11RS0009-01-2021-001329-96
Дело № 2-654/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2021 года г. Емва Республики Коми
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Мишиной О.Н.,
при секретаре судебного заседания Гариповой И.А.,
с участием истца Каранова Р.Е.
представителя ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми – Урбановский В.А.,
прокурора Поколинской Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании (посредством использования систем видеоконференцсвязи) гражданское дело по иску Каранова Р. Е. к ФКУ КП - 51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Каранов Р.Е. обратился в суд с иском к ФКУ КП - 51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 30 000 руб.
В обоснование требований указано, что по приговору суда отбывает наказание в ФКУ КП-51. В период отбывания наказания он был привлечен к дисциплинарной ответственности, ему было назначено наказание в виде ШИЗО – 1 сутки, был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. При рассмотрении в суде представления ФКУ КП-51 о его переводе из колонии – поселения в ИК – строгого режима он заявил, что не согласен с постановлением от 20 июля 2021 года, поскольку считает, что не допускал нарушения режима. Прокурором Сыктывкарской прокуратуры по надзору за ИУ была проведена проверка, постановление о наложении взыскания отменено. В связи с незаконным содержанием его в ШИЗО просит взыскать компенсацию морального вреда.
На основании определения суда к участию в деле в качестве ответчика привлечено ФСИН России.
В судебном заседании Каранов Р.Е. поддержал требования и доводы, указанные в иске. Пояснил, что просит взыскать компенсацию морального вреда в связи с тем, что в ШИЗО вводятся дополнительные ограничения, которые нарушают его личные неимущественные права. Дополнил, что незаконное привлечение его к ответственности вызвало у него нервный срыв, в результате чего он повредил в ШИЗО имущество.
Представитель ФКУ КП-51 УФСИН России по Республике Коми – Урбановский В.А. в судебном заседании частично согласился с заявленными требованиями, просил уменьшить размер компенсации морального вреда, поскольку считает, что заявленная истцом сумма не является разумной.
Представитель ФСИН России в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствии неявившихся участников процесса.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично, что компенсация морального вреда в размере 5 000 руб. соответствует требованиям разумности, изучив и оценив материалы дела, а также материал №4/15-27/2021 Княжпогостского районного суда Республики Коми, суд приходит к следующему.
В силу ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод - никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Аналогичные нормы содержатся и в статье 7 Международного Пакта от 16.12.1966 года "О гражданских и политических правах".
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18 Конституции РФ, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В силу положений абз. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда, в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как разъяснено в абзаце втором пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
В пункте 3 указанного постановления отмечено, что в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
При рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 20 декабря 1994 № 10, следует, что по общему правилу необходимыми условиями для возложения обязанности по компенсации морального вреда являются: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъяснено, что "бесчеловечному обращению" относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания; унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности; при этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания; оценка уровня страданий осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности, от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения; в некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Каранов Р. Е., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения согласно приговору мирового судьи Кылтовского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми от 30.06.2020 осужден по ст. ст. 139 ч.1, 139 ч.1, 314 ч.1, 112 ч.1, 115 ч.2 п «в», 69 ч.2 УК РФ к 2 годам 8 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14.04.2021 года Каранов Р.Е. для дальнейшего отбывания наказания переведен в колонию – поселения.
В ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми Каранов Р.Е отбывает наказание с 22.05.2021 года.
На основании постановления начальника ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми от 20.07.2021 года Каранов Р.Е. за нарушение установленного порядка отбывания наказания, а именно 19.07.2021 года в 14 час. 47 мин в индивидуальном месте (ячейки) для хранения продуктов питания комнаты для хранения продуктов питания и приема пищи общежития отряда №1 ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми, хранил пустую тару, изготовленную из стекла (банку из- под кофе – «Кофейня на паях», объёмом 0,41 литра, полученную в дар от другого осужденного, водворен в штрафной изолятор на 1 сутки без вывода на работу.
Согласно постановлению начальника ФКУ КП-51 от 20.07.2021 года Каранов Р.Е. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Основанием для вынесения данного постановления явилось допущенное осужденным 19.07.2021 года нарушение установленного порядка, указанное в постановлении от 20.07.2021 года о водворении осужденного в штрафной изолятор.
В тот же день, 20.07.2021 года, начальник ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми подписал представление администрации ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми о переводе Каранова Р.Е. из колонии – поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом.
В ходе рассмотрения вышеуказанного представления судьей Княжпогостского районного суда Республики Коми, в судебном заседании 12 августа 2021 года, Каранов Р.Е. заявил, что не нарушал установленный порядок отбывания наказания, указанный в постановлении от 20.07.2021 года
В Сыктывкарскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 28.07.2021 года от Каранова Р.Е. поступило заявление, в котором он указал, о своем несогласии с привлечением его к ответственности за выявленное 19.07.2021 года нарушение установленного порядка отбывания наказания.
По результатам рассмотрения данного обращения и материалов о применении к осужденному Каранову Р.Е. дисциплинарного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор, и.о. прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 16 августа 2021 года вынесено постановление об отмене дисциплинарного взыскания. В тексте данного постановления указано, что обстоятельства, допущенного Карановым Р.Е. нарушения установленного порядка отбывания наказания надлежащим, образом не проверены. Принимая во внимание указанну неполноту проверки обстоятельств вышеуказанного факта в нарушение требований ч.1 ст.117 УИК РФ, решение о применении к осужденному Каранову Р.Е. меры взыскания в виде водворения в ШИЗО принято преждевременно.
В связи с необоснованностью наложенного дисциплинарного взыскания, оснований для признания Каранова Р.Е. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания не имеется.
Судьей Княжпогостского районного суда Республики Коми 08 сентября 2021 года вынесено постановление о прекращении производства по представлению начальника ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми о переводе для дальнейшего отбывания наказания в исправительную колонию.
Согласно нормам Уголовно исполнительного кодекса РФ штрафной изолятор является местом исполнения дисциплинарного взыскания с соответствующими условиями содержания.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения.
Согласно части 2 статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания только в письменной форме. Взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего.
Таким образом, законным основанием для применения меры дисциплинарного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор является только действующее постановление начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего.
Поскольку постановление начальника ФКУ КП-51 УФСИН России по Республике Коми от 20 июля 2021 года о водворении Каранова Р.Е. в штрафной изолятор надзирающим прокурором было отменено, то отбывание истцом взыскания в штрафном изоляторе не может быть признано законным.
В силу требований статьи 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы, водворенным в штрафной изолятор, запрещаются свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания, получение посылок, передач и бандеролей.
Суд, основываясь на приведенных выше положениях законодательства Российской Федерации, приходит к выводу о том, что Каранов Р.Е. имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного вследствие незаконного содержания в штрафном изоляторе, что само по себе нарушает его охраняемые законом личные неимущественные права, ему были причинены нравственные страдания, поскольку он был ограничен в части прав и свобод.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд дает оценку представленным доказательствам, учитывает степень нарушения прав истца, период отсутствия возможности отбывать наказание в обычных условиях, а также переживания, связанные с незаконным привлечением его к дисциплинарной ответственности, послужившим основанием для направления в суд представления о переводе истица на прежний вид режима отбывания наказания, полагает необходимым взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 7 000 руб., поскольку считает, что данный размер компенсации отвечает требованиям разумности и справедливости, предусмотренным статьями 151 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявленный истцом размер 30 000 руб. не отвечает данным критериям, поскольку является явно завышенным.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пп. 3 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
В силу абзаца 6 пункта 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314, функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренные на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, осуществляет ФСИН России.
По смыслу приведенных норм законодательства, по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) должностных лиц органов ФСИН России, за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает ФСИН России, как главный распорядитель бюджетных средств.
При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства, применительно к положениям вышеназванных норм закона, установленных судом конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные Каранова Р.Е. требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Каранова Р. Е. к ФКУ КП - 51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Каранова Р. Е. компенсацию морального вреда в размере 7 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение суда, при условии его обжалования в апелляционном порядке, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г. Санкт - Петербург) в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Мотивированное решение изготовлено 16 декабря 2021 года.
Судья - О.Н. Мишина