Решение по делу № 2а-205/2021 от 19.03.2021

Дело № 2а-205/2021

УИД 25RS0026-01-2021-000424-08

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт Лучегорск                                                        07 мая 2021 года

Пожарский районный суд Приморского края в составе судьи Калашник Н.Н, при секретаре Кручина А.В., с участием:

административного истца главы администрации Светлогорского сельского поселения Тренина П.В. и его представителя Бирюкова А.С.,

    административного ответчика председателя муниципального комитета Светлогорского сельского поселения Тююшева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района к Муниципальному комитету Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района об оспаривании решения муниципального комитета,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района обратилась в суд с названным административным исковым заявлением к Муниципальному комитету Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района, в котором, указала, что 28.12.2020 г. глава Светлогорского сельского поселения обратился в муниципальный комитет Светлогорского сельского поселения с просьбой организовать и провести публичные слушания по вопросу преобразования Пожарского муниципального района в Пожарский муниципальный округ путем объединения всех поселений, с целью выявления и учета мнения населения Светлогорского сельского поселения, на которое 30.12.2020 г. был получен ответ о том, что инициатором публичных слушаний может выступить глава поселения. Постановлением администрации Светлогорского сельского поселения от 18.01.2021 г. № 1 на 05.02.2021 г. были назначены публичные слушания по вопросу объединения всех поселений, входящих в состав Пожарского муниципального района и наделения вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа, которое было опубликовано в «Вести Светлогорья» № 43 (199) от 18.01.2021 г., на официальном сайте администрации Светлогорского сельского поселения и размещено на информационных стендах, а также проведены организационные мероприятия по подготовке и проведению публичных слушаний. 05.02.2021 г. на территории Светлогорского сельского поселения состоялись публичные слушания, по итогам которых жители с. Светлогорье большинством голосов высказали свое согласие на объединение всех поселений, входящих в состав Пожарского муниципального района, и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Пожарского муниципального округа. На публичных слушаниях было принято решение рекомендовать муниципальному комитету Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района принять нормативный правовой акт муниципального комитета Светлогорского сельского поселения «О согласии на объединение всех поселений, входящих в состав Пожарского муниципального района и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Пожарского муниципального округа», в связи с чем 08.02.2021 г. необходимые документы были направлены в муниципальный комитет Светлогорского сельского поселения. 15.02.2021 г. получено письмо от председателя муниципального комитета Светлогорского сельского поселения о невозможности рассмотрения представленного проекта муниципального правового акта в виду нарушения процедуры принятия МПА. Глава поселения 16.02.2021 г. дополнительно направил в муниципальный комитет Светлогорского сельского поселения проект муниципального правового акта для рассмотрения на внеочередном заседании муниципального комитета. 25.02.2021 г. состоялось заседание муниципального комитета Светлогорского сельского поселения, на котором приняли участие 9 депутатов из 10, было принято решение об отказе в рассмотрении представленного главой Светлогорского сельского поселения МПА, в виду неправомочности инициации главой поселения вопроса о согласии на объединение всех поселений, входящих в состав Пожарского муниципального района, и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Пожарского муниципального округа без инициации этого вопроса Думой Пожарского муниципального района. Административный истец, ссылаясь на ст. 130 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 13, 28, 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», считает, что принятие представительным органом Светлогорского сельского поселения решения, не учитывающего выраженное мнение населения путем голосования, является нарушением требований о необходимости учета мнения населения поселения, выраженного в установленной форме (через представительный орган муниципального образования) и необходимого при проведении указанных территориальных изменений. Просит суд признать незаконным и отменить решение муниципального комитета Светлогорского сельского поселения от 25 февраля 2021 года № 0601, обязать муниципальный комитет Светлогорского сельского поселения принять решение, учитывающее выраженное мнение населения Светлогорского сельского поселения, на внеочередном заседании муниципального комитета в течение 7 дней после вступления решения Пожарского районного суда Приморского края в законную силу.

Определением суда от 14.04.2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Дума Пожарского муниципального района Приморского края.

Административный истец глава администрации Светлогорского сельского поселения Тренин П.В. и его представитель Бирюков А.С. в судебном заседание заявленные требования уточнили, просят признать незаконным и отменить решение муниципального комитета Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района от 25.02.2021 г. № 0601, обязать ответчика рассмотреть проект МПА главы Светлогорского сельского поселения и принять решение, которое будет учитывать выраженное мнение населения Светлогорского сельского поселения, на внеочередном заседании муниципального комитета в течение 7 дней после вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика Муниципального комитета Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района Тююшев А.А. полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, просит в удовлетворении требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Думы Пожарского муниципального района Приморского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, ходатайств не заявляли, направили отзыв, в котором указано, что возможность преобразования Светлогорского сельского поселения установлена Уставом Светлогорского сельского поселения. В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 14 Устава Светлогорского сельского поселения на публичные слушания должны в обязательном порядке выноситься вопросы преобразования муниципального образования. В связи с чем, решение муниципального комитета об отказе в рассмотрении представленного главой Светлогорского сельского поселения муниципального правового акта ввиду неправомочности инициации главой поселения вопроса о согласии на объединение всех поселений, входящих в состав Пожарского муниципального района, и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Пожарского муниципального округа без инициации этого вопроса Думой Пожарского муниципального района, не основан на законе. Поддерживают доводы главы и администрации Светлогорского сельского поселения, изложенные в административном исковом заявлении об оспаривании решения муниципального комитета Светлогорского сельского поселения. На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (ст. 131 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены положениями Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

В силу Федерального закона № 131-ФЗ городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Преобразованием муниципальных образований является, в том числе, объединение муниципальных образований. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с названным выше Федеральным законом. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, и влечет наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа. При этом если население двух и более поселений не выразило в установленной форме своего согласия на объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, такое объединение не осуществляется. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились, а также указанные поселения утрачивают статус муниципального образования (статья 2, часть 1, 2 и 3.1-1 статьи 13); структуру органов местного самоуправления составляет, в том числе, глава муниципального образования (часть 1 статьи 34); вопросы о преобразовании муниципального образования должны выноситься на публичные слушания (пункт 4 части 3 статьи 28).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 28.12.2020 г. глава Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района Тренин П.В. обратился в муниципальный комитет Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района с целью выявления и учета мнения населения Светлогорского сельского поселения по вопросу преобразования Светлогорского сельского поселения и других сельских поселений Пожарского муниципального района путем их объединения в Пожарский муниципальный округ, с просьбой организовать и провести публичные слушания по данному вопросу.

Из ответа председателя муниципального комитета Тююшева А.А. от 30.12.2020 г., следует, что согласно п. 2 ст. 14 Устава муниципального образования Светлогорское сельское поселение, публичные слушания по вопросу преобразования поселения (п.п. 4 п. 3 ст. 14 Устава) может инициировать глава Поселения.

В соответствии с постановлением главы Светлогорского сельского поселения от 18.01.2021 г. № 1 на 05.02.2021 г. было назначено проведение публичных слушаний с целью выявления и учета мнения населения о преобразовании Пожарского муниципального района в Пожарский муниципальный округ.

Данное постановление было опубликовано в газете «Вести Светлогорья» № 43 (199) от 18.01.2021 г., на официальном сайте администрации Светлогорского сельского поселения и размещено на информационных стендах, а также проведены организационные мероприятия по подготовке и проведению публичных слушаний.

05.02.2021 г. на территории Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района состоялись публичные слушания, по итогам которых жители с. Светлогорье большинством голосов высказали свое согласие на объединение всех поселений, входящих в состав Пожарского муниципального района и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Пожарского муниципального округа. На публичных слушаниях было принято решение рекомендовать муниципальному комитету Светлогорского сельского поселения принять нормативный правовой акт муниципального комитета Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района «О согласии на объединение всех поселений, входящих в состав Пожарского муниципального района и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Пожарского муниципального округа».

08.02.2021 г. документы по проведенным публичным слушаниям вместе с проектом муниципального правового акта Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района «О согласии на объединение всех поселений, входящих в состав Пожарского муниципального района и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Пожарского муниципального округа» были направлены в муниципальный комитет Светлогорского сельского поселения.

Из письма председателя муниципального комитета Светлогорского сельского поселения от 15.02.2021 г. следует, что муниципальным комитетом не может быть рассмотрен представленный муниципальный правовой акт после процедуры публичных слушаний в виду нарушения процедуры принятия муниципальных правовых актов. Муниципальный комитет готов рассмотреть проект представленного муниципального правового акта в первом чтении и принять по нему Решение, в случае оформления и представления его в порядке, указанном в Положении о публичных слушаниях в муниципальном образовании Светлогорское сельское поселение №1 от 15.09.2006 г., Регламенте муниципального комитета Светлогорского сельского поселения №19 от 06.11.2007 г., Уставе муниципального образования Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района №3 от 21.09.2005 г.

16.02.2021 г. глава Светлогорского сельского поселения Тренин П.В. дополнительно направил в муниципальный комитет Светлогорского сельского поселения проект муниципального правового акта Светлогорского сельского поселения «О согласии на объединение всех поселений, входящих в состав Пожарского муниципального района и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Пожарского муниципального округа» для рассмотрения на внеочередном заседании муниципального комитета.

Решением муниципального комитета Светлогорского сельского поселения № 0601 от 25 февраля 2021 года было отказано в рассмотрении представленного главой Светлогорского сельского поселения муниципального правового акта в виду неправомочности инициации главой поселения вопроса о согласии на объединение всех поселений, входящих в Пожарский муниципальный район, во вновь образующееся муниципальное образование со статусом Пожарского муниципального округа без инициации этого вопроса Думой Пожарского муниципального района.

Полагая свои права нарушенными тем, что муниципальным комитетом было отказано в рассмотрении представленного главой поселения МПА по указанным основаниям, глава администрации Светлогорского сельского поселения обратился в суд с настоящим административным иском.

Решением муниципального комитета Светлогорского сельского поселения № 3 от 21.09.2005 г. принят Устав муниципального образования Светлогорское сельское поселение (далее – Устав).

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 23 Устава, вопрос преобразования поселения отнесен к полномочиям представительного органа поселения.

В соответствии со ст. 20 Устава представительным органом поселения является муниципальный комитет Светлогорского сельского поселения.

Согласно п. 3.1-1 ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ, объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, и влечет наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа.

Частью 1 ст. 26 Устава установлено, что глава поселения является высшим должностным лицом поселения и наделяется настоящим Уставом в соответствии с федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Статьей 27 Устава предусмотрены полномочия главы поселения и главы поселения – как главы администрации поселения, в соответствии с которыми глава поселения, в том числе, вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа поселения; обладает правом внесения в представительный орган поселения проектов нормативных правовых актов представительного органа поселения. Глава поселения осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами Приморского края, настоящим Уставом.

Главой администрации поселения является глава поселения (ч. 2 ст. 29 Устава).

На основании распоряжения № 22 от 28.09.2017 г. Тренин П.В. вступил в должность главы Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района.

Согласно ч. 4 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании Светлогорское сельское поселение принято Решением № 1401 от 15.09.2006 г. муниципального комитета Светлогорского сельского поселения.

Целями проведения публичных слушаний в статье 2 указанного Положения являются, в том числе, выявление общественного мнения по теме и вопросам, выносимым на публичные слушания; подготовка предложений и рекомендаций по обсуждаемой проблеме.

В соответствии с пп. 4 ч. 3.2 ст. 3 Положения на публичные слушания в обязательном порядке выносятся вопросы о преобразовании поселения.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, муниципального комитета муниципального образования Светлогорское сельское поселение и главы муниципального образования Светлогорское сельское поселение (ч. 4.1 ст. 4 Положения).

Как установлено в судебном заседании, муниципальный комитет Светлогорского сельского поселения не стал выступать с инициативой проведения публичных слушаний по выяснению мнения населения по вопросу преобразования муниципального образования, с такой инициативой в рамках своих полномочий выступил глава поселения, при этом главой поселения соблюден порядок инициирования и проведения публичных слушаний по вопросу преобразования муниципального образования, доказательств иного суду не представлено.

Документы, составленные по итогам проведения публичных слушаний, были направлены в муниципальный комитет Светлогорского сельского поселения, вместе с выраженным мнением населения по вопросу преобразования муниципального образования, а также проектом муниципального правового акта главы Светлогорского сельского поселения «О согласии на объединение всех поселений в состав Пожарского муниципального района и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Пожарского муниципального округа».

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что выявление и учет мнения представительного органа муниципального района по вопросу объединения всех поселений в составе муниципального района в муниципальный округ законом не предусмотрен, на публичных слушаниях население Светлогорского сельского поселения выразило мнение по указанному вопросу, глава поселения в пределах своей компетенции направил в муниципальный комитет Светлогорского сельского поселения проект муниципального правового акта «О согласии на объединение всех поселений в состав Пожарского муниципального района и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Пожарского муниципального округа» для рассмотрения и принятия решения представительным органом Светлогорского сельского поселения в соответствии с ч. 3.1-1 ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что отказ в рассмотрении представленного главой поселения муниципального правового акта в виду неправомочности инициации главой поселения вопроса о согласии на объединение всех поселений, входящих в Пожарский муниципальный район, во вновь образующееся муниципальное образование со статусом Пожарского муниципального округа без инициации этого вопроса Думой Пожарского муниципального района не обоснован, противоречит закону, нарушает права административного истца, в связи с чем решение муниципального комитета Светлогорского сельского поселения Пожарского района № 0601 от 25.02.2021 г. следует признать незаконным и отменить.

В силу положений п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Как следует из Регламента муниципального комитета Светлогорского сельского поселения, принятого муниципальным комитетом Светлогорского сельского поселения 13.10.2007 года, очередные заседания комитета созываются председателем комитета по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, решение о дате созыва должно быть принято не менее чем за семь рабочих дней до его принятия (ч. 1 ст. 14). Внеочередное заседание комитета созывается председателем комитета по собственной инициативе, по инициативе главы МО, либо по инициативе не менее трех депутатов комитета, а также по требованию не менее 25 жителей МО, обладающих избирательным правом, в срок до семи дней с момента поступления требования, содержащего вопросы повестки заседания и обоснование причины необходимости проведения внеочередного заседания (ч. 1 ст. 15).

Поскольку судом признано незаконным и отменено решение муниципального комитета Светлогорского сельского поселения №0601 от 25.02.2021 г., с учетом необходимости устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, принимая во внимание положения п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, Регламента муниципального комитета Светлогорского сельского поселения, суд находит подлежащим удовлетворению требование о возложении на административного ответчика обязанности по рассмотрению проекта муниципального правового акта главы Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района «О согласии на объединение всех поселений в состав Пожарского муниципального района и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Пожарского муниципального округа» и принятии решения, которое будет учитывать выраженное мнение населения Светлогорского сельского поселения, на внеочередном заседании муниципального комитета в течение 7 дней после вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 226, 227 КАС РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Администрации Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района к Муниципальному комитету Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района об оспаривании решения муниципального комитета удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Муниципального комитета Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района от 25 февраля 2021 года № 0601.

Возложить на Муниципальный комитет Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района обязанность рассмотреть проект муниципального правового акта главы Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района «О согласии на объединение всех поселений в состав Пожарского муниципального района и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Пожарского муниципального округа» и принять решение, которое будет учитывать выраженное мнение населения Светлогорского сельского поселения, на внеочередном заседании муниципального комитета в течение 7 дней после вступления решения суда в законную силу, о чем в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца. Жалоба подлежит подаче через Пожарский районный суд.

Мотивированное решение составлено 24.05.2021 года.

                Судья                  Калашник Н.Н.

2а-205/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Светлогорского сельского поселения
Ответчики
Муниципальный комитет Светлогорского сельского поселения
Другие
Дума Пожарского муниципального района Приморского края
Суд
Пожарский районный суд Приморского края
Судья
Калашник Н.Н.
Дело на странице суда
pozharsky.prm.sudrf.ru
19.03.2021Регистрация административного искового заявления
19.03.2021Передача материалов судье
22.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.04.2021Подготовка дела (собеседование)
07.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2021Судебное заседание
29.04.2021Подготовка дела (собеседование)
29.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2021Судебное заседание
24.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее