Решение по делу № 2-24/2019 от 19.11.2018

КОПИЯ


Дело № 2-24/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ишим 09 января 2019 года

Ишимский районный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Мищенко А.А., при секретаре Ивасюк И.С, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-427/2018 по исковому заявлению Администрации Ларихинского сельского поселения к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области о прекращении права собственности на невостребованные земельные доли и признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Ларихинского сельского поселения обратилась суд к ответчикам с иском о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, мотивируя тем, что соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации агропромышленного комплекса» произведена реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, переданы в долевую собственность граждан.

Из содержания заявления следует, что на основании распоряжений администрации участникам долевой собственности выданы свидетельства о праве собственности на земельную долю (долю в праве собственности на земельный участок), о чем свидетельствуют списки собственников земельных долей. Между тем, на протяжении многих лет некоторые из собственников земельных долей не распоряжались ими и не принимали никаких мер по надлежащему использованию находящихся в долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения, что негативно отражается на состоянии сельскохозяйственных угодий. Органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка бывшего АОЗТ «Ларихинское», находящегося в общедолевой собственности граждан, является Администрация Ларихинского сельского поселения, которой в течение 2018 года в рамках заключенного администрацией муниципального контракта от с Муниципальным бюджетным учреждением «Земельно-градостроительная служба Ишимского муниципального района», была проведена соответствующая работа по инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей собственности, определению списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны в установленном порядке невостребованными. В результате инвентаризации установлено, что общий список участников долевой собственности АОЗТ «Ларихинское» составляет 800 человек. Общая площадь земельной доли, предоставленной каждому собственнику земельной доли, составляет 16 га. В земельную долю каждого участника общей долевой собственности входят пашня - площадью 10,0 га, сенокос площадью 2,5 га, пастбище – площадью 3,5 га. Граждан, не получивших свидетельств о праве собственности на земельную долю в Ларихинском сельском поселении нет. В уставный капитал сельскохозяйственных организаций земельные доли, находящиеся в общей долевой собственности, не передавались.

В результате проведенной инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения выявлено 69 невостребованных земельных долей.

Собственник 1 земельной доли умер, не распорядившись своей земельной долей.

В соответствии с п.5 ст.12.1. Закона список невостребованных земельных долей представлен органом местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности. В связи с необходимостью утверждения списка в районной газете «Ишимская правда» от 15.06.2018 г. № 23 было опубликовано информационное сообщение о проведении общего собрания участников долевой собственности на территории Ларихинского сельского поселения с повесткой утверждения списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны в установленном порядке невостребованными. Согласно протоколу общего собрания участников долевой собственности АОЗТ «Ларихинское» от 27.07.2018 г. собрание собственников земельных долей признано неправомочным принимать решения по вопросам повестки дня в связи с отсутствием кворума.

На основании п. 7 ст.12.1 Закона, с даты утверждения списка невостребованных земельных долей земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаны невостребованными.

Ссылаясь на обстоятельства, указанные в исковом заявлении и необходимость возвращения невостребованных земельных долей в хозяйственный оборот, а также правовые основания, предусмотренные ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» истец просил прекратить право собственности на земельную долю размером 16 га каждая в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером признать право собственности муниципального образования Ларихинского сельского поселения Тюменской области на невостребованную земельную долю размером 16 га принадлежащую ФИО2 в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:10:0000000:297.

В суд представитель истца администрации Ларихинского сельского поселения в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении истца о месте и времени рассмотрения дела по существу. До судебного заседания от представителя истца Волковой Ю.Н., действующей на основании доверенности, поступило заявление о рассмотрении дела без ее участия.

В суд представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела по существу.

В суд представитель третьего лица межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Тюменской области не явился, сведения о надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания в деле имеются. До судебного заседания от представителя третьего лица в суд поступило заявление, в котором представитель не возражая против иска просил рассмотреть дело без его участия.

В суд представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица - Ишимского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области не явился, сведения о надлежащем извещении представителя о времени и месте судебного заседания в деле имеются.

В суд представитель привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица - администрации Ишимского муниципального района не явился, сведения о надлежащем извещении представителя о времени и месте судебного заседания в деле имеются. До судебного заседания от представителя администрации Ишимского муниципального района в суд поступило заявление, в котором он, не возражая против иска, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, исследовав представленные доказательства в их совокупности признает иск администрации Ларихинского сельского поселения о прекращении права собственности на невостребованную земельную долю и признании права муниципальной собственности на земельную долю, признанную невостребованной, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Согласно пункт 1 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

В соответствии с пунктами 4, 5 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей ( пункт 6 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ).

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно (пункт 7 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ).

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными (пункт 8 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ).

В суде установлено, что в соответствии с Постановлением Администрации Ишимского муниципального района Тюменской области зарегистрировано АОЗТ «Ларихинское», земельные участки переданы в коллективно-долевую собственность граждан в количестве 800 долей.

Как следует из материалов дела, граждане наделены земельными долями, полученными в результате приватизации сельскохозяйственных земель, проводившихся на основании Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и Постановления Правительства РФ от 04.09.1992 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятии, организаций агропромышленного комплекса", Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N21767 «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России». Согласно свидетельств на право собственности на землю, выданных на основании Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N21767«О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России» и в соответствии с Постановлением администрации Ишимского района №85 от 9 февраля 1993 года, лицо, указанное в исковом заявлении, является участником общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 72:1 0:0000000:297 и правообладателем земельной доли площадью 16 га., в том числе пашня - площадью 10 га., сенокос площадью 2,5 га., пастбище – площадью 3,5га (л.д. )

В соответствии с п. 16 "Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 708, владелец имущественного пая и земельной доли может распорядиться ими следующими способами: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).

Согласно ст. 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Исходя из положений ст. 12.1 Федерального закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

15 июня 2018 года в газете «Ишимская правда» N 23 было опубликовано извещение о проведении общего собрания участников обще-долевой собственности по утверждению списка невостребованных земельных долей. 27.07.2018 года список невостребованных земельных долей был представлен на утверждение общего собрания собственников земельных долей, однако в связи с отсутствием на собрании кворума список невостребованных земельных долей утвержден не был.

В силу вышеприведенных положений закона по истечении четырех месяцев со дня опубликования списка невостребованных земельных долей Администрацией МО Ларихинское сельского поселения было принято постановление об утверждении списка самостоятельно, в который вошла и земельная доля умершего ФИО2

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что порядок признания земельной доли невостребованной, определенный положениями статьей 12.1Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ, истцом был соблюден.

Как следует из материалов дела и подтверждается представленными доказательствами, на основании распоряжений администрации участникам долевой собственности выданы свидетельства о праве собственности на земельную долю (долю в праве собственности на земельный участок), о чем свидетельствуют списки собственников земельных долей, в том числе ФИО2.

В суде установлено и не оспаривается истцом, что в отношении умершего ФИО2 сведений о заведении наследственного дела не имеется (л.д. 67)

Таким образом, учитывая, что ответчик - Управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области и наследники умершего Корзан Ю.Н. наследственных прав в отношении принадлежащих ему земельной доли не оформляли, не выражали каким либо образом намерения распорядиться земельной долей и не использовали земельную долю по назначению более трех лет подряд, данные обстоятельства свидетельствует о невостребованности указанной земельной доли.

В соответствии с п. 8 ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном названной статьей порядке невостребованными.

Согласно ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Иное выморочное имущество (не являющееся жилым помещением) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Из разъяснений, содержащихся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что на основании п. 2 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом ( п. 5.35Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно п. 50 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст.1151ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Вместе с тем, Федеральный закон от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", регулирующий отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, не содержит запрета на признание за органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.

Исходя из анализа изложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что, согласно действующему законодательству, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом, в том числе с невостребованными земельными долями, возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым так же относится ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области является надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям в отношении земельной доли умершего ФИО2

Судом установлено и не оспорено ответчиком, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области при соблюдении истцом процедуры признания спорной земельной доли невостребованной по правилам ст. 12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", не заявило своих прав на указанные земельные доли. Спорное имущество до настоящего времени в реестре федерального имущества не учтено, свидетельства о праве на выморочное имущество налоговым органом не получены, следовательно, Российская Федерация не приняла данное имущество в собственность в установленном законом порядке по правилам, установленным для выморочного имущества.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Администрации Ларихинского сельского поселения в отношении земельной доли умершего ФИО2 размером 16 га., поскольку истцом указанная земельная доля обоснованно признана невостребованной с соблюдением положений Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который предусматривает право органа местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, обратиться в суд с такими требованиями.

Исходя из изложенной правовой позиции и руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Администрации Ларихинского сельского поселения к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тюменской области о прекращении права собственности на невостребованные земельные доли и признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными удовлетворить.

Прекратить право собственности на земельную долюразмером 16 га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровыми номером , принадлежащую ФИО2

Признать право собственности Муниципального образования Ларихинское сельское поселение Тюменской области на земельную долю в размере 16 га., принадлежащую на праве собственности ФИО2 на основании свидетельства , в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ишимский районный суд Тюменской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись А.А. Мищенко

2-24/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Ларихинского сельского поселения
Ответчики
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ТО
Другие
Межрайонная ИФНС России №12 по ТО
Ишимский отдел УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по ТО
Администрация Ишимского муниципального района
Суд
Ишимский районный суд Тюменской области
Судья
Мищенко Александр Анатольевич
Дело на странице суда
ishimsky.tum.sudrf.ru
19.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.11.2018Передача материалов судье
20.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.12.2018Подготовка дела (собеседование)
07.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.01.2019Судебное заседание
09.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.02.2019Дело оформлено
12.02.2019Дело передано в архив
08.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.04.2020Передача материалов судье
08.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2020Подготовка дела (собеседование)
08.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2020Дело оформлено
08.04.2020Дело передано в архив
09.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее