Решение по делу № 2а-260/2019 от 21.08.2018

Дело № 2а-260/19                                                               18 апреля 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи        Пановой А.В.

при секретаре                    Малявине А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бикуловой ФИО21, Канюкова ФИО22, Малышевой ФИО23, Плюто ФИО20, Чернышева ФИО24 к Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга о признании незаконными разрешений на строительство,

у с т а н о в и л:

    Бикулова ФИО26, Канюков ФИО25, Малышева ФИО28, Плюто ФИО29, Чернышев ФИО27 обратились в суд с административным иском к Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (далее-Служба) о признании незаконным разрешения от 22.05.2018 года на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями, встроенно-пристроенными подземными гаражами на земельном участке по адресу: <адрес> разрешения № от 22.05.2018 года на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями и встроенно-пристроенным подземным гаражом на земельном участке по адресу: <адрес> разрешения от 09.06.2018 года на строительство многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенным подземным гаражом на земельном участке по адресу: <адрес>

     В обоснование исковых требований административные истцы указали, что на сайте Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга ими были обнаружены сведения о выданных АО «Пулково Цветы» разрешениях на строительство в защитной паковой зоне Пулковской астрономической обсерватории:

для участка по адресу: <адрес> - от 22 мая 2018 года на строительство многоквартирных жилых домов со встроенными помещениями, встроено-пристроенными подземными гаражами и школы на 550 мест,

для участка по адресу: <адрес> от 22 мая 2018 года на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями и встроено-пристроенным подземным гаражом,

для участка по адресу: <адрес> от 09 июня 2018 года на строительство многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенным подземным гаражом, детского сада на 220 мест.

Указанные разрешения административные истцы считают незаконными и нарушающими их субъективные права на благоприятную окружающую среду, на благоприятные условия жизнедеятельности, на защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, права на сохранность объектов культурного наследия, закрепленные в Конституции РФ (ст.42,44), ст.2 Градостроительного кодекса РФ, ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», преамбуле и ст.6,7 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Факт нарушения прав административных истцов состоит в нарушении обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, в нарушении государственных гарантий сохранения культурного наследия, государственной охраны объектов культурного наследия как системы правовых, организационных мер оспариваемыми разрешениями на строительство по причине их незаконности.

Из оспариваемых разрешений, а также прилагаемых писем ГАО РАН о согласовании строительства, проектная документация, по которой выданы оспариваемые разрешения на строительство нарушает градостроительный регламент в части количества этажей.

Земельные участки, на застройку которых выданы оспариваемые разрешения находятся в непосредственной близости к объекту культурного наследия федерального значения «Пулковская обсерватория», относящегося также к особо ценным объектам культурного наследия «Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук». Пулковская обсерватория именно как астрономическая обсерватория является компонентом №540008 объекта Всемирного наследия С 540 «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников». Российская Федерация в отношении указанных земельных участков обязана установить буферную зону объекта Всемирного наследия.     Данные земельные участки находятся на территории Защитной парковой зоны Главной (Пулковской) астрономической обсерватории Российской Академии наук, установленной с целью обеспечения нормальной работы Главной (Пулковской) астрономической обсерватории Российской Академии наук в соответствии с распоряжением Совнаркома СССР №4003-р «О восстановлении и реконструкции Главной астрономической обсерватории Академии наук СССР в Пулково» от 11 марта 1945 года, которым устанавливалась защитная парковая зона в радиусе 3 км вокруг Пулковской обсерватории с запрещением в ней промышленного и крупного жилищного строительства; п.п. «а», «б» и «з» п.1 Решения Исполкома Ленгорсовета №147—б «О мероприятиях по восстановлению Главной Астрономической Обсерватории в Пулково» от 28 мая 1945 года, которым отводился земельный участок для Пулковской обсерватории, устанавливались границы защитной парковой зоны в радиусе 3 км вокруг Обсерватории и запрещалось промышленное и курное жилищное строительство; п.1 и п.2 Приказа Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 20 декабря 1996 года №833, которым утверждались границы территории Пулковской обсерватории и защитной парковой зоны и устанавливались ограничения на промышленное и крупное жилищное строительство. В соответствии с Правилами землепользования и застройки в отношении зоны где расположены земельные участки установлены ограничения градостроительной деятельности, установлен особый режим осуществления хозяйственной деятельности, включающий в себя обеспечение экологических условий для действий высокочувствительной аппаратуры, соблюдение астроклимата: максимально возможную чистоту, незадымленность атмосферы, минимальные фоновые засветки неба в часы наблюдений, минимальное микросейсмическое влияние на инструменты и регистрирующую аппаратуру, на территории защитной парковой зоны запрещается любое капитальное строительство, нарушающее указанные условия.

Включение объектов в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО влечет за собой необходимость защиты данного объекта со стороны государства на федеральном уровне в соответствии со статье 4 Конвенции ЮНЕСКО по охране всемирного культурного и природного наследия. Руководством по выполнению данной Конвенции предусмотрено, что любая из сторон данного международного соглашения должна информировать Центр всемирного наследия ЮНЕСКО о своих намерениях предпринять или разрешить на территории, охраняемой Конвенцией, большие реставрационные работы или новое строительство, которые могут затронуть выдающуюся мировую ценность объекта. Такая информация должна поступить в ЮНЕСКО до принятия страной инициатором работ каких-либо принципиальных решений с тем, чтобы Центр всемирного наследия ЮНЕСКО имел возможность оказать содействие в поиске соответствующих решений, гарантирующих полную сохранность выдающейся мировой ценности объекта. ЮНЕСКО о намерениях построить город Планетоград рядом с Пулковской обсерваторией не проинформировано, что является нарушением международные обязательства России по охране культурного наследия.

Решение о согласовании проектной документации выданы на основании проверки Дирекцией ГАО РАН проектной документации на соответствие Государственному заданию ГАО РАН №007 0099 18 00 на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов и Плану НИР ГАО РАН на 2018-2020 годы, а также ряду нормативных правовых актов, что в компетенцию названного органа ГАО РАН явно не входит. Создание и деятельность такого органа управления ГАО РАН как «дирекция» Уставом учреждения, утвержденным учредителем, не предусмотрены, юридические последствия действий такого органа ничтожны.

    Административные истцы Бикулова Д.А., Малышева Е.Г., Плюто А.Ю., Чернышев В.А., являющийся одновременно представителем административных истцов по доверенности в судебное заседание явились, исковые требования с учетом уточнений подержали, просили удовлетворить.

    Административный истец Канюков А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, доверил представление своих интересов представителю. Представитель административного истца Канюкова А.Н. по доверенности Чернышев В.А. в судебное заседание явился, исковые требования с уточнениями поддержал, просил удовлетворить.

    Представитель административного ответчика по доверенности Пашкова Н.С. в судебное заседание явилась, с исковыми требованиям не согласилась, представила письменные возражения, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

    Представитель заинтересованного лица Министерство культуры Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные пояснения, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Представитель заинтересованного лица Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял, письменную позицию не представил, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения науки Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория РАН (далее – ГАО РАН) по доверенности Резлер К.С. в судебное заседание явился, полагал требования истцов несостоятельными, представил письменные правовую позицию, полагал, что процедура согласования строительства в защитной парковой зоне ГАО РАН соблюдена, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее – КГА) по доверенности Яркина В.В. в судебное заседание явилась, представила письменный отзыв, полагала, что оспариваемые разрешения на строительства соответствуют установленным градостроительным регламентам, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

    Представитель заинтересованного лица Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (далее – КГИОП) по доверенности Марков С.Л. в судебное заседание явился, полагал исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

    Представители заинтересованного лица ООО «Пулково Цветы» по доверенности Некрестьянов Д.С., Щенина Д.В. в судебное заседание явились, возражали против удовлетворения исковых требований, представили письменные возражения, полагали оспариваемые разрешения законными, доводы административных истцов несостоятельными, просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Согласно статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 этого же кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

       4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Земельный участок , расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером находящийся в Московском районе принадлежит на основании договора купли-продажи земельного участка от 29.09.2008 года ЗАО «Пулково Цветы».

    28.04.2016 года КГА был утвержден градостроительный план на указанный земельный участок.

    Распоряжением КГА от 08.10.2010 №3155 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» ЗАО «Пулково Цветы» было предоставлено разрешение на условно разрешённый вид использования данного земельного участка «для размещения многоквартирного жилого дома) жилых домов)».

Проектная документация по строительство многоквартирного дома на данном земельном участке, разработанная в 2018 году ООО «Глобал ЭМ», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Межрегиональная Негосударственная Экспертиза» 15.03.2018 года № .

    09.06.2018 года Службой было выдано АО «Пулково-Цветы» разрешение на строительство многоквартирного дома со встроенно-пристроенным подземным гаражом. Детский сад на 220 мест, 1, 2 этап строительства на земельном участке по адресу: <адрес> (л.д.44-45 том 1).

    Земельный участок , расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером , находящийся в Московском районе принадлежит на ЗАО «Пулково-Цветы» на основании договора купли-продажи от 29.09.2018 года.

    28.04.2016 года КГА был утвержден градостроительный план на указанный земельный участок.

    Распоряжением КГА от 08.10.2010 №3154 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» ЗАО «Пулково Цветы» было предоставлено разрешение на условно разрешённый вид использования данного земельного участка «для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов)».

Проектная документация по строительство многоквартирного дома на данном земельном участке, разработанная в 2018 году ООО «Глобал ЭМ», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Межрегиональная Негосударственная Экспертиза» 15.03.2018 года

    22.05.2018 года Службой было выдано АО «Пулково-Цветы» разрешение на строительство многоквартирного дома со встроенно-пристроенным подземным гаражом на земельном участке по адресу: <адрес>. (л.д.42-43 том 1).

Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером находящийся в Московском районе принадлежит на ЗАО «Пулково-Цветы» на основании договора купли-продажи от 29.09.2018 года.

    28.04.2016 года КГА был утвержден градостроительный план № на указанный земельный участок.

    Распоряжением КГА от 08.10.2010 №3153 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» ЗАО «Пулково Цветы» было предоставлено разрешение на условно разрешённый вид использования данного земельного участка «для размещения многоквартирного жилого дома (жилых домов)».

Проектная документация по строительство многоквартирного дома на данном земельном участке, разработанная в 2018 году ООО «Глобал ЭМ», получила положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «Межрегиональная Негосударственная Экспертиза» 15.03.2018 года

    22.05.2018 года Службой было выдано АО «Пулково-Цветы» разрешение на строительство многоквартирных жилых домов со встроенно-пристроенными помещениями, встроенно-пристроенными подземными гаражами. Школа на 550 мест. 1-4 этапы строительства на земельном участке по адресу: <адрес> (л.д.39-41 том 1).

Компетенция и полномочия Службы государственного и строительного надзора Санкт-Петербурга определены в Положении о Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга", утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 октября 2004 года № 1747 "О Службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга".

Пунктами 1.2 и 1.3 указанного Положения предусмотрено, что Служба является органом, уполномоченным на организацию государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдачу разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на проведение работ по созданию искусственного земельного участка, созданного на водном объекте, находящемся в федеральной собственности (далее - искусственный земельный участок), и разрешений на ввод объектов капитального строительства и искусственных земельных участков в эксплуатацию, а также на осуществление регионального государственного строительного надзора. Служба является органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга, в пределах своей компетенции.

В силу пункта 2.4 данного Положения одной из основных задач Службы является выдача разрешений на строительство, за исключением разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства.

Распоряжением Службы от 30 декабря 2016 года N 9-р был утвержден Административный регламент Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство при осуществлении строительства и реконструкции объектов капитального строительства в случаях, установленных законодательством (за исключением разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства), на проведение работ по созданию искусственного земельного участка (далее - Административный регламент), который действовал на дату выдачи застройщику земельных участков оспариваемых разрешений на строительство.

Пунктом 2.3 Административного регламента установлено, что результатом предоставления государственной услуги является выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства, продление разрешения на строительство, внесение изменений в разрешение на строительство либо выдача уведомления, содержащего мотивированный отказ, подписанное в электронной форме усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица Службы.

Пунктом 2.6 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем.

Таким образом, суд, с учетом выше приведенных актов, полагает, что сами по себе действия административного ответчика по выдаче оспариваемых разрешений на строительство правомерны, поскольку входят в компетенцию данного органа.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом

В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы с приложением правоустанавливающих документов на земельный участок.

Частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.

Часть 11 статьи 51 названного Кодекса предусматривает, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Частью 13 указанной статьи предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Застройщиком в соответствии с вышеуказанным Административным регламентом документация согласно установленного перечня была представлена в Службу при направлении заявлений на выдачу разрешений на строительства. Поскольку все указанные в Регламенте документы, включая Положительное заключение негосударственной строительной экспертизы, согласования, в том числе согласование ГАО РАН, разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка были предоставлены застройщиком в Службу государственного строительного надзора и экспертизы, суд полагает, что порядок принятия решения о выдаче разрешений на строительство был соблюден.

Как следует из выданных КГА градостроительных планов на земельные участки, воспроизводящих положения Закона Санкт-Петербурга №29-10 от 04 февраля 2009 года «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», земельный участки находятся в территориальной зоне ТД1-2 – зона объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов, расположенных на территории исторических пригородов, периферийных и пригородных районов Санкт-Петербурга, с включением объектов инженерной инфраструктуры (л.д. 187-232 том 1).

    В соответствии с Приложениями №2 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 №524 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга» земельные участки располагаются в границах территориальной зоны ТД1-2_1 – зона объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов, расположенных на территориях исторических пригородов, периферийных и пригородных районов Санкт-Петербурга с включением объектов инженерной инфраструктуры с установленными разрешенными видами использования земельных участков допускается размещение на них многоквартирного жилого дома (жилых домов). В качестве условно разрешенного вида использования установлено среднеэтажная жилая застройка - код 2.5, предусматривающего размещение среднеэтажного многоквартирного жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой до 8 этажей).

АО «Пулково-Цветы» 08.10.2010 года было получено разрешение КГА на условно разрешенный вид использования (л.д. 184-186 том 1)

    Пунктами 4.5, 4.6. Приложения №1 к Правилам землепользования и застройки, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 года № 524 предусмотрены переходные положения, согласно которых:

Пункт 4.5. Проекты планировки территории, а равно проекты планировки с проектами межевания территории за границами объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, утвержденные до вступления в силу Правил, приводятся в соответствие с Правилами до окончания расчетного срока Генерального плана Санкт-Петербурга в порядке, установленном действующим законодательством.

До приведения указанных проектов планировки территории, проектов планировки с проектами межевания территории в соответствие с Правилами, в случае противоречия между указанными проектами планировки территории, проектами планировки с проектами межевания территории и Правилами применяются проекты планировки территории, проекты планировки с проектами межевания территории.

Внесение изменений в утвержденные проекты планировки территории, проекты планировки с проектами межевания территории осуществляется в соответствии с Правилами, Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.

Пункт 4.6. В случае если проекты планировки территории, а равно проекты планировки с проектами межевания территории в границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, утвержденные до вступления в силу Правил, противоречат установленным в Правилах предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которых Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 №820-7 «"О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон" установлены требования к градостроительным регламентам, и(или) режимам использования земель в границах территорий указанных зон, применяются Правила.

Внесение изменений в утвержденные проекты планировки территории, проекты планировки с проектами межевания территории осуществляется в соответствии с Правилами, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и законодательством Санкт-Петербурга.

В случае если проекты планировки территории, а равно проекты планировки с проектами межевания территории в границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, утвержденные до вступления в силу Правил, соответствуют установленным в Правилах предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в отношении которых Законом о зонах охраны установлены требования к градостроительным регламентам, а также режимам использования земель в границах территорий указанных зон, указанные проекты планировки территории, а равно проекты планировки с проектами межевания территории применяются в соответствии с пунктом 4.5 настоящего приложения.

При этом в случае несоответствия проектов планировки территории, а равно проектов планировки с проектами межевания, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, Правилам в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельных размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных в Правилах, в отношении которых Законом о зонах охраны не установлены требования к градостроительным регламентам, указанные проекты планировки территории, а равно проекты планировки с проектами межевания территории применяются в соответствии с пунктом 4.5 настоящего приложения.

Земельные участки, согласно Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон" расположены в охранной зоне – ЗРЗ (14)09. Данным законом (в Приложение №2 раздел 19) установлены требования к градостроительным регламентам в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности в отношении высоты возводимых объектов капитального строительства в метрах, не содержит каких-либо ограничений к этажности возводимых объектов капитального строительства.

Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 года №728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» дата окончания расчетного сока Генерального плана Санкт-Петербурга – 31 декабря 2018 года.

Проектом планировки и межевания территории, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.12.2014 года №1156 предусмотрено для жилых объектов, возводимых на земельных участках этажность надземной части зданий 8 и максимальную высоту объектов капитального строительства не более 18 метров.

Пунктом В.1.6 Приложения В «СП 54.13330.2011. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2033», утвержденных приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 №778 предусмотрено, что при определении этажности здания учитываются все надземные этажи, в том числе, технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 метра. При определении количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и другие.

Из оспариваемых разрешений на строительство следует, что застройщику разрешено строительство на земельном участке – 6-этажные многоквартирные дома, 1 этаж из которых подземный и 5-этажной школы, на земельном участке - 6-этажные многоквартирные дома, 1 этаж из которых подземный, на земельном участке - 6-этажные многоквартирные дома, 1 этаж из которых подземный и 4-этажный детский сад, высота строящихся объектов 17,875 м.

Таким образом, оспариваемые разрешения на строительство многоквартирных домов, школы и детского сада соответствуют требованиям градостроительного регламента по высоте.

Распоряжением Совнарком СССР от 11 марта 1945 года №4003-р, решением Исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов трудящихся №147-2-б от 28 мая 1945 года была установлена защитная парковая зона в радиусе 3 км вокруг Пулковской обсерватории с запрещением в ней промышленного и крупного жилищного строительства и с согласованием всякого строительства в этой зоне с дирекцией Пулковской обсерватории. Аналогичное ограничение содержится в подпункте 3 пункта 1 решения Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся от 28 мая 1945 года №147-2-б и подпункте «е» пункта 1 протокола бюро Исполкома Ленгорсовета от 28 мая 1945 года №147 «О мероприятиях по восстановлению главной Астрономической Обсерватории в Пулково»

Пунктом 2 приказа КГА №833 от 29 декабря 1996 года установлено ограничение в использовании территории в виде воспрещения промышленного и крупного жилищного строительства в защитной парковой зоне радиусом 3 км от центра Круглого зала ГАО, определенной Распоряжением Совета Народных Комиссаров от 11 марта 1945 года №4003-р и решением Исполкома Ленсовета от 28 мая 1945 года №147-2-б. Любое иное строительство в этой зоне допускается по согласованию с дирекцией ГАО.

Защитная парковая зона в радиусе 3 км вокруг ГАО РАН отображена в Приложении №15 к Закону Санкт-Петербурга «О генеральном плане Санкт-Петербурга» от 22.12.2015 года №728-99 и в Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 года.

Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга 21 июня 2016 года №524 в п.3.3 Приложения №3 на территории защитной парковой зоны ГАО РАН установлены следующие ограничения: запрет на промышленное и крупное жилищное строительство; любое иное строительство допускается с согласования дирекции ГАО РАН. Согласование осуществляется на предмет соответствия строительства ограничениям использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории защитной парковой зоны Главной (Пулковской) астрономической обсерватории Российской академии наук, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Ранее статьей 71 Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденных Законом Санкт-Петербурга №29-10 от 04 февраля 2009 года, действовавшими до момента принятия новых Правил землепользования и застройки и на момент выдачи градостроительного плана земельного участка было установлено, что:

1. На территории защитной парковой зоны Пулковской обсерватории (ГАО РАН) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливается особый режим осуществления хозяйственной деятельности.

2. Указанный режим включает требования обеспечения экологических условий для действия высокочувствительной аппаратуры, соблюдения астроклимата: максимально возможную чистоту, незадымленность атмосферы, минимальные фоновые засветки неба в часы наблюдений, минимальное микросейсмическое влияние на инструменты и регистрирующую аппаратуру.

3. На территории указанной зоны запрещается любое капитальное строительство, нарушающее указанные в пункте 2 настоящей статьи требования.

4. Соблюдение ограничений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, при размещении объектов капитального строительства должно быть подтверждено согласованием Пулковской обсерватории.

Статьей 66 главы 3 Приложения №3 к Закону Санкт-Петербурга от 26.06.2014 года №417-65 «О внесении дополнений и изменений в Закон Санкт-Петербурга «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга» установлено, что на территории защитной парковой зоны Пулковской обсерватории (ГАО РАН) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливается особый режим осуществления хозяйственной деятельности, включающий в себя требования обеспечения экологических условий для действия высокочувствительной аппаратуры, соблюдения астроклимата: максимально возможную чистоту, незадымленность атмосферы, минимальные фоновые засветки неба в часы наблюдений, минимальное микросейсмическое влияние на инструменты и регистрирующую аппаратуру (пункт 2). На территории указанной зоны запрещается любое капитальное строительство, нарушающее указанные в пункте 2 настоящей статьи (пункт 3).

Согласно пункта 4 статьи 66 Главы 3 Приложения №№3 к Закону Санкт-Петербурга от 26.06.2014 года №417-65 соблюдение ограничений, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, при размещении объектов капитального строительства должно быть подтверждено согласованием Пулковской обсерватории.

Таким образом, для получения разрешения на строительство многоквартирного дома необходимо получение согласия ГАО РАН.

Правительством Санкт-Петербурга от 18 декабря 2014 года принято постановление №1156 «Об утверждении проекта планировки территории базисного квартала 7723В, ограниченной территорией Пулковской обсерватории, Пулковским шоссе, Волхонским шоссе, проектируемыми проездами №7, 8 и 6, в Московском районе и проекта межевания территории, ограниченной территорией Пулковской обсерваторией, Пулковским шоссе, проектируемыми проездами №10, 2а, 5, 5а и 6 в Московском районе».

    Решением Санкт-Петербургского городского суда от 22 января 2018 года по делу №3а-2/2018 по административному исковому заявлению Бикуловой ФИО31, канюков ФИО32, Лаврентьева ФИО34, Малышевой ФИО35, Плюто ФИО30, Чернышева ФИО33 о признании недействующим с момента принятия постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18 декабря 2014 года №1156 «Об утверждении проекта планировки территории базисного квартала 7723В, ограниченной территорией Пулковской обсерваторией, Пулковским шоссе, проектируемыми проездами №, 2а, 5, 5а и 6 в Московском районе» данное постановление было признано недействующим с даты вступления решения суда в законную силу.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 23 мая 2018 года №78-АПГ18-11 решение Санкт-Петербургского городского суда от 22 января 2018 года было отменено, административным истцам в удовлетворении административного иска было отказано. При этом отказывая в удовлетворении исковых требований Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации пришла к выводу, что требования закона о согласовании строительства в границах 3-километровой зоны с ГАО РАН было выполнено, проект планировки и проект межевания территории, был согласован Министерством культуры 01.12.2017 года письмом №19629-01.1-55-ОР.

Размещение многоквартирных домов в соответствии с указанными положениями было согласовано Федеральным государственным бюджетным учреждением науки Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук письмами:

В отношении участка 38 – от 11.04.2018 ,

В отношении участка 40 – от 11.04.2018 №

В отношении участка 42 – от 11.04.2018 № (л.д. 81-87 том 1).

Административные истцы полагают, что указанные согласование не являются надлежащими в связи с отсутствием в ГАО РАН такого органа как Дирекция. Суд полагает данный довод административных истцов ошибочным.

Согласно пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

В своей деятельности ГАО РАН руководствуется Уставом, утвержденным приказом Федерального агентства научных организаций от 05 ноября 2014 года №886 с изменениями и дополнениями (л.д.20-51 том 2).

Пунктом 8 Устава определено, что в своей деятельности Учреждение руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Уставом.

Целью и предметом деятельности Учреждения является поведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований в различных областях астрономии с использованием наземных и космических средств (пункт 20 Устава). К основным видам деятельности Учреждения, среди прочих, отнесено поведение мероприятий по обеспечению сохранности особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации — Главной (Пулковской) астрономической обсерватории Российской Академии наук (г.Санкт-Петербург).

Пунктами 28, 31.4, 31.7, 31.13 Устава, директор является постоянно действующим исполнительным и распорядительным органом учреждения, осуществляет руководство учреждением на принципах единоначалия, организует работу учреждения в пределах своей компетенции и несет ответственность за его деятельность; директор утверждает документы, регламентирующие деятельность работников учреждения; директор издает приказы, дает указания в пределах своих полномочий, обязательные для исполнения работниками; директор осуществляет иные (не указанные в Уставе) полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункта 26.18.1 Устава ГАО РАН имеет право в установленном порядке согласовывать соблюдение ограничений при размещении объектов капитального строительства на территории защитной парковой зоны ГАО РАН в соответствии с законодательством РФ и правовыми актами города Санкт-Петербурга в порядке регламентированном локальными нормативными актами Учреждения.

26.12.2017 года №417-ок приказом директора ГАО РАН был введен в действие Регламент согласования строительства на территории защитной парковой зоны Главной (Пулковской) астрономической обсерватории Российской академии, в соответствии с которым Дирекция рассматривает обращения (с прилагаемыми документами) о согласовании строительства с учетом возможного влияния объекта строительства на выполнение научных исследований ГАО РАН в соответствии с Планом НИР в рамках Государственного задания, руководствуясь ограничениями, установленными ГАО РАН в Приложении №1 к Регламенту, а директор принимает решение о согласовании, либо в отказе в согласовании, с учетом мнения дирекции (л.д. 1-5 том 2). При этом решение Дирекции оформляется протоколом.

Приказом №376-ок от 10.11.2017 была создана Дирекция и введено Положение о Дирекции ГАО РАН (л.д.6-10 том 2), что соответствует пункту 38 Устава ГАО РАН. Указанным Положением предусмотрено, что Дирекция является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом во главе с директором, к функциям Дирекции относится рассмотрение вопросов хозяйственной и строительной деятельности на территории защитной парковой зоны ГАО РАН.

Как следует из материалов дела Дирекция ГАО РАН рассмотрела обращения застройщика о согласовании строительства в защитной парковой зоне на своем заседании 10.04.2018 согласилась, что заявленные к строительству параметры объектов строительства соответствуют ограничениям, установленным в Приложении №1 к Регламенту о согласовании. Представленные проектные решения не препятствуют выполнению научных исследований ГАО РАН в соответствии с планом НИР в рамках Государственного задания №007-00099-18-00 на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов от 15.01.2018. Директор согласился с мнением Дирекции и направил в адрес застройщика согласовательные письма.

Таким образом, согласование Дирекции ГАО РАН на строительство в защитной парковой зоне было получено и представлено в Службу, застройщиком было соблюдено требование установленного градостроительного регламента, довод административных истцов о несоблюдении данного ограничения (отсутствие согласования Дирекции ГАО РАН) является несостоятельным.

Несостоятельным является довод административных истцов о необходимости получения для строительства согласования строительства Комитета всемирного наследия в соответствии с Конвенцией по охране всемирного культурного и природного наследия.

В 1990 году в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО за №540-001 включен «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников».

«Ансамбль Пулковской обсерватории XVIII в, 1839, 1910, 1953» расположенный по адресу: <адрес> включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утвержденный Указом Президента РФ от 20.02.1995 №176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского значения».

Памятники, входящие в состав данного ансамбля установлены в Перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в Санкт-Петербурге, утвержденном постановлением Правительства РФ от 10.07.2001 №527.

Согласно требований статьи 4 Конвенции ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия», каждое государство- сторона настоящей Конвенции – признает, что обязательство обеспечить выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, которое расположено на его территории, возлагается прежде всего на него. С этой целью стремится действовать как путем собственных усилий, максимально использующих наличные ресурсы, так и, в случае необходимости посредством международной помощи и сотрудничества, которым оно может воспользоваться. Российская Федерация ратифицировала данную Конвенцию, приняв на себя изложенные в ней обязательства. Данная Конвенция ратифицирована Российской Федерацией.

        Статьей 8 указанной Конвенции, при Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры учреждается Межправительственный Комитет по охране по охране культурного и природного наследия, называемый Комитет всемирного наследия, который, в силу п.п.2, 4 ст.11 Конвенции, в частности, составляет, обновляет и публикует «Список всемирного наследия» и «Список объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой».

    В целях реализации Конвенции Межправительственным комитетом по охране Всемирного культурного и природного наследия 02.02.2005 года данным Комитетом было выпущено «Руководство по выполнению Конвенции по охране всемирного наследия». В пункте 171 данного Руководства Комитет рекомендует государствам — сторонам Конвенции сотрудничать с Консультативными органами, которые по просьбе и от имени Комитета осуществляет мониторинг и готовят отчеты о ходе работ, предпринятых для сохранения объектов, внесенных в Список всемирного наследия. Разделом IV Руководства предусмотрено проведение реагирующего мониторинга, который представляет собой отчеты по состоянию сохранности конкретных объектов культурного наследия, находящихся под угрозой, которые составляются для Комитета Секретариатом, другими секторами ЮНЕСКО и Консультативными органами. Для этого, при каждом случае возникновения чрезвычайных ситуаций или проведении работ, которые могут сказаться на состоянии объекта наследия, государства – стороны Конвенции направляют в Комитет специальные отчеты и заключения по оценке воздействия этих ситуаций на объект.

           В пункте 172 (находящейся в данном разделе Руководства) Комитет всемирного наследия призывает государства – страны Конвенции - сообщать Комитету, через Секретариат, о своих намерениях предпринять или разрешить на территории, охраняемой согласно Конвенции, крупномасштабные восстановительные или новые строительные работы, которые могут оказать воздействие на выдающуюся универсальную ценность объекта.

    Уведомление необходимо направить в кратчайшие сроки (например, до подготовки проектов основных документов для конкретных проектов) и до принятия любых решений, которые было бы трудно отменить, чтобы Комитет мог оказать содействие в поиске решений, гарантирующих полную сохранность выдающейся универсальной ценности объекта.

    В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

       В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.

        Суд полагает, что обязательство Стран-участниц «обеспечить выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия», закрепленное в Конвенции, носит безусловный характер, является общепризнанным принципом международного права, в связи с чем, в силу ст. 15 Конституции РФ, входит как составная часть в правовую систему Российской Федерации.

          В то же время, конкретные формы реализации данного обязательства, поскольку они не установлены Конвенцией, должны определяться соответствующими правовыми актами Российской Федерации. В этом же порядке (то есть посредством национальных правовых норм), по мнению суда, подлежит применению на территории Российской Федерации и указанное Руководство по выполнении Конвенции (в том числе и требования ст.172 Руководства). При этом суд учитывает, что данное Руководство, не включенное в текст Конвенции и не являющееся международным договором, представляет собой по своей правовой сути процедурным документ, принятым коллегиальным органом Стран-участниц в целях реализации Конвенции для разрешения конкретных этапов включения объектов в Списки объектов культурного наследия или исключения из них. По мнению суда, на то, что данное руководство применяется посредством внутренних национальных норм, в частности, указывает и п.5 раздела II Руководства («Охрана и менеджмент»), согласно которого, государству-участнику Конвенции в целях номинации в список «…необходимо представить список законодательных инструктивно-нормативных, договорных, установленных и/или традиционных мер и планов, имеющих наибольшее значение к охране объекта».

    Вопросы выдачи разрешений на строительство в Российской Федерации регламентируется градостроительным законодательством.

    Согласно положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы территориального планирования и градостроительного зонирования отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации, обязанность проведения оценки воздействия по указанному объекту возлагается на Правительство Санкт-Петербурга.

    Пунктом 5 статьи 60 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что проекты правил землепользования и застройки, подготовленные применительно к территориям исторических поселений федерального значения, подлежат согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке.

    Историческим поселением являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.

    Согласно Перечню исторических поселений, утвержденному приказом Министерства культуры Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.07.2010 года №418/339, Санкт-Петербург отнесен к историческим поселениям.

      Таким образом, на момент выдачи оспариваемых разрешений на строительство национальный механизм реализации исполнения Руководства, отсутствовал, а Конвенция и Руководство по ее исполнению не содержат такого прямого механизма исполнения, у застройщика – АО «Пулково-Цветы», при обращении за выдачей разрешения на строительство, не имелось обязанности по предоставлению в Службу какого-либо «отчета об отсутствии воздействия предполагаемого строительства на выдающуюся универсальную ценность элемента объекта всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников».

          Суд принимает во внимание, что и Служба в силу исчерпывающего перечня документов, определенного статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 2.6.1 «Административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства», утвержденного распоряжением Службы от 30.12.2016 N 9-р, не имела законного права требовать от застройщика предоставлении такого дополнительного документа как указанного отчета.

    Законом на Службу государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга в рамках административных процедур, предшествующих выдаче разрешения на строительство, не возложена обязанность по подготовке и направлению в адрес координаторов по вопросам всемирного культурного наследия в России отчета об оценке воздействия предполагаемых работ на выдающуюся универсальную ценность объекта всемирного наследия.

    При этом суд принимает во внимание, что по сообщению Министерства культуры Российской Федерации 20 августа 2018 года Министерством культуры Российской Федерации в Центр всемирного наследия ЮНЕСКО (Секретариат всемирного наследия) направлен Отчет об оценке воздействия проекта предполагаемого строительства объектов, предусмотренных проектом планировки территории, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.12.2014 №1156 «Об утверждении проекта планировки территории базисного квартала 7723В, ограниченной территорией Пулковской обсерватории, Пулковским шоссе, Волхонским шоссе, проектируемыми проездами №7, 8 и 6 в Московском районе и проекта межевания территории, ограниченной территорией Пулковской обсерватории, Пулковским шоссе, проектируемыми проездами №10, 2а, 5, 5а и 6 в Московском районе», на выдающуюся универсальную ценность Объекта всемирного культурного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников». Данный Отчет был получен, о чем имеется подтверждение. Результаты рассмотрения данного Отчета по сообщению Министерства культуры Российской Федерации не поступили.

    По этим же основаниям суд не может согласиться суд с доводами административных истцов о незаконности разрешений на строительство, в виду наложения в части земельных участков на застройку которых выданы оспариваемые разрешения на участок элемента №540-036а «Блокадное кольцо» компонента №540-036 «Зеленый пояс Славы с Дорогой жизни».

    Постановлением Правительства Российской Федерации №527 от 10.07.2001 года в Единый государственный реестр объектов культурного наследия включены следующие компоненты Мемориала в память обороны города в 1941-1944 годы «Зеленый пояс Славы Ленинграда»: «Кировский вал», расположенные в Кировском (у ж.д.станции Лигово, у дома 232 и дома 106 по пр.Стачек), Красносельском районе (на пр.Маршала Жукова напротив дома 38 корпус 1 по ул.Стойкости, 14 км и 16 км Петергофского шоссе), «Сестра» - в Курортном районе (38 км Приморского шоссе), «Пулковский рубеж» - в Московском районе (20 км Киевского шоссе), «Приморский» - в Петродворцовом районе (Петергофская ул. Развилка шоссе Ломоносов-Гостилицы), «Ополченцы» и «Непокоренные» - в Пушкинском районе Санкт-Петербурга (Петербургское шоссе у моста через реку Кузьминку на 6 км Колпинского шоссе). Также имеются сведения об объекте культурного наследия Ансамбль «зеленый пояс Славы Ленинграда», расположенном в Ленинградской области, сведений об объекте культурного наследия «Блокадное кольцо» в реестре отсутствуют.

     Данные зарегистрированные в реестре памятники не расположены на земельных участках, в отношении которых выданы оспариваемые разрешения.

    Ссылка административных истцов о том, что ранее до 2001 года ансамбль «Зеленый пояс Славы Ленинграда» содержался в Перечне памятников культуры, включаемых в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 №624 и в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» могут быть отнесены к объектам культурного наследия федерального значения, не может служить основанием для признания оспариваемых разрешений на строительство незаконными. Границы указанного ансамбля на территории Санкт-Петербурга не определены, охране подлежали и подлежат отдельные части ранее созданного ансамбля. В архивах Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ, ЦГА, ЦГАНТД, ЗАО «Петербургский НИПИГрад», ОАО «ЛенНИИПроект») отсутствуют проектная и картографическая документация в отношении Блокадного кольца, являющегося частью мемориала Зеленый пояс Славы, позволяющая установить место расположения и прохождения Блокадного кольца (л.д. 215-225, 203-236 том 2, л.д.12-26, 30-97 том 3).

       Суд также учитывает, что на земельных участках . располагаются объекты недвижимости, прошедшие технический и кадастровый учет.

    При этом суд не может согласиться с доводами заинтересованных лиц о том, что оспариваемые разрешениями права, свободы и законные интересы административных истцов не нарушаются, доказательств данным обстоятельствам не представлено.

По мнению суда, градостроительная деятельность непосредственно затрагивает интересы административных истцов, поскольку направлена на ее устойчивое, долговременное развитие.

Регламентация градостроительной деятельности направлена на безопасность условий жизни, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в интересах настоящего и будущего поколений призвана обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности человека.

Указанные права являются публичными, декларированы государством, в связи с чем административные истцы являются участниками данных правоотношений.

Статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что «каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью». Статей 2 этого же закона определены принципы организации деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Окружающая среда согласно статьи 1 данного закона это не только природная среда, но и среда обитания человека в самом широком смысле, в том числе – городская среда. Как отметил Конституционный суд РФ в определении от 15 июля 2010 года №9311-О-О конституционная обязанность сохранять окружающую среду является частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду. Охрана окружающей среды в городе обеспечивается законодательным регулированием градостроительной деятельности.

Указное определение Конституционного суда РФ разъясняет, что регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на доступ к культурным ценностям и обязывает заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять окружающую среду (статьи 42 и 44). Право каждого на обеспечение сохранности объекта культурного наследия гарантировано частью 1 статьи 7 Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". В связи с чем является основанием для обращения в суд с требованием об оспаривании ненормативного правового акта, если административные истцов полагают, что их права нарушено, либо существует угроза его нарушения.

    На основании изложенного, руководствуясь статьей 175 -177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Бикуловой ФИО36, Канюкову ФИО37, Малышевой ФИО38, Плюто ФИО39, Чернышеву ФИО40 в удовлетворении исковых требований отказать.

         Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.

        Судья

2а-260/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Малышева Елена Георгиевна
Плюто Анастасия Юрьевна
Бикулова Динара Александровна
Чернышев Владимир Анатольевич
Канюков Анатолий Николаевич
Ответчики
служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга
Служба государственного строительного надзора и экспертизы
Другие
Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга
Министерство науки и высшего образования
АО "Пулково-Цветы"
КГИОП СПб
Главная астрономическая обсерватория Российской академии наук
Министерство культуры РФ
Суд
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Панова А. В.
Дело на странице суда
kbs.spb.sudrf.ru
21.08.2018Регистрация административного искового заявления
21.08.2018Передача материалов судье
23.08.2018Решение вопроса о принятии к производству
23.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2018Подготовка дела (собеседование)
11.09.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.10.2018Предварительное судебное заседание
20.11.2018Судебное заседание
17.12.2018Судебное заседание
22.01.2019Судебное заседание
06.02.2019Судебное заседание
25.02.2019Судебное заседание
03.04.2019Судебное заседание
08.04.2019Судебное заседание
18.04.2019Судебное заседание
13.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2019Дело оформлено
18.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее