Решение по делу № 12-1619/2022 от 17.08.2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

21 сентября 2022 года                             <адрес>

Судья Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Обухова М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 «ФИО2» ФИО2 России на постановление по делу об административном правонарушении предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ /Пс от <дата> в отношении ФИО2 «ЦЖБУ» Минобороны Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего гос. инспектора РФ в области охраны окружающей среды Федеральной службы по надзору в сфере Природопользования (Росприроднадзор) /Пс от <дата> ФИО2 «ЦЖБУ» Минобороны Российской Федерации. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.

ФИО1 ФИО2 «ЦЖБУ» ФИО2 РФ обратился в суд с жалобой на указанное постановление, указывая, что согласно пункту 13 Устава Учреждения основной целью деятельности ФИО2 «ФИО2», ФИО2 России являются содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации на основании Государственного задания. Согласно п. 6 Устава - Учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Для достижения целей, указанных в пункте 13 Устава за федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно- коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от <дата> . В эксплуатации ЖКС ФИО2 «ФИО2» ФИО2 России филиала по РВСН находятся в эксплуатации канализационные сети и очистные сооружения в <адрес>-3, в/г 34. в/ч 25850. Канализационные сети и очистные сооружения в военном городке , войсковая часть 25850, Удмуртская республика, <адрес>-3, филиалом ФИО2 «ФИО2» ФИО2 России (по РВСН) (далее - Филиал) приняты в эксплуатацию с <дата> в ограниченно работоспособном состоянии. Вместе с тем, при передаче недвижимого имущества ФИО2 «ФИО2» У ФИО2 России необходимые документы на это имущество переданы не были. В связи с этим, ФИО2 «ФИО2» ФИО2 России вынуждено было значительный период времени затратить на сбор необходимого пакета документов. Сброс сточных вод после очистных сооружений осуществляется в реку Чепца. В целях предоставления водного объекта - реки Чепца в пользование для сброса сточных вод необходимо получение решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее - Решение), получаемое в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской республики (далее - Минприроды УР). В настоящее время ведется работа по формированию необходимого пакета документов для получения Решения. ЖКС №    11 Филиала был выполнен запрос (от <дата> исх./У/10/11/1768) в отдел водных ресурсов по Удмуртской <адрес> бассейнового водного Управления Федерального агентства водных ресурсов (далее - Камское БВУ) о предоставлении сведений из Государственного водного реестра по объекту река Чепца. <дата> отделом водных ресурсов по Удмуртской <адрес> БВУ (исх. от <дата>) представлены запрашиваемые сведения. В срок до <дата> пакет документов на получение Решения будет доукомплектован и направлен на рассмотрение в Минприроды УР. При этом, не представляется возможным провести разработку нормативов допустимых сбросов без проведения лабораторных исследований сточных вод в течение 12 календарных месяцев подряд. В настоящее время в целях нормирования сбросов ведется работа по заключению контракта на проведение лабораторных исследований в IV квартале 2022 года, в пределах выделенных лимитов денежных средств. В 2023 году будет заключен контракт на I - III квартал. Разработка нормативов допустимых сбросов запланирована на 2023 год, будет проведена в ЖКС Филиала установленным порядком, в соответствии с нормативными документами. На 2023 год в целях нормирования сбросов Филиалом запланировано проведение работы по получению информации о количественных и качественных характеристиках водного объекта, в том числе данных о величинах условных фоновых концентрациях загрязняющих веществ водного объекта, которые выдаются территориальными оперативно-производительными подразделениями Росгидромета на основании запросов потребителей в виде справки по рекомендуемой форме на платной основе. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ - юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все, зависящие от него меры, по их соблюдению. В соответствии с ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что руководителем государственного учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком, и сроками составления проекта соответствующего бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий выполнение государственным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных учреждений подлежит прекращению. Как было указано, ФИО2 «ФИО2» ФИО2 России ведется работа по получению необходимых разрешительных документов, однако эта работа связанна с выделением дополнительных бюджетных ассигнований, которых в 2020 - 2022 годах на данный вид деятельности не выделялся. При указанных обстоятельствах административное производство в отношении ФИО2 «ФИО2» ФИО2 России не подлежало возбуждению, а возбужденное- подлежит прекращению. Помимо этого, необходимо также принять во внимание, что ФИО2 «ФИО2» ФИО2 России, эксплуатируя спорные объекты действовало в состоянии крайней необходимости, связанной с обеспечением водой население и объекты социального назначения (объекты Министерства обороны РФ, в том числе казармы и жилые помещения для военнослужащих) в целях предотвращения наступления неблагоприятных последствий для жизни и здоровья граждан и не имело право прекратить водоснабжение в силу принятых на себя обязательств перед государством. При этом, важно отметить, что последствия необеспечения водой объектов Министерства обороны могли быть катастрофическими для неопределенного круга лиц. Учреждение не может до разрешения данной ситуации (оформление и получение всех необходимых разрешительных документов) во избежание сбоев в работе объектов стратегического назначения МО РФ в соответствии с Указом Президента РФ от <дата> приостановить осуществление деятельности по эксплуатации канализационных сетей и очистных сооружений в <адрес>-3, в/г 34. в/ч 25850, так как оставление военнослужащих и членов их семей без водоснабжения является обстоятельством, создающим угрозу для жизни и здоровья людей, тем самым, нарушая конституционные права человека и нарушающим безопасность государства. Таким образом, Учреждение, осуществляя деятельность по пользованию водным объектом без получения необходимых разрешительных документов, действует в целях предотвращения непоправимых последствий в состоянии крайней необходимости. Аналогичная ситуация отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от <дата> -АД 18-25920, а также в постановлении Арбитражного суда <адрес> от <дата> по делу № А21-1432/2018, решении АС <адрес> по делу А40-256653/2019 (оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда АП- 79822/2019 от 31.01.2020г.), решении АС <адрес> по делу № А40-84722/2020. В силу пункта 3 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае действия лица в состоянии крайней необходимости. Обстоятельством, исключающим производство по делу, являются действия лица в состоянии крайней необходимости (п.З ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Кроме того, состояние крайней необходимости возникает, когда имеется действительная, реальная, а не мнимая угроза указанным интересам. Правонарушение не создало угрозы общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства. Считает, что в данном случае осуществление ФИО2 «ФИО2» ФИО2 России деятельности по сбросу сточных без получения разрешения не повлекло того вреда, которое могло бы повлечь прекращение Учреждением деятельности по водоснабжению объектов Министерства обороны.

        Просит постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды от 23.05.2022г. /Пс о наложении административного наказания на ФИО2 «ФИО2» ФИО2 России по ст.7.6 ч.1 КоАП РФ отменить. Производство по делу об административном правонарушении - прекратить.

    

    ФИО1 ФИО2 «ФИО2» ФИО2 России надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в суд не явился ( в деле почтовое уведомление от <дата> по двум адресам).

    ФИО1 М.В., доверенность в материалах дела л.д. 32., суду пояснила, что факт сброса сточных вод после очистных сооружений канализации военного городка войсковой части 25850 Учреждение ФИО2 «ФИО2» ФИО2 России осуществляет в реку Чепца, протекающую с северо-западной и северной стороны по отношению к указанной воинской части., что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколами лабораторных испытаний. №, 1854, 1855 от <дата>, отчетностью 2-ТП (водхоз), объяснениями должностных лиц. Сброс должен осуществляться на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод (п. 2 ч. 3 ст. 11 Водного Кодекса РФ). Порядок получения решения установлен ч. 2 ст. 21, ст.ст. 22,23 Водного кодекса РФ, Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства РФ от <дата> . Которого у лица привлекаемого не имеется. ФИО2 «ЦЖБУ» Минобороны Российской Федерации впервые заявку в Минприродресурс подавало <дата>. Им отказано – нет комплекта документов. Второй раз <дата> также отказано – нет комплекта документов. А потому и доводы жалобы о приятых мерах далеко не состоятельны и достаточно значительный промежуток времени они не могут выполнить возложенную на них законодательством обязанность. Факт совершения ФИО2 «ЦЖБУ» Минобороны Российской Федерации административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, подтвержден совокупностью материалов в деле. Наказание назначено в соответствии с требования КоАП РФ, законно и обоснованно. Довод о крайней необходимости, не доказывается.

Заместитель военного прокурора 24 военной прокуратуры армии, в\с 63549 о, возбудивший производство по данному административному делу, извещен, в суд не явился. Просит рассмотреть материал в его отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела, находит доводы жалобы необоснованными, в связи со следующим.

Проверив материалы дел об административном правонарушении, изучив административные материалы, выслушав объяснения административного органа, не усматриваю оснований для изменения или отмены постановления должностного лица и решения судьи.

Статьей 7.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, осуществление водопользования с нарушением, установленных для такого пользования условий.

Статья 1 Водного кодекса РФ от <дата> (ред. от <дата>) определяет водопользователя как физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом; водный объект - как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; дренажные воды - как воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты; сточные воды - как дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Кодекса (часть 1 статьи 9 Кодекса). Исходя из наименования и содержания этой главы, включающей в себя статьи 11-23, водные объекты, по общему правилу, предоставляются в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.11 Водного кодекса РФ водные объекты, находящиеся в федеральной "собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных, вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено ч. 3 этой статьи.

Статья 22 Водного кодекса РФ закрепляет, что решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать: сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 11 Кодекса; сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования (часть 1). Решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать: указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод; объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод (часть 3).

В силу ч. 6 ст.23 Водного кодекса РФ порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст.35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

В силу ч.5 ст.2 Водного кодекса РФ уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в случаях и в пределах, которые предусмотрены Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Закрепленное п. 10 приложения 1 к Типовой форме условие использования водного объекта или его части для сброса сточных вод о том, что максимальное содержание загрязняющих веществ в этих водах не должно превышать соответствующих значений, определяемых исходя из установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты, не противоречит нормам большей юридической силы.

В соответствии с ч.1 ст.44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Часть 6 ст.56 Водного кодекса РФ запрещает сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Как следует из материалов дела и установлено должностным лицом, согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от <дата> «О создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления <адрес>) создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Устава федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту — Устав) Учреждение приобретает права юридического лица с момента внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно п. 7 Устава Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны, а также Уставом.

В соответствии с п. 3 вышеуказанного приказа и п. 13 Устава основной целью деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ и п. 14 Устава учреждение для достижения целей, помимо прочего, осуществляет удаление и очистку сточных вод.

На основании приказа Департамента имущественных отношений ФИО2 России N9 837 от <дата> за Учреждением закреплены канализационные сети и очистные сооружения с местом нахождения: Удмуртская Республика, <адрес>-3, в/г , войсковая часть 25850.

Непосредственно эксплуатация канализационных сетей и очистных сооружений осуществляется производственным участком (до <дата> находился в подчинении ) ККС филиала ФИО2 «ФИО2» ФИО2 России (по РВСН), далее — ЖКС ) жилищно-коммунальной службы филиала Учреждения.

Сброс сточных вод после очистных сооружений канализации военного городка войсковой части 25850 Учреждение осуществляет в реку Чепца, протекающую с северо-западной и северной стороны по отношению к указанной воинской части.

Факт совершения ФИО2 «ЦЖБУ» Минобороны Российской Федерации административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколами лабораторных испытаний. №, от <дата>, отчетностью 2-ТП (водхоз), объяснениями должностных лиц.

Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности) (ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод (п. 2 ч. 3 ст. 11 Водного Кодекса РФ).

Порядок получения решения установлен ч. 2 ст. 21, ст.ст. 22,23 Водного кодекса РФ, Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства РФ от <дата> .

Согласно сведениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (исх. от 04.03 2022) решение о предоставлении водного объекта в пользование для цели сброса сточных вод в реку Чепца ФИО2 «ФИО2» Минобороны Российской Федерации не оформляло.

Таким образом, Учреждение в нарушение п. 2ст. 11 Водного кодекса РФ осуществляет использование водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, а именно в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ - использование водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью.

Факт нарушения подтверждается приказами, протоколами лабораторных испытаний, отчетностью 2-ТП (водхоз), сведениями предоставленными Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, объяснениями должностных лиц Учреждения и иными собранными в ходе проверки материалами.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.    

Вина ФИО2 «ФИО2» Минобороны Российской Федерации выразилась том, что Учреждение имело возможность выполнить требования природоохранного законодательства Российской Федерации, однако, достаточных должных мер к соблюдению законодательства не приняло, а также не исполняет его значительное время с <дата> т.е. с принятия в эксплуатацию. А сделанные заявки на выдачу решения о предоставлении водного объекта в пользование, начиная с 2020 года и по настоящее время результата не дали.

Для соблюдения требований закона ФИО2 «ФИО2» Минобороны Российской Федерации надлежало оформить решение о предоставлении водного объекта в пользование.

Довод о действии в условиях крайней необходимости, никакими доказательствами не подтвержден и не может быть принят во внимание.

Наказание юридическому лицу ФИО2 «ФИО2» ФИО2 России назначено с учетом требований закона, а именно с учетом требований ст. 4.1 ч3.2 и ч3.3 и ст. 4.1.1. и ст.3.4ч.2 КоАП РФ т.е. оснований для снижения в силу санкции статьи, не имеется, оснований для применения замены штрафа на предупреждение, не имеется поскольку существует угроза объектам животного и растительного мира. А наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи для юридических лиц.

Судом проверено, что юридическое лицо к субъектам малого и среднего предпринимательства не относится согласно данных ИНН, в материалах дела., а потому и оснований для применения ст. 4.1.2 КоАП РФ не имеется.

Процессуальных нарушений при производстве по административному делу не выявлено.

Срок давности привлечения, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ -2 месяца, правонарушение длящееся со дня обнаружения – т.е. возбуждения дела прокурором – <дата> – не истек на дату рассмотрения – <дата>.

Срок на подачу жалобы, в виду наличия в деле ходатайства о восстановлении срока на обжалование, и при наличии определения о возврате жалобы от <дата> л.д.24 подлежит восстановлению.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО2 «ФИО2» ФИО2 России на постановление по делу об административном правонарушении предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ /Пс от <дата> - оставить без удовлетворения, постановление старшего гос. инспектора РФ, в области охраны окружающей среды Федеральной службы по надзору в сфере Природопользования (ФИО1) /Пс от <дата> - без изменения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья:                             М.А. Обухова

12-1619/2022

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ
Суд
Первомайский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Обухова Марина Анатольевна
Дело на странице суда
pervomayskiy.udm.sudrf.ru
17.08.2022Материалы переданы в производство судье
21.09.2022Судебное заседание
30.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее