УИД 37RS0020-01-2021-000970-37
Дело № 2а-634/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Гаврилов Посад 18 июня 2021 года
Тейковский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Малышевой Т.В.,
при секретаре Ариповой Т.Б.,
с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Гаврилово-Посадского района Беловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить водоснабжение и уличное освещение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Гаврилово-Посадского района обратился в суд в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петровского городского поселения, в котором просит признать бездействие незаконным и возложить обязанность в срок до 1 сентября 2021 года обеспечить водоснабжение и уличное освещение в д.Марково Гаврилово-Посадского района Ивановской области.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой по заявлению Эверстова А.В. проведена проверка исполнения законодательства в сфере водоснабжения д.Марково, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства в области водоснабжения и уличного освещения.
В нарушение норм действующего законодательства и нормативных правовых актов органа местного самоуправления водоснабжение и уличное освещение в д. Марково Гаврилово-Посадского района Ивановской области отсутствует.
В сентябре 2020 года прокуратурой в адрес главы Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района внесено представление. Представление прокурора рассмотрено, однако до настоящего времени нарушения, выявленные в ходе проверки, не устранены. Отсутствие водоснабжения и уличного освещения создают потенциальную опасность для жизни и здоровья жителей деревни, а также нарушают права неопределенного круга лиц, что противоречит требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании прокурор Белова Н.В поддержала административные исковые требования, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области Сизова М.В. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представила письменный отзыв, в котором просила увеличить срок исполнения решения суда до 1 декабря 2021 года, приложив документы о принятых мерах по организации уличного освещения.
Суд, выслушав пояснения прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В силу ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
К числу этих же вопросов данный закон относит организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
В соответствии с п.1 4.1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее - Правила), «коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Согласно пп. «в», «г», «д» п.З Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются, в том числе:
предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1;
качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении № 1 к настоящим Правилам.
Согласно пп. «а» п. 4 Правил потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
В соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, в силу п.1 ч.1 ст. 6 указанного Закона отнесена к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений.
Согласно ч.9 ст.7 указанного Закона, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644 (далее - Правила холодного водоснабжения), в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно п. 72 Правил холодного водоснабжения, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры.
Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.
Согласно п. 73 Правил холодного водоснабжения, забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п.74 Правил холодного водоснабжения, при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным приложением №1.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических потребностей.
В соответствии с п.19 части 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, которые могут регулировать вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений (п. 4 ч. 2 ст. 45.1).
Из представленных материалов дела следует, что администрацией Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области с сентября 2020 года по настоящее время не организовано водоснабжение и освещение улиц д.Марково.
Таким образом, судом установлено, что бездействие администрации Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области, выразившееся в необеспечении водоснабжения и уличного освещения в д.Марково Гаврилово-Посадского района Ивановской области, существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории в необеспечении водоснабжения и Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского района Ивановской области.
Таким образом, суд приходит к выводу, что иск прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Административный ответчик представил суду документы, подтверждающие заключение договора на поставку комплектующих для строительства линии уличного освещения в д.Марково, заявку на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств, технические условия для присоединения к электрическим сетям. Согласно представленным документам мероприятия по технологическому присоединению будут выполнены в срок до 24 ноября 2021 года.
При определении срока для исполнения административным ответчиком решения суда, учитывая характер правоотношений, с учетом характера работ, подлежащих выполнению, особенностей бюджетного процесса, суд считает возможным установить срок для исполнения ответчиком решения суда до 1 сентября 2021 года, признавая указанный срок разумным, обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон. Не соглашаясь с позицией административного ответчика об увеличении срока исполнения решения, суд принимает во внимание длительный период отсутствия какого-либо источника водоснабжения и уличного освещения на территории д.Марково Гаврилово-Посадского района и непринятие мер по представлению прокурора от 11 сентября 2020 года. Кроме того, администрация Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области не лишена возможности обратиться за предоставлением отсрочки исполнения решения суда в порядке ст.189 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Гаврилово-Посадского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить водоснабжение и уличное освещение удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области, выразившееся в необеспечении водоснабжения и уличного освещения в д.Марково Гаврилово-Посадского района Ивановской области.
Возложить на администрацию Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области обязанность в срок до 1 сентября 2021 года обеспечить водоснабжение и уличное освещение в д.Марково Гаврилово-Посадского района Ивановской области.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 23 июня 2021 года.
Судья Т.В. Малышева