участия в рассмотрении жалобы не принимал, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, сведений о причинах неявки, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не поступило, в связи с чем, на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Защитник ФИО2 доводы жалобы поддержала по основаниям, изложенным в жалобе.

         Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав защитника ФИО2, прихожу к следующему.

    В силу ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основанием для привлечения лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях является нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту – Федеральный закон «О пожарной безопасности»).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О пожарной безопасности» законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

На основании абз. 5 ч. 1 ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут не только собственники имущества, но и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту – Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным

объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (ч. 1 ст. 1 указанного Федерального закона).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

Как было установлено в ходе рассмотрения жалобы на основании распоряжения (приказа) заместителя начальника отдела – начальника отделения надзорной деятельности ОНД по г. Петропавловску-Камчатскому от ДД.ММ.ГГГГ, с целью выполнения плана плановых проверок на 2015 год, на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведена плановая выездная проверка в отношении АО «ННК-Камчатнефтепродукт» АЗС , расположенной в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>.

Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что АО «ННК-Камчатнефтепродукт» на АЗС , расположенной в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>, нарушило требования ст. 151 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 9,30 «НПБ 111-98*.Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» (утв. Приказом ГУГПС МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25), выразившиеся в следующем: - навесы над ТРК выполнены из горючих материалов. В покрытии навесов высотой не менее 4 м допускается использование трудногорючих материалов (за исключением навесов или частей навеса, расположенных над местами заправки грузовых автомобилей).

За выявленные нарушения государственным инспектором г. Петропавловска-Камчатского по пожарному надзору майором внутренней службы ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «ННК-Камчатнефтепродукт» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно постановлению главного госинспектора по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ, АО «ННК-Камчатнефтепродукт» вменено нарушение требований пожарной безопасности к навесам над ТРК, выполненным из горючих материалов. В покрытии навесов высотой не менее 4 м допускается использование трудногорючих материалов (за исключением навесов или частей навеса, расположенных над местами заправки грузовых автомобилей).

Указанные в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ обстоятельства и вина АО «ННК-Камчатнефтепродукт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлены на основании собранных по делу доказательств: протокола об административном правонарушении, распоряжения (приказа) о проведении проверки, акта проверки.

Не согласившись с вынесенным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, защитник ФИО2 обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд с жалобой, в которой, ссылаясь на изложенные в жалобе доводы, просила постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.

В ходе рассмотрения жалобы на постановление от ДД.ММ.ГГГГ судья Петропавловск-Камчатского городского суда пришел к выводу, что при рассмотрении дела об административном правонарушении выводы о совершении

Обществом административного правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, основаны на акте проверки, протоколе об административном правонарушении и документов, подтверждающих принадлежность объекта АО «ННК-Камчатнефтепродукт». При таких условиях на основании представленных документов невозможно сделать однозначный вывод о наличии или отсутствии в действия Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, так как исследованных материалов дела недостаточно.

Анализ материалов дела позволил судье Петропавловск-Камчатского городского суда сделать вывод о том, что при таких условиях вывод о наличии вины юридического лица в совершении вышеуказанного правонарушения при изложенных обстоятельствах сделан преждевременно без всестороннего и полного исследования всех обстоятельств дела.

По итогам рассмотрения жалобы на постановление от ДД.ММ.ГГГГ судьёй Петропавловск-Камчатского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об отмене указанного постановления и направлении дела на новое рассмотрение в отдел надзорной деятельности по г. Петропавловску-Камчатскому ГУ МЧС России по Камчатскому краю.

Вместе с тем при новом рассмотрении дела, с вынесением постановления о привлечении АО «ННК-Камчатнефтепродукт» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностным лицом выявленные и указанные в решениях судьи нарушения не устранены, в связи, с чем прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 1 Закона «О пожарной безопасности» под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно обжалуемому постановлению, АО «ННК-Камчатнефтепродукт» вменено, нарушение требований п. 30 НПБ 111-98*, выразившееся в том, что навесы над ТРК выполнены из горючих материалов, при этом, должностным лицом указано, что в покрытии навесов высотой не менее 4 м. допускается использование трудногорючих материалов (за исключением навесов или частей навеса, расположенных над местами заправки грузовых автомобилей).

Согласно п. 30 НПБ 111-98*, навесы должны быть выполнены из негорючих материалов. В покрытии навесов высотой не менее 4 м допускается использование трудногорючих материалов (за исключением навесов или частей навеса, расположенных над местами заправки грузовых автомобилей).

Исходя из объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также положений п. 30 НПБ 111-98*, для установления виновности лица в совершении данного административного правонарушения необходимо установить, что навесы на территории АЗС выполнены из горючих материалов, учитывая при этом, что над местами заправки автомобилей (за исключением грузовых автомобилей) в покрытии навесов высотой не менее 4 м. допускается использование трудногорючих материалов.

В соответствии с требованиями ст.ст. 26.11, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях производимая должностным лицом оценка доказательств при рассмотрении дела об административном правонарушении должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а постановление по делу должно быть мотивированным.

Мотивированность постановления предполагает наличие в нем описания события, ставшего основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, анализа и оценки доказательств, положенных должностным лицом, рассмотревшим дело, в основу выводов о виновности либо невиновности лица, в отношении которого ведется производство, выводов о наличии в действиях лица состава административного правонарушения либо выводов о наличии оснований для прекращения производства, ссылки на нормы закона, примененные при разрешении дела, описание и анализ иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также причин и условий совершения административного правонарушения.

В статье 12 Закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» приведена классификация веществ и материалов (за исключением строительных, текстильных и кожевенных материалов) по пожарной опасности, которая основывается на их свойствах и способности к образованию опасных факторов пожара или взрыва.

Согласно ч. 2 ст. 12 Закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» по горючести вещества и материалы подразделяются на следующие группы: 1) негорючие - вещества и материалы, неспособные гореть в воздухе. Негорючие вещества могут быть пожаровзрывоопасными (например, окислители или вещества, выделяющие горючие продукты при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом); 2) трудногорючие - вещества и материалы, способные гореть в воздухе при воздействии источника зажигания, но неспособные самостоятельно гореть после его удаления; 3) горючие - вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Согласно ч. 3 ст. 12 указанного Закона, методы испытаний на горючесть веществ и материалов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 Закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» горючие строительные материалы подразделяются на: слабогорючие (Г1), имеющие температуру дымовых газов не более 135 градусов Цельсия, степень повреждения по длине испытываемого образца не более 65 процентов, степень повреждения по массе испытываемого образца не более 20 процентов, продолжительность самостоятельного горения 0 секунд; умеренногорючие (Г2), имеющие температуру дымовых газов не более 235 градусов Цельсия, степень повреждения по длине испытываемого образца не более 85 процентов, степень повреждения по массе испытываемого образца не более 50 процентов, продолжительность самостоятельного горения не более 30 секунд; нормальногорючие (Г3), имеющие температуру дымовых газов не более 450 градусов Цельсия, степень повреждения по длине испытываемого образца более 85 процентов, степень повреждения по массе испытываемого образца не более 50 процентов, продолжительность самостоятельного горения не более 300 секунд; сильногорючие (Г4), имеющие температуру дымовых газов более 450 градусов Цельсия, степень повреждения по длине испытываемого образца более 85 процентов, степень повреждения по массе испытываемого образца более 50 процентов, продолжительность самостоятельного горения более 300 секунд.

Согласно указанным положениям слабогорючие (Г1) строительные материалы могут быть отнесены к трудногорючим материалам, которые в силу п. 30 НПБ 111-98* допускается использовать в покрытии навесов высотой не менее 4 м. (за исключением навесов или частей навеса, расположенных над местами заправки грузовых автомобилей).

В соответствии с п. 6.19 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ , навесы должны быть выполнены из негорючих материалов. В покрытии (за исключением несущих конструкций) навесов высотой не менее 4 м. над заправочными островками для легковых автомобилей допускается использование материалов группы горючести Г1-Г2.

В материалы дела представлены сертификаты соответствия на листы сотового поликарбоната и на листы структурные из поликарбоната «ST PLAST», а также декларация соответствия на алюминиевые композитные панели, согласно которым указанные материалы относятся к группам горючести: листы структурные из поликарбоната «ST PLAST» - Г2, листы сотового поликарбоната и алюминиевые композитные панели - Г1.

Вместе с тем, доказательств тому, что навесы на АЗС 1 изготовлены именно из указанных материалов, а также доказательств проведения замеров высоты навеса, материалы дела не содержат и в суд не представлено.

Следовательно, должностным лицом при новом рассмотрении дела с вынесением ДД.ММ.ГГГГ обжалуемого постановления не были установлены все обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения дела, а значит, не выполнены требования ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Как указано в обжалуемом постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, событие административного правонарушения заключено в том, что навесы над ТРК выполнены из горючих материалов. В покрытии навесов высотой не менее 4 м допускается использование трудногорючих материалов (за исключением навесов или частей навеса, расположенных над местами заправки грузовых автомобилей).

Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств тому, что должностным лицом с использованием какого-либо технического средства измерения производились замеры высоты навеса над ТРК.

На основании изложенного выше, прихожу к выводу о том, что является недоказанным вывод должностного лица о нарушении АО «ННК-Камчатнефтепродукт» требований ст. 151 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п. 30 НБП 111-98* Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности, а следовательно, недоказанности виновности АО «ННК-Камчатнефтепродукт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При изложенных обстоятельствах, обжалуемое постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным и обоснованным, вынесенным на основании достаточности имеющихся в материалах дела доказательств.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Учитывая обстоятельства, свидетельствующие о существенном нарушении процессуальных требований, установленных настоящим Кодексом, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление главного госинспектора по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ о признании АО «ННК - Камчатнефтепродукт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу прекращению, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу защитника ФИО2 – удовлетворить.

Постановление временно исполняющего обязанности Главного государственного инспектора г. Петропавловска-Камчатского по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ о признании юридического лица – Акционерного общества «ННК-Камчатнефтепродукт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить.

Производство по настоящему делу прекратить, на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения либо получения его копии.

Судья                                                                           Л.<адрес>

12-751/2016

Категория:
Административные
Другие
АО "ННК-Камчатнефтепродукт"
Суд
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатский края
Судья
Крамаренко Любовь Григорьевна
Статьи

20.4

Дело на странице суда
p-kamchatsky.kam.sudrf.ru
06.05.2016Материалы переданы в производство судье
10.05.2016Истребованы материалы
24.05.2016Поступили истребованные материалы
23.06.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее