3-122/2016
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 апреля 2016 года город Уфа
Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Михляевой Г.А.
при секретаре Шакировой Г.Р.
с участием представителя Асфандияровой Г.М. Осиповой Т.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Асфандияровой Г.М. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Асфандиярова Г.М. обратилась в Верховный суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости. В обоснование заявленных требований указала, что ей на праве собственности принадлежит объект недвижимости расположенный по адресу: адрес, с кадастровым номером №... общей площадью 1673 кв.м. – номера на поэтажном плане: лит.З, цокольный этаж: 1, 3-9, 19-24, 1 этаж: 1-26, 32-39, лит. З1, цокольный этаж: 12-18, 2 этаж: 1-4, 9-12, 16-21, 3 этаж: 1-3, 12-14, 18-25, технический этаж: 1-6 с назначением – нежилые помещения. Кадастровая стоимость объекта по состоянию на 20 февраля 2014 года установлена в размере 13322687,68 руб., что значительно превышает его рыночную стоимость в размере 7007000 руб., определенную независимым оценщиком ООО ЦЭО «ЦЕРТА». Несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости здания его рыночной стоимости нарушает его права как собственника этого здания и налогоплательщика, так как ведет к необоснованному увеличению размера налоговых платежей. Просит установить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости по состоянию на 20 февраля 2014 года в размере 7007000 руб.
В судебное заседание административный истец, представители административных ответчиков - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан, заинтересованных лиц – Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании 08 апреля 2016 года представитель Асфандияровой Г.М. Осипова Т.М. просила удовлетворить административное исковое заявление с учетом проведенной экспертизы и установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере 8310000 рублей. Указала, что установление кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо для уменьшения налога на имущество.
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан в письменном ответе от 18.01.2016 г. № 00271 сообщило, что объект капитального строительства с кадастровым номером №... внесен в государственный кадастр недвижимости 10.02.2014 г. и имеет вид «помещение», назначение «нежилое» площадью «1673 кв.м.». Кадастровая стоимость объекта определена в соответствии с п. 3.2 Приказа Минэкономразвития РФ от 18.03.2011 № 113
"Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости" с применением утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.02.2012 г. №40 значения УПКС, среднего по кадастровому кварталу №... в размере 7962,40 руб./кв.м. и составила 13322687,68 руб. (л.д.44-48 т.2).
Суд, заслушав объяснения представителя истца Осиповой Т.М., поддержавшей заявленные требования с учетом выводов судебной экспертизы, исследовав материалы административного дела, полагает возможным удовлетворить заявленные требования по следующим основаниям.
С 1 января 2015 г. НК РФ дополнен главой 32 "Налог на имущество физических лиц", предусматривающей определение налоговой базы в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационной стоимости, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, или кадастровая стоимость объектов недвижимости, если в субъекте Российской Федерации будет принято решение об установлении особенностей при определении налоговой базы (пункт 1 статьи 402, статья 404 НК РФ).
В силу положений п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 3 ст. 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с п. 15 ст. 378.2. НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно положениям ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В силу положений ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судом установлено, что Асфандияровой Г.М. на праве собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером №..., назначение: нежилые помещения – номера на поэтажном плане: лит.З, цокольный этаж: 1, 3-9, 19-24, 1 этаж: 1-26, 32-39, лит. З1, цокольный этаж: 12-18, 2 этаж: 1-4, 9-12, 16-21, 3 этаж: 1-3, 12-14, 18-25, технический этаж: 1-6, общей площадью 1673 кв.м., расположенное по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №... от дата (л.д.39 т.1).
Согласно кадастровому паспорту № 02/15/1-607966 от 31 июля 2015 года спорный объект недвижимости представляет собой нежилые помещения – номера на поэтажном плане: лит.З, цокольный этаж: 1, 3-9, 19-24, 1 этаж: 1-26, 32-39, лит. З1, цокольный этаж: 12-18, 2 этаж: 1-4, 9-12, 16-21, 3 этаж: 1-3, 12-14, 18-25, технический этаж: 1-6, общей площадью 1673 кв.м., сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости 10.02.2014 года, номер кадастрового квартала №... (л.д. 13-38 т. 1).
Из технического паспорта на нежилые помещения цокольного этажа, 1-го, 2-го, 3-го и технического этажей по адресу: адрес, усматривается, что они расположены в 4-этажном нежилом здании (л.д.21-34 т.2).
Статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30.10.2014 № 142-з
"Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлена единая дата начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года № утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В указанный перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2015 год, включен объект с кадастровым номером №....
Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 40 от 10 февраля 2012 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 06 июня 2011 года.
Указанные акты являются общедоступными документами, размещены на официальных информационных сайтах, а также в правовой системе «КонсультантПлюс».
Согласно письменному ответу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан от 18.01.2016 г. № 00271 сведения о связи объекта с кадастровым номером №... с родительским объектом, имеющим кадастровый №..., в котором расположены спорные помещения, внесены в ГКН 20.04.2015 г. (л.д. 45 т. 1)
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... согласно приведенным выше актам определена по состоянию на 20.04.2015 года в размере 133222687,68 руб., что также подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 04.08.2015 года (л.д. 40 т. 1).
Согласно представленному истцом в суд отчету от 10 сентября 2015 года № 087/2014, выполненному оценщиком ИП ФИО4 рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 20.04.2015 года составляет 7007000 руб. (л.д. 41-211 т.1).
Соответствие указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, а также стоимость объекта оценки, определенная оценщиком в отчете об оценке, подтверждены положительным экспертным заключением от 06.11.2015 г. №2893/С-15 эксперта Саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Свободный оценочный департамент» (л.д.212-231 т.1).
Определением Верховного суда Республики Башкортостан от 10.02.2016 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, проведение которой поручено экспертам ООО «Рост-Консалт», на разрешение эксперта постановлен вопрос об определении рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №... общей площадью 1673 кв.м., расположенный по адресу: адрес, по состоянию на 20 февраля 2014 года.
Согласно заключению эксперта ООО «Рост-Консалт» от 25.03.2016 года № 09/03.2016 рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... составляет 8309000 рублей (л.д.90-207 т.2).
Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта ООО «Рост-Консалт» от 25.03.2016 года № 09/03.2016, другими лицами, участвующими в деле, в судебном заседании 08 апреля 2016 года не оспорена, какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии заключения эксперта ООО «Рост-Консалт» от 25.03.2016 года № 09/03.2016 установленным требованиям лицами, участвующими в деле, которые не были лишены возможности ознакомления с экспертным заключением, не приведены.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Суд, оценивая заключение эксперта ООО «Рост-Консалт» от 25.03.2016 года № 09/03.2016 и отчет от 10 сентября 2015 года № 087/2014, выполненный оценщиком ИП ФИО4, представленные в качестве доказательств по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости заключения эксперта ООО «Рост-Консалт» от 25.03.2016 года № 09/03.2016, поскольку оно соответствует предъявляемым требованиям, находит его достоверным, допустимым, относимым и достаточным. Требования, содержащиеся в ст.ст. 2, 3, 4, 6-8, 16 и 17, ч.2 ст.18, ст.ст. 24 и 25 Федерального Закона от 31.05.2011 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», предъявляемые к судебно-экспертным учреждениям, не являющихся государственными судебно-экспертными учреждениями, экспертом соблюдены. Заключение подготовлено квалифицированным экспертом, компетенция эксперта проверена судом, который предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение оформлено надлежащим образом, научно обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях и научных и практических источниках. При определении рыночной стоимости земельного участка экспертом произведены корректировки «на местоположение», «на торг», «на площадь» (л.д. 150-151 т.2).
С учетом изложенных обстоятельств, суд находит, что рыночную стоимость спорного объекта недвижимости необходимо установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ООО «Рост-Консалт» от 25.03.2016 года № 09/03.2016.
Лицами, участвующими в деле, каких-либо доводов, позволяющих подвергать сомнению указанное заключение судебной экспертизы, не приведено, доказательств в опровержение данного заключения не представлено, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертиз не заявлено.
Принимая во внимание значительное расхождение между кадастровой стоимостью спорного объекта недвижимости и его рыночной стоимостью, определенной в экспертном заключении, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Оценивая в совокупности положения главы III.1 Закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, обратившийся с требованием о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета индивидуальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника спорного объекта недвижимости и плательщика налога на него.
Руководствуясь ст.ст. 175, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Асфандияровой Г.М. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости здания равной его рыночной стоимости, поступившее в Верховный суд Республики Башкортостан 09 декабря 2015 года, удовлетворить.
Установить по состоянию на 20 февраля 2014 года кадастровую стоимость объекта недвижимости, расположенного по адресу: адрес, с кадастровым номером №..., общей площадью 1673 кв.м. – номера на поэтажном плане: лит.З, цокольный этаж: 1, 3-9, 19-24, 1 этаж: 1-26, 32-39, лит. З1, цокольный этаж: 12-18, 2 этаж: 1-4, 9-12, 16-21, 3 этаж: 1-3, 12-14, 18-25, технический этаж: 1-6 с назначением – нежилые помещения, равной рыночной стоимости в размере 8310000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Михляева