ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-4419/2024 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А.
№ 2-372/2024 председательствующий судья суда первой инстанции Чумаченко Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июня 2024 года гор. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: |
Подлесной И.А. |
судей: |
Морозко О.Р., Сафонцевой Ю.А. |
при секретаре: |
Волгунцеве В.С. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению Кравец Василия Григорьевича к Министерству внутренних дел по Республике Крым, Крымскому линейному управлению МВД России на транспорте, Управлению МВД России по гор. Симферополю, третье лицо: Министерство внутренних дел Российской Федерации о возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства внутренних дел по Республике Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 января 2024 года
УСТАНОВИЛА:
Кравец В.Г. подал в суд иск, в котором просит обязать МВД по Республике Крым включить в стаж службы в органах внутренних дел Российской Федерации период службы с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ; обязать засчитать в льготном исчислении полтора месяца выслуги за один месяц службы периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 января 2024 года иск Кравец Василия Григорьевича к Министерству внутренних дел по Республике Крым о возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворен.
Возложена на Министерство внутренних дел по Республике Крым обязанность включить в стаж прохождения Кравец Василием Григорьевичем службы в <данные изъяты> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Возложена на Министерство внутренних дел по Республике Крым обязанность включить в стаж службы, в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца, период службы Кравец Василия Григорьевича с <данные изъяты>
В апелляционной жалобе и дополнениях к апелляционной жалобе представитель МВД России и МВД по Республике Крым просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении иска. Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Крымское линейное управление МВД России на транспорте, Министерство внутренних дел Российской Федерации. Между тем, интересы МВД РФ при рассмотрении возникшего спора никак не затрагиваются, а Крымское ЛУ МВД РФ должно быть привлечено к участию в деле в качестве ответчика, поскольку в указанном территориальном органе истец проходил службу в период увольнения из органов МВД Украины и поступления на службу в федеральные органы. Ходатайство о привлечении в качестве ответчика Управления МВД России по гор. Симферополю, в котором производился расчет выслуги лет истца в связи с увольнением по выслуге лет, судом рассмотрено не было. МВД по РК полагает, что судом первой инстанции на основании предоставленных доказательств был установлен факт, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кравец В.Г. проходил службу в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - службу в <данные изъяты>. По смыслу пункта 2 Указа Президента РФ № 194 от 31.03.2014 года сотрудникам внутренних дел сохраняется выслуга лет, исчисленная в установленном порядке на день поступления на службу в соответствующий федеральный орган. При увольнении из <данные изъяты> Кравцу В.Г. не была объявлена выслуга лет. При неоднократном ознакомлении с послужным списком Кравец В.Г. не предпринимал действий по его оспариванию. Между тем, в послужном списке отсутствовало указание на льготный порядок исчисления выслуги. Положения статья 4 ФЗ № 398 –ФЗ применению не подлежат, поскольку увольнение истца осуществлялось не на территории РК.
Исследовав материалы дела, оригинал личного деда Кравца В.Г., выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим обстоятельствам.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Завяленные истцом требования о возложении на МВД по РК обязанность засчитать в стаж службы (выслуги лет) периоды его службы в <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении обосновываются незаконностью составленного Симферопольским ЛО послужного списка о периодах службы, и расчета на выслугу лет, составленного УМВД России по гор. Симферополю (л.д. 57, 82 т. 1).
Учитывая существо возникших между сторонами правоотношений и основания заявленного иска, к участию в рассмотрении дела в качестве соответчиков должны быть привлечены Крымское линейное управление МВД России на транспорте, Управление МВД России по гор. Симферополю. Принятие судом решения о правах истца и соответствующей обязанности ответчика непосредственно затрагивает права и интересы указанных органов государственной власти, в полномочиях которых находится вопрос о расчете выслуги лет.
В соответствии с частью 5 ст. 330 ГПК РФ суд апелляционной инстанции, постановив определение от ДД.ММ.ГГГГ, перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции; указанные организации привлечены к участию в деле в качестве соответчиков (л.д. 241 т. 2).
Крымское линейное управление МВД РФ на транспорте заявило о применении трехмесячного срока исковой давности, установленного статьей 392 ТК РФ; срок исковой давности надлежит исчислять с увольнения истца на основании приказа МВД по РК – с ДД.ММ.ГГГГ.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отказа в иске в связи с пропуском срока исковой давности, поскольку к данным правоотношениям, связанным с пенсионным обеспечением лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, сроки исковой давности не применяются. Специальный закон, а именно Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" не устанавливает какой- либо срок обращения в суд за защитой нарушенного права. Положениями статьи 65 Закона РФ N 4468-1 предусмотрено, что споры по вопросам назначения и выплаты пенсий лицам, указанным в статье 1 Закона, и их семьям, могут разрешаться в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что приказом МВД по РК от ДД.ММ.ГГГГ № л/с из <данные изъяты> уволен по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, Кравец В.Г., <данные изъяты> (л.д. 5 т. 1).
В данную выслугу лет засчитаны в календарном исчислении периоды службы Кравца В.Г. в подразделениях <данные изъяты>, действовавших до ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым.
Истец полагает, что периоды службы на различных должностях в период времени 2000 - 2011 гг., подлежат зачету в выслугу лет в льготном исчислении.
Судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности иска по следующим основаниям.
Согласно пункта 10 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", сотрудники органов безопасности, таможни и милиции Республики Крым, сотрудники иных государственных органов, замещающие должности в указанных органах на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, имеют преимущественное право на поступление на службу в органы федеральной службы безопасности, таможенные органы Российской Федерации и органы внутренних дел Российской Федерации, иные государственные органы, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, при наличии у них гражданства Российской Федерации, а также при условии сдачи ими экзамена на знание законодательства Российской Федерации и их соответствия требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к сотрудникам указанных органов.
Ответчики не оспаривают статус истца, как лица, поступившего на службу в органы МВД РФ в связи с наличием преимущественного права на поступление на службу, предусмотренного ст. 7 ФКЗ №6-ФКЗ.
Федеральным законодательством определены некоторые особенности пенсионного обеспечения данной категории граждан.
Федеральный закон от 01.12.2014 N 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, из числа лиц:
1) являвшихся по состоянию на 31 декабря 2014 года получателями пенсий, назначенных им в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, и членов их семей;
2) проходивших по состоянию на 18 марта 2014 года военную службу или иную приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу и уволенных с такой службы на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и членов их семей, за исключением граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
ФИО1 является гражданином Российской Федерации, проходившим службу в органах внутренних дел на территории РК по состоянию на 18 марта 2014 года, и к нему применим пункт 2 приведенной нормы права.
В Определении Конституционного Суда РФ от 20.07.2023 N 1895-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мустафаева Наркета Наримановича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 1 и частью 2 статьи 4 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" изложены позиции о том, что пункт 2 статьи1 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", распространяет действие Закона на граждан, проходивших на 18 марта 2014 года военную службу или иную приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу и уволенных с такой службы на территории Республики Крым и города Севастополя.
При назначении указанным лицам пенсий часть 2 статьи 4 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусматривает возможность учета периодов военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы и другой деятельности, которые подлежали бы учету при назначении пенсий в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение стабильности правового положения данной категории граждан, имеет целью сохранение и создание наиболее благоприятного режима реализации приобретенных ими прав в области пенсионного обеспечения.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.11.2017 N 33-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1 и части второй статьи 3 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в связи с жалобой гражданина Ю.И. Шокура" указано, что правовое регулирование в сфере пенсионного обеспечения, в том числе в силу вытекающих из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, должно гарантировать лицам, пенсии которым были назначены уполномоченными российским государством органами на основе законодательных предписаний, что решения о назначении этих пенсий в дальнейшем будут учитываться при определении объема пенсионных прав таких лиц в случае изменения их правового положения в связи с прохождением государственной службы в Российской Федерации.
Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов с даты его подписания, т.е. с 18 марта 2014 года, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2). С той же даты и до 1 января 2015 года в соответствии со статьей 6 данного Договора и статьей 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в новых субъектах Российской Федерации действовал переходный период, в течение которого подлежали урегулированию вопросы их интеграции в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Одно из направлений такой интеграции - включение новых субъектов Российской Федерации в систему социальной защиты населения Российской Федерации, в том числе в систему пенсионного обеспечения, конечной целью которого являлся переход к назначению пенсий, пособий, предоставлению мер социальной поддержки населению новых субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. С тем чтобы обеспечить в рамках этого перехода стабильность правового положения граждан в максимальной степени, избежать пробелов, затрудняющих реализацию их прав, необходимы были законодательные гарантии, которые позволяли бы гражданам не только реализовать приобретенные пенсионные права при сохранении размеров ранее назначенных пенсий, но и продолжить формирование пенсионных прав в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Исходя из этого, федеральный законодатель предусмотрел как правила пенсионного обеспечения, подлежащие применению в течение переходного периода, так и особенности осуществления пенсионных прав соответствующих категорий граждан в рамках системы обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения после 1 января 2015 года.
В соответствии с Федеральным законом "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" гражданам, указанным в его статье 1, пенсии, предусмотренные Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, подлежали назначению и выплате с 1 января 2015 года при обращении за назначением таких пенсий (часть 1 статьи 3); при их назначении не подлежали пересмотру периоды военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы и другой деятельности, включая время учебы до определения на такую службу, учтенные при назначении пенсий (в том числе на льготных условиях) в связи с прохождением гражданином военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, по состоянию на 31 декабря 2014 года, а также выслуга лет, исчисленная (в том числе на льготных условиях) при расчете ежемесячной надбавки (процентной надбавки) за выслугу лет на день увольнения гражданина с военной или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы (часть 1 статьи 4).
По смыслу названных решений Конституционного суда РФ, учтенная при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года выслуга лет пересмотру не подлежит; при первичном назначении пенсии в соответствии с законодательством РФ обеспечивается возможность учета периодов службы, которые подлежали бы учету (а не учтены уже ранее) при назначении пенсий в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года. Данные позиции применимы к Кравцу В.Г., как к лицу, проходившему службу на территории РК на 18 марта 2014 года и уволенного с такой службы на этой же территории в связи с реализацией права преимущественного поступления на службу в федеральные органы. В период с 18 марта 2014 года Кравец В.Г. не осуществлял свою службу на территории Украины, а продолжил службу на территории РК в органах внутренних дел, созданных в переходный период на территории Республики Крым.
Согласно статьи 4 Федеральный закон от 01.12.2014 N 398-ФЗ (поименована «Особенности исчисления выслуги лет для назначения пенсии») "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", при назначении гражданам, указанным в статье 1 настоящего Федерального закона, пенсий, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", пересмотру не подлежат:
периоды военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы и другой деятельности, включая время учебы до определения на такую службу, учтенные при назначении пенсий (в том числе на льготных условиях) в связи с прохождением гражданином военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, по состоянию на 31 декабря 2014 года(подп1).
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 01.12.2014 N 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" при назначении гражданам, указанным в пункте 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, пенсий, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в целях пенсионного обеспечения учитываются периоды военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы и другой деятельности, включая время учебы до определения на такую службу, которые подлежали бы учету при назначении пенсий в связи с прохождением гражданами военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года.
Законодатель в приведенной части 2 статьи 4 ФЗ № 398–ФЗ предусматривает необходимость учета в целях пенсионного обеспечения лиц периодов, которые подлежали бы (глагол условного (сослагательного) наклонения) учету при назначении пенсий в соответствии с законодательством, действовавшим до 1.01.2015 года.
Указ Президента РФ от 31.03.2014 N 194 "О мерах по обеспечению социальных гарантий отдельным категориям граждан, проходящих службу на территориях Республики Крым и г. Севастополя" предусматривает сохранение военнослужащим и сотрудникам выслугу лет (стаж службы), исчисленную (исчисленный) в установленном порядке на день поступления на службу в соответствующий федеральный государственный орган.
То есть, приобретенная выслуга лет должна быть сохранена; ее продолжительность исчисляется в ранее установленном порядке; « сохраненная» выслуга лет исчисляется на момент поступления в соответствующий федеральный орган (а не на момент увольнения по выслуге лет).
В соответствии с ч. 5 ст. 89 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на сотрудника органов внутренних дел, увольняемого со службы в органах внутренних дел, оформляется представление, содержащее сведения об основании увольнения, о стаже службы (выслуге лет) в органах внутренних дел, возрасте, состоянии здоровья сотрудника, наличии у него прав на получение социальных гарантий в зависимости от основания увольнения, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России, утвержденной приказом МВД России от 09.01.2018 N 7, документы для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, увольняемым со службы, оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы (п. 5).
Кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника проверяются данные о прохождении им службы (военной службы), уточняются и подтверждаются периоды службы (военной службы), подлежащие зачету на льготных условиях, после чего оформляется расчет выслуги лет для назначения пенсии (приложение N 1 к Инструкции), который согласовывается с пенсионным органом и представляется на ознакомление сотруднику под роспись (п. 6).Каждый период службы (военной службы), подлежащий зачету на льготных условиях, должен содержать ссылку на соответствующий нормативный правовой акт и подтверждающие документы с указанием номера, даты и организации, выдавшей документ (издавшей приказ) (п. 7).
Кроме того, для целей реализации социальных гарантий и учета особенностей пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым, приказом МВД России от 27.06.2015 года №032 утвержден Порядок подтверждения стажа службы (выслуги лет) гражданам Российской Федерации, ранее состоявшим на службе (военной службе) в органах внутренних дел, органах и подразделениях налоговой милиции Украины» (приказ признан утратившим силу приказом МВД России от 27.07.2023 года №016 от 27.07.2023 года, но был действующим на момент возникновения спорных правоотношений).
МВД по Республике Крым и МВД РФ в дополнениях к апелляционной жалобе изложили, что в соответствии с указанным Порядком, имеющим степень секретности «Секретно», при отсутствии документов, подтверджающих стаж службы (выслугу лет), подтверждение стажа осуществляется на основании материалов личного дела сотрудника, оформленного органом государственной власти Украины. Если в личном деле сотрудника отсутствует информация о подтверждении стажа службы (выслуги лет), то предусмотрена определенная процедура для зачета периодов в стаж службы (выслугу лет). В частности, кадровым подразделением составляется заключение о подтверждении отдельных периодов службы, при поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Заключение согласовывается с пенсионным подразделением территориального органа, где сотрудник проходит службу; проводится аттестационная комиссия. На основании заключения и рекомендаций аттестационной комиссии о зачете отдельных периодов службы в органах внутренних дел Украины в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел Российской Федерации кадровым подразделением подготавливается проект приказа о подтверждении стажа службы (выслуги лет). Приказ о подтверждении стажа службы (выслуги лет), является основанием для зачета отдельных периодов службы в органах внутренних дел Украины в стаж службы в органах внутренних дел Российской Федерации (л.д. 211 том 2).
Данные обстоятельства, изложенные ответчиками, истец не оспаривает.
Ответчик Министерство МВД РФ на запрос суда не предоставил выписку из Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №. Учитывая принцип состязательности гражданского процесса и факт уклонения ответчика от предоставления суду истребованных документов, в той части в которой они могут быть предоставлены, судебная коллегия исходит из порядка зачета периодов службы в органах внутренних дел Украины, изложенного уполномоченным представителем МВД РФ в дополнениях к апелляционной жалобе, и в судебном заседании. Так же, МВД России не предоставлен суду надлежаще оформленный текст разъяснений от 10.11.2023г № 21/23/22615 (л.д. 192 т 2)
Из Решения Экономического суда СНГ от 3 апреля 2017 года № 01-1/4-16 «О толковании части первой статьи 2 « Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств- участников Содружества Независимых Государств» от 24.12.1993 года следует, что указанное Соглашение является специальным международным договором, регламентирующим порядок пенсионного обеспечения особого круга лиц- сотрудников органов внутренних дел и их семей, носит рамочный характер и закрепляет определяющую роль национального законодательства при осуществлении пенсионного обеспечения данной категории граждан с учетом принципа территориальности. В части первой статьи 2 Соглашения от 24.12.1993года определено, что установленная выслуга лет не подлежит изменению другой стороной. Решением Экономического суда от 20.09.2007 года № 01-1/1-07 раскрыто понятие «назначение пенсии за выслугу лет» - это первичное назначение пенсии сотруднику органов внутренних дел, в том числе бывшему, постоянно проживающему в государстве- участнике Соглашения. При этом, назначение пенсии за выслугу лет охватывает отношения по первичному пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел, как постоянно проживающих в государстве по месту прохождения службы, так и переехавших на постоянное место жительства в другое государство – участник Соглашения.
Таким образом, «первичное назначение пенсии за выслугу лет» предполагает исчисление выслуги лет как обязательного условия для возникновения права на такой вид пенсии. «Установленная выслуга лет» представляет собой выслугу лет, исчисленную (подтвержденную) для первичного назначения пенсии за выслугу лет бывшим сотрудникам органов внутренних дел на момент их увольнения со службы. Положения о том, что «установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной» содержат правило, которого следует придерживаться при исчислении размера пенсии, уже назначенной бывшим сотрудникам органов внутренних дел при переезде в другое государство, являющееся Стороной Соглашения от 24.12.1993года.
На протяжении всей службы до момента увольнения сотрудников органов внутренних дел в связи с выходом на пенсию вопрос об исчислении выслуги лет не инициируется. При увольнении со службы право на пенсию за выслугу лет у них возникает при наличии выслуги лет, дающей право на такой вид пенсии. Исчисление выслуги лет производится при первичном назначении пенсии в порядке, предусмотренном законодательством государства – участника Соглашения от 24.12.1993 года, где сотрудники органов внутренних дел проходили службу на момент увольнения.
Экономическим судом дано толкование, что выслуга лет при назначении пенсий сотрудникам органов внутренних дел, в том числе на льготных условиях, в государстве – участнике Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств- участников Содружества Независимых государств от 24.12.1993года при увольнении их из органов внутренних дел другого государства – участника данного Соглашения, куда переехали сотрудники на постоянное место жительства, учитывается, если такой зачет предусмотрен законодательством другого государства. «Установленная выслуга лет», которая не подлежит изменению в соответствии с положениями части первой статьи 2 Соглашения представляет собой выслугу лет, исчисленную (подтвержденную) для первичного назначения пенсии за выслугу лет бывшим сотрудникам органов внутренних дел на момент их увольнения со службы (л.д. 120 т. 1).
Судебная коллегия полагает, что правоотношения сторон по настоящему делу не регулируются Соглашением от 24.12.1993 года, поскольку Кравец В.Г. не переезжал на другое место жительства, а необходимость исчисления выслуги лет с учетом национального законодательства Украины возникла в связи с оптацией (выбором гражданства РФ при изменении государственной принадлежности территории). Однако, для целей толкования подлежащих применению положений Федерального закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1, Федерального закона от 01.12.2014 N 398-ФЗ, возможно использование отдельных понятий, определений, приводимых в сходных ситуациях в Решениях Экономического Суда.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно расчета выслуги лет, составленного <данные изъяты> в связи с увольнением Кравца В.Г., он проходил службу в должностях <данные изъяты>. (л.д. 6 т. 1).
Указанные периоды службы зачтены в выслугу лет в календарном порядке. При этом, ответчики в судебном заседании подтвердили, что в соответствии с законодательством, действовавшим на территории РК до 1.01.2015 года, указанные периоды подлежали бы зачету в выслугу лет в льготно исчислении - полтора месяца выслуги за месяц службы.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 22.06.2005года № 497, приказом МВД Украины от 20.07.2006года № 722, постановления Кабинета Министров Украины от 17.07.1992года №393, постановления Кабинета Министров Украины от 8.08.2001года №968-14, приказом МВД Украины от 28.08.2001 года № 018 в вышеуказанных подразделениях прохождение службы имеет льготный характер, один месяц службы засчитывается за полтора месяца.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Кравец В.Г. работал в <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ между уполномоченным лицом МВД РФ и Кравцом В.Г. заключен контракт о <данные изъяты> (л.д. 76 т. 1). Приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №-л\с Кравец В.Г. назначен на должность <данные изъяты> (л.д. 78 т. 1).
Письмами Крымского ЛУ МВД России на транспорте от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что в период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кравец В.Г. фактически исполнял свои служебные обязанности и получал денежное довольствие. В соответствии с пунктом 10 статьи 7 ФКЗ №6 сотрудники милиции Республики Крым, замещавшие должности на день принятия в РФ Республики Крым, имели преимущественное право на поступление на службу в органы внутренних дел РФ, создаваемые в соответствии с законодательством РФ на территориях РК. Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России» создан Симферопольский <данные изъяты>. Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>. Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено штатное расписание <данные изъяты>. Из за того, что штатное расписание <данные изъяты> было утверждено Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, бывшие сотрудники <данные изъяты> (л.д. 17-18 т 1, л.д. 113-115 т 2) (л.д. 17).
Справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № подтвержден факт начисления и выплаты денежного довольствия с ДД.ММ.ГГГГ ода по ДД.ММ.ГГГГ Кравец В.Г.- <данные изъяты> (л.д. 19 т. 1).
В Заключении комиссии Симферопольского ЛО МВД России на транспорте от ДД.ММ.ГГГГ, послужном списке Кравца В.Г., сформированном МВД РФ, отражен период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.(л.д. 57 т. 1)
В Заключении специалиста по работе с личным составом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, которое составлялось в связи с приемом на службу в <данные изъяты> указано, что с августа ДД.ММ.ГГГГ Кравец В.Г. проходил службу в <данные изъяты>. (л.д. 219 т. 1).
В возражениях на исковое заявление МВД по РК указало, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ – службу в <данные изъяты> (л.д. 32 т. 1).
Согласно заключения УМВД России по гор. Симферополю от 14-15 сентября 2022года, сотрудники <данные изъяты>, которые после ДД.ММ.ГГГГ изъявили желание продолжить службу в <данные изъяты> продолжали работать в своих подразделениях по прежним направлениям деятельности. Личные дела сотрудников остались на хранении в <адрес> <данные изъяты>). Приказом МВД Украины от 8.06.2015 года № 664 <данные изъяты> ликвидировано (данный приказ, учитывая Постановление Государственным Советом Республики Крым от 17 марта 2014 года «О независимости Крыма» не имеет правового значения). Согласно выписки из приказа <данные изъяты> №- л/с от 16.05 2014 года и послужного списка Кравец В.Г. был уволен из <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81 т. 1).
В заключении также указывается, со ссылкой на приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, на то, что материалы личного дела и документы, подтверждающие период службы Кравец В.Г. позволяют подтвердить период службы в <данные изъяты>: в послужном списке личного дела Кравца В.Г. имеются записи с указанием наименования должности, дат и номеров приказов о его назначении на соответствующие должности, материалы увольнения из <данные изъяты> (копия приказа об увольнении, трудовая книжка, копия послужного списка из личного дела) (л.д. 81 т 1)
Позиция МВД России по РК заключается в том, что период службы Кравец В.Г. в органах внутренних дел Украины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может исчисляться в льготном порядке при установлении ему пенсии по выслуге лет, поскольку данные периоды в послужном списке указывались <данные изъяты> календарно. По смыслу пункта 2 Указа Президента РФ №194 от 31.03.2014 года полежит сохранению выслуга лет, исчисленная в установленном порядке на день поступления на службу в соответствующий федеральный орган. Данным нормативным актом не предусмотрена и не гарантируется возможность сохранения сотрудникам не учтенных в установленном порядке периодов службы и иной деятельности органами государственной власти Украины. При увольнении из <данные изъяты> Кравцу В.Г. вообще не была объявлена выслуга лет. Вместе с тем, имеются подписи Кравца В.Г. об ознакомлении с периодами службы и порядком их исчисления ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. При расчете выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам, проходившим по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ службу в <данные изъяты> сохранение выслуги лет осуществляется при наличии соответствующих записей в их личных делах о периодах службы на льготных условиях с указанием нормативно- правовых актов Украины. При поступлении на службу ДД.ММ.ГГГГ, а также в период ее прохождения – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Кравец В.Г. был ознакомлен под подпись с послужным списком личного дела, в котором отсутствовали периоды работы, учтенные в льготном исчислении. <данные изъяты> правопреемником ликвидированного в 2014 году <данные изъяты> не является, и соответственно не имеет полномочий на иной перерасчет выслуги лет истца, который был произведен (л.д. 32, 97 т. 1)
В сохранившейся копии послужного списка Кравца В.Г., составленного в период <данные изъяты>, последняя запись о работе - с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65 т 1). Сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ Отдела кадрового обеспечения <данные изъяты> Кравцу В.Г. направлены трудовая книжка от ДД.ММ.ГГГГ и приказ от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении со службы с ДД.ММ.ГГГГ за дискредитацию. (л.д. 73- 74 т 1)
ДД.ММ.ГГГГ Государственным Советом Республики Крым было принято Постановление от N 1745-6/14 «О независимости Крыма». В соответствии с пунктами 3, 5 названного Постановления, деятельность государственных органов Украины на территории Крыма прекращается, их полномочия переходят к государственным органам Республики Крым, определенным Правительством Республики Крым; все учреждения, предприятия и иные организации, учрежденные Украиной или с ее участием на территории Крыма, становятся учреждениями, предприятиями и иными организациями, учрежденными Республикой Крым.
Судебная коллегия полагает, что приказ МВД Украины от 16.05.2014 года об увольнении Кравца В.Г. со службы с ДД.ММ.ГГГГ не имеет правового значения для определения выслуги лет истца, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ территориальные подразделения органов исполнительной власти Украины на территории РК не действовали; Кравец В.Г. в соответствии с временным штатным расписанием Симферопольского ЛО МВД России на транспорте, утвержденным приказом от 26 марта 2014года №187, продолжал, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ проходить службу в должности <данные изъяты>, за что ему выплачивалось денежное довольствие, и в дальнейшем было реализовано преимущественное право поступления на службу в федеральные органы. Ознакомление Кравца В.Г. с выслугой лет ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ не содержит указание на то, что данная выслуга исчисляется для целей определения момента выхода на пенсию..
Таким образом, органами МВД Украины не определялась для целей увольнения и пенсионного обеспечения продолжительность выслуги лет Кравца В.Г; истец по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ являлся лицом, которому должна быть исчислена выслуга лет в связи с первичным назначением пенсии; при исчислении данной выслуги лет должны быть учтены предусмотренные федеральным законодательством особенности пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, проживавших на территории РК; вопрос об исчислении выслуги лет на протяжении всей службы в <данные изъяты> обоснованно Кравцом В.Г. не инициировался, так как исчисление выслуги лет производится при первичном назначении пенсии и в дальнейшем не пересматривается (органами внутренних дел Украины Кравцу В.Г. определялась лишь продолжительность выслуги для денежной надбавки, что исчисляется в ином порядке).
Кравец В.Г. не относится к гражданам, проходившим службу в иностранном государстве, а является лицом, относящимся к отдельной категории граждан Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, которым гарантировано сохранение ранее приобретенной выслуги лет в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права (Федеральным законом N 398-ФЗ и Указом Президента РФ от 31.03.2014 N 194 "О мерах по обеспечению социальных гарантий отдельным категориям граждан, проходящих службу на территориях Республики Крым и г. Севастополя").
МВД по РК и МВД РФ (в лице представителя) в дополнениях к апелляционной жалобе признали то обстоятельство, что в нарушение Порядка подтверждения стажа службы (выслуги лет) гражданам РФ, ранее состоявшим на службе в органах внутренних дел, органах и подразделениях налоговой милиции Украины», утвержденного приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, при приеме Кравца В.Г. на службу в <данные изъяты> не было подготовлено заключение о подтверждении отдельных периодов службы ; не проведена по данному вопросу аттестационная комиссия; не издавался приказ о подтверждении стажа службы (выслуги лет), с которым Кравца В.Г. обязаны были ознакомить под роспись при приеме на службу в федеральные органы и в дальнейшем учитывать при исчислении суммарной продолжительности выслуги (л.д. 211 том 2)
По смыслу части 2 ст. 68 ГПК РФ, письменно изложенное признание стороной обстоятельств, на которые другая сторона основывает свои требования, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Кравец В.Г. уволен по выслуге лет с должности <данные изъяты>. Приказ № л/с о увольнении издан <данные изъяты>, в котором указано о выслуге лет на день увольнения в календарном исчислении 29 лет 5 дней; льготное исчисление отсутствует (л.д. 5 т. 1). При этом, МВД по РК, издавая приказ об увольнении, не проверило соблюдение порядка исчисления выслуги с учетом особенностей пенсионного обеспечения на территории РК, в частности не была дана оценка тому факту, что на момент поступления Кравца В.Г. в федеральные органы, в установленном законом порядке не была исчислена выслуга лет, в том числе для целей пенсионного обеспечения в дальнейшем, и не была объявлена Кравцу В.Г.
По смыслу пункта 2 Указа Президента РФ от 31.03.2014 N 194 "О мерах по обеспечению социальных гарантий отдельным категориям граждан, проходящих службу на территориях Республики Крым и г. Севастополя", военнослужащим и сотрудникам сохраняется выслуга лет (стаж службы), которая была исчислена в установленном порядке на день поступления на службу в соответствующий федеральный государственный орган.
При поступлении Кравца В.Г. на службу в федеральный государственный орган в соответствии с контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, и при его увольнении приказом <данные изъяты>, ему должна определяться выслуга лет в том порядке, который установлен с целью обеспечения социальных гарантий.
Таким образом, при первичном назначении пенсии Кравцу В.Г., уполномоченным на это органом – МВД по РК неверно определена выслуга лет в льготном исчислении. На ответчика МВД по РК должна быть возложена обязанность по восстановлению нарушенного права истца. Составление расчетов выслуги лет Управлением МВД России по гор. Симферополю; невыполнение Крымским ЛУ МВД России обязанности по установлению выслуги лет при приеме истца на службу в федеральные органы, хотя и повлекли неправомерность действий МВД по РК, однако не являются прямым, непосредственным нарушения прав истца, уволенного со службы приказом МВД по РК, которым окончательно определена выслуга лет.
Доводы ответчиков о том, что МВД по РК не является правопреемником ликвидированного в 2014 году ГУ МВД Украины в АРК, и следовательно - не имеет полномочий на иной перерасчет выслуги лет истца, нежели органами МВД Украины определена ««установленная выслуга лет» при «первичном назначении пенсии за выслугу лет» в соответствии с национальным законодательством Украины, не имеют правового значения для возникшего спора, поскольку Кравец В.Г. в промежуток времени (переходный период на территории РК) с 16 марта 2014 года и вплоть до принятия на службу в федеральные органы осуществлял свои должностные обязанности в созданных на территории РК правоохранительных органах; получал за это денежное довольствие. Обратное, то есть факт осуществление Кравцом В.Г. службы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ на территории Украины в органах государственной власти Украины, ответчики не доказали, а напротив, подтвердили специальный статус истца, как лица, на которое распространяются положения п. 10 ст. 7 ФКЗ № 6-ФКЗ, ФЗ № 398-ФЗ, Указа Президента РФ №.
МВД по РК, как орган, осуществляющий в соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел по Республике Крым, утвержденным приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, пенсионное обеспечение граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, в данном случае обязан не произвести перерасчет установленной органами МВД Украины выслуги лет в связи уходом истца на пенсию, а произвести расчет выслуги лет истцу с сохранением социальных гарантий, при первичном назначении пенсии.
Что касается требований истца о возложении на МВД по РК обязанности включить в стаж службы в органах внутренних дел РФ период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, они также подлежат удовлетворению, исходя из вышеизложенных фактических обстоятельств. Согласно заключения комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ период службы Кравца В.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (он входит в периоде «с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года») зачтен в стаж для выплаты процентной надбавки за выслугу лет (л.д. 9 т 1). В указанный период Кравец В.Г. фактически исполнял свои служебные обязанности и получал денежное довольствие за указанный период, что подтверждается также письмом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №.(л.д. 17 -19 т 1)
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 января 2024 года отменить, иск Кравец Василия Григорьевича к Министерству внутренних дел по Республике Крым о возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить
Возложить на Министерство внутренних дел по Республике Крым обязанность включить в стаж прохождения Кравец Василием Григорьевичем службы в органах внутренних дел Российской Федерации период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на Министерство внутренних дел по Республике Крым обязанность включить в стаж службы, в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора месяца, период службы Кравец Василия Григорьевича с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>
Председательствующий:
Судьи: