Решение по делу № 2-547/2017 от 04.08.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Ермаковское 02 октября 2017 года.

Ермаковский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Шабловского А.О.,

с участием помощника прокурора Ермаковского района Флегентовой О.С.,

при секретаре Степановой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ермаковского района, в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Мигнинский детский сад» об обязании провести специальную оценку условий труда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ермаковского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Мигнинский детский сад» об обязании провести специальную оценку условий труда рабочих мест в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района Ермаковского района Красноярского края проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в части охраны труда в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Мигнинский детский сад».

В ходе проверки установлено, что в МБДОУ «Мигнинский детский сад» до вступления в силу Закона N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" аттестация рабочих мест сотрудников по условиям труда проведена не была. Специальная оценка условий труда, введенная указанным законом, также не проведена. В связи с этим нарушаются права работников МБДОУ «Мигнинский детский сад», а также лиц, которые могут быть трудоустроены в данную организацию в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, льгот и компенсаций, предусмотренных за работу в данных условиях. В соответствии с информацией заведующей учреждения специальная оценка условий труда не проводилась в связи с отсутствием денежных средств в бюджете, проведение оценки условий труда может согласно п. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда» проводится поэтапно и должна быть завершена в срок до 31.12.2018г. Указанные доводы, по мнению прокурора, являются необоснованными, так как в соответствии с ч.4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не предусмотрено указанным Законом. Согласно п. 8 действовавшего ранее Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда сроки проведения аттестации устанавливались работодателем исходя из того, что каждое рабочее место подлежит аттестации не реже од­ного раза в пять лет. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию. Поскольку в МБДОУ «Мигнинский детский сад» аттестация рабочих мест согласно действовавшему до 2014г. порядку не про­водилась, то пятилетний срок, на который может быть отложена специальная оцен­ка условий труда, а также срок, предусмотренный п. 6 ст. 27 Федерального зако­на от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда», в данном случае применению не подлежит. Кроме того, условия труда на рабочем месте, а также гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте являются обязательными для внесения в трудовой договор (статья 57 ТК РФ). При этом статьей 57 ТК РФ не предусмотрены какие-либо временные отсрочки исполнения данной обязанности работодателя. В случае отсутствия на момент заключения трудовою договора, недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В судебном заседании помощник прокурора Ермаковского района Флегентова О.С. требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Ответчик МБДОУ «Мигнинский детский сад» в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещен судом надлежащим образом. Представитель МБДОУ «Мигнинский детский сад» - заведующая Ополева Г.И., направила суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора Администрация Ермаковского района и Управление образования администрации Ермаковского района представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещались судом надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, возражений относительно удовлетворения иска не представили.

Суд, с учетом мнения участвующего прокурора, полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьих лиц.

Выслушав помощника прокурора Флегентову О.С., исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Статьей 37 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на груд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство, обеспечивать безопасность и условия тру­да, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в Трудовой кодекс РФ внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.

Как следует из абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 01 января 2014 года.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 ФЗ "О специальной оценке условий труда").

Со вступлением в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" на всех без исключения работодателей в соответствии со ст. 212 ТК РФ возложена обязанность по проведению специальной оценки условий груда.

При этом условия труда - это совокупность факторов производственной сре­ды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ). По результатам проведения специальной оценки усло­вий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ч. 3 ст. 3 ФЗ "О специальной оценке условий труда").

В силу ст. 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и ко­торое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Частью 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения, согласно которым в случае, если до дня вступления в силу данного закона была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка усло­вий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, являющихся основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда. Таким образом, специальная оценка условий груда заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда, обязанность по проведению которой также была возложена на всех работодателей ранее.

В судебном заседании установлено, что в 2017г. прокуратурой Ермаковского района Красноярского края проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в части охраны труда в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Мигнинский детский сад».

В ходе проверки установлено, что в МБДОУ «Мигнинский детский сад» до вступления в силу Закона N426-ФЗ аттестация рабочих мест сотрудников по условиям труда не проводилась. После вступления в силу указанного закона специальная оценка условий труда также не проведена.

Из ответа на запрос прокурора, данного в ходе проверки прокурору заведующей МБДОУ «Мигнинский детский сад» Г.Н. Ополевой, следует, что в МБДОУ «Мигнинский детский сад» специальная оценка условий труда не проводилась в связи с отсутствием денежных средств в бюджете учреждения на данное мероприятие. Ополева Г.Н. полагает, что согласно пункту 6 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013г. № 426-ФЗ специальную оценку труда своих рабочих мест учреждение вправе провести поэтапно, и она должна быть завершена до 31 декабря 2018 года. Специальная оценка условий труда в учреждении будет проведена до 31.12.2018 года.

Анализируя указанную информацию работодателя, суд полагает доводы прокурора обоснованными, поскольку в соответствии с ч.4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не предусмотрено указанным Законом. До вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" действовал Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.

Согласно п. 8 действовавшего ранее Порядка сроки проведения аттестации устанавливались работодателем исходя из того, что каждое рабочее место подлежит аттестации не реже одного раза в пять лет.

Доводы ответчика о том, что требования прокурора о проведении мероприятий по специальной оценке условий труда противоречат ч. 6 ст. 27 ФЗ "О специальной оценке условий труда" являются несостоятельными.

Так, в силу ч. 6 ст. 27 ФЗ "О специальной оценке условий труда", в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

В части 6 статьи 10 указанного федерального закона перечислены рабочие места, в отношении которых идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется. В частности, это: рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Каких-либо доказательств того, что должности (рабочие места), в отношении которых прокурор просит возложить обязанность по проведению мероприятий по специальной оценки условий труда не включены в данный список, ответчиком не представлено.

Более того, из ответа Управления образования администрации Ермаковского района от 22 сентября 2017 года №410 на судебный запрос следует, что к рабочим местам, указанным в части 6 статьи 10 федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» относятся все должности, предусмотренные в штатных расписаниях дошкольных образовательных учреждениях района (заведующий, воспитатель, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, помощник воспитателя, завхоз, делопроизводитель, повар, грузчик, кастелянша, кладовщик, машинист по стирке белья, оператор электробойлера, подсобный рабочий кухни, сторож, уборщик служебных помещений, электрик, дворник). В период последних пяти лет аттестация рабочих мест или специальная оценка условий труда в дошкольных учреждениях не проводилась. В период с 2013 года, в том числе на текущий год, в бюджетах дошкольных образовательных учреждений финансовые средства для проведения специальной оценки труда не предусмотрены. В проект бюджета на 2018 год включаются заявки заведующих дошкольных учреждений на расходы для проведения специальной оценки условий труда.

Кроме того, суд соглашается с мнением истца о том, что поскольку в МБДОУ «Мигнинский детский сад» аттестация рабочих мест согласно действовавшему до 2014г. порядку не проводилась, и доказательств обратному не представлено, то пятилетний срок, на который может быть отложена специальная оценка условий труда, в данном случае применению не подлежит.

Согласно ст. 57 ТК РФ условия труда на рабочем месте, а также гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте являются обязательными для внесения в трудовой договор. При этом статьей 57 ТК РФ не предусмотрены какие-либо временные отсрочки исполнения данной обязанности работодателя.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что бездействием ответчика – работодателя, выразившимся в не проведении специальной оценки условий труда, нарушаются права работников МБДОУ «Мигнинский детский сад», а также лиц, которые могут быть трудоустроены в данную организацию в будущем, на получение информации о наличии на рабочем месте вредных и опасных условий труда, льгот и компенсаций, предусмотренных за работу в данных условиях.

Разрешая спор, суд исходит из того, что МБДОУ «Мигнинский детский сад» не представлено доказательств выполнения установленной законом обязанности работодателя по обеспечению проведения специальной оценки условий труда рабочих мест.

При установленных обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая характер обязанности, которую прокурор требует возложить на ответчика, необходимость несения расходов в связи с исполнением решения суда, с учетом требований истца о сроке выполнения возложенной обязанности, суд приходит к выводу о том, что срок выполнения ответчиком возложенной обязанности – в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным, требование прокурора в данной части также следует удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ермаковского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Мигнинский детский сад» об обязании провести специальную оценку условий труда рабочих мест, удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Мигнинский детский сад» провести специальную оценку условий труда рабочих мест в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Ермаковский районный суд Красноярского края.

Председательствующий А.О.Шабловский

Резолютивная часть Решения объявлена 02 октября 2017 года.

Мотивированное Решение составлено 23 октября 2017 года.

2-547/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Ермаковского района
Ответчики
МБДОУ "Мигнинский детский сад"
Другие
Управление образования администрации Ермаковского района
Администрация Ермаковского района
Суд
Ермаковский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
ermak.krk.sudrf.ru
04.08.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2017Передача материалов судье
08.08.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.10.2017Судебное заседание
23.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее