дело № 11-128/18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 мая 2018 года город Уфа
Калининский районный суд г.Уфы в составе председательствующего судьи Ибрагимова А.Р.,
при секретаре Халиковой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа город Уфа на решение мирового судьи судебного участка №1 по Калининскому району г.Уфы от 07 ноября 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Даутова Р.М. удовлетворить частично.
взыскать с вдминистрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу Даутова Р.М. в счет возмещения ущерба, причиненного в результате ДТП ДД.ММ.ГГГГ 34 300 рублей, утрату товарной стоимости автомобиля в размере 3 953 рубля, расходы на оплату услуг эксперта-оценщика по определению стоимости восстановительного ремонта в размере 7 000 рублей, расходы на оплату услуг эксперта-оценщика по определению утраты товарной стоимости в размере 4 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 8 000 рублей, нотариальные расходы в размере 1 100 рублей, почтовые расходы в размере 470 рублей, расходы на услуги по копированию документов в размере 560 рублей, а также расходы по оплате госпошлины в размере 1 348 рублей.
В остальной части иска Даутова Р.М. в удовлетворении отказать за необоснованностью,
установил:
Даутов Р.М. обратился в суд с иском к ОАО «УЖХ Калининского района ГО г. Уфа РБ», администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о взыскании ущерба, причиненного в результате ДТП ДД.ММ.ГГГГ в размере 34 300 рублей, утрату товарной стоимости автомобиля в размере 3 953 рубля, расходы, связанные с проведением оценки стоимости восстановительного ремонта автомобиля в размере 14 000 рублей, расходы, связанные с проведением оценки утраты товарной стоимости автомобиля в размере 14 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 8 000 рублей, расходы по оформлению нотариальной доверенности на представителя в размере 1 100 рублей, почтовые расходы в размере 470 рублей, расходы на оплату услуг копирования документов, необходимых для подачи в суд в размере 560 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 1 348 рублей.
В обоснование иска указано на то, что в результате ДТП, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> Даутов Р.М., управляя автомобилем марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, принадлежащем истцу на праве собственности, совершил наезд на неровность в дорожном покрытии. В результате дорожно-транспортного происшествия (наезда на яму) автомобиль истца получил механические повреждения, объем и характер которых отражен в акте осмотра автомобиля, перечень и характер повреждений подтверждается материалами дела об административном правонарушении. В результате проведенной оценки стоимости причиненного в результате ДТП ущерба установлено, что среднерыночная стоимость восстановительного ремонта с учетом износа составляет 34 300 руб.
Мировым судьей постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с решением мирового судьи представителем ответчика администрации ГО г.Уфа Султановой А.А. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение мирового судьи отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований на том основании, что вина в причинении ущерба автомобилю истца действиями ответчика Администрации ГО г.Уфа не доказана.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в суд апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело без участия указанных лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан Султанову А.А., представителя ОАО «УЖХ Калининского района ГО г.Уфа Республики Башкортостан» Петрова О.П., суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
В силу части 4 статьи 6, статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГГГ истец, двигаясь на принадлежащем ему на праве собственности автомобиле <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № по проезду, в направлении <адрес> наехал на неровность в виде выбоины, в результате чего автомобиль получил механические повреждения, что не отрицалось сторонами и подтверждается материалами о дорожно-транспортном происшествии.
Судом первой инстанции доказано, что ДТП, произошедшее ДД.ММ.ГГГГ на проезде, ведущем от дороги по <адрес> в направлении домов №№, № по <адрес> с участием автомобиля истца, произошло вследствие недостатков в эксплуатационном состоянии дороги, а именно наличия на данном участке ямы, в которую наехал Даутов на своем автомобиле.
Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения на участке по <адрес>, напротив <адрес> выявлены следующие недостатки в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения: выявлена выбоина покрытия проезжей части превышающая значения по длине № см, по ширине – № см, по глубине – № см.
Размер ущерба ни одной из сторон не оспаривается.
Согласно пункту 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценки ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу статьи 15 приведенного Закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2).
В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 3).
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч. 4).
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5).
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
Таким образом, федеральные нормы предусматривают необходимость формирования земельного участка под многоквартирным домом и возникновение права собственности на земельный участок только после проведения кадастровых работ по его формированию (в том числе работ по межеванию) и проведения государственного кадастрового учета. Признание конкретного земельного участка объектом гражданских прав невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса РФ.
Из материалов дела усматривается, что согласно схемы места ДТП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 116) зафиксировано, что на дороге, являющейся проездом ведущей от дороги по <адрес> и идущей далее между домами № и № по <адрес> зафиксировано место ДТП в непосредственной близости от поворота на дорогу по <адрес> на расстоянии № метров от <адрес>.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанности по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, возложены на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
Согласно подпунктам 5 и 19 пункта 1 статьи 14 приведенного Закона к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Поскольку участок дороги, на котором произошло дорожно- транспортное происшествие, является бесхозяйным объектом, органом, в ведении которого находится автомобильная дорога в районе места происшествия, является Администрация городского округа город Уфа.
Администрация, как исполнительно распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения в силу закона, обязана обеспечивать соответствие автомобильных дорог на своей территории принятым стандартам безопасности, организовывать мероприятия по их ремонту и содержанию и контролировать их исполнение.
Доказательств передачи спорного участка дороги, являющегося проездом ведущим от дороги по <адрес> и идущей далее между домами № и № по <адрес> на содержание Муниципальному бюджетному учреждению по благоустройству Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан не представлены.
При таком положении, определяя лицо, на которое в силу закона возложена обязанность по возмещению причиненного истцу материального ущерба, мировой судья пришел к обоснованному выводу, что таким лицом является орган местного самоуправления.
При этом мировым судьей учтено, что права на участок никому не оформлены, а потому его собственником является муниципалитет в лице администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан; последней также принадлежат обязанность и право по оформлению и передаче данного участка.
С данным выводом суд соглашается, поскольку доказательств делегирования органом местного самоуправления полномочий по надлежащему содержанию земельного участка материалы дела не содержат.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка № 1 по Калининскому району г.Уфы от 07 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Судья А.Р.Ибрагимов