Дело №-а-1012/2021
Категория дела 3.022 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 декабря 2021 года <адрес>
Раздольненский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего Тедеевой Е.А.,
при секретаре ФИО3,
с участием помощника прокурора
<адрес> Республики Крым ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Исполняющего обязанности прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ботанического сельского поселения <адрес> Республики Крым о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора <адрес> обратился в Раздольненский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ботанического сельского поселения <адрес> Республики Крым о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия.
Свое заявление мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> изучено исполнение над Администрацией Ботанического сельского поселения <адрес> Республики Крым законодательства в сфере охраны и содержания зеленых насаждений, по результатам которой выявлены нарушения законодательства.
Установлено, что в нарушение требований законодательства, администрацией Ботанического сельского поселения инвентаризация зеленых насаждений, то есть долгосрочная оценка качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений на территории муниципального образования Ботаническое сельское поселение не проводилась, паспорта объектов зеленых насаждений не оформлялись, реестр зеленых насаждений в установленном порядке на бумажном и электронном носителе не ведется.
Поскольку зеленый фонд сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территориях в границах этих поселений, и является необходимым условием для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды, бездействие ответственных лиц органа местного самоуправления в части не проведения инвентаризации зеленого фонда поселения может привести к незаконному, без разрешительных документов, сносу или уничтожению зеленых насаждений удовлетворительного состояния.
В связи с указанными нарушениями прокурором района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Из администрации Ботанического сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ на представление прокурора, из которого усматривается, что требования прокурора удовлетворены, запланированы мероприятия по инвентаризации зеленых насаждений сельского поселения, к дисциплинарной ответственности привлечено должностное лицо администрации Ботанического сельского поселения.
Вместе с тем, как свидетельствуют результаты проверки, указанные нарушения имеют место быть и в настоящее время, инвентаризация зеленых насаждений на территории муниципального образования не проведена.
Отсутствие учета зеленых насаждений, их систематического обследования приводит к возможности незаконного, без разрешительных документов сноса зеленых насаждений удовлетворительного состояния, не позволяет надлежащим образом осуществлять содержание и охрану зеленых насаждений, обеспечивать своевременное выявление аварийно-опасных деревьев и сухостойных деревьев, принимать обоснованные решения об их вырубке.
Выявленные нарушения свидетельствуют о самоустранении должностных лиц администрации Ботанического сельского поселения от решения вопросов местного значения при реализации возложенных на них полномочий, являются следствием низкого уровня исполнительской дисциплины и подменой решения принципиально важных задач фактами формального подхода при исполнении своих обязанностей, а также полным отсутствием должного контроля за их деятельностью со стороны руководства.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований законодательства инвентаризация зеленых насаждений, обеспечивающая эффективный контроль и разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, а также прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства, не проведена.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Крым ФИО5 заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
В судебное заседание представитель Администрации Ботанического сельского поселения <адрес> Республики Крым не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, предоставил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутвие.
Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав истца, суд приходит к следующему выводу.
Как установлено положением части 3 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Прокурором соблюден предусмотренный ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение зеленых насаждений является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются в том числе, леса и иная растительность.
Статьей 61 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что зеленый фонд городских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
В соответствии с п.п. 1.1.1, 5.1 - 5.9 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила), зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты. Одной из категорий озелененных территорий, имеющей особенности режима пользования и способа хозяйствования, являются озелененные территории, используемые для рекреации всего населения города.
Система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства.
Основной составляющей системы оценки озелененных территорий является оценка (долгосрочная, ежегодная, оперативная) качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений на озелененной территории и элементов благоустройства.
Оценку состояния озелененных территорий осуществляют либо специализированные учреждения (если речь идет о зеленых насаждениях общего пользования), либо организации, предприятия и др., в ведении которых находятся эти территории, с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами.
Оценка состояния озелененных территорий осуществляется: - долгосрочная оценка - один раз в 10 лет; - ежегодная (плановая) оценка - два раза в год; - оперативная оценка - по специальному распоряжению.
Обследование проводится по единым утвержденным методикам, показатели состояния фиксируются в установленном порядке.
Долгосрочная оценка ситуации осуществляется по результатам инвентаризации городских зеленых насаждений с периодичностью 1 раз в 10 лет. Инвентаризация проводится в соответствии с «Методикой инвентаризации городских зеленых насаждений» (Минстрой России, 1997).
Ежегодная плановая оценка проводится путем ежегодного обследования озелененных территорий. Кроме ежегодных плановых осмотров может при необходимости проводиться оперативный осмотр.
Ежегодный плановый осмотр проводится в течение всего вегетационного периода (весной и осенью - обязательно). При этом обследование охватывает все элементы зеленых насаждений и благоустройства.
Ежегодный плановый весенний осмотр (в конце апреля) проводится с целью проверки состояния озелененных территорий, включая состояние деревьев, кустарников, газонов, цветников, дорожек и площадок, оборудования, инвентаря и готовности их к эксплуатации в последующий летний период. В процессе осмотра уточняются объемы работ по текущему ремонту, посадке и подсадке растений, определяются недостатки, неисправности и повреждения, устранение которых требует специального ремонта.
Ежегодный плановый осенний осмотр (в сентябре) проводится по окончании вегетации растений с целью проверки готовности озелененных территорий к зиме. К этому времени должны быть закончены все работы по подготовке к эксплуатации объектов в зимних условиях.
По данным ежегодных плановых весеннего и осеннего осмотров составляется ведомость дефектов и перечень мероприятий, необходимых для подготовки объекта к эксплуатации в летний период и по подготовке к содержанию в зимних условиях. По окончании осмотра составляется акт в двух экземплярах.
Согласно п. 6.2 Правил, все землепользователи озелененных территорий обязаны вносить в паспорт ежегодно по состоянию на 1 января все текущие изменения, происшедшие в насаждениях (прирост и ликвидация зеленых площадей, посадки и убыль деревьев, кустарников и др.); обеспечивать оценку состояния своей территории.
Порядок проведения инвентаризации городских зеленых насаждений предусмотрен Методикой инвентаризации городских зеленых насаждений 1997 года, составленной на основании решения Комиссии ФИО1 СССР по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Методика).
Так, в соответствии с п.п. 1 – 5 Методики, инвентаризация зеленых насаждений проводится в целях использования данных учета для составления статистической отчетности, развития зеленого хозяйства, планирования нового строительства, восстановления, реконструкции и эксплуатации ландшафтно-архитектурных объектов в городах и поселках, установления ответственного лица за их сохранность и состояние, а также удовлетворения иных потребностей соответствующих организаций.
В соответствии с указанными целями учет зеленых насаждений заключается в:
а) определении общей площади, занимаемой зелеными насаждениями, и распределении ее по категориям, в том числе деревьями, кустарниками, цветниками, газонами, дорожками, строениями, сооружениями, водоемами и пр.; расчет соответствия площади зеленых насаждений в целом и каждой категории требованиям СНиП;
б) установлении количества деревьев и кустарников с определением типа насаждения, породы, возраста растений, диаметра на высоте 1,3 м (для деревьев), состояния;
в) установлении наличия и принадлежности стационарных инженерно-архитектурных сооружений и оборудования ландшафтно-архитектурных объектов (фонтаны, памятники, скульптуры и т.п.);
г) составлении необходимых чертежей, заполнении паспорта, составлении сводных данных о зеленых насаждениях населенного пункта;
д) своевременной регистрации происшедших изменений.
Учету подлежат все (за исключением расположенных на землях, изъятых из ведения местных муниципальных органов) ландшафтно-архитектурные объекты общественного пользования (парки, сады, улицы и проезды, скверы, бульвары и др.) в пределах городской (поселковой) черты.
Строения, подземные и надземные сооружения, расположенные на ландшафтно-архитектурных объектах, учитываются по соответствующим инструкциям.
В результате проведения технического учета на каждый ландшафтно-архитектурный объект должны быть составлены: инвентарный план, в зависимости от площади объекта, и паспорт.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона №- ФЗ, правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать, среди прочего, вопросы организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями.
К объектам зеленого хозяйства относится растительность, кроме сорной, образующая архитектурно – ландшафтный ансамбль на определенной территории, включая оборудование зеленого хозяйства (парки, лесопарки, скверы, газоны, зеленые зоны и т.п.) (п. 1.2).
Состояние зеленых насаждений контролируется посредством проведения плановых осмотров, а при необходимости - внеочередных осмотров (проводит организация, осуществляющая деятельность по содержанию объектов зеленого хозяйства на основании муниципального контракта). В процессе осмотра выявляются недостатки и причины их появления, проверяется объем и качество работ по уходу, ремонту и содержанию этих насаждений (п. 2.4.1).
Общие осмотры проводятся два раза в год - весной и осенью. При общем осмотре обследуются все элементы зеленых насаждений и благоустройства. При частичном осмотре обследуются отдельные элементы насаждений и инженерного оборудования. Периодичность частичных осмотров устанавливается руководителем организации, осуществляющей деятельность по содержанию объектов зеленого хозяйства. Внеочередные осмотры проводятся после ливней, сильных ветров, снегопадов, наводнений и т.п. (п. 2.4.2).
Инвентаризация объектов зеленого хозяйства проводится в целях получения информации об их стоимости, составе, количестве и т.п., для использования при дальнейшем развитии зеленого строительства (п. 2.6.1).
Инвентаризации подлежат все объекты зеленого хозяйства в пределах городской черты (п. 2.6.2).
В целях выявления произошедших изменений и отражения их в материалах инвентаризации объекты зеленого хозяйства обследуются один раз в 5 лет (п. 2.6.6).
На основе инвентаризации проводится оценка объектов зеленого хозяйства по современной восстановительной стоимости и определение процента их износа по состоянию на момент учета (п. 2.6.7).
В соответствии с ч. 2 ст. 61 Закона № 7-ФЗ, охрана зеленого фонда городских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
В соответствии с п. 9 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма. Кроме того, земельные участки общего пользования, занятые скверами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 ЗК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, ст. 78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бездействие органов местного самоуправления может быть обжаловано в суд.
Учитывая, что признание административным ответчиком настоящего иска не противоречит закону, не нарушает прав других лиц, суд принимает признание иска, что является основанием для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 46, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Исполняющего обязанности прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ботанического сельского поселения <адрес> Республики Крым о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ботаническое сельское поселение <адрес> Республики Крым, выразившееся в непроведении инвентаризации зеленых насаждений.
Обязать администрацию муниципального образования Ботаническое сельское поселение <адрес> Республики Крым, в течении шести месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства посредством проведения долгосрочной оценки (инвентаризации) зеленых насаждений.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Раздольненский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья: