Дело № 2-96/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Юрья Кировской области 05 марта 2018 года
Юрьянский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Гурова А.Н.,
при секретаре Чупраковой О.А.,
с участием истца Фёдоровой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фёдоровой Т.Е. к КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Юрьянском районе» о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и возложении обязанности по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л:
Фёдорова Т.Е. обратилась в суд с иском к КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Юрьянском районе» о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и возложении обязанности по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований указала, что 19.01.2018 г. она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства по адресу: <адрес>.
29.01.2018 г. ответчиком отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на том основании, что у нее отсутствует постоянная регистрация по указанному адресу, по месту пребывания субсидия не предоставляется.
Считает отказ в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным, поскольку имеет постоянную регистрацию по месту жительства своих родителей по адресу: <адрес>, но в данном жилом помещении не проживает. Вместе со своей семьей она проживает на основании договора найма жилого помещения № 34 от 23.09.2013 г. по адресу: <адрес>, по данному адресу имеет временную регистрацию, несет расходы по оплате коммунальных услуг, поэтому в соответствии с законом имеет право на получение субсидии.
Просит признать незаконным отказ ответчика в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и обязать ответчика предоставить ей субсидию по месту пребывания: <адрес>, с 01.01.2018 г.
В судебном заседании истец Фёдорова Т.Е. иск поддержала по основаниям, изложенным в нем, суду пояснила, что фактически они с мужем и двумя дочерьми проживают в <адрес>, пользуются коммунальными услугами по центральному отоплению, электричеству, водо и газоснабжению. По месту постоянной регистрации ни она, ни муж субсидию не получают.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Направил в адрес суда возражения на исковое заявление, указал, что исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг и совокупного дохода семьи истец имеет право на получение субсидии, но не с 01.01.2018 г., как просит истец, а с 01.02.2018 г., поскольку она обратилась в КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Юрьянском районе» 19.01.2018 г. Тогда как в силу п. 44 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761, при предоставлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 данных Правил с 1-ого по 15-е число субсидия предоставляется в 01 числа этого месяца, а при предоставлении указанных документов с 16-ого числа до конца месяца – с 1-ого числа следующего месяца. Однако, поскольку действующим законодательством не предусмотрено предоставление субсидии по месту пребывания, а регистрации по месту жительства истец не имеет, считает решение законным и просит в иске отказать. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
При наличии данных обстоятельств, суд определил: рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является одной из мер по реализации гарантий социальной защиты.
В соответствии со статьей 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.
Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано статьей 159 ЖК РФ.
Согласно частям 2 и 3 статьи 159 ЖК РФ право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
На основании части 7 статьи 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 года № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 2 данных Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Закона Кировской области от 17.09.2005 № 362-ЗО «Об установлении областного стандарта нормативной площади жилого помещения» областной стандарт нормативной площади жилого помещения устанавливается в размере: 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного члена семьи из трех и более человек; 21 квадратный метр – на одного члена семьи из двух человек; 33 квадратных метра – на одиноко проживающего человека.
Постановлением Правительства Кировской области от 20.11.2017 г. № 81-П установлены размеры областных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг по муниципальным образованиям области с 01.09.2017г.
Согласно данному постановлению по ЗАТО Первомайский размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для пользователей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов на одного члена семьи из трех и более человек составил 3679 руб. 47 коп.
Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005 № 541 установлен федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процентов.
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» Министерству регионального развития Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручено утвердить методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Приказом Министерства регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.05.2006 г. № 58/403 утверждены Методические рекомендации по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением Верховного Суда РФ от 09.10.2015 г. № АКПИ15-885, положения п. 7.3, 24, 25 Методических рекомендаций, касающиеся предоставления субсидии при наличии регистрации по месту постоянного жительства, в жилом помещении, для оплаты которого гражданин обращается за субсидией, признаны недействующими со дня принятия.
В судебном заседании установлено, что Фёдорова Т.Е., ее муж Ф.А.Е. и их несовершеннолетние дети зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с 09.10.2013 г. (несовершеннолетняя Ф.В.А. – с 07.04.2014 г) по 08.10.2018 г. (л.д. 13, 14). Данным жилым помещением они пользуются на основании договора найма служебного жилого помещения № 34 от 23.09.2013 г., заключенного на время трудовых отношений (л.д. 10).
Как следует из представленных документов, совокупный среднемесячный доход семьи истца за период с июля по декабрь 2017 г., т.е. за 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения с заявлением, составил <данные изъяты>
Исходя из регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, который для пользователи жилых помещений муниципального жилищного фонда ЗАТО Первомайский на одного члена семьи из трех и более человек составил 3679 руб. 47 коп., совокупного дохода семьи, расходов, понесенных истцом на оплату жилищно-коммунальных услуг (л.д. 18-21), истец имеет право на получение субсидии.
Фёдорова Т.Е. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии 19.01.2018 г.
Ответчиком 29.01.2018 г. в предоставлении субсидии было отказано на основании того, что субсидия предоставляется гражданину, владеющему и пользующемуся жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства. Поскольку Фёдорова Т.Е. зарегистрирована по данному адресу по месту пребывания, субсидия ей не может быть предоставлена (л.д. 24).
Суд не может согласиться с доводами ответчика по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ.
Местом жительства гражданина, исходя из положений ст. 20 Гражданского кодекса РФ понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В Законе Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» даны определения понятий места пребывания и места жительства.
При этом под местом пребывания подразумевается временное пребывание гражданина в различного рода учреждениях (в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, медицинских и других подобных учреждениях), а также в жилых помещениях, не являющихся местом жительства гражданина РФ.
Под местом жительства подразумевается постоянное или преимущественное проживание гражданина в жилых помещениях (жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение) в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Проанализировав приведенные нормы, суд приходит к выводу о том, что регистрация не входит в понятие «место жительства», не может служить условием для реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, законами субъектов РФ.
Регистрация по месту жительства носит уведомительный характер, является актом административного характера и не свидетельствует об отсутствии либо наличии права пользования жилым помещением.
Судом установлено, что истец Фёдорова Т.Е. владеет и пользуется жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, по договору служебного найма. По адресу этого жилого помещения она зарегистрирована, указанное жилое помещение является местом ее постоянного жительства, по которому истец оплачивает жилищно-коммунальные услуги.
По месту постоянной регистрации по адресу: <адрес>, истец получателем субсидии не является (л.д. 25). Также не является получателем субсидии ее муж по месту его постоянной регистрации по адресу: <адрес>.
Правовое значение при решении вопроса о праве на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют факты постоянного проживания и пользования жилым помещением.
Данные факты установлены судом при рассмотрения настоящего дела.
При этом положения ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 и Методические рекомендации по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не содержат запрета на возможность предоставления субсидии гражданам, имеющим на нее право, на жилое помещение в котором они постоянно проживают и пользуются им.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что факт незаконного отказа в предоставлении Фёдоровой Т.Е. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг нашел свое подтверждение.
Вместе с тем, согласно п.44 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при представлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.
Учитывая, что истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии 19-ого января 2018 г., она имеет право на получение субсидии со следующего месяца, т.е. с февраля 2018 г. Поэтому ее исковые требования о возложении на ответчика обязанности предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг подлежат удовлетворению частично - с 01.02.2018 г.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Фёдоровой Т.Е. к КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Юрьянском районе» удовлетворить.
Признать незаконным отказ КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Юрьянском районе» в предоставлении Фёдоровой Т.Е. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Обязать КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Юрьянском районе» предоставить Фёдоровой Т.Е. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>, с 01 февраля 2018 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд, через Юрьянский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья Гуров А.Н.