Дело № 2а-69/2022 (УИД 54RS0023-01-2021-002023-77)
Поступило в суд 25.10.2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 января 2022 года р.п. Коченево
Коченевский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Черкасовой О.В.
при секретаре Журавлевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Коченевского района Новосибирской области к администрации Совхозного сельсовета Коченевского района Новосибирской области о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец прокурор Коченевского района Новосибирской области обратился суд с вышеуказанным административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Совхозного сельсовета требований законодательства в области отходов производства и потребления, в части организации сбора и вывоза ТКО.
В ходе проверки установлено, что административным ответчиком не соблюдаются требования по обустройству площадок размещения ТКО.
Согласно схемам мест размещения ТКО, обустройство площадок предусмотрено в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, однако, в нарушение требований законодательства места под размещение мусорных контейнеров администрацией Совхозного сельсовета не созданы.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес главы администрации Совхозного сельсовета внесено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено, однако выявленные нарушения не устранены, меры по их устранению не приняты.
На основании изложенного, административный истец просил обязать администрацию Совхозного сельсовета Коченевского района Новосибирской области оборудовать контейнерными площадками места сбора и накопления ТКО, предусмотренные реестром мест (площадок) накопления ТКО, на территории <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства в области обращения с отходами в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца помощник прокурора Коченевского района Новосибирской области Разумова Н.В. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, подтвердила, просила иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика-администрации Совхозного сельсовета Коченевского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, возражений на иск не представил.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст.10 ФЗ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ст.51 ФЗ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии ч. 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 вышеуказанного Федерального закона содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статья 12).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В соответствии со ст. 13 вышеуказанного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено, в том числе:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 154 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2017 года № 503-ФЭ) к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов В силу указанных выше положения законодательства, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039, которое вступило в законную силу с 1 января 2019 года, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
П.3 вышеуказанных Правил предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Требования к контейнерным площадкам на территории Новосибирской области определены Постановленим Правительства Новосибирской области от 11.05.2017 № 176-5 «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Новосибирской области».
Согласно п. 68 Порядка, бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования КГО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территории.
С 1 марта 2021 года введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В пункте названных Правил закреплено, что на территориях сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Как следует из материалов дела, на территории Совхозного сельсовета в ДД.ММ.ГГГГ году была проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой администрацией Совхозного сельсовета на требование прокурора предоставлен ответ, копия Реестра мест размещения ТКО и Схема размещения ТКО, в соответствии с которыми на территории Совхозного сельсовета утверждены места размещения ТКО в <адрес>, ул. <адрес>, напротив дома № №, в <адрес>, ул. <адрес>, напротив дома № №, в <адрес>, ул. <адрес>, напротив дома № №, в <адрес>, ул. <адрес>, между домами № № и № №, а также в <адрес> между жилыми домами № № и № № в сторону сараев, которая обустроена силами сборщиков (л.д. 22).
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Коченевского района Новосибирской области в адрес главы администрации Совхозного сельсовета Коченевского района Новосибирской области внесено Представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами (л.д.7-9).
Указанное представление рассмотрено, главой Совхозного сельсовета ДД.ММ.ГГГГ подготовлен ответ, согласно которому администрация Совхозного сельсовета предпринимает меры по изысканию средств и возможности решения проблемы оборудования контейнерных площадок ТКО в соответствии со схемой размещения в ДД.ММ.ГГГГ году (л.д. 10).
Предоставляя письменный ответ прокурору Коченевского района Новосибирской области, представитель административного ответчика фактически согласился с нарушениями законодательства в сфере обращения с отходами.
Таким образом, исходя из совокупности представленных сторонами в ходе рассмотрения настоящего дела доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> оборудованных в соответствии с действующим законодательством контейнерных площадок мест сбора ТКО, и, следовательно, об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Кроме того, с момента внесения прокурором Коченевского района представления администрацией не принято необходимых мер по устранению выявленных нарушений, в том числе, не представлено доказательств по решению вопроса о выделении средств из бюджета Совхозного сельсовета для оборудования площадок в ДД.ММ.ГГГГ году.
В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
По смыслу ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
В силу указанных норм закона суд считает необходимым установить срок исполнения решения -до ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что данный срок для исполнения решения суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, учитывает организацию проведения необходимых работ.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 189 КАС РФ административный ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения при наличии объективных причин, исключающих возможность исполнения решения в установленный в нем срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск прокурора Коченевского района Новосибирской области удовлетворить.
Обязать администрацию Совхозного сельсовета Коченевского района Новосибирской области оборудовать контейнерными площадками места сбора и накопления ТКО, предусмотренные реестром мест (площадок) накопления ТКО, на территории <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства в области обращения с отходами в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня, следующего за днем изготовления решения в окончательной форме, через Коченевский районный суд Новосибирской области.
Председательствующий: подпись
Решение в окончательной форме изготовлено 11 января 2022 года.
Подлинник решения находится в материалах административного дела № 2а-69/2022 Коченевского районного суда Новосибирской области.
По состоянию на 11.01.2022 решение в законную силу не вступило.
Судья О.В. Черкасова