Решение по делу № 2-1326/2024 от 22.02.2024

к делу № 2-1326/2024

УИД 01RS0004-01-2023-000201-50

                                                Р Е Ш Е Н И Е

                                  Именем Российской Федерации

г. Майкоп                                                                  «27» мая 2024 года

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

Судьи - Рамазановой И.И.,

при секретаре судебного заседания Куфановой Р.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сырых Мартины Викторовны к обществу с ограниченной ответственностью «Картонтара» и Отделению Фонда Пенсионного социального страхования Российской Федерации по <адрес> о понуждении к совершению действий, направленных на корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета, признании решения незаконным, включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и понуждении к назначению досрочной страховой пенсии,

                                                  УСТАНОВИЛ:       Сырых М.В. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ- Отделение ПФР по РА с заявлением о назначении ей досрочно страховой пенсии по старости, как лицу осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья.

      Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости ей было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, ответчиком включены периоды работы общей продолжительностью 18 лет 11 месяцев 13 дней. Не были зачтены периоды её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 11 лет 8 месяцев 28 дней в должности медицинской сестры здравпункта ЗАО «Картонтара» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 3 года 7 месяцев в должности медицинской сестры санатория-профилактория «Кавказ». Данное решение ответчика считает незаконным. Ссылается на то, что Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрены медицинские сестры, работающие в том числе во врачебных и фельдшерских здравпунктах. Медицинская деятельность здравпункта ЗАО «Картонтара» подлежала лицензированию по оказанию доврачебной помощи, лечебному и сестринскому делу. Работая в должности медицинской сестры здравпункта, она осуществляла медицинскую деятельность (круглосуточное оказание первой доврачебной помощи при травмах, острых заболеваниях, прививочные процедуры, проведение подкожных и внутривенных инъекций и др.) Считает, что ответчик неправомерно исключил данный период работы из специального стажа для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

       В судебном заседании увеличила размер своих исковых требований, просила обязать общество с ограниченной ответственностью «Картонтара» произвести корректировку сведений индивидуального учета застрахованного лица за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры здравпункта ЗАО «Картонтара» и предоставить уточняющие сведения в Пенсионный орган. Указывает, что действия работодателя ЗАО «Картонтара» по непредоставлению в пенсионный фонд соответствующих сведений о наличии специального медицинского стажа путем указания льготного кода являются необоснованными и нарушаю её право на досрочное пенсионное обеспечение.

          По второму оспариваемому периоду истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ в порядке служебного перевода была принята на должность медицинской сестры в санаторий-профилакторий «Кавказ». Согласно свидетельству о государственной регистрации и уставу, санаторий «Кавказ" осуществлял лечебно-профилактические мероприятия, проведение диагностических исследований, медицинскую реабилитацию лиц перенесших заболевания, осуществлял лечение болезней опорно-двигательного аппарата, т.е. был многопрофильным. В пункте 21 "Наименование учреждений" Списка перечислены санатории в том числе детские в которых лечение осуществляется по определенному профилю. Указывает, что период её работы в должности медицинской сестры в многопрофильном санатории, в котором имеется профиль, указанный в разделе "Наименование учреждений" Списка, должен быть включен в специальный стаж работы для назначения трудовой пенсии по старости досрочно.

Просит, с учетом уточненных исковых требований обязать ответчика общество с ограниченной ответственностью «Картонтара» произвести корректировку сведений индивидуального учета застрахованного лица за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры здравпункта ЗАО «Картонтара» и предоставить уточняющие сведения в Отделение Фонда Пенсионного социального страхования Российской Федерации по <адрес>, признать решение об отказе в установлении пенсии незаконным, обязать ответчика засчитать периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры здравпункта ЗАО "Картонтара" и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры санатория-профилактория «Кавказ» в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязать ответчика назначить ей досрочно страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента обращения.

       Истец Сырых М.В., извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, обеспечила явку представителя.

       В судебном заседании представитель истца Сырых М.В. – адвокат Попова А.С. исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме. Дополнительно пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ её доверитель Сырых М.В. работала в должности медсестры здравпункта поликлиники <адрес>, который находился на территории ЗАО «Картонтара», а с 2003 года данный здравпункт был передан с баланса поликлиники <адрес> на баланс ЗАО «Картонтара», при этом выполняемые ей функции в должности медицинской сестры данного здравпункта остались прежними.

        Представитель ответчика Отделения Фонда Пенсионного социального страхования Российской Федерации по <адрес> Тхагапсо А.А., исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Пояснил, что в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не зачтен период работы медицинской сестрой в ЗАО «Картонтара» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как работа в указанном учреждении не предусмотрена Списком должностей и учреждений работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочно назначение пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , а также специальный стаж в данный период, не подтвержден сведениями индивидуального персонифицированного учета, представляемыми работодателем.

         Представитель ответчика общества с ограниченной ответственностью «Картонтара» Мирошниченко В.А. просил оставить исковые требования без удовлетворения по основаниям изложенным в письменных возражениях. Пояснил, что исходя из понятия учреждение и в соответствии с перечнем учреждений названных в Списке, организация, созданная в форме акционерного общества, не является юридическим лицом, занятость в котором включается у медработников в стаж для получения пенсии досрочно.

       Выслушав доводы и мнение представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

        Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.        В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

       В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона РФ № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

        В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.       Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

       В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, независимо от возраста.

        Судом установлено, что Сырых М.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по РА с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

        Решением ГУ - отделение ПФР от ДД.ММ.ГГГГ в установлении страховой пенсии по старости Сырых М.В. отказано, по причине отсутствия льготного страхового стажа, необходимого для установления страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 пункта 20 части 1 ФЗ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от ДД.ММ.ГГГГ. При этом указано, что на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости расчет страхового стажа Сырых М.В. составил 18 лет 11 месяцев 13 дней.

        В судебном заседании из пояснений представителя ответчика Отделения Фонда Пенсионного социального страхования РФ по <адрес> установлено, что в специальный стаж Сырых М.В. в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не включены период работы в должности медицинской сестры здравпункта ЗАО «Катонтара» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку по мнению ответчика, работа в указанном учреждении не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , а также специальный стаж в данный период не подтвержден сведениями индивидуального персонифицированного учета представляемыми работодателем. Также не включен в специальный стаж период работы истца в должности медицинской сестры санатория-профилактория «Кавказ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку профиль указанного санатория не соответствует Списку должностей и учреждений.

      Рассматривая доводы представителей ответчика и решение об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, суд считает их несостоятельными по следующим основаниям.

       Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Как следует из Списка профессий и должностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в разделе «Наименование должностей» указана должность медицинская сестра, фельдшер.

        В соответствии с п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе и во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).       В Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ указаны здравпункты (врачебные, фельдшерские), которые согласно пункта 5 Примечания к Приказу являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим служащим и учащимся.

       Согласно Приложению к Приказу Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ Н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при острых, хронических профессиональных заболеваниях» здравпункт является структурным подразделением организации (предприятия), в составе которой он организован, и предназначен для оказания первичной медико-санитарной помощи работникам организации (предприятия), в том числе организации и проведения комплекса лечебно-профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья работников указанной организации (предприятия) (п. 2). В п. 8 приложения указаны Основными функциями здравпункта.

       Таким образом, действующее законодательство, предусматривает включение в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения для досрочной пенсии - работу в здравпунктах (врачебных, фельдшерских) не только относящихся к учреждениям здравоохранения, но и являющихся структурными подразделениями любых иных организаций.

       Как разъяснено в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.

В п. 18 того же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что, исходя из п. 6 Правил , судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке , засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в данном Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте 6 Правил , не поименованных в Списке . Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).

       Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец Сырых М.В. была принята на должность медсестры здравпункта поликлиники <адрес>.

       Согласно трудовой книжке истца ДД.ММ.ГГГГ Сырых М.В. была уволена из здравпункта поликлиники <адрес>.

        Из объяснений представителя истца следует, что указанный здравпункт, прикрепленный к поликлинике <адрес>, находился на территории ЗАО «Картонтара» и функционировал для оказания медицинской помощи работникам данного предприятия, а с 2003 года данный здравпункт был передан с баланса поликлиники <адрес> на баланс ЗАО «Картонтара», выполняемые функции здравпункта остались прежними.

      Согласно трудовой книжке истца, будучи уволенной ДД.ММ.ГГГГ с должности медсестры здравпункта поликлиники <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ Сырых М.В. была принята на должность медицинской сестры здравпункта ЗАО «Картонтара». С ДД.ММ.ГГГГ Сырых М.В. уволена.

     Факт работы истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры здравпункта ЗАО «Картонтара» подтверждается также справкой от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о сумме заработной платы от ДД.ММ.ГГГГ, выданными правопреемником ЗАО «Картонтара» - ООО «Картонтара».

       Судом установлено, что приказом главы администрации <адрес> "О реорганизации структуры здравоохранения " от ДД.ММ.ГГГГ основой обслуживания населения <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ постановлено считать территориальный принцип обслуживания населения и работающего контингента.

       На основании приказа Управления здравоохранения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О закреплении промышленных, торговых и других предприятий и учреждений за территориальными поликлиниками <адрес>" главными врачами взрослых поликлиник ,2,3,4, "Строитель" взяты на профилактическое обслуживание работающих на предприятиях, расположенных в территориальных границах лечебного-профилактического учреждения.

       Приказами Управления здравоохранения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ открыта территориальная поликлиника для обслуживания взрослого и детского населения юго-восточного района города.

       Приказом Управления здравоохранения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О передаче промышленных предприятий" в связи с открытием поликлиники и реорганизацией медицинской службы в поликлинику переданы на профилактическое обслуживание промышленные предприятия, в том числе ЗАО «Картонтара» (336 человек), со всей медицинской документацией, заключительными актами проф.периодических медицинских осмотров, прививочными картотеками.

        Из приказа Управления здравоохранения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Дополнение к приказу от ДД.ММ.ГГГГ" следует, что в связи с открытием поликлиники и реорганизацией медицинской службы в поликлинику переданы ставки среднего мед.персонала и физические лица с ДД.ММ.ГГГГ - 4 ставки, в том числе зав.здравпунктом "Картонтара" - 1,0 ст., - фельдшер здравпункта - 2,0 ст., м/с здравпункта 1,0 ст.

       Приказом Управления здравоохранения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О передаче здравпунктов на баланс предприятий, учреждений" здравпункты были переданы на баланс предприятий, учреждений. Согласно п. 2 приказа контроль за медицинской деятельностью здравпунктов, переданных на баланс предприятий или при отсутствии здравпункта оказание профилактической помощи работающему контингенту предприятия осуществляет территориальная поликлиника, на территории которой расположено предприятие. Организационно-методическая помощь здравпункту осуществляется также территориальной поликлиникой, куда ежеквартально предоставляется отчетность по утвержденной форме.

             Из представленных суду штатных расписаний ЗАО «Картонтара» усматривается, что в период с 2003 года по 2015 год в структуре предприятия ЗАО «Картонтара» имелся здравпункт.

         С 2003 г. по 2011 г. в здравпункте ЗАО «Картонтара» предусмотрено 5 штатных единиц: 1 должность заведующей здравпунктом, 4 фельдшера (медсестры). С 2012 г. по 2014 г. штат здравпункт предусматривал 4 единицы: 1 заведующий и 3 фельдшера.

       С ДД.ММ.ГГГГ в штатном расписании ЗАО "Картонтара" здравпункт как отдельная структура не значится, но имеется 1 единица фельдшера среднего медицинского персонала.

        ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с Сырых М.В. был расторгнут в связи с сокращением штата работников организации (приказ от ДД.ММ.ГГГГ -ка).

        Согласно представленным суду Уставам ЗАО «Картонтара» за период с 2002 года по 2012 год данное предприятие кроме прочего осуществляло также оказание медицинских услуг в порядке, установленном действующим законодательством (п. 3.2 Уставов).

      Согласно п. 2.2. Устава ЗАО «Картонтара», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, и п. 2.2. Устава, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, одним из основных видов деятельности Общества является врачебная практика.

       Материалами дела подтверждается, что на основании приказа Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения -Пр/6 от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Картонтара» была выдана лицензия с рег. номером 01-01-000025, на осуществление медицинской деятельности. Адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности указан <адрес>, пер. Профсоюзный, <адрес>. Выполняемыми работами, оказываемыми услугами, составляющими лицензируемый вид деятельности являлись предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств, доврачебная помощь, лечебное дело, сестринское дело.

        Из должностной инструкции фельдшера (медсестры) здравпункта ЗАО «Картонтара», утвержденной исполнительным директором ДД.ММ.ГГГГ следует, что обязанностями фельдшера (медсестры) являются: оказывать доврачебную помощь как непосредственно на здравпункте так и по вызову в цех, отдел и на территории предприятия;    оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, травмах и профессиональных отравлениях; организовывать доставку больных и пострадавших по неотложным показаниям в лечебные учреждения города; проводить санитарно-гигиенические и оздоровительно-профилактические мероприятия по оздоровлению работников завода; проводить подкожно и внутривенно инъекции лекарственных препаратов работникам по назначению врача; проводить профилактические работы по обработке микротравм и борьбу с кожно-гнойничковыми заболеваниями; принимать участие в проведении периодических и целевых медицинских осмотров рабочих, занятых в вредных условиях труда, состоящих на "д" учете; составлять списки работников, подлежащих флюорографическому обследованию и вести флюорокартотеку; проводить профилактические прививки по плану работы здравпункта.

       Согласно объяснениям представителя истца после передачи здравпункта с баланса поликлиники <адрес> на баланс ЗАО «Картонтара» должностные обязанности, которые выполняла в указанном здравпункте Сырых М.В. в должности медицинской сестры, не изменились, оставались прежними.

       Из свидетельства о повышении квалификации рег. следует, что истец Сырых М.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, прошла повышение квалификации в ГОУ "Майкопском медицинском училище", по специальности сестринское дело в терапии.

       В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Сырых М.В., прошла повышение квалификации в ГОУ СПО «Майкопский медицинский колледж», по специальности сестринское дело в терапии, что подтверждается свидетельством о повышении квалификации рег. .

        В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Сырых М.В. прошла повышение квалификации в ГБОУ СПО РА «Майкопский медицинский колледж», по образовательной программе наркология по специальности сестринское дело, о чем было выдано соответствующее удостоверение и сертификат.

        Из письма главного врача ГБУЗ РА "АРНД" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Сырых М.В. действительно проходила обучение на базе ГБУЗ "АРНД" по программа "Подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств" продолжительностью обучения 36 часов и получила удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ по заявке Заказчика - ЗАО «Картонтара».

        Таким образом, из вышеуказанных приказов Управления здравоохранения <адрес> и представленных суду документов следует, что переданный с баланса поликлиники на баланс ЗАО «Картонтара» здравпункт, в котором истец работала в должности медицинской сестры, в спорный период осуществлял медицинскую деятельность, контроль за медицинской деятельностью которого осуществляла территориальная поликлиника, на территории которой расположено предприятие, в том числе осуществляла организационно-методическая помощь.

       Факт осуществления истцом в спорные периоды медицинской деятельности повреждается объяснениями представителя истца, из которых следует, что она занималась непосредственной медицинской деятельностью и её работа ничем не отличалась от работы медицинской сестры данного здравпункта до того, как он был передан с баланса поликлиники на баланс предприятия.

        Объяснения истца в соответствии со статьей 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку они согласуются с иными имеющимися в деле письменными доказательствами.

        Судом установлено и не оспаривается сторонами, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры здравпункта, прикрепленного к поликлинике <адрес> ответчиком СФР по РА включен в специальный стаж бесспорно. При этом, суд принимает во внимание, что после передачи данного здравпункта с баланса поликлиники на баланс ЗАО «Картонтара» характер работы медицинской сестры данного здравпункта и выполняемые ею трудовые обязанности не изменились.

        Оценивая доводы представителя ответчика ООО «Картонтара» о том, что ЗАО «Картонтара» по своей организационно-правовой форме не является учреждением здравоохранения, его наименование отсутствует в Списке должностей и учреждений, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в связи с чем, работа в ЗАО «Картонтара» не подлежит зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, а следовательно страхователь не должен был использовать льготный код для досрочного назначения трудовой пенсии, суд приходи к следующему.

        При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).

         В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

         В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

          Статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным законом, в том числе по их учетным данным.

        Исходя из положений статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

        Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

         Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из того, что действующее законодательство не предусматривает различий в пенсионном обеспечении лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных, муниципальных и иной формы собственности учреждениях, организациях. В законе № 400-ФЗ и списках не содержится указание на форму собственности учреждений (организаций), осуществляющих медицинскую деятельность.

        Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

         То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество – государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

       Таким образом, понятием «учреждение здравоохранения» охватывается, в том числе субъект частной системы здравоохранения, независимо от его организационно-правовой формы.

       Судом установлено, что в рассматриваемом случае из вышеуказанных приказов Управления здравоохранения <адрес>, из содержания штатных расписаний, уставов организации, должностной инструкции фельдшера (медсестры) видно, что на предприятии имелся здравпункт, в котором работали медицинские работники, фельдшеры и медсестры с целью осуществления медицинской деятельности: доврачебную медицинскую помощь, лечебное дело, сестринское дело и т.д.

       Материалами дела, подтверждается, что Сырых М.В. работала в должности медицинской сестры здравпункта ЗАО "Картонтара" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имеет среднее медицинское образование, соответствующие сертификаты о повышении квалификации, занимала должность медицинской сестры, поименованной в утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

          Исходя из анализа вышеуказанных норм права, а также принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, суд приходит к выводы, что период работы истца в здравпункте ЗАО «Картонтара» в должности медицинской сестры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в её специальный трудовой и страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии.

         Оценивая правомерность исключения ответчиком из стажа в льготном исчислении периода работы истца Сырых М.В. в должности медицинской сестры в санатории-профилактории «Кавказ» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд принимает во внимание следующее.

         Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ истец Сырых М.В. была принята в порядке служебного перевода медсестрой в санаторий-профилакторий «Кавказ».

       ДД.ММ.ГГГГ санаторий-профилакторий «Кавказ» преобразован в ЗАО СКОК «Кавказ», что следует из трудовой книжки истца. ДД.ММ.ГГГГ Сырых М.В. уволена.

       Для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, применяется Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 464.

          Для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1066.

        Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1066 было установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 данного Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1066.

Согласно действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ правовому регулированию (Постановление Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 464).

В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.

С ДД.ММ.ГГГГ был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1066.

Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (пункт 21 Списка, раздел "Наименование учреждений").

Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и пунктом 21 раздела "Наименования учреждений" Списка.

Из приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

      Из постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации следует, что основными видами деятельности ЗАО "Санаторно-курортный оздоровительный комплекс «Кавказ» были проведение санаторно-курортного лечения с использованием естественных лечебных факторов, осуществление лечебно-профилактических мероприятий и другие, предусмотренные уставом.

       Согласно Уставу ЗАО СКОК «Кавказ», утвержденному ДД.ММ.ГГГГ видами деятельности общества являются проведение санаторно-курортного лечения, осуществление лечебно-профилактических мероприятий, проведение диагностических исследований, обследование, проведение медосмотров лиц, находящихся на диспансерном учете по поводу хронических заболеваний, медицинская реабилитация лиц, перенесших заболевание.

       Согласно представленному суду санитарно-эпидемиологическому заключению с приложением и протоколом к сертификату следует, что в ЗАО СКОК «Кавказ» проводилось лечение, в том числе заболеваний опорно-двигательного аппарата (болезни суставов, болезни позвоночника, переломы костей).

Таким образом, из представленных в материалы дела документов следует, что санаторий-профилакторий «Кавказ» являлся многопрофильным, и имел такой профиль деятельности, как лечение больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то есть перечисленного в пункте 21 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1066.

         В связи с чем, период работы истца Сырых М.В. в должности медицинской сестры в санатории профилактории «Кавказ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.

        В соответствии со статьей 22 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

        На момент обращения Сырых М.В. в УПФР специальный стаж определен ответчиком в размере 18 лет 11 месяцев 13 дней. С учетом включения спорных периодов работы истца в должности медицинской сестры в здравпункте ЗАО «Картонтара» и медицинской сестры в санатории-профилактории «Кавказ» в специальный стаж, её специальный стаж на момент обращения ДД.ММ.ГГГГ к ответчику составит более 30 лет, что свидетельствует о возникновении у Сырых М.В. права на досрочную пенсию с указанной даты.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сырых Марины Викторовны к обществу с ограниченной ответственностью «Картонтара» и Отделению Фонда Пенсионного социального страхования Российской Федерации по <адрес> о понуждении к совершению действий, направленных на корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета, признании решения незаконным, включении периодов работы в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и понуждении к назначению досрочной страховой пенсии, удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Картонтара» произвести корректирование сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица на Сырых Марину Викторовну за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры здравпункта закрытого акционерного общества «Картонтара».

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Картонтара» представить в Отделение Фонда Пенсионного социального страхования Российской Федерации по <адрес> уточняющие сведения о работе Сырых Марины Викторовны за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры здравпункта закрытого акционерного общества «Картонтара» для занесения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица Сырых Марины Викторовны по льготному коду особых условий труда.

Признать незаконным решение Отделение Фонда Пенсионного социального страхования Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии.

Обязать Отделение Фонда Пенсионного социального страхования Российской Федерации по <адрес> зачесть периоды работы Сырых Марины Викторовны с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры здравпункта закрытого акционерного общества «Картонтара» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры санатория-профилактория «Кавказ» в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости.

Обязать Отделение Фонда Пенсионного социального страхования Российской Федерации по <адрес> назначить Сырых Марине Викторовне досрочно страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья -                                                                                  Рамазанова И.И.

2-1326/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Сырых Марина Викторовна
Ответчики
ГУ ОПФ РФ по РА
ОOO Картонтара
Другие
Попова Алена Стефановна
Суд
Майкопский городской суд Республики Адыгея
Судья
Рамазанова Ирина Игоревна
Дело на странице суда
maikopsky.adg.sudrf.ru
22.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
22.02.2024Передача материалов судье
22.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2024Судебное заседание
27.04.2024Судебное заседание
27.05.2024Судебное заседание
31.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее